Что значит молиться кратко

Обновлено: 01.07.2024

Молитва! К кому нам обращаться, когда мы молимся? Кто имеет право молиться? Может ли человек быть уверенным, что его молитва будет услышана, и он получит конкретный ответ на свою молитву? Много подобных вопросов возникает у человека по поводу молитвы. Где на это найти ответы? Мы найдем исчерпывающие ответы на эти вопросы в Библии. Что отрадно, этот источник неопровержим, потому что он исходит от Самого Бога. Библия нам говорит, что Он Бог, Который слышит и отвечает на молитвы людей, обращающихся к Нему. Молясь Богу, псалмопевец Давид говорит: "Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть" Пс.64:3. Слышать молитву — это одно из качеств Бога, такова Его натура, Ему естественно слушать наши вопли, просьбы и желания.

Задумайтесь, к Богу может обратиться любой человек, "всякая плоть" , как говорит Слово Божие. Вся Библия, от начала и до конца, велит и поощряет нас приходить к Богу в молитве со всеми нашими проблемами и нуждами, и ничто не представляет Богу больше радости, как слышать молитвы нуждающейся души. Поэтому, право молиться имеет каждый человек, кто бы он ни был, и какая не была бы его нужда. Молитва универсальна. Молятся даже неверующие люди, молятся люди, принадлежащие к разным нациям, племенам и народам. Что побуждает человека молиться? Ответ прост: чувства нужды, беспомощности, одиночества, слабости, осознание греха. Вот, что побуждает человека обращаться к наивысшей силе. Мы не вправе сказать, что Бог никогда не отвечает на молитвы людей неверующих, даже язычников. Мы имеем целый ряд примеров в Библии, когда люди, незнающие Бога, взывали к Нему и Он им отвечал и давал просимое. Кто мы, чтобы ограничивать милости Божии? Как Библия, так и история церкви, свидетельствуют о том, что милость Божия распространялась и на невежд, незнающих Того, к Кому они обращали свои молитвы. Почему Бог слышит молитвы таковых? Причина в том, что милость Господня так велика, что она включает и тех, которые не знают истинного Бога.

rcr.ru На нашем сайте собран архив радиопроповедника Ярла Николаевича Пейсти, заходите, слушайте, делитесь с друзьями. Здесь вы найдете много интересной информации, к примеру архив номеров журнала "Евангелие за колючей проволокой".

Есть и другая причина. Бог таким образом разворачивает к Себе грешника. Он хочет, чтобы, получив ответа этот человек пришел к Богу еще и еще раз, и наконец, чтобы пришел со своей самой большой нуждой — спасения своей бессмертной души. В Евангелии сказано: "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" Евр.11:6. Эти библейские слова содержат условие принятия Богом человека, он должен верить в две истины. Во-первых, что Бог есть, и второе — Бог слышит и отвечает на молитвы ищущего Его. Так что никто не может прийти к Богу, никто не может спастись и угодить Богу, если не поверит, что Он отвечает на молитвы. Это основа, вначале нужно верить, что Бог есть. А прийти к Богу в молитве — и есть вера. Это не значит, что человек должен знать все доктрины о Боге, Его атрибуты. И Библия это подтверждает. Обо всем этом ты узнаешь позже. Главное, что ты пошел к Богу в молитве с нуждой. Бог хочет, чтобы ты на личном опыте узнал, что Он слышит и отвечает. С этого начинается наше знакомство с Богом, и строится дальнейшие взаимоотношения с Ним. Поэтому, когда мы думаем, что Бог не заинтересован нами и нашими проблемами, то мы ограничиваем Бога и огорчаем Его, а это ничто иное как неверие. Не будем обижать Господа своим неверием, но приступим к Его престолу благодати и будем просить обо всем, ибо Бог наш щедр и многомилостив.

Начало христианской жизни — это вера. Но вы спросите, что значит верить? Вера всегда сопровождается и проявляется действиями. Каждое наше действие побуждается верой, хотя мы чаще всего этого не сознаем. Возьмем самый простой пример, ты взял стакан воды и выпил его. Это действия веры. Возможно, ты никогда сознательно не молился, и говоришь, что у тебя нет веры. Но начни молиться, как можешь, простыми словами. Ты не удивишь Бога красноречием. У каждого из нас есть нужды, давайте принесем их в молитве Богу. Это и есть первый шаг по направлению к Богу. Чтобы иметь уверенность в том, что Бог примет молитву, необходимо придерживаться установленных Богом правил. Первым и основным является то, что между Богом и молящимся должен быть посредник. Существует один единственный такой посредник, о нем сказано в Библии такими словами: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. " 1Тим.2:5. Только чрез Иисуса Христа мы имеем доступ к Богу. Ни один святой, ни Матерь Господа нашего Иисуса Христа, ни Ангелы не могут быть посредниками или ходатаями между нами и Богом, но только один Иисус Христос.

В вышеупомянутом стихе апостол Павел говорит: "человек Иисус Христос" . Он подчеркивает человеческую природу Сына Божьего, Который должен был принять человеческое тело перед тем, как Он мог стать нашим посредником и ходатаем. Христос сказал : "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" Ин.14:6. Бог свят, а мы — грешные, поэтому мы и нуждаемся в посреднике, который должен быть без греха и порока. Для этого то и пришел Сын Божий на нашу землю, чтобы стать этим посредником. Он, Иисус Христос, Сам сказал: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" Ин.14:14. А просить во имя Иисуса Христа значит, что ты не рассчитываешь ни на какие-либо свои собственные заслуги, но только на заслуги Иисуса Христа. Всякий имеет право просить у Бога и ожидать, что получит ответ, если молитва будет во имя Иисуса Христа. Имя Иисуса является гарантом, что Бог не только услышит, но и даст то, что мы просим. Какое чудное обетование, что молитвы наши Бог слышит, когда мы молимся во имя Сына Его Иисуса Христа.

В заключение приведу такое место из Евангелия: "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" Евр.4:16. Самая актуальная молитва — это молитва о спасении своей души. Если ты, мой друг, не пережил эту милость, то пусть она будет твоей первой молитвой. На эту молитву Бог не может не ответить, ибо Сам сказал: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется" Рим.10:13.

Ярл Николаевич Пейсти

Приглашаю желающих больше знать о Библии на общение по изучению Священного Писания. Ждем вас по воскресеньям с 13:30 до 15:30 в помещении "Русское Христианское Радио" ( Религиозная организация миссия евангельских христиан "Евангельский призыв" ) по адресу г.Москва, ул.Намёткина, д.15, возле станции метро Новые Черемушки.

1. Когда вы молитесь, значит, вы мысленно обращаетесь к Богу, Богородице, святым за помощью, благословением или со словами благодарности (обычно при этом произнося молитву и крестясь, обернувшись лицом к иконе, церкви и т. п.).

В углу, стоя на коленях, молился молодой дьякон. | Женщины истово молились. |

Помолимся о здравии близких наших.

2. Если вы молитесь на кого-либо, значит, вы очень любите или уважаете этого человека, преклоняетесь перед ним, считая, что он обладает замечательными душевными или профессиональными качествами.

Ученики молились на своего учителя. Она молилась на сына, буквально пылинки с него сдувала.

Какой музыкант не молится на свой инструмент?

4. Если вы говорите, что молитесь, чтобы что-то случилось, произошло и т. п., значит, вы очень сильно хотите этого, надеетесь на это.

Мы молимся, чтобы всё прошло хорошо. | Я молюсь, чтобы мне этот билет на экзаменах не попал.

Вечерняя молитва. | Произнести молитву. | Возносить молитвы Господу.

Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "молиться" в других словарях:

МОЛИТЬСЯ — МОЛИТЬСЯ, молюсь, молишься; несовер. 1. кому (чему). Читать, произносить молитву. М. Богу. 2. Обращаться с мольбами, с просьбой к Богу, к небесам. М. о спасении души, о ниспослании чуда. 3. перен., на кого (что). Беспредельно любить, боготворить… … Толковый словарь Ожегова

молиться — Возносить (воссылать) молитву к Богу. Замаливать грехи. .. См. просить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. молиться возносить, воссылать (молитву) к (богу), замаливать ( … Словарь синонимов

молиться — молиться, молюсь, молится и устарелое молится; прич. молящийся (не рекомендуется молящийся) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

молиться — кому чему и на кого что 1. кому чему (обращаться с молитвой; преклоняться перед кем , чем л.). Молиться богам. Молясь твоей, многострадальной тени, учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 2. на кого что… … Словарь управления

молиться — МОЛИТЬСЯ1, несов. (сов. помолиться), кому чему. Обращаться (обратиться) с мольбой, просьбой, благодарностью к Богу, святым, произнося слова молитвы установленного текста, произносимого верующим при обращении к Богу, святым, а также при… … Большой толковый словарь русских глаголов

Молиться — I несов. неперех. Произносить слова молитвы, обращаясь к Богу [Бог I], Богородице или святым; творить молитву. II несов. неперех. Беспредельно любить кого либо или что либо; боготворить. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

молиться — молиться, молюсь, молимся, молишься, молитесь, молится, молятся, молясь, молился, молилась, молилось, молились, молись, молитесь, молящийся, молящаяся, молящееся, молящиеся, молящегося, молящейся, молящегося, молящихся, молящемуся, молящейся,… … Формы слов

молиться — мол иться, мол юсь, м олится … Русский орфографический словарь

молиться — (II), молю/(сь), мо/лишь(ся), лят(ся) … Орфографический словарь русского языка


Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7, 7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней — сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Молитва и смирение

Молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности — воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу — сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. — Прим. авт.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека — твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами — красотой, премудростью, светом, славой, — Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1, 17).

Как нужно молиться?

Получается то, что мы наблюдаем, когда ткется полотно: основа — это слова молитвы, идущие ввысь — к небу, и влечение нашего сердца к Богу; уток — посторонние мысли, внушаемые нам темной силой, отвлекающие нас и постоянно нам напоминающие о земле. Все это переплетается, как переплетается основа с утком в ткани.

Если не будешь бдительным, посторонние мысли могут совершенно заглушить молитвенный порыв, изменить настроение; навеянная мысль может так заинтересовать, что язык станет повторять слова молитвы без всякого участия ума и сердца.

Так молился о. Иоанн Кронштадтский. Он даже интонацией голоса показывал, что уверен в том, что молитва его будет услышана, почему иногда казалось, что он не просит, а требует, хотя молитва его была всегда благоговейная и смиренная.


Иногда для человека, очень занятого, или спешащего куда-либо по делу, или усталого, нет возможности совершить все келейное правило, тогда его лучше сокращать, но делать это лишь в исключительных случаях. Так учили преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий, оптинский старец.

А к ней присоединю и молитву оптинских старцев, которую полезно читать по утрам при совершении келейного правила:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня во всем наставь и вразуми меня, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Божия. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Не дай мне забыть, что все послано Тобою. Научи меня правильно и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не огорчая, никого не смущая.

Виды молитв

Внутренняя молитва

Внутренняя молитва – это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими – не опытными – может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями.
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14:15).

Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.

Наружная молитва

В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.

Пример такого чтения мы видим в близком к нашему времени молитвеннике святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Рассказывают, что он имел обыкновение на утрени канон читать сам. И когда он читал, то вся церковь плакала, увлеченная его религиозным духом.

А вот другой пример. В начале этого столетия в городе Петракове был псаломщик, человек средних лет. Первый час он выходил читать на середину собора и так его читал, что большинство присутствующих молились вместе с ним со слезами. Мало того, некоторые из прихожан, не имевшие возможности простоять всю службу, старались прийти хотя к концу, чтобы выслушать чтение этого псаломщика.

Наружная молитва выражается не только в чтении по книге, но и в произношении ранее заученных молитв по памяти. Такая молитва бывает очень полезной для человека, так как она более собирает внимание молящегося на содержании произносимых им слов, в то время как слушая чтение других или сам читая, молящийся легче рассеивается, незаметно уходит мыслью в мирские дела.

Атрибуты наружной молитвы

Церковное пение

В наше время нотные церковные песнопения многочисленны и разнообразны. Из них, несомненно, первое место должно быть отведено распевам – знаменному, греческому, болгарскому и Киево-Печерской Лавры. В этих напевах невольно ощущается нечто родное, затрагивающее душу и устремляющее к Богу. К ним и призывает обратиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

В католической церкви богослужение сопровождает и музыка. Но этот обычай, введенный Западом в VI-VII вв. носит чисто светский характер, почему и не принимается нашей Православной Церковью, хранящей Христову истину в ее неповрежденном виде.

Внешние движения

Сам Господь наш Иисус Христос при молитве к Отцу Небесному употреблял их: поднимал очи к небу , преклонял колена , падал ниц , вздыхал , проливал слезы .


Пользовались внешними движениями и святые апостолы . О внешней стороне молитвы упоминают и мужи апостольские , и христианские апологеты , и святые отцы.
Наше православное христианское богослужение, будучи неисчерпаемо в своем содержании, богато и с внешней стороны.

Каждое внешнее обнаружение молитвы имеет свой смысл и значение, поэтому оно и зависит от характера молитвы. Так, хвалебной молитве более приличествует стояние, ибо здесь уста изливают пред Богом, главным образом, полноту сердечной радости; благодарственной – поклоны, как это бывает и в жизни обыденной. Просительно-покаянной молитве свойственны формы, выражающие сокрушение молящегося и его взывание к Божией помощи. Такими знаками могут быть: поднятие рук к Богу, наклонение головы, преклонение колен, плач и прочее.

Самым обычным и наиболее употребительным положением при всякой молитве служит стояние. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в древние время христиане стояли и при частной, и при общественной молитве.

Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение. Им всякая молитва начинается, сопровождается и им же заканчивается. Крестное знамение всегда должно предшествовать поклону как поясному, так и земному. При этом необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знаменем мы как бы ставим перед собой изображение креста и затем творим поклон Распятому на нем Господу. Если же оно творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю, что граничит уже с богохульством (хотя и не сознательным).

Соединение внутренней и внешней молитвы

Необходимость внешней формы в молитве вытекает, далее, из того, что произношение молитвенных формул и совершение молитвенных действий может возбуждать в нас – и действительно возбуждает – молитвенный дух и молитвенное настроение. Психология знает не только о влиянии души на тело, но и об обратном влиянии тела на душу. Благоговейное произношение известных слов и совершение известных действий может вызвать в душе соответствующие им эмоции и переживания. Мы можем начать произносить слова молитвы и совершать молитвенные действия, не имея молитвенного настроения, оно может возникнуть в нас, как следствие наших молитвенных подвигов и упражнений.

Ввиду такой тесной и неразрывной связи внутренней и внешней молитвы, святитель Филарет Московский считает даже бесполезным ставить вопрос о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной.
Итак, внутренняя и внешняя молитвы должны составлять одно целое.

Хвалебная молитва

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенств. «Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь…

Образцы хвалебной молитвы

К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты, представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.

Просительная молитва

Примеры просительной молитвы
Примером просительной молитвы в Ветхом Завете может служить молитва иудейского царя Иосафата. Вначале он говорит о всемогуществе Бога, в руках Которого сила и крепость, Который спасал народ Свой, уповающий на Него (2 Цар. 20:5-9). И ныне, говорит далее иудейский царь: избавь нас, Боже, от руки врагов наших (ст. 10—12). В заключение Иосафат выражает свою всецелую преданность Богу и надежду на Его небесную помощь (ст. 12).

Покаянная молитва


Испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может и не сокрушаться о своих грехах, которые составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости. Отсюда получает свое начало покаянная молитва. Это такая молитва, в которой человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно, со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них, освятить его труд над исправлением сердца.

Покаянная молитва с формальной стороны имеет сходство с просительной молитвой: и в первой, и во второй христианин испрашивает у Господа милостей. Но в своем существе она отличается от просительной: в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком.

Образцы покаянной молитвы
В Священном Писании мы находим много образцов и покаянной молитвы. Из них, прежде всего, нужно указать на молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Вначале молитвы иудейский царь говорит о Боге как премудром Творце и грозном Судье за наши грехи (в конце 2 Пар., а-в). Но, – продолжает Манассия, – Ты, Господи, и многомилостив к кающимся, Ты обещал им отпущение грехов по великой Своей благости; поэтому и я, несмотря на многочисленные мои беззакония, с надеждой на Твои щедроты преклоняю колена сердца моего и прошу Тебя, Господи, не дай мне погибнуть с моими мерзкими делами, покажи на мне Свою милость (г-к). Заканчивает молитву Манассия обещанием впредь не прогневлять Бога своими неправдами, но прославлять Его своею праведной жизнью (к-л).

Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.

Благодарственная молитва

За исполнением наших прошений как о духовных нуждах, так и о телесных, естественно, следуют благодарения. Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности.

Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедроты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Это тем более нужно сказать в том случае, когда имеются в виду благодеяния Божии, так как они получаются человеком во множестве и притом постоянно. Человек ничего своего не имеет – всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.

Образцы благодарственной молитвы

В качестве образца благодарственной молитвы из Ветхого Завета можно привести 17-й псалом, воспетый святым царем Давидом после того, как Господь избавил его от всех врагов.

В Новом Завете можно указать на благодарственную молитву Господа нашего Иисуса Христа по случаю радости возвратившихся с проповеди семидесяти учеников Его (Лк. 10:21; Мф. 11:25-26).

Последним и, до некоторой степени, особенным видом молитвы по содержанию является молитва ходатайственная, то есть молитва за других.

Ходатайственная молитва

Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.

Молитва за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей

Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.

Значение молитвы

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 16 молиться

I несов. неперех.

Произносить слова молитвы, обращаясь к Богу [Бог I], Богородице или святым; творить молитву.

II несов. неперех.

Беспредельно любить кого-либо или что-либо; боготворить.

МОЛИ́ТЬСЯ - глаг., нсв., употр. часто

Морфология: я молю́сь, ты мо́лишься, он/она/оно мо́лится, мы мо́лимся, вы мо́литесь, они мо́лятся, моли́сь, моли́тесь, моли́лся, моли́лась, моли́лось, моли́лись, моля́щийся, моли́вшийся, моля́сь

1. Когда вы молитесь, значит, вы мысленно обращаетесь к Богу, Богородице, святым за помощью, благословением или со словами благодарности (обычно при этом произнося молитву и крестясь, обернувшись лицом к иконе, церкви и т. п.).

В углу, стоя на коленях, молился молодой дьякон. | Женщины истово молились. | св.

Помолимся о здравии близких наших.

2. Если вы молитесь на кого-либо, значит, вы очень любите или уважаете этого человека, преклоняетесь перед ним, считая, что он обладает замечательными душевными или профессиональными качествами.

Ученики молились на своего учителя. Она молилась на сына, буквально пылинки с него сдувала. нет св.

3. Если вы молитесь на что-либо, значит, вы очень дорожите этим, бережёте это.

Какой музыкант не молится на свой инструмент? нет св.

4. Если вы говорите, что молитесь, чтобы что-то случилось, произошло и т. п., значит, вы очень сильно хотите этого, надеетесь на это.

Мы молимся, чтобы всё прошло хорошо. | Я молюсь, чтобы мне этот билет на экзаменах не попал. нет св.

моли́тва сущ., ж.

Вечерняя молитва. | Произнести молитву. | Возносить молитвы Господу.

МОЛИ́ТЬСЯ, молюсь, молишься, несовер.

2. (совер. нет), перен., на кого-что. Боготворить кого-нибудь, благоговейно обожать кого-нибудь (разг.). Она прямо молится на своего сына.

МОЛИ́ТЬСЯ, молюсь, молишься; несовер.

1. кому (чему). Читать, произносить молитву. М. Богу.

2. Обращаться с мольбами, с просьбой к Богу, к небесам. М. о спасении души, о ниспослании чуда.

3. перен., на кого (что). Беспредельно любить, боготворить кого-что-н. М. на сына.

Какому богу молиться (разг.) выражение радостного удивления, а также сильного желания. Явился-таки, наконец: какому богу молиться! Какому богу молиться, чтобы беды не случилось.

Молись Богу (разг.) 1) то же, что благодари Бога. Молись Богу, что цел остался; 2) угроза в знач.: конец твой пришёл. Наконец-то я тебя поймал, ну, негодяй, молись Богу!

| сущ. моление, -я, ср. (ко 2 знач.; книжн.).

| прил. молельный, -ая, -ое (к 1 знач.) и молебный, -ая, -ое (к 1 знач.; устар.). Молельный дом (то же, что молельня). Молебное пение.

МОЛИ́ТЬСЯ молю́сь, мо́лишься; нсв.

1. (св. помоли́ться). Обращаться с молитвой к Богу, святым; произносить слова молитвы (обычно крестясь и обратившись лицом к иконе, церкви и т.п.). М. каждый Божий день. М. стоя на коленях. М. о здравии своих близких. М., чтобы Бог послал детей. М. за свою грешную душу. Истово м.

2. кому-чему и на кого-что. Разг. Обожать, боготворить кого-л., преклоняться перед кем-, чем-л. М. на учителя музыки. М. на свой рояль. М. человеческой доброте. Моряки молились на своего капитана.

◁ Моле́ние; Моли́тва (см.).

молю́сь, мо́лишься; несов.

1. (сов. помолиться).

Обращаться с мольбой, просьбой, благодарностью к богу, святым; произносить слова молитвы.

[Пустовалов и Оленька] молились, чтобы бог послал им детей. Чехов, Душечка.

[Я] слушаю, как бабушка молится богу, стоя на коленях, --- неторопливо и нечасто крестясь. М. Горький, Детство.

Креститься, обратившись лицом к иконе, церкви и т. п.

Яков с крыльца молился на крест собора, поднимавшийся из-за домов слободки. И. Гончаров, Обрыв.

2. перен.; кому-чему. Преклоняться перед кем-, чем-л.

Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени! Н. Некрасов, Белинский.

- [Я] благоговею перед твоею сестрой ---. Когда я ездил к тебе, то всякий раз у меня бывало такое чувство, как будто я шел на богомолье, и я в самом деле молился на Зину. Чехов, Соседи.

кому-чему и на кого-что

1. кому-чему (обращаться с молитвой; преклоняться перед кем-, чем-л.). Молиться богам. Молясь твоей, многострадальной тени, учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов).

2. на кого-что (обожать, боготворить). Молиться на единственного сына. Когда я ездил к тебе, то всякий раз у меня бывало такое чувство, как будто я шел на богомолье, и я в самом деле молился на Зину (Чехов).

Читайте также: