Годовой план работы социального педагога в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

ГУО «Городецкий учебно-педагогический комплекс детский сад-

на 2018/2019 учебный год

Цель: способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, снижению уровня преступности среди несовершеннолетних подростков и правонарушений по школе; содействовать развитию и укреплению семьи как социального института; формировать у учащихся потребности и устойчивые навыки здорового образа жизни.

Задачи:

  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическое просвещение семей;
  • содействие процессу социального становления и развития личности, ее адаптации в учреждении образования;
  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
  • обеспечение взаимодействия учреждения образования с социальными институтами, общественными организациями по ранней профилактике правонарушений и преступлений среди учащейся молодежи;
  • профилактическая работа с семьями по сокращению социального сиротства;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Месяц

Профилактическая работа

Информационно-просветительская

Консультирование

Диагностика

Коррекционно-развивающая работа

Работа по защите прав и законных интересов детей

Методическая работа

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2. Организация проведения правового всеобуча среди учащихся.

3. Посещение на дому семей, нуждающихся в социально-педагогической помощи.

4.Встреча с начальником ИДН, участковым инспектором ИДН.

5.Контроль за посещением школьных занятий учащимися.

6..Выступления на классных часах с целью профилактики преступлений и правонарушений.

1.Организация встречи с сотрудниками РОВД ИДН, ГАИ.

3.Выступления на классных часах с целью профилактики преступлений и правонарушений

1. Консультирование классных руководителей по вопросу обследования ЖБУ проживания детей

2.Консультирование классных руководителей по вопросам составления социального паспорта класса.

3. Консультирование кл .руководителей по написанию характеристик учащихся.

4.Консультации для детей, состоящих на учете СОП по вопросу занятости в кружках и секциях

1.Изучение досуговой деятельности подростков с асоциальным поведением.

1.Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Анкетно-социальное исследование: выявление количества неполных, неблагополучных, многодетных, опекунских и приемных семей; детей находящихся в СОП.

3. Обследование ЖБУ проживания н/л, находящихся в СОП.

4.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1.Изучение новых нормативных документов.

2.Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2.Вовлечение детей с асоциальным поведением в кружковую деятельность.

4. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

5.Организация встречи с сотрудниками ИДН с целью профилактики преступлений и правонарушений.

6. Организация занятости детей, состоящих на учете в СОП во время осенних каникул.

1.Оказание консультационной помощи классным руководителям по составлению плана работы с детьми, состоящими на учете СОП во время осенних каникул.

2. Консультирование родителей по вопросам воспитания детей в семье (по необходимости).

3.Консультирование классных руководителей по написанию характеристик учащихся.

4. Оказание консультационной помощи классных руководителям по составлению плана работы с детьми, состоящими на различных видах учета во время осенних каникул.

5.Беседы с учащимися по вопросам поведения во время осенних каникул.

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Обследование ЖБУ проживания несовершеннолетних, находящихся в СОП и на других видах учета.

2.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1.Изучение новых нормативных документов.

2. Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2. Контроль за посещением занятий учащимися.

3. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

4. Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам поведения.

1. Выпуск стенгазеты ко Дню профилактики СПИДа.

2. Выпуск стенгазеты ко Дню инвалида.

3. Обновление информационных стендов.

4.Выступления на классных часах с целью профилактики преступлений и правонарушений.

1. Консультирование классных руководителей по написанию характеристик учащихся.

2. Консультирование родителей по вопросам воспитания детей в семье (по необходимости).

3.Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам поведения

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

2.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1 Изучение новых нормативных документов.

2. Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС

3. Участие в педсовете УПК.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

3. Контроль за посещением занятий учащимися.

4. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

1. Организация встречи с участковым инспектором ИДН.

2. Выпуск социально-педагогического информационного бюллетеня.

2.Консультации с классных руководителями

3.Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам поведения.

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Посещение опекунских и приемных семей на дому, детей, находящихся в СОП, составление актов обследования.

2.Подготовка отчетов опекунов и приемных родителей об использовании денежных средств за 2016г.

3. Организация новогодних поздравлений для детей-сирот, детей из многодетных семей.

4.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

5. Выполнение всеобуча.

1 Участие в педсовете УПК.

2.Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2. Контроль за посещением занятий учащимися.

3.Организация встречи с инспектором ИДН с целью профилактики правонарушений и преступлений.

4. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

1. Обновление информационных стендов правовых знаний.

2.Выступления на классных часах с целью профилактики преступлений и правонарушений

1. Консультирование классных руководителей по вопросам профориентации учащихся.

2.Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам поведения.

3.Консультирование по вопросам воспитания детей в семье.

2.Беседа с учащимися

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1. Посещение детей из неблагополучных семей на дому, составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

2.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1. Изучение новых нормативных документов.

2. Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

М

А

Р

Т

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2. Организация занятости детей, состоящих на различных видах учета во время весенних каникул.

3. Контроль за посещением занятий учащимися.

4. Организация встречи с сотрудниками ИДН с целью профилактики правонарушений и преступлений.

5. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

1. Обновление информационных стендов.

2. Выступления на классных часах с целью профилактики преступлений и правонарушений.

1. Оказание консультационной помощи классным руководителям по составлению плана работы с детьми, состоящими на учете во время весенних каникул.

2.Консультирование классных руководителей по написанию характеристик учащихся.

3.Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам поведения.

1.Беседа с учащимися

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Посещение на дому семей, в которых несовершеннолетние находятся в социально опасном положении.

2.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1.Изучение новых нормативных документов.

2. Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2 Контроль за посещением занятий учащимися.

3. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

1. Участие в классных родительских собраниях (по запросу)

2. Выпуск социально-педагогического бюллетеня

3. Обновление информационных правовых стендов.

1. Консультирование классных руководителей по написанию характеристик учащихся.

3.Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам поведения.

2. Беседа с учащимися

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Посещение на дому детей из неблагополучных семей. Составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

2.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1.Изучение новых нормативных документов.

2. Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

М

А

Й

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

2. Контроль за посещением занятий учащимися.

3.Организация встречи с сотрудником ИДН с целью профилактики преступлений и правонарушений.

4. Посещение семей на дому совместно с классным руководителем (по необходимости).

5.Беседы с несовершеннолетними по вопросам занятости в летний период.

1. Выпуск социально-педагогического бюллетеня

2. Обновление информационных стендов.

3. Выступления на классных часах с целью профилактики преступлений и правонарушений.

1. Консультации с кл. руководителями по вопросам летней занятости учащихся.

2.Консультация с родителями по вопросам оздоровления и занятости детей, состоящих на профилактических учетах, в летний период

3. Консультирование кл. руководителей по написанию характеристик учащихся.

1.Беседа с учащимися о правилах поведения на дорогах,

лесах в летний период (1-11 классы).

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Организация отдыха детей из опекунских и приемных семей в летний период.

2.Организация отдыха детей состоящих в СОП.

3.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1. Изучение новых нормативных документов.

2. Участие в районных МО и семинарах специалистов СППС.

И

Ю

Н

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

3.Занятость детей, находящихся в СОП во время летних каникул.

4.Организация отдыха детей в школьном лагере в летний период.

1. Написание характеристик детей из опекунских и приёмных семей.

2. Подготовка табелей успеваемости детей из приёмных и опекунских семей.

1. Консультация для родителей многодетных семей, которые нуждаются в материальной помощи.

2. Оказание консультационной помощи классным руководит. по составлению плана работы с детьми, состоящими на учете в ИДН, ВШК во время

1.Беседа с учащимися находящимися в СОП, опекунских и приемных семьях.

1. Индивидуальные беседы с учащимися по проблемным вопросам.

2. Индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.Обследование приемных, СОП, опекунских семей. Составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

2.Участие в заседаниях СОПОП Городецкого Сельисполкома (по необходимости).

1. Подготовка анализа работы педагога социального за 2017/2018 уч. год.

И

Ю

Л

Ь

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

1. Написание характеристик детей из опекунских и приёмных семей.

2. Обновление списков семей.

1. Консультация для родителей.

1.Беседа с учащимися находящимися в СОП, опекунских и приемных семьях.

Индивидуальные консультации с учащимися

1.Обследование приемных, СОП, опекунских семей. Составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

2.Посещение на дому детей из неблагополучных семей. Составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

1. Изучение новых нормативных документов.

А

В

Г

У

С

Т

1.Заседание совета по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

1. Написание характеристик детей из опекунских и приёмных семей.

2. Обновление списков семей.

1. Консультация для родителей.

1.Беседа с учащимися находящимися в СОП, опекунских и приемных семьях.

Индивидуальные консультации с учащимися

1.Обследование приемных, СОП, опекунских семей. Составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

2.Посещение на дому детей из неблагополучных семей. Составление актов обследования ЖБУ проживания н/л.

годовой план социального педагога, помежет вам в работе. Все основные мероприятия которые выполняет социальный педагог.

Содержимое разработки

ПЛАН РАБОТЫ

социального педагога

Кемеровского муниципального района

Ивановой А.Г.

ЦЕЛЬ: защита ребенка в его жизненном пространстве, создание благоприятных условий для развития личности (физического, социального, интеллектуального, духовно-нравственного); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.

Содействовать в оказании правовой, материальной, социально-педагогической помощи обучающимся и их семьям.

Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.

Координировать взаимодействие учителей, родителей (лиц их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся.

Способствовать созданию психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в семье, в общеобразовательном учреждении, в окружающей социальной среде.

Развивать интерес у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.

Создавать условия для формирования потребности в ведении здорового образа жизни.

Цель: создание благоприятных условий для личностного развития ребенка, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.

Основные задачи:

Содействовать формированию у детей понимания общечеловеческих ценностей, воспитанию гражданского и правового сознания.

Организовать работу по положительной социальной адаптации к детскому саду.

Формирование у воспитанников адекватного представления о здоровом образе жизни.

Социально – педагогическое сопровождение воспитанников вновь поступивших в учреждение.

Социально - информационная помощь, направленная на обеспечение родителей, педагогов информацией по вопросам социальной защиты

Основные приоритеты в работе социального педагога:

- создать систему социально - педагогической помощи семьям, детям, педагогам;

- развивать партнерские отношения между детским садом и семьями воспитанников;

- обеспечивать социальную защиту прав детей, создавать благоприятные условия для их развития.

Направления в работе социального педагога:

- работа по защите прав ребенка;

- работа по социальному развитию личности ребенка;

- профилактика негативных явлений и оказания помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

- работа по активизации воспитательного потенциала семьи;

- работа с родителями, не выполняющими обязанности по воспитанию и содержанию детей;

- работа с родителями социально опасных семей;

- работа с социально незащищенными семьями;

Для реализации поставленных задач на 2020 – 2021 год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

аналитическая - изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем.

прогностическая - определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка;

коррекционная - коррекция влияний на ребенка, как со стороны семьи, так и социальной среды;

профилактическая - предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска;

охранно-защитная - защита прав и интересов личности. Содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты;

психотерапевтическая - забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов;

посредническая - осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты.

Формы работы социального педагога:

С педагогами:

С родителями:

- посещение на дому;

- занятия по правам ребенка;

- индивидуальные занятия по социально-коммуникативному развитию;

- организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа и т.д.)

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:

- комиссия по делам несовершеннолетних;

- отдел по делам несовершеннолетних;

- отдел опеки и попечительства;

План работы социального педагога

Участие в проведении групповых родительских собраний (по планам воспитателей)

по планам воспитателей

Изучение медицинских карт детей с целью выявлений отклонений в психическом развитии; сотрудничество с психологом, логопедом, педагогом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа социального педагога рассчитана на 3 года и подлежит редактированию ежегодно.

Муниципальное автономное дошкольное оброзовательное учреждение

____________ Т.В. Сидорова

Рабочая программа

Стяжкиной Любови Владимировны

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы

Цель и задачи деятельности социального педагога

Функции социального педагога ДОУ

Основные направления работы социального педагога ДОУ

Работа с кадрами

Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников

Работа с детьми

Работа с документацией

Работа с социальным окружением

Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков

Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы

Используемая литература

Приложение 1. План работы социального педагога на год

Приложение 2. План работы с родителями воспитанников ДОУ

Приложение 3. Темы консультаций (Оформление родительских уголков и стенда)

Приложение 4. Планы работы на месяц.

Разное. Полезная информация.

Пояснительная записка.

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

проблемы, связанные с дезадаптацией детей в социальной среде;

проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в ДОУ;

проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, педагогов, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, детского сада, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Социальный педагог – сотрудник детского сада, который создаёт условия для социального саморазвития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей в соответствии с действующим законодательством, на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

- норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Конституция Российской Федерации;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;

роль защитника интересов и законных прав ребенка;

роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Рабочая программа направлена на:

- создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;

- создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовку к жизни в современном обществе;

- формирование предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа социального педагога рассчитана на 3 года и подлежит редактированию ежегодно.

Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Декларация прав ребёнка

Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 года

Цель и задачи деятельности социального педагога

Цель: Создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители, для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

- вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития;

- повышения уровня компетентности родителей.

Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ, привлечению к сотрудничеству в вопросах социальной адаптации и развития детей.

Изучать особенности личности воспитанников, их микросреды и условия их жизни.

Выявлять интересы и потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений, своевременно оказывать социальную помощь и поддержку.

Выступать посредником между организацией, воспитанниками, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, педагогами, родителями, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также электронные образовательные ресурсы.

Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах социально-личностного развития воспитанников и взаимодействия с семьями.

Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.

Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении.

Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.

Функции социального педагога

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников.

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:

адаптация ребенка к дошкольному учреждению;

развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;

реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;

работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;

работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;

формирование социально принимаемого поведения детей;

включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;

сложность перехода детей из ДОУ в школу;

особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;

социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;

особенности социализации детей в ДОУ;

особенности организации досуга дошкольников и др.

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Основные направления работы социального педагога в ДОУ

Работа по защите прав ребенка.

Работа по социальному развитию личности ребенка.

Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.

Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

Работа с родителями социально опасных семей.

Работа с социально незащищенными семьями.

Работа с ближайшим окружением.

Работа с социальными институтами.

5.1. Работа с кадрами

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.

Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия детского сада в лице социального педагога с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально-благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.

- педагогическое просвещение родителей;

- повышение уровня родительской компетентности;

- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

Основные формы взаимодействия с семьей:

- знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

- информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте.

- совместная деятельность: привлечение родителей к организации выставок, конкурсов; создание семейных объединений (клуб, студия), семейных праздников, прогулок, экскурсий; привлечение к участию в детской исследовательской и проектной деятельности; привлечение родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей; сопровождение и поддержание семьи в реализации воспитательных воздействий; знакомство родителей с Конвенцией о защите прав детей; обозначить позицию ДОУ, как защитника прав воспитанников.

Работа с детьми

- групповая диагностика воспитанников по образовательной области социально-личностного развития;

- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

- участие в организации досуга детей;

- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию.

Формы работы: интервьюирование; занятия по правам ребенка; театрализованные постановки по защите прав ребенка; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).

Работа с документацией

- формирование информационного банка данных по работе с семьей;

- разработка перспективного и текущего плана работы;

- подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога.

Взаимодействие с социальными партнерами, государственными и общественными структурами

- библиотека, школа исскуств, дом творчества;

- общеобразовательные школы города;

- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;

- организации и проведение межведомственных профилактических акций;

- координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.

Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков:

6. Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков.

1. Информационно-аналитический блок:

- информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях;

- изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях;

- оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

2. Практический блок (работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей):

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- социализация личности ребенка;

- коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

3. Контрольно-оценочный блок:

- анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный) по взаимодействию с родителями и детьми.

7. Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы.

Успешная социализация воспитанников ДОУ.

Гражданское самосознание и общественная позиция родителей воспитанников ДОУ.

Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов ДОУ, направленной на успешную социализацию детей.

Повышение коммуникативных способностей детей, как одного из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей.

Осознание родителями (законными представителями) воспитанников приоритетности родительского права в вопросах воспитания детей.

Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг.

Создание условий для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников ДОУ.

Создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители.

Создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

8. Использованная литература.

Федосеева И.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования: правовой и управленческий аспекты. Вып. 1: метод.ред / сост. И.Ф. Федосеева( и др. ). - Архангельск: изд. АО ИИППК РО, 2012. – 102с.

Чуракова Р.Г. Как разработать основную образовательную программу дошкольного образования / Под общ. ред Р.Г. Чураковой. – 2-е издание., испр.- М.: Академкнига /Учебник,-2012. - 192 (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение в ФГОС).

ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155)

Читайте также: