Устное систематическое и последовательное изложение материала по какой либо проблеме методу теме

Обновлено: 07.07.2024

Презентация содердит методичский материал, который даёт характеристику лекции, как метода обучения.

ВложениеРазмер
harakteristika_metodov_obucheniya._lektsiya.pptx 72.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Характеристика методов обучения Лекция

Лекция (лат. lectio — чтение) устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.

Лекция отличается Более строгой структурой Логикой изложения учебного материала Объемом сообщаемой информации Системным характером освещения знаний

Предмет лекции Описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, связей между ними и зависимостей причинно-следственного характера.

Преимущества метода Экономия времени. Высокое восприятие содержания информации. Один человек может транслировать информацию для любого числа людей.

Недостатки метода Возможность применения только в старших классах. Отсутствие обратной связи. Усреднённость уровня сложности содержания лекции,

Объем лекции Урок (45 минут) Спаренное занятие (90 минут) Укороченное спаренное занятие (70 минут)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон.


"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школы России происходит внедрение новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес.


Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме.



Сравнительная характеристика методов обучения.

В поисках истины.


Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела.

Характеристика основных активных методов обучения в начальной школе

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании.

Устное изложение учебного предмета, темы

Занятие в вузе (лекция)

Звуковой "фон" с кафедры в аудитории (лекция)

Институтский урок (лекция)

Ораторский ликбез (лекция)

Процесс, в ходе которого записи профессора преобразуются в записи студентов, не проходя через чей-либо мозг (лекция)

Публичное чтение (лекция)

запись лекций (лекция)

один из методов обучения (лекция)

один читает, все слушают (лекция)

урок в институте (лекция)

устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы (лекция)

читается с кафедры (лекция)

Публичное чтение на какую-либо тему (лекция)

Устное изложение учебного предмета преподавателем (обычно в высшем или среднем учебном заведении) (лекция)

Устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения (лекция)

Один из методов обучения, устное изложение учебного предмета, а также запись этого изложения (лекция)

Систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной или политической темы (лекция)

Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения (лекция)


Раньше лекции использовали как средство распространения информации, когда библиотек было мало, а учебников и интернета вовсе не существовало, и единственным достоверным и систематизированным источником знаний являлся сам профессор. Сейчас лекции читают (1) с целью ознакомления студентов с фундаментальными, основополагающими знаниями, необходимыми для последующего успешного обучения (или для работы на семинаре), а также (2) в ситуации, когда раскрывается новая область исследований, где еще не написаны систематизированные учебники.

Первый формат лекций может вступить в конкуренцию с учебниками, где написано тоже самое. Особо ярко это может проявится в ситуации, когда лектор читает курс лекций по своему же учебнику и читает не особо увлекательно, а учебник при этом написан очень даже интересно. В данном случае ценность лектора может сильно упасть.

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. (wikipedia)

  1. Экономическая выгода. — Формат идеально подходит для больших аудиторий. Лекция же дает возможность быстро и эффективно общаться с большой группой людей. Есть лишь два ограничительных фактора в этом вопросе: вместительность помещения, где читается лекция, и качество его акустики.
  2. Не требует больших финансовых затрат. — Проведение лекции для 50 человек, обходится значительно дешевле, чем проведение в те же сроки 5 тренингов для пяти групп по 10 человек.
  3. Лекция незаменима при отсутствии учебников и статей.
  4. Повышенный контроль со стороны профессора (отсутсвие неожиданных вопросов, идей и комментариев со стороны студентов при соблюдении строго классического формата).
  1. Усреднённость уровня сложности содержания лекции, что может привести как к ощущению скуки, так и когнитивной перегрузки студентов. Слишком большое количество материла, представленное в рамках одной лекции, сильно снижает ее эффективность. Очень легко переоценить возможности студентов к обработке информации, перегрузить их и вызвать ощущение фрустрации. Студенты учат больше и лучше, когда им представляют несколько пунктов и не перегружают информацией. Важно помнить, что если Вы уже знакомы с материалом лекции, то для студентов это совершенно новая информация, которая усваивается тяжелее. Таким образом, важно тщательно продумать, что вы дадите студентам на лекции и в каком количестве.
  2. Требования к профессионализму лектора. — Лекция, в сравнении с другими методами проведения тренингов, предъявляет самые жесткие требования к личностным характеристикам ведущего. Именно от этих качеств зависит успешность использования данного метода. Выступление талантливого лектора даст мотивацию к обучению и будет стимулировать процесс размышления и сохранения информации в памяти слушателей. А плохой лектор быстро потеряет внимание аудитории и получит низкую запоминаемость материала.
  3. Отсутсвие контроля за учебным процессом и права выбора со стороны студента.
  4. Трудности при удержании внимания и концентрации со стороны студентов на длительных монотонных лекциях.
  5. Отсутсвие обратной связи, особенно формирующей, при проведении строгого формата лекции .
  6. Пассивная роль студента, особенно при отсутствии навыка написания конспекта.

Мы предлагаем Вам сразу скачать шаблон для составления план-схемы лекции, чтобы Вы могли уже при прочтении описания этапов модели начать тренироваться через создание черновика какого-либо занятия !

определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы, показать, как данная лекция поможет достичь какой-либо цели или понять / решить какую-либо проблему. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Каждый учебный вопрос, рассматриваемый на лекции, заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу. Количество ключевых вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. В противном случае материал, структурированный и понятный для лектора, может когнитивно перегрузить слушателей и оставить их с набором несвязанной информации. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Если не уделить время интеграции и повторению обозначенных на лекциях связях и фактах, то студент вновь рискует уйти с перегруженной фактами головой и тетрадкой. Удостоверьтесь, что Ваше заключение соединяет ключевые моменты воедино.

прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит, прежде всего, по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над усовершенствованием курса.

Эта форма проведения лекции позволяет развивать у слушателей умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними слушателей только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как слушатели, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности слушателей.

Сложность подготовки к такой лекции для преподавателя состоит в необходимости специальной работы над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства, т.к. он проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить слушателям.

Задача слушателей заключается в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе которого преподавателем, слушателям или совместно даются правильные ответы на вопросы.

Слушатели могут находить как задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких ошибок), так ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Создание на занятиях атмосферы доверия между преподавателем и слушателями, личностное включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной деятельности аспирантов - вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки слушателей по предмету, а те в свою очередь - проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель определяет недочеты, анализирует их в ходе обсуждения с слушателями, получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у обучающихся высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, так как слушатели на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у слушателей теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у слушателей сформированы основные понятия и представления.

Форма проведения такой лекций напоминает классическую (традиционную) пресс-конференцию, но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия преподаватель называет тему лекции и просит слушателей письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, написать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы слушателей.

Отличительная черта этой формы лекции состоит в активизации работы слушателей на занятии за счет адресованного информирования каждого слушателя лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание аспиранта. Необходимо ориентировать (обучать) слушателей формулировать вопросы, которые носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них оказывает воспитательное влияние на слушателей. Участвуя в лекции пресс-конференции, слушатели отрабатывают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения.

Лекцию пресс-конференцию можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы основная цель лекции - выявление круга интересов и потребностей слушателей, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель может составить представление об аудитории - ее ожиданий, возможностей. Это важно при первой встрече преподавателя с слушателями, или в начале чтения курса лекций, новых дисциплин и т. п.

Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса ставит задачу привлечения внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала; систематизации знаний аспирантов, корректировки выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции пресс-конференции в конце темы или раздела - подведение итогов лекционной работы, определение уровня усвоения слушателями содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике.

Лекционные занятия, наряду с семинарами и практикумами, занимают значительное место в программах высшего образования, но порой становятся обязательной рутиной как для преподавателей, так и для студентов. Лекторы допускают ошибки при подготовке занятий, а студенты прогуливают лекции, которые кажутся скучными и малоинформативными.

Разберемся, как подготовить лекцию, которая сделает учебный процесс увлекательным и интересным, рассмотрев не очень удачные, но, к сожалению, довольно распространенные примеры из вузовской практики.

1. Лекция под диктовку

Едва ли кто-то станет сомневаться в том, что однообразная речь не способна вызвать у слушателей интерес, тем паче интерес к учебе. Тем не менее, некоторые преподаватели имеют привычку читать на своих парах заранее подготовленные тексты лекций с листа или монотонно пересказывают материалы учебников 40 минут.

Проблема включает в себя два аспекта, которые нужно рассмотреть по отдельности. Во-первых, подача лекционного материала с листа вызывает только острые приступы скуки и желание открыть смартфон и под аккомпанемент лектора заняться серфингом в социальных сетях. Во-вторых, и это важно, содержание таких лекций нередко соответствует форме подачи материала.

Учебники и хорошо известные факты — вещь, безусловно, полезная, но студенты ожидают услышать на лекции не только информацию, к которой легко получить доступ в библиотеке или в одной из ЭБС вуза. Высокую ценность для студентов имеет уникальный опыт преподавателя, в котором выкристаллизовывается подлинный научный интерес ученого, но ни форма, ни содержание подобных лекций не отражают опыта, а значит и пользы, по мнению студентов, не приносят.

Как правильно

Не репетируйте лекции, а вместо выхолощенного подробного сложного текста подготовьте тезисный план. Хорошо ориентируясь в своем предмете, вы без труда сможете рассказать материал в более свободной форме, время от времени обращая свое внимания на тезисы, которые помогут вовремя переходить от одного вопроса к другому. Если работа без шпаргалок и объемных текстов представляется проблематичной — запишитесь на курсы ораторского мастерства.

Читайте также: