План урока по тамбурному шву

Обновлено: 05.07.2024

  1. Организационная часть.
  2. Повторение предыдущего материала.
  3. Вводный инструктаж и объяснение нового материала.
  4. Повторение правил ТБ при работе с ручными инструментами.
  5. Практическая работа с текущим инструктажем.
  6. Итог занятия.

– Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, как правильно переводить рисунок на ткань.
1. Рисунок переводим на кальку.
2. Затем берем ткань, на ткань накладываем копировальную бумагу, блестящей стороной, затем рисунок, закрепляем на ткани английскими булавками и обводим рисунок простым карандашом.

– Какими инструментами и приспособлениями пользуются при вышивке? (Игла, наперсток, пяльцы, ножницы, игольница, нитки и ткань.)

Загадки:

Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)

Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет! (Ножницы)

– А сейчас давайте, поговорим для чего нужна вышивка? (Для отделки швейных изделий, например: передника, блузки, скатерти, салфетки, наволочки, ночной сорочки и т.д.).
– Поднимите руку у кого мама или бабушка занимались вышивкой.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали девочек с 4 – 5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию– пятнадцати, шестнадцати годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты. Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи. Их обилие, искусное исполнение говорили о трудолюбие, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная, умелая хозяйка и заботливая жена.

– А теперь давайте повторим правила ТБ при работе с ручными инструментами:

1. Где нужно хранить иглы? (В подушечке)
2. Как нужно передавать ножницы? (Кольцами вперед)
3. Можно ли вкалывать иглы в одежду или брать в рот? Почему?
4. Если сломалась игла, что нужно сделать? (Завернуть в бумагу и выбросить в ведро)

– А теперь приступайте к работе.
Работайте аккуратно, не торопитесь, спину держите прямо. Вышивка должна лежать на столе.
Вышивайте аккуратно. Может у кого-нибудь будет желание стать вышивальщицей и работать в ателье.
– А может кто-нибудь просто будет отделывать себе ночную сорочку, салфетки или воротничок на блузке, так что сейчас учитесь вышивать – это Вам в жизни пригодится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание вдумчивости, деловитости, самостоятельности, собранности, усидчивости, терпения.

Цели урока: познакомиться с историей вышивки, с видами вышивки, научиться выполнять тамбурный шов.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями.

Наглядность: образцы разных видов вышивок; образцы декоративных стежков; карточки-опросники; карточки с рисунками для вышивки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ткани разных цветов, нитки для вышивания мулине, иглы вышивальные, пяльца, ножницы, правила техники безопасности

Урок по теме

Задачи урока: актуализация уже имеющихся знаний с опорой на жизненный опыт, формирование новых знаний, реализация межпредметных связей с историей, изобразительным искусством;

развитие общеучебных и специальных умений и навыков, моторики мелких мышц, умения координировать свои действия, эстетических качеств;

воспитание вдумчивости, деловитости, самостоятельности, собранности, усидчивости, терпения.

Цели урока: познакомиться с историей вышивки, с видами вышивки, научиться выполнять тамбурный шов.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями.

Наглядность: образцы разных видов вышивок; образцы декоративных стежков; карточки-опросники; карточки с рисунками для вышивки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ткани разных цветов, нитки для вышивания мулине, иглы вышивальные, пяльца, ножницы, правила техники безопасности

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Это – вышивка. (Слайд1)

На уроке мы вспомним виды швов, применяемых в вышивке, необходимые материалы и инструменты для данного вида деятельности, подробнее познакомимся с тамбурным швом, с его применением и научимся его выполнять.

Повторение, проверка знаний.

Фронтальная беседа по вопросам.

- Какие виды рукоделия вам знакомы?

- А что такое вышивка?

- Какие виды вышивки вам знакомы? (показать на образцах)

- Какие декоративные стежки вы знаете? (показать на образцах)

Работа по карточкам-опросникам.

Определение какие стежки использовались для данной вышивки.

Отгадывание загадок про инструменты.


А хвостик льняной. (иголка с ниткой)

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет. (ножницы)

Объяснение нового материала.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с тамбурным швом, узнаем где он применяется, научимся выполнять этот шов и попробуем вышить этим швом контурный рисунок.

Тамбур — это способ закрепления на ткани цветных нитей, образующих цепочку, звенья которой заходят одно в другое.

Тамбурный шов в народе называют шов-косичка, по внешнему виду он очень похож на косы, которые мы с вами заплетаем на голове.

Где же используется этот замечательный шов?

А используется он для выполнения контура любой вышивки на одежде, на предметах быта: полотенцах, салфетках, постельных принадлежностях, портьерах, кроме этого тамбурным швом выполняют целые картины, панно, ковры и гобелены. (Показ слайдов)

В казахском декоративно-прикладном искусстве тоже применялся тамбурный шов для вышивания настенных ковров, которые обрамляли стены юрты, только для такой вышивки инструментом служила не игла, а специальный крючок.

Подготовка к практической работе.

Итак какие же материалы и инструменты нам необходимы для выполнения вышивки тамбуром? (Слайд с материалами и инструментами)

Инструктаж к практической работе.

а) раздача коллекции рисунков;

б) объяснение перевода рисунка на ткань;

Переведи рисунок на ткань, используя копировальную бумагу, для этого:

Положи ткань на стол лицевой стороной вверх

На ткань положи копировальную бумагу масляной стороной вниз.

Положи рисунок сверху на кальку рисунком вверх.

Обведи узор по контуру отточенным твердым карандашом.

Удали с поверхности ткани лишние приспособления

Самоконтроль: 1. Рисунок на ткани должен быть яркий и четкий. 2.

Контур изображения не должен прерываться. З. Линии рисунка

должны быть ровными и плавными.

в) показ выполнения шва.




3. Инструктаж по ТБ.

При работе с ножницами, ручной иглой и булавками

1. Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой и булавками;

• глотание игл и булавок;

•травма руки ножницами;

2. Что нужно сделать до начала работы:

• проверить исправность ножниц, игл и булавок;

• ножницы должны быть хорошо заточены и отрегулированы

• на инструментах не должно быть ржавых пятен;

• класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

• булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой .

3. Что нужно делать во время работы:

• не подходить во время работы (раскроя) к ученице, работающей ножницами;

• прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении руками вперед и в стороны не уколоться;

• перед примеркой проверить, не остались ля в изделии булавки или иголки;

• вкалывать булавки во время примерки так, чтобы не уколоться при повороте шеи или при движении рукой;

4. Что нужно сделать после окончания работы:

• собирать все используемые в работе инструменты;

• сложить инструменты в рабочую коробку;

• убрать рабочее место.

Практическая работа

Перевод рисунка на ткань.

Проверка учителем и корректировка по ходу работы учащихся.

Подведение итогов

Вопрос: Как вы думаете, какие качества воспитывает вышивание? (усидчивость, аккуратность, терпение, вкус)

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты

Вопрос: Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке? (пяльца, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, копировальная бумага)

Вопрос: Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с иглой и ножницами?

Во время работы надо быть очень внимательными, не отвлекаться. Иглы вкалывать только в игольницу. Ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. Передавать кольцами вперёд.

Задание на дом.

Завершить работу начатую в классе. Подготовиться к вышивке крестом, принести канву, мулине и иголки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вышивание. Тамбурный шов.

Учитель технологии: Гоняева Валентина Фёдоровна.

hello_html_2629bcb5.jpg
hello_html_m66f716ce.jpg
hello_html_45423d57.jpg

Технологическая карта урока. ФГОС ОО (Схема - план конспекта урока по технологии).

Тема урока: Технология выполнения тамбурного шва

Методы обучения: основной : практический,

дополнительные : иллюстрация, видиометод, ситуативный метод; демонстрация приёмов (упражнения),

Выбор программы.

Цели и задачи урока:

Деятельностная:

1.Формирование метапредметных универсальных учебных действий .

2. Приобретение самостоятельного опыта постановки и решения проблемы.

4.Формирование умений учащихся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Предметно – дидактическая : изучение нового материала и овладение навыками выполнения тамбурного шва.

1. По ведущей дидактической цели - изучение нового материала.

2. По способу организации - синтетический (или комбинированный).

3. По ведущему методу обучения – частично проблемный.

Методы обучения:

основной: демонстрация приёмов (упражнения);

дополнительные : групповые способы обучения, беседа, иллюстрация, объяснение;

Используемые технологии

организация группового взаимодействия (работа в бригадах);

выполнение практической работы

Примерная структура и этапы урока.

Организационный момент. НОТ -2 мин.

Активизация и мотивация учащихся

Актуализация к поисковой и исследовательской деятельности.

Подведение учащихся к формулированию проблемы.

Постановка наводящих вопросов.

Заполнение листка ученика – 5-7 минут

Вводный инструктаж -5 минут

Практическая работа – 45 - 50 минут

Второй обход учащихся – 10-12 мин.

Текущий инструктаж -2 мин.

Третий обход -10 минут

Рефлексивно-оценочный. Самооценка или взаимоконтроль результатов практической части урока– 5 мин.

Подведение итогов – 5минут .

Итого: 90 минут.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Средства обучения. УМК (учебно-методический комплекс)

,-ножницы, мел, иголки, нитки №4, листок в клетку

-программа по трудовому обучению (девочек) в 5-9классах с углублённым изучением основ русской культуры.(автор В.А.Соколова)

-Тематическое и поурочное планирование по программе трудового обучения девочек в 5-9классах

программа (автор Симоненко)

-учебник (автор Симоненко) и т.д.

плакаты разных швов,

готовые изделия (полотенца, передники, рубаха),

Карты контроля, критерии оценок,

Тетрадь бригадира для текущего контроля результатов обучения.

Раздаточные материалы графических схем швов и выполненных на ткани (на каждую парту)

Листок ученика.

Планируемые результаты урока

Предметные результаты

Учащиеся должны знать и уметь:

Метапредметные УУД

Коммуникативные

Личностные УУД

Ученики будут знать: . История вышивки.

Использование вышивки в быту в России на различных этапах истории.

Современные центры народных промыслов по вышивке.

2.Закреплять нить в вышивке.

3.Выполнять шов на ткани.

Регулятивные:

-постановка учебной деятельности;

-планирование трудового процесса;

-составление плана и последовательности действий;

-осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить, чтобы выполнить практическую работу;

-определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Диалог, проявление инициативы, организация учебного сотрудничества,

-уметь:-планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-уметь отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формирование мотивации изучения предмета, познавательного интереса, проектной деятельности,

принятие и развитие мотивов учебной деятельности.

Логические УУД:

анализировать готовые образцы вышивки и находить соответствие с графическими их схемами.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации;

уделять внимание развитию своего технологического мышления

Познавательные УУД:

сравнивать различные объекты с целью определения общих параметров (ассортимент швов)

владеть последовательностью выполнения шва .

Уметь пользоваться знаково-символической системой операций и швов.

Технологическая карта урока

Регулятивные

Организуют свое рабочее место.

Коммуникативные

Планируют работу с учителем и друг с другом

2. Подготовка учащихся к усвоению

(см. Приложение к уроку1)

Предлагает ученицам рассмотреть карточку с иллюстрацией тамбурного шва, задает вопросы, предлагает сформулировать задачи урока.

(см. Приложение к уроку2)

Выбирают вопрос, зачитывают и адресуют для ответа однокласснице.

Заполняют карту самоконтроля.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока.

Познавательные (общеучебные)

Владеют монологической и диалогической формами речи. Определение основной и второстепенной информации .

Коммуникативные

Умеют строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, объяснять свой выбор.

Познавательные (логические)

учатся анализировать, обобщать, осуществлять сравнение

Регулятивные

умеют формулировать задачи на основе знаний, полученных на предыдущих уроках

3. Изучение нового материала

Использование средств ТСО и средств наглядности. Беседа, самостоятельная работа учащихся в сочетании с беседой при использовании компьютерной техники, работа в группах.

Объясняет новую тему: т ехнология выполнения тамбурного шва

Проводит вводный инструктаж перед проведением упражнений, практической работы.

Объявляет критерии оценивания практической работы.

Слушают объяснения учителя по новой теме.

Заполняют карту самоконтроля.

Познавательные (общеучебные)

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания; владение монологической речью.

Познавательные (логические)

учатся анализировать, обобщать, осуществлять сравнение.

Коммуникативные

умеют выражать свои мысли в диалоге с учителем

Убеждаются в познаваемости мира

4. Первичная проверка усвоения знаний

текущий инструктаж (индивидуальный или групповой).

Заполняют карту самоконтроля.

Выполняют тренировочные упражнения. Самостоятельно выполняют практическую работу.

Заполняют карту самоконтроля.

Познавательные (логические)

Анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Познавательные (общеучебные)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные

Выполнение действия по алгоритму, контроль и коррекция.

Коммуникативные

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Самопроверка выполненных заданий в ходе урока.

5. Контроль знаний и самопроверка

Сравнивают с правильным ответом на доске. Заполняют карту самоконтроля.

Регулятивные

Контроль, самоконтроль, саморегуляция.

6. Подведение итогов урока

Подводит итоги, анализирует достижение целей урока.

Высказывают свое мнение об уроке.

Регулятивные

Самооценка на основе критерия успешности. Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

7. Информация о домашнем задании

Дает информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание: закончить вышивку тамбурным швом.

Актуализация знаний .

Помогает ученицам сделать вывод, как смысл слова связан с инструментами и материалами, приготовленными ими к уроку.

Вывод: Язык русской народной вышивки – это письмо, только вместо бумаги применялся холст, а чернила заменялись красной и синей нитью. В древности писать значило писать и украшать.

Создание проблемной ситуации постановка учебной проблемы

Предлагает ученицам рассмотреть образцы 1 и 2.

Учитель предлагает ученицам выдвинуть свои предложения по решению учебной проблемы (обсуждение в группе), и продемонстрировать на образце приемы выполнения шва.

Ученицы убеждаются, что знаний и умений, полученных на уроках технологии недостаточно для выполнения практической работы.

3. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока : Технология выполнения тамбурного шва

Запишите название темы в тетрадь.

Сегодня на уроке мы узнаем об истории и особенностях тамбурного шва.

Узнаем о технологических приемах выполнения тамбурного шва.

На практической работе будем учиться вышивать тамбурным швом.

Таков план урока.

В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии.

В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

В нашей стране об этом шве узнали в 18 веке. Стоит отметить, что названия в каждой губернии он носил разные. Его называли " цепочка ", " петельный ", " в накидку " и так далее.
Выполняли этот простой тамбурный шов шелком либо шерстью, льняной либо хлопчатобумажной ниткой. Рукодельницы того времени выполняли этот шов небольшим крючком с очень острым концом, легко пронзающим любую ткань. Тамбурным швом могли вышивать не только по холсту, но и расшивали тулупы и кожу, вяленые изделия, украшали предметы убранства крестьянской избы – различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).

Этот вид шва был очень распространен в русской народной вышивке 19 века . Особую популярность шов цепочкой обрёл в Ярославской, Костромской, Тверской и Санкт - Петербургской губерниях.

Цветной тамбурный шов начинает распространяться в России на рубеже XVIII - XIX столетий, используясь для отделки дворцовых интерьеров, мелких бытовых предметов, вещей церковного обихода.

Довольно часто использовался цветной тамбур при украшении бумажников, сумочек, подушек для иголок и даже подвязок. колорита.

Толкование нового понятия.

— (фр. tambour барабан). 1) род вышиванья крючком по натянутому на круглую рамку полотну, также вязанье крючком кружев, одеял и т. п. 2) в архитектуре: крытое крыльцо, коробка у наружных дверей. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка).

1 . ( тамбур ). Барабан ( устар . ).

2 . ( тамбур ). Цилиндрическая или многогранная часть здания с крышей куполом ( архит .).

3 . ( тамбур ). Пристройка у дверей , защищающая вход от ветра , дождя ( архит .).

4 . ( тамбур ). Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона .

6 . ( тамбур ). Восточный струнный музыкальный инструмент , род мандолины ( муз .) (Толковы словарь Ушакова).

Тамбурный шов применяют для обшивки контура рисунка, для заполнения больших частей рисунка, при вышивке закрученных или волнистых линий в сочетании с другими швами. Он представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.

Демонстрация готовых изделий, выполненных учителем и ученицами. Область применения изделий с вышивкой тамбурным швом.

Предлагает ученицам обменяться интеллект-картами, прочитать и оценить.

Заполняют карту самоконтроля.

Вводный инструктаж

Демонстрация приемов выполнения тамбурного шва.
1. Организация рабочего места для выполнения вышивальных работ, а также напомнить, перечислить и показать учащимся необходимые инструменты, материалы и приспособления для вышивания.

2. Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого.

3. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю).

Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, придерживая петлю пальцами левой руки, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани, аккуратно затягивая рабочую нить. Затем этот процесс повторяют для получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону.

Критерии оценки:

• Все петли стежка должны быть одинаковые.
• Петли располагать на одной линии.
• Каждая следующая петля должна выходить из предыдущей.
• В конце шва обязательно сделать стежок-закрепку.
• Шов не должен стягивать ткань.

. Первичная проверка усвоения знаний

Практическая работа. 4

Перед работой вспоминаем правила безопасности работы с ножницами, иглами.

Повторение правил безопасной работы.
Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасной работы в форме игры.
Условия игры такие: я начинаю правило, а вы по очереди его заканчиваете, можете использовать инструкционные карты, которые лежат у вас на столах.

При работе с иголками :

1.Шейте…(с напёрстком).
2.Храните…(иголки в игольнице).
3.Не берите…(иголки в рот).
4.Посчитайте…(иголки в начале и в конце работы).
5.Не пользуйтесь…(ржавой иголкой)

При работе с ножницами:

1.Кладите…(ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя).
2.Передавайте…(ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями).

Ученицы приступают к выполнению тренировочных упражнений, используют инструкционную карту ( см Приложение к уроку 4 ) Деятельность учителя

1 обход (через 5-7 минут после начала практической работы)

цель: контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, соблюдение правил безопасного труда.

По необходимости сделать замечания всему классу или отдельным ученицам.

обход (через 15-20 минут)

цель: проверить правильность выполняемой работы ученицами: степень завершенности, качество выполняемой работы инструкционной карте.

В результате 2 обхода могут быть выявлены ученицы, не справляющиеся с работой – приглашает их на индивидуальный инструктаж.

Если выявляются общие ошибки – проводит текущий инструктаж .

Еще раз демонстрирует основное приемы тамбурного шва.

Если некоторые ученицы справились с упражнением, предлагает выбрать схему для самостоятельной работы.

Заполняют карту самоконтроля

Ученицы выбирают для вышивки узор переводят при помощи копировальной бумаги рисунок на ткань, выполняют подготовку ниток к работе, заправку ниток в иглу, закрепление нитки на ткани вышивают тамбурным швом по контуру.

обход (через 35 –40 минут)

цель: проверить степень завершенности выполняемой работы;

предложить ученицам сделать согласно критериям оценивание выполненной работы.

Заполняют карту самоконтроля.

5. Контроль знаний и самопроверка

Оценить 1422 0

ТЕМА: шов тамбурный

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с технологией последовательности выполнения тамбурного шва;

ЗАДАЧИ: научить учащихся технологически правильно выполнять тамбурный шов;

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ (ИГЛА, НОЖНИЦЫ).

I .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: правильная посадка: сидеть прямо касаясь корпусом

ИНСТРУМЕНТЫ: игла, ножницы;

II ..ОБЬЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: сегодня на уроке мы будем изучать технологию выполнения тамбурного шва и его применение. Тамбурный шов применяют для вышивания контура или сплошного заполнения узора. При помощи стежков тамбурного шва можно вышивать лепестки цветков разных размеров, веточки с листьями. Каждый лепесток выполняют отдельно, Сначала по рисунку образуют петли нужной длины, после чего петлю закрепляют небольшим стежком. (показываю образец вышивки рисунка выполненного в технике тамбурного шва). Мы сегодня будем учиться шить тамбурный шов, который будем использовать в контурном вышивании. Слушаем меня внимательно я рассказываю и показываю последовательность выполнения тамбурного шва. Вводим иглу вместе с ниткой с изнаночной стороны на лицевую сторону ткани. Вытянутую нить укладываем на лицевой стороне петлёй, которую придерживаем большим пальцем левой руки. Иглу вводим с лицевой стороны на изнаночную в тот же прокол, из которого вывели нить, и пропустив несколько нитей ткани, выводим её на лицевую сторону. Прокол должен быть внутри петли. Легко натягивая нить, образуем вытянутое кольцо. Следующий прокол делают вместе выхода нити. Следующий стежок делается из предыдущего стежка; игла вводится в ткань изнутри предыдущего стежка, а выводится на расстоянии от стежка, и вновь образуется петля. При вышивании тамбурного шва рабочую нитку нельзя сильно затягивать. Каждый стежок должен свободно ложиться на ткань. Для того чтобы закрепить нитку в конце работы иглу вводим за полученную петлю и делаем закрепление нитки.

Перед тем как приступить к работе я напоминаю вам о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами: игла, ножницы;

* Отмеряем нитку нужной длины, завязываем узелок и приступаем к работе

* Вышиваем тамбурный шов на ткани.

* Вводим иглу с изнаночной стороны на лицевую и начинаем выполнять стежки тамбурного шва.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:* как называется шов который мы сегодня учились шить?

* правильное начало работы;

*закрепление нитки в конце работы;

*правильное выполнение стежков;

*аккуратность в работе;

*показ и оценка лучших работ;

III . Итог урока.

ПРИВЕДЕНИЕ В ПОРЯДОК РАБОЧЕГО МЕСТА.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Возраст детей: 7 - 10 лет

Срок реализации: 4 года

Автор программы: Педагог дополнительного образования,

Мелентьева Зинаида Ивановна

г. Северобайкальск, 2014

Пояснительная записка

Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значительной частью трудового обучения и воспитания детей. Занятие рукоделием прививает детям интерес и любовь к ДПИ, развивает художественный вкус, фантазию, воображение, мышление, трудолюбие. Формирует хороший эстетический вкус; развивает мелкую моторику пальцев, глазомер, память; воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи; прививает навыки общественно - полезного труда.

Актуальная значимость программы состоит в том, что учащиеся расширяют свой уровень знаний в области ДПИ, приобретают навыки, применяя и используя в повседневной жизни

Развить художественный вкус, фантазию, трудолюбие, сформировать хороший эстетический вкус.

- Познакомить с историей развития рукоделия, шитья и вязания крючком;

- Научить правильно, обращаться с инструментами на занятиях (крючки иглы, ножницы, утюг), соблюдать технику безопасности при работе;

- Научить выполнять основные приёмы шитья и вязания крючком;

- Научить свободно, пользоваться схемами по шитью и вязанию крючком.

- Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- Воспитать эстетическое отношение к действительности;

- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.

- развивать обзорное мышление;

- развивать творческие способности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-10 лет.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

Теоретические (лекции, рассказы, беседы);

Практические (творческие работы);

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Коллективная (используется на всех общих занятиях);

Групповая (используется на практических занятиях);

Индивидуальная (отработка умений и навыков)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

теоретический материал в объёме программы 1 года обучения;

технологию выполнения ручных швов;

последовательность изготовления игольницы;

последовательность изготовления сувениров;

правила техники безопасности;

соединять, обрабатывать и оформлять изделия;

обладать навыками работы с иглой, ножницами.

> теоретический материал в объёме программы второго года обучения программы II года обучения;

> технология выполнения сложных ручных швов;

> последовательность изготовления игрушек, сувениров;

> правила техники безопасности;

> технологию заполнения угла, окружности в технике изонить;

> последовательность выполнения работ в данной технике.

> выполнять сложные швы;

> соединять, обрабатывать и оформлять и оформлять изделия;

> обладать навыками работы с иглой и ножницами; -пользоваться линейкой, трафаретами;

> выполнять основные приёмы в технике изонить (заполнение угла, окружности);

> выполнять работы в технике изонить, применяя схемы для данных изделий;

теоретический материал в объёме программы III года обучения;

технологию последовательности вязания крючком: круга, салфетки, игрушки;

правила техники безопасности;

вязать столбиком с накидом, столбиком без накида, прямое вязание, вязание по кругу;

прибавление и убавление петель;

теоретический материал объёма программы I V года обучения;

технологию вязания салфеток по схеме;

технологию вязания филейной сетки;

читать и применять схемы при вязании;

подбирать крючок в соответствии с толщиной нити;

вязать изделия указанные в данной программе.

Способы определения результативности

Для определения результативности обучения проводится диагностика знаний, умений и навыков в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце учебного года.

Определить, сравнить уровень знаний, умений и навыков учащихся на начало учебного года (входящая диагностика), на конец первого полугодия, конец учебного года и проанализировать полученные результаты.

Для проведения диагностики учащимся задаются теоретические и практические задания. На основании полученных результатов строится график, данные обрабатываются, пишется анализ, на основании которого делаются соответствующие выводы, корректируются темы программ и работа педагога с данной группой.

Уровень ЗУН измеряется в баллах от 0 до 5:

0 – самый низкий

2 – ниже среднего

4 – выше среднего

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Итогами работы каждого учебного года является:

- участие ребят в выставках разных уровней (городских, школьных, внутриучрежденческих, классных);

- участие в конкурсах, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях.

Читайте также: