Ууд в исследовательской деятельности в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Солодухина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№8 имени Бусыгина М.И.
Населённый пункт: Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.
Раздел: начальное образование

Исследовательская деятельность как одно из условий

формирования УУД младших школьников.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Младший школьник с

живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день

раскрывает перед ним что-то новое. Однако, как показывает практика, очень часто

стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее

и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

Рук поднялось — не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

«формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам

государственном уровне. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как

формированию у младших школьников универсальных учебных действий.

В современном обществе возрастает потребность в самостоятельных людях,

активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от

него самостоятельности в процессе приобретения знаний и умений и на протяжении

учащихся учащимся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных

самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе

должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки

принятии решений. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу

учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать

самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу

основном учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы

родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому

учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного

интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему

мотивации, потому что отлично стимулирует учащихся к активному познанию, легко

которое по душе. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской

применяя для этой цели знания из различных областей, выдвигать гипотезу, обладать

основой для формирования универсальных учебных действий.

УУД обеспечивают способность учащегося:

к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и

активного присвоения нового социального опыта;

к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму

организацию учебной деятельности.

Исследовательская деятельность в современной школе рассматривается как

один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать

при построении учебного процесса в начальной школе. Каждый здоровый ребёнок

в п еч атл е н и я ,

любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются

Ребенок настроен на

содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Внеурочная деятельность

урок - творческий отчёт

урок – творческая лаборатория

исследовательские домашние задания

исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают

конкретизация, классификация и систематизация.

соответствующие этапам учебного исследования.

невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования,

организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно-

с а м о с тоя т е л ь н о й

исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не

интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный

материал. Должен быть определенный компромисс.

использование таких форм организации учебной деятельности

и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся;

направлены на коммуникативное воздействие;

создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся

заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется

потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать,

анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи,

делать выводы, совершать свои открытия.

деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми

новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного ' развития

их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством

активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу,

позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала.

Организация исследовательской деятельности младших школьников

осуществляется мною в различных формах:

самостоятельному познанию мира. Ведь сколько интересного вокруг! Мир полон

чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является

способность исследовать окружающий мир.

исследовательскую деятельность детей. С первого класса мы рассматриваем методы

спросить у взрослого человека, найти

в книгах, понаблюдать, провести опыт,

посмотреть в компьютере и т. д.

учащихся должно начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно –

На первом этапе формируются первоначальные представления о деятельности

Дети учатся, как надо собирать всю доступную информацию и обработать её

об удивительных животных мира. Учу их создавать схему-рисунок.

Затем начинаю работу над формированием умений видеть проблемы, задавать

наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения,

структурировать материал и др.

Для этого использую различные задания и упражнения.

предположения, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно,

наверное. Здесь требуются не только оригинальность мышления, а также такие

личные качества как решительность и смелость.

- Для чего лисице хвост?

- Почему некоторые животные ложатся зимой спать?

- Почему снегиря так назвали?

Вопросы рассматриваются как форма выражения проблемы, а гипотеза как

способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа.

Умение правильно составлять вопросы, находить ответы формируется при

работе с текстом на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского

Также учу давать определения понятиям. Для этого я применяю относительно

(Русский язык, литературное чтение)

Важным средством развития умений давать определения являются обычные

загадки. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая

кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

геометрическими фигурами. В какие группы их можно объединить? (Окружающий

Для решения задач на первом этапе использую следующие методы и способы

выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

На втором этапе расширяются представления об особенностях деятельности

исследователя, развиваются умения определять тему исследования, анализировать,

сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно

сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном,

увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным

и простым. Я предлагаю подумать и записать проблемы, которые волнуют или

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе

познавательный заряд. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна

и эффективна только на добровольной основе.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения.

Для знакомства учащихся

с методикой проведения учебных исследований

В своей работе активно

использую экскурсии как вид исследовательской

деятельности. Во время проведения экскурсий в природу учу детей

явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план

местности, карту и т. д. Для того, чтобы наблюдение стало результативным, важно

иметь наблюдательность – сплав внимания и мышления.

Упражнений на развитие внимания и наблюдательности много: одно из них

следующее: перед детьми ставится одна из любимых ими вещей. Затем вместе

внимательно рассматриваем этот предмет. После этого предлагаю детям закрыть

глаза, убираю предмет и прошу назвать все его детали. Следующий этап упражнения

– рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – найти различия в

умению анализировать дают задания с намеренно сделанными ошибками.

индивидуального исследовательского опыта детей.

Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый

главный метод познания в большинстве наук. Любой эксперимент предполагает

проведение практических действий с целью проверки и сравнения (окружающий

навыки планирования и проведения простейших экспериментов, а также учатся

решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к

постановке следующей и так далее.

Результатом использования исследовательской деятельности на уроках и во

внеурочной деятельности стало проявление у моих учеников интереса, потребности

познавательных, конкретных практических задач, самостоятельность учащихся при

осуществлении исследования. Исследовательская деятельность служит средством

правильно её организовать, создать условия. (Приложение 1)

Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и

учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут

интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь

сделать учитель. Невозможно руководить исследовательской деятельностью, если не

представляете себе структуру работы, не знаете методики, не можете определить

направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть

сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовольствие

от своей работы. (Учитель – от

своей деятельности и от успеха ученика).

последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) Формулирование темы

2) Формулирование цели и задач исследования

3) Теоретические исследования;

4) Экспериментальные исследования;

5) Анализ и оформление научных исследований;

6) Внедрение и эффективность научных исследований;

7) Публичное представление результатов работы.

В третьем классе мои отдали предпочтение индивидуальной форме.

При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема

должна исходить из интересов и желания самого ребенка.

Сычёвым Владом. Приложение 2

исследование носит свободный характер, рассматриваются вопросы, не касающиеся

Идея возникла спонтанно, был составлен план работы, согласно которому

осуществлялся подбор и анализ литературы, Безусловно, работа велась в тесном

контакте с родителями. В ходе работы осуществлялись простейшие наблюдения,

Результаты зафиксированы и отображены на экране. Работа представлялась на

городском конкурсе, отмечена дипломом I степени.

Ещё один пример выбора темы - в доме появился котёнок. У маленькой

хозяйки появилось желание проанализировать свои наблюдения за ним, так родилась

(Приложение 3). Работа представлялась на муниципальном фестивале творческих

При организации групповых внеурочных исследований выбор темы может

осуществляться двумя путями:

проблема может заинтересовать несколько учащихся одновременно, и они

будут решить её вместе;

Идея такого выбора возникла у учащихся четвертого класса после того, как мы

повесили за окном птичьи столовые.

Исследование тоже было долгосрочным. Вместе с ребятами мы распределили,

обязанности Давыдова Вани входило фиксировать основные моменты при помощи

фотоаппарата. (Приложение 4).

Была проделана большая работа, которая будет закончена в конце марта.

Другое исследование было проведено индивидуально

инициатива исходила от самого ученика. Его заинтересовал история памятников в

нашем городе. Была поставлена цель: изучить историю создания памятных знаков,

выделить наиболее значимые события и исторические факты.

Работая над проектом, Сергей узнал много интересного, а также приобрёл

навыки работы с информацией: подыскивал источники, проводил анкетирование,

анализировал данные, делал выводы. Результаты исследования были оформлены в

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила: учитель начальных классов

Шабыгина Зульфия Тимербулатовна

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической; экономической, социальной, культурной. Все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды.

Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников.

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре следующих блока:

УУД обеспечивают способность учащегося:

Ø к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

Ø к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Формирование УУД, как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т. е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность, использование проблемного обучения, поисковые и частично – поисковые методы, а также метод проектов.

Необходимо:

Ø использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъективный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;

Ø создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД.

Такими специфическими умениями являются:

анализ проблемной ситуации;

Ø формулирование вопросов;

Ø планирование действий;

Ø отбор необходимой информации;

Ø логические умения;

Ø умение строить гипотезы и делать выводы;

Ø самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой обучающихся. Обращается внимание на способность детей следовать “правилам общения”; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и т.д.

Учитывая уровень развития мышления обучающихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Рассмотрим этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы.
  2. Выработка гипотез.
  3. Поиск путей решения:

- обоснование гипотезы;

- сбор материала;

- изучение материала.

4. Формулирование выводов:

- классификация;

- систематизация.

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.

А, принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

Ø выявление проблемы;

Ø постановка цели, задач, определение объекта исследования;

Ø выбор методики исследования;

Ø отбор материала;

Ø соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Кроме урочной учебно – исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные мероприятия по предметам, а также домашние исследования школьников.

Однако исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Система работы по внедрению исследовательской деятельности в начальной школе:

В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы:

Ø урок – исследование

Ø урок коллективной исследовательской деятельности

Ø интегрированные уроки

Ø разноуровневое тестирование

Ø защита проекта

Развивающее обучение в начальном звене школы направлено на повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся. Этому способствует применение информационно – коммуникативных технологий, коллективных и групповых форм обучения. Коллективные исследования подталкивают учащихся к составлению планов – проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними. Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.

Урок коллективной познавательной деятельности может проводиться по различным предметам и решать почти все дидактические задачи. Такие уроки дают возможность каждому школьнику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы и работы своей группы.

В своей практике я провожу уроки – исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:

Ø уроки с проведением эксперимента;

Ø работа с источниками информации;

На уроке – исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).

Уровень урока, вид исследования, возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 – 2 классы

Обучение исследованию

Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы.

Отвечают на поставленные мною вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

Продвинутый

Обучающее исследование

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной.

4 класс(планирую)

Формулирование проблемы. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности: обеспечение дидактическим материалом, организация индивидуальной работы и делового общения в группах или парах.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультаций учителя.

На таких уроках использую разнообразные формы работы учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Предпочтение отдаю групповой.

Таким образом, освоение обучающимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:

Ø личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;

Ø регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;

Ø познавательные: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез, и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования, синтез как составление целой работы из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;

Ø коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В процессе организации учебно - исследовательской деятельности много достоинств:

Ø возможность неоднократного повторения материала с целью его усвоения и систематизации;

Ø процесс обучения приближен к реальной жизни;

Ø развиваются коммуникативные навыки;

Ø воспитываются нравственные качества.

Результативность деятельности класса и развитие метапредметных результатов подтверждают и психологические исследования при диагностике с 1 по 3 класс.

Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является ориентация на “универсальные учебные действия”, являющиеся метапредметными результатами образования. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД обеспечивают способность учащегося:

  • к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно-ориентированным.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность. Это использование проблемного обучения, поисковые и частично-поисковые методы, а также метод проектов.

  • использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
  • создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  • анализ проблемной ситуации;
  • целеполагание;
  • формулирование вопросов;
  • планирование действий;
  • отбор необходимой информации;
  • логические умения;
  • умение строить гипотезы и делать выводы;
  • рефлексия;
  • самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой учащихся. Обращается внимание на способность детей следовать “правилам общения”; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и т.д.

Учитывая уровень развития мышления учащихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

  • выявление проблемы;
  • постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  • выбор методики исследования;
  • отбор материала;
  • соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи;
  • осмысление проблемы и способ ее решения;
  • формулирование цели исследования;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в процессе работы.

Учителю необходим определенный уровень научно-методической подготовки, владение исследовательскими технологиями и технологиями их осуществления в образовательном процессе.

Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование характерная черта исследовательского обучения.

В полноценном обучении участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем). Основное правило заключается в том, что все три вида активности (физическая, социальная, познавательная) разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

  • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  • процесс обучения приближен к реальной жизни;
  • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:

  • сложность соблюдения временных рамок.
  • сложность точного планирования хода урока.

Работая в данном направлении, повышается плотность урока; появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремится каждый учитель); профессиональный рост в результате работы.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Поэтому в своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение проектно – исследовательской деятельности. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания. “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. К.Э. Циолковский.

На уроке математики дети исследуют цифры, способы решения различных примеров.

На русском языке открывают для себя новые знания, исследуем слова, например, с безударными гласными, приходим к выводу, сами составляем алгоритм грамотного написания слов.

На уроке окружающего мира проводят опыты с водой, делая вывод о её свойствах; исследуют воздух и условия выращивания разных растений.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать.


Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.

Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

Рук поднялось — не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

На мой взгляд, определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определятся тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно — исследовательская деятельность.

Для чего нужны проекты?

обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

На сегодняшний день метод проектов распространён в школьном обучении не в полной мере и ориентирован в основном на старшеклассников и учащихся среднего звена. Лишь фрагментарно исследована и освещена проблема специфики и возможностей использования проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Как создать проект? С чего начать? Очень много вопросов возникает у педагога. В связи с этим использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах или же игнорируется ими.

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.

Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач.

Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене.

Однако внедрение учителем начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности.

Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений.

Возможно ли проведение урока — проекта уже в 1 классе? Отвечу, да. Большое поле деятельности возможно на уроках технологии и изобразительного искусства (Синтез искусств)

  • умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);

умение составлять план своей работы и следовать ему;

В 1 классе провожу самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). На этих уроках ребята получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии.

С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. С 1-го классе практикую проектно-исследовательские задания: игра — исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

Почти у всех литературных произведений есть автор — человек, подаривший свою историю нам. И этот реальный человек, как и мы учился в школе, заводил знакомства и дружбу, прогуливался по улицам своего города. А может быть, вы с ним ходили по одним улочкам?

Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяю те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект. Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организую тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная со 2 класса. Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.

Все планеты движутся вокруг Солнца по круговому пути, называемому орбитой. Орбита представляет собой геометрическую фигуру, называемую эллипсом.

Узнайте из энциклопедий по математике или других источников, как выглядит эллипс.

Для построения эллипса понадобятся две чертёжные кнопки, карандаш, лист бумаги, картон, чтобы его подложить под лист, толстая нить длиной около 30 сантиметров.

Подложите под бумагу картон и воткните в середину листа две кнопки на расстоянии около 12 см друг от друга.

Свяжите концы нитки, чтобы получилась петля, и накиньте её на кнопки.

Натягивая карандашом нитку, как показано на рисунке, начертите замкнутую кривую. Это и будет эллипс.


Спросите у взрослых или найдите в математических справочниках, как ещё можно построить эллипс.

Продемонстрируйте своё умение одноклассникам.

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;

строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;

установление причинно-следственной связи изменений;

сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;

обобщать наблюдения, формулировать выводы;

По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т. к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Я некий вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я сама предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 — ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Главное — увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности. Если ребёнку дать почувствовать свою умелость, право на авторство, произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее.

Нельзя не отметить, что в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта. Дети испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских задач. Безусловно, главную помощь ребёнку оказывает педагог. Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время. Объединение в едином творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения.

Задача взрослых — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность — хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность.

Более того, работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.

Я нахожусь в самом начале пути реализации метода проектов в своей педагогической деятельности. Считаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию проектной деятельности учащихся.

Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым хочу поделиться.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.-176 с.- (Стандарты второго поколения)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, класс, работа, задание, проект, ученик, учитель.

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект, ученик, учитель. Использование проектного метода на уроках математики при.

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале.

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний этап, исследовательская работа, решение.

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных.

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Использование проектного метода на уроках математики при.

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Проектная деятельность как средство развития.

Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как данная деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения.

Из практики внутриклассного оценивания проектной.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных. проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа.

Читайте также: