Что такое кольцевая композиция в литературе определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кольцевая композиция в литературе – это приём, для которого характерно повторение какого-либо элемента в конце произведения в его начале.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.

Кольцевая композиция - такое построение текста, при котором финал возвращает (условно говоря) к началу произведения: к тому же месту действия или исходной ситуации. Иногда начало и конец произведения совпадают (например, то же место, те же персонажи и т. д. ) , но возможно и изменение обстоятельств, иной состав участников, но при том же месте действия и близкой исходной ситуации. Классическим примером кольцевой композиции является рассказ В. Набокова "Круг". Есть еще более выразительный пример: У попа была собака, он ее любил. Она съела кусок мяса - он ее убил. И в ямку закопал, и надпись написал: У попа была собака.

Когда произведение начинается, со сцены из окончания, а потом суть излагается, как бы в прошедшем времени, бывает и круче, самое поразившее, в этом смысле произведение цикл "Темная башня" Стивена Кинга.

для примера возьмем современную литературу: Венедикт Ерофеев "Москва - Петушки", книжку эту проходят во всех гумманитарных вузах. Действие там начинается с того, что Венечка выходит утром из какого-то подъезда. В конце книги после долгих мытарств и шатаний он также заходит в какой-то подъезд, где его убивают. Жизнь его собственно на этом и кончается, кончается и книга. Композиция у нее кольцевая именно потому, что начинается и кончается она каким-то неизвестным подъездом. Этот тип композиции нысет большую смысловую нагрузку.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе "Что делать? ");

Автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую) , художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером) , события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т. д. ; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А. Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И. Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М. Горького) ;

Автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова) ;

Нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т. д. ; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

Композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т. д. ) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М. Цветаевой, В. Маяковского и др. ; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

Нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Кольцевая композиция — это термин, который используется в русской литературе, он обозначает определенным образом расположенные элементы художественного произведения. При помощи такого приема реализуется авторский замысел по раскрытию идейного содержания стихотворения, а смыслу и образам придается большая выразительность. Подобное построение текста неслучайно, оно задумывается писателем изначально.

Кольцевая композиция в литературе

Понятие и суть

Кольцевая композиция это

Простая структура крайне редко встречается в русской литературе. Чаще авторы используют второй тип, к которому относится кольцевая композиция. Это значит, что именно она определяет художественную уникальность и своеобразие произведения, представляет собой повтор определенных строф (чаще первой и последней).

В зависимости от того, какой вид повтора автор выбирает, определяется синтаксическое, лексическое и смысловое кольцо произведения.

Кольцевая композиция

Кольцевую композицию в литературе иногда путают с зеркальной. Последняя тоже основана на использовании приема повторения, но в ней главным является не принцип обрамления, а своеобразное отражение (в начале и конце произведения описываются сцены с противопоставленным сюжетом).

Роль и значение повторений

Используемый при написании прием повторов считается наиболее действенным, позволяющим усилить смысловое содержание текста и естественным образом закруглить его, реализовав при этом перекличку между началом произведения и его завершением.

Если обычного повтора недостаточно для создания ожидаемого художественного эффекта, используется другой прием — усиление. Противоположным по смыслу подходом считается противопоставление, основанное на антитезе.

Объединение одновременно двух приемов позволяет образовать кольцевую или зеркальную композицию. О том, какова роль кольцевых повторов в литературе, можно судить по их преимуществам и особенностям:

Кольцевая композиция в литературе это

  • акцент на строках и словах, которые наиболее важны для автора, выделение их особой значимости;
  • создание ощущения замкнутости, безысходности, подчеркивание трагизма сказанного в тексте;
  • более легкое запоминание повторяющихся строк.

К использованию такого типа композиции прибегали многие русские авторы, к примеру, Есенин, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Тургенев и другие. Этот прием относится к так называемой внутренней организации структуры текста, которая предполагает акцент на смысловом содержании произведения (речевые ситуации, оформление и развитие сюжета, отдельные образы и их взаимодействие). Кроме того, существует внешняя композиция или архитектоника. Она предусматривает деление текста на структурные и логические блоки — абзацы, главы, выделение пролога и эпилога, добавление комментариев, эпиграфов, авторских отступлений.

Композиция – это определенное расположение элементов художественного произведения, подчиненное авторскому замыслу в раскрытии идейного содержания. К композиционным приемам относят также выбор средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений. Композиция литературного текста никогда не бывает случайной, она выражает художественный смысл произведения. Одним из наиболее распространенных композиционных приемов является повтор, на основе которого создается кольцевая композиция.

Что такое кольцевая композиция

  • Что такое кольцевая композиция
  • Что такое композиция текста
  • Что такое композиция

Читайте также: