Роль консилиума как формы управления образовательной средой школы

Обновлено: 25.06.2024

Согласно Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее – ППк), цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк).

Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.

Для принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выявления трудностей в освоении ими образовательных программ, разработки рекомендаций, консультирования участников образовательных отношений, оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым специалистом ППк проводится обследование обучающихся.

Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). Обследование обучающихся специалистами ППк осуществляется бесплатно.

Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.

На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).

Каждый специалист ППк по данным обследования составляет заключение и разрабатывают рекомендации.

Результаты обследования ребенка каждым специалистом обсуждаются на заседании ППк.

Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.

По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания, а до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, — не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС.

Плановые заседания ППк проводятся для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Внеплановые — при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.

Что могут включать рекомендации ППк?

Согласно Положению, рекомендации ППк по организации психолого- педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ могут включать:

при наличии рекомендаций ПМПК:

разработку адаптированной основной общеобразовательной программы, индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника) для обучающегося, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе, другие условия в рамках компетенции образовательной организации;

на основании медицинского заключения:

условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: дополнительный выходной день; организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки; предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника); другие условия в рамках компетенции образовательной организации;

для обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:

проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия в рамках компетенции образовательной организации.

Примечание

Согласно положению, специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется образовательной организацией самостоятельно.

Справочно

В толковом словаре С.И. Ожегова консилиум трактуется как совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способов лечения.

Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Источник:

Педагогический консилиум – организационная форма взаимодействия педагогического коллектива, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. (Приложение 1).

Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика (класса, параллели) разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития. (Слайд 1)

  • -психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые обладают большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;
  • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
  • объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
  • наметить программу индивидуального развития ученика;
  • распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику (классу, параллели).

Мы обращаемся к данной организационной форме взаимодействия с педколлективом при обсуждении проблем адаптации, связанных с переходом учащихся 4-х классов на раннее предметное обучение, т.к. организация перехода из начального в среднее звено (а в наших условиях – на раннее предметное обучение) традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации – одним из труднейших периодов школьного обучения. (Слайд 2).

  • обсуждение состояния адаптации учащихся 4-х классов;
  • коллективное изучение трудностей обучения 4-классников;
  • выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, преподающих в классе;
  • разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин как в отношении класса в целом, так и в отношении отдельных учащихся.

В соответствии с этим разрабатывается программа консилиума. (Слайд 3).

  • администрация;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учителя начальной школы, выпустившие учащихся из 3-го класса;
  • классные руководители 4-х классов;
  • учителя-предметники, работающие в 4-х классах.

Проведению педагогического консилиума предшествовала большая подготовительная работа. В марте 2007 года в рамках работы методического совета был проведён научно-практический семинар по вопросу обеспечения успешной адаптации ребёнка при переходе на раннее предметное обучение. В ходе семинара были рассмотрены психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребёнка 10-12 лет, методические особенности обучения детей в начальной школе, требования к общеучебным мыслительным умениям и навыкам школьников 4-5 классов, определены задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников, а также формы взаимодействия учителей начальной основной школы в адаптационный период, утверждён план работы по преемственности. (Слайд 4).

В соответствии с планом учителями НШ был подготовлен пакет документов для будущих классных руководителей и учителей-предметников 4-х классов по предложенным формам.

Карта-схема психолого-педагогической характеристики класса (Приложение 3) позволяет оценить уровень развития классного коллектива по таким параметрам, как “сформированность, активность”, “организованность”, “интеллектуальная коммуникативность”, “психологический климат”. (Слайд 5).

Проведя всю необходимую подготовительную работу: с ученическим и родительским коллективом по преодолению дезадаптации, АКР для контроля уровня остаточных знаний, классно-обобщающий контроль в 4-х классах, изучение психолого-педагогических проблем в адаптационный период, - участники педконсилиума анализируют, обобщают и представляют для обсуждения следующую информацию:

- заместитель директора по УВР: анализ АКР, анализ качества знаний, динамику показателей учебной деятельности и успеваемости по классу (слайды 6-14);

- педагог-психолог: анализ учебной мотивации, отношений учащихся к разным учебным предметам, к школе, классу, к самому себе, определение уровня школьной тревожности (слайды 15-25);

- учителя НШ: анализ взаимодействия учителей начальной и основной школы в адаптационный период, некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся, которые необходимо учесть учителям среднего звена;

- классные руководители 4-х классов: анализ работы с ученическим и родительским коллективом, характеристика классов, информацию о неблагополучных семьях и детях с проблемами в развитии (слайды 26-28);

- учителя-предметники: анализ уровня сформированности ОУУН у учащихся 4-х классов, прогнозируемые результаты обучения в 4-м классе.

В ходе обсуждения участники консилиума определяют пути и формы решения выявленных проблем, принимают решения педагогического консилиума. (Слайд 29).

Решения педагогического консилиума, а также рекомендации учителям по работе с учащимися, имеющими разный тип познавательной активности были розданы всем участникам консилиума.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательной организации

Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей. На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует создать психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, которая позволяет эффективно решать проблемы ребенка.

Нормативные аспекты деятельности ПМПк

Порядок создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий. ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем. Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;

выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка.

при необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);

при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

- психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

- более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,

- выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

- объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

- определение программы индивидуального развития ребенка;

- распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

- координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

ПМПк выполняет следующие функции:

Прогностическая. Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.

Организационная. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

Экспертно-диагностическая. Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

Функция сопровождения. На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

Реабилитирующая. Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть: семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи; школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.

Принципы работы команды специалистов ПМПк

принцип индивидуального подхода

принцип уважения личности ребёнка

принцип профессиональной ответственности

принцип информированного согласия

Основные направления деятельности ПМПк

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Деятельность плановых консилиумов направлена на:

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;

профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие: решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка; внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.

Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в квартал проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической, диагностико-коррекционной помощи.

Деятельность ПМПк можно разделить на следующие этапы:

I. Подготовительный этап.

ПМПк представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в образовательном учреждении.

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится: - по результатам обследования всех специалистов;

- по запросу учителя (воспитателя);

- по запросу психолога;

- по запросу учителя-логопеда;

- по запросу родителей;

- по запросу социального работника;

- по запросу медицинского работника;

- по запросу ученика.

При подготовке заседания ПМПк необходимо проведение обследования ребенка всеми специалистами консилиума:

Медицинское обследование.

Медицинский работник образовательного учреждения дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума :

- Соответствие физического развития возрастным нормам;

- Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

- Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития :

- Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;

- Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.

Кроме этого на заседание по решению ПМПк могут быть представлены данные: педиатрического обследования (выявление особенностей развития, отклонений в состоянии соматического здоровья, планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для каждого конкретного ребенка; разработка соответствующих рекомендаций); психопатологического обследования, проведенного врачом-психиатром или психоневрологом (выявление, анализ и систематизация отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов, распознавание психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома; формулировка нозологического диагноза, установление клинической формы и типа течения заболевания, рекомендации и составление плана коррекционных мероприятий)

При необходимости предоставляются данные:

- обследования отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха;

- обследования офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.

Учитывая, что в образовательных учреждениях не предусмотрены такие специалисты как невропатолог, психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и др., возникает проблема обеспечения ПМПк данными исследований перечисленных специалистов.

Анализируя опыт разных окружных управлений образования, можно предложить следующее:

- образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с районной поликлиникой на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк;

- образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с окружным ПМС-центром (если данные специалисты там присутствуют) на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк.

Формы учета деятельности специалистов ПМПк. Документация консилиума.

Нормативно-правовой блок:

- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации;

- Приказ руководителя образовательной организации о создании ПМПк;

- Договор о взаимодействии ПМПк с родителями (законными представителями) и психолого-медико-педагогической комиссией

- Архив ПМПк, хранящийся в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдаваемый только членам ПМПк

Организационный блок

- Годовой план работы и график заседаний ПМПк

- Журнал записи детей на ПМПк

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

- Карта (папка) развития обучающегося

- Протоколы заседаний ПМПк

Этические аспекты деятельности ПМПк

Этические нормы обследования ребенка на ПМПк

Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПк является предоставление родителям (законным представителям) информации об этических нормах обследования ребенка на ПМПк и гарантии их выполнения всеми специалистами ПМПк.

Добровольное согласие

Конфиденциальность

В процессе приема детей и подростков на ПМПк необходимо соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате обследования. Никто, кроме заранее оговоренных с родителями (законными представителями) официальных лиц, не должен иметь доступа к сведениям, сообщенным родителями (законными представителями), самими детьми и подростками. Под официальными лицами имеются в виду специалисты других учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПк по договорам и оказывающих основную или сопутствующую помощь детям, позволяющую достичь основной цели ПМПк. В договоре ПМПк с другими учреждениями и ведомствами обязательно должен содержаться пункт о конфиденциальности информации. Если родители (законные представители) возражают против того или иного аспекта обмена информацией о ребенке, специалисты ПМПк не могут осуществлять такой обмен (направление, запрос информации).

Знакомство с результатами

Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум является наиболее распространенной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе, которая позволяет обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка; предоставить многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого - медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

Екжанова Е.А. Мониторинговые исследования в технологии деятельности школьного консилиума//Педагогика, 2012, № 10. - С. 40- 49.

Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. – 15 М.: Дрофа, 2008.

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6.

Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (практико-ориентированная монография). – М.: Бослен, 2013.


В нашей Гимназии функционирует психолого-педагогический консилиум, объединяющий как специалистов дошкольных отделений, так и школьного психолога, учителя-логопеда и социального педагога.

структура ППк.jpg

Для создания ППк в нашем комплексе было составлено Положение о психолого-педагогическом консилиуме Гимназии, директором Гимназии был издан приказ в соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 23 марта 2000 года.

В своей работе ППк базируется на следующих документах:

‒ Конвенция ООН о правах ребенка

‒ Документы ДО г.Москвы

‒ Устав образовательного учреждения

‒ Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника

‒ Договор между ППк ОО и ЦПМПК города Москвы (составляется при организации выездной ЦПМПК в образовательную организацию)

Задачи Психолого-педагогического консилиума:

‒ выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

‒ профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

‒ выявление резервных возможностей развития;

‒ определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

‒ подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

Документы психолого-педагогического консилиума:

‒ Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ППк

‒ Папка (карта) развития воспитанника (обучающегося)

‒ График плановых заседаний ППк

‒ Протоколы заседаний ППк

Для успешного проведения Психолого-педагогического консилиума специалистам образовательной организации нужно придерживаться определенной схемы подготовки и проведения ППк.


Ребенок на самом консилиуме не присутствует. Обязательно приглашаются воспитатели (учителя), которые работают с ребенком. При необходимости на консилиуме могут присутствовать родители обучающегося.

Ознакомление родителя (законного представителя) ребенка с заключением ППк проводится в устной форме или может быть представлено в виде выписки из решения ППк.

В большинстве случаев члены консилиума рекомендуют родителям ребенка пройти ЦПМПК с целью определения, уточнения или изменения дальнейшего образовательного маршрута. При этом заключения ППк или ЦПМПК носят рекомендательный характер.

Если родители ребенка получили заключение ЦПМПК и желают получать специализированную помощь в рамках образовательного учреждения, то СППС образовательной организации реализует рекомендации ЦПМПК.


Таким образом, если целостную стратегию включения ребенка определяют специалисты Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, то разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников, является задачей именно ППк образовательной организации. Все это должно входить в разрабатываемый специалистами ОУ Индивидуальный план.


Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, Психолого-педагогический консилиум, образовательное учреждение, Письмо Министерства образования РФ, ребенок, родитель ребенка, состояние декомпенсации, специалист.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

 разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: Служба сопровождения детей с ЗПР и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ в одном лице; родительские общественные организации, которые в.

Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных).

Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях.

Школьный психолого-медико-педагогического консилиум и его организация может быть представлена в виде составляющих единый комплекс, и вместе.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Организация работы консультативного пункта для оказания.

Организация и содержание психолого-педагогического. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей.

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной.

Психолого-педагогические трудности. − психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях. Авторы: Барсукова Оксана Васильевна, Цух Екатерина Алексеевна. Рубрика: 4. Психология развития.

Читайте также: