Основные педагогические течения кратко

Обновлено: 01.07.2024

В социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации, что достигается методом воспитания. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река воспитания пересыхала. Тогда люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.
Историческое развитие общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше, ведь оно – двигатель общественного процесса.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – общая и вечная категория.
Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в дошкольных и школьных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семьи, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому в социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

Задание
Кто же более всего ответствен за воспитание? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений? На эти вопросы постарайтесь найти ответы в коллективной дискуссии на семинарском занятии.

При наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к нему социальных институтов (рис. 1). При несогласованных воздействиях ребенок подвергается сильным разносторонним влияниям, что может сделать невозможным достижение общей цели. Направляют воспитание учебно-воспитательные учреждения (заведения).

Сделаем выводы. Главными педагогическими понятиями являются взаимосвязанные между собой воспитание, обучение, образование, развитие и формирование. В реальном педагогическом процессе они одновременно присутствуют все: обучая – воспитываем, воспитывая – формируем личность, а в результате обеспечиваем развитие всех необходимых качеств.

Педагогические течения

Таким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения ребенка, и гуманстическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала гуманистический выбор.

Система педагогических наук

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: ' 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;

2) воспитывать детей нужно добротой и лаской.

Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он бы уже давно прекратил свое существование.

Но в том-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформированы суровые взгляды на жизнь, люди с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других — мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно ведут спокойную, сытую жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях они не смогут. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, — вопрос не столько науки, сколько самой жизни.

ли в карцер, записывали в штрафной журнал.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникла теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке расту-, щего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников во всем мире, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики.

До сих пор педагоги не оставляют попыток переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добрыми, честными, справедливыми, то исчезнет напряженность между ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфронтации. В мире всем будет сыто, тепло и уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому — воспитание.

Среди отечественных педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, были Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель,. К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика смягчила свой крутой нрав и сделала зничительные

гупки в пользу детей. Но гуманистические преобразования по-

не завершены, наука и практика продолжают двигаться по гуманистических преобразований.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) —

гостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоин-

)явление своих способностей, создание для этого соответствую-

[X благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.).

1анизм — совокупность идей и ценностей, утверждающих уникальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной гености в частности. Как система ценностных ориентации и ус-

ювок гуманизм получает значение общественного идеала.

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, ?верждающая воспитанника в роли активного, сознательного, 1вноправного участника учебно-воспитательного процесса, ввивающегося по своим возможностям.

-питанник мог стать полномочным субъектом деятельности,

Раздел 1. Общие основы педагогики

познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешной переориентации учебно-воспитательного процесса. s

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманистическая педагогика требует: 1) человеческого отношения к воспитаннику; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права ребенка быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Методы педагогических исследований

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем — М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

Педагогика М. Монтессори, например, построена на идеях свободного природосообразного воспитания. Исходное условие — активность самого ребенка. Доминирующими методами воспитания должны быть его практические действия с дидактическими материалами различного назначения. Решающее значение имеют индивидуализация обучения и воспитания, личностный поход.

С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика, требующая воспитания ребенка с учетом особенно-., стей именно его развития. Поэтому важнее всего знать индивидуальность ребенка — его мышление, характер, волю, память и т. д. На этой основе проектируются методы и формы индивидуального воспитания. Соединяются в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление — голова, сердце и руки.

Большой популярностью на Западе пользуется педагогическая концепция С. Френе. Ее главные признаки: обязательный учет возрастной психологии, разнообразия способностей и наклонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности; общественно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного самоуправления; воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов.

В истории и современности педагогики прослеживаются две основные педагогические мысли: педагогический традиционализм и новое воспитание (реформаторская педагогика).

Педагогический традиционализм – это течение в педагогике, основанное на традициях, стоящих у истоков становления педагогики как науки.

Новое воспитание или реформаторская педагогика – альтернативное течение, противоположное по взглядам традиционной педагогике.

Педагогический традиционализм

В педагогическом традиционализме выделяют следующие направления.

Социальная педагогика.

Наиболее яркими представителями являются Э. Дюркгейм, Э. Шпрангер, Б. Рассел, С. Айзеке и др.

Основным источником педагогической теории и практики считалось социально-историческое знание.

Ведущая идея социальной педагогики заключалась в том, что человечество в том, виде в каком оно представлено сейчас, обязано тем историческим этапам, которые оно прошло, так как каждый из них наложил свой характерный отпечаток.

Все исторические этапы имеют свои системы идеалов и ценностей, педагогических взглядов и идей, которые отражаются в итоге на человечестве.

Особенность педагогического процесса, согласно социальной педагогике, состоит в том, что деятельность учебного заведения, заключается, прежде всего, в развитии необходимого минимального набора нравственных, интеллектуальных и физических качеств. Таким образом, педагогический процесс трактуется как социальная природа воспитания.

Религиозная педагогика. Представители Э. Бутру, М. Бубер, М. Адлер, Ф. Брюнетьер и другие.

Основная идея – это синтез педагогики и веры.

По мнению, представителей религиозной педагогики, педагогический процесс – это движение по дороге, которая предопределена для каждого свыше.

Человек рассматривался как сочетание добра и зла. Исходя из этого, главной задачей педагогики является преодоление этой двойственности и воспитании в ребенке доброго начала. Решение поставленной задачи видится в строгой дисциплине и послушании. Светская педагогика не рассматривалась как наука, критике подвергалось чрезмерно использование разнообразных педагогических технологий. Таким образом, основной целью религиозной педагогики являлось воспитание христианского человеколюбия.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках религиозной педагогики выделялись такие мысли и концепции как:

  • мистико-антропологическая концепция Р. Штайнера (основа – воспитание гуманной личности);
  • экзистенциальная педагогическая концепция Ж.П. Сартара (основа – воспитание свободного, мыслящего, одухотворенного человека);
  • теория ритмического умственного роста А.Н. Уайтхеда (интеллектуальное развитие соответствует возрастным циклам);
  • идея воспитания духовно-исторической рекапитуляции, авторы В. Дильтей и Ф. Бюиссон (повторении в развитии каждого человека истории и культуры человечества).

Философская педагогика. Педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования.

Основу данного направления традиционной педагогики составляли такие теории как:

  • философия марксизма (Э. Гернла, К. Цеткен, Ж. Коньо и другие). Представлена довольно противоречивыми мыслями, а именно воспитанием всесторонней личности, соблюдением социальной справедливости воспитания, но при этом прослеживается идея жесткого контроля над чувствами, мыслями и поведением;
  • фашистская педагогика (Э. Крик, А. Боймлер, Г. Гюнтер, Дж. Джентиле и другие). Основная идея – это расово-биологическая теория воспитания.

Новое воспитание или реформаторская педагогика

В начале ХХ в. разработано новое течение, которое получило название реформаторская педагогика (новое воспитание).

Реформаторская педагогика крайне негативно относилась к традиционной педагогике. Ее основу составлял углубленный интерес к личности ребенка, а также поиск эффективных решений существующих проблем воспитания. По мнению реформаторов, большое внимание необходимо уделять всему периоду детства, учитывать особенности каждого временного промежутка.

В рамках реформаторской педагогики выделяют следующие концепции и теории:

  • свободное воспитание: согласно данной идее воспитание ребенка должно осуществляться посредством переживания ребенка и накопления им жизненного опыта;
  • экспериментальная педагогика: предполагает, что зная особенности психологии конкретного ребенка можно математическим путем высчитать идеальную формулу его воспитания;
  • прагматистская педагогика: основой данной теории является прагматизм и конструктивизм, которые предусматривают практическую направленность воспитания и обучения ребенка посредством его природной активности;
  • педагогика врожденной умственной одаренности: опровергает эффективность определения умственных способностей с помощью тестов, которые помогают только выявить уровень знаний;
  • педагогика прогрессивизма: предполагает практическое направление воспитания, путем спонтанного природного развития ребенка;
  • педагогика личности: рассматривают процесс воспитания, как становление и развитие личности через искусство;
  • функциональная педагогика: рассматривает основным эффективным и действенным средством воспитания и развития – игру ребенка;
  • трудовое обучение и воспитание: выделяет большую роль в полноценном и разностороннем развитии личности ребенка - труд.

Таким образом, исследователи реформаторской педагогики выдвигали разнообразные теории воспитания детей. Многие из данных теорий были внедрены в практику и показали достаточно хороший результат. В целом педагоги-реформаторы внесли большой вклад в развитие педагогической мысли и педагогики как науки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогические течения

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать в страхе и повиновении, 2) воспитывать добротой и лаской. Жизнь категорически не отвергает ни один из этих подходов. В этом-то вся и сложность: в одних случаях больше пользы приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформировались суровые взгляды на жизнь, люди упрямые, неуступчивые, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные, человеколюбивые. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику проводит государство, создаются традиции воспитания. В обществе, в котором люди живут спокойной, нормальной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществе, где идет постоянная борьба, преобладает воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но вряд ли им удастся выжить. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, не столько прерогатива науки, сколько самой жизни.

Как своего рода протест против него возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики, которая не оставляет попытки переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добрыми, честными, справедливыми, исчезнет напряженность между ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфронтаций. В мире будет сытно, тепло, уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому – воспитание.

Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания, – Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям наша педагогика смягчилась, сделав значительные уступки в пользу детей. Конечно, гуманистические преобразования пока не завершены, но школа продолжает их приумножать.

Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением ее является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм становится общественным идеалом.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации определяется тем, насколько благоприятны предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней природных задатков, способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки:

• смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

• сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;

• обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться или учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Гуманистическая педагогика требует:

• человеческого отношения к воспитаннику;

• уважения его прав и свобод;

• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

• уважения права ребенка быть самим собой;

• доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

• ненасильственного формирования требуемых качеств;

• отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

• признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френэ. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

Педагогика М. Монтессори, как отмечалось, построена на идеях свободного природосообразного воспитания. Исходное условие – активность самого ребенка. Доминирующими методами здесь должны быть практические действия с дидактическими материалами различного назначения. Индивидуализация обучения и воспитания, личностный поход имеют решающее значение.

С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять его индивидуальные особенности – мышление, характер, волю, память и т.д. На этой основе проектируются методы и формы индивидуального воспитания, соединяется в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление – голова, сердце и руки.

Таким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала гуманистический выбор.

Читайте также: