Досуговая деятельность детей и родителей в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Баринова Юлия Владимировна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор

Автор: Куличкина Ольга Владимировна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор

Не малые изменения произошли и по отношению требований к личности ребенка со стороны социума. Общественные требования к детям сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетентности в различных сферах бытия. На сегодняшний день главным вопросом остается поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей.

Нетрадиционная техника художественного труда

В. А. Сухомлинский.

Применение нетрадиционных техник играет одну из важных ролей в решении задач эстетического воспитания ребенка, так как данная техника представляет собой художественную деятельность. Специфика занятий таким творчеством дает широкие возможности: для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, для развития у ребенка любви к прекрасному и обогащению его духовного мира, для развития воображения. Художественный труд способствует приобщению к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Каждая форма нетрадиционной техники, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Существует несколько видов аппликации и каждый из них вносит свой особенный вклад в обучение и воспитание дошкольников, а так же способствует формированию и развитию многих качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В процессе практической деятельности у детей постепенно начинают формироваться обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления. Одновременно с этим вырабатываются умения проявлять свою инициативу и самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рисование (изобразительное искусство) и художественный труд имеют возможность сочетаться.

Проблема внедрения в занятие нетрадиционных техник (рисование и аппликации) актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений, навыков по аппликации.

Значение занятий аппликацией, рисованием, лепкой, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, и применение занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно – графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

В качестве примера представляю вашему вниманию мои разработки по применению нетрадиционных техник:

Для создания работ с детьми я использую такие материалы, как : зерна кофе, фантики от конфет, газеты, деревянные и пластмассовые пробки, гречу, манную крупу, рис, листья и т.д.

Хотелось бы сказать о том, что вопрос о изучении и развитии детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была затронута и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

Квест-технологии в дошкольном образовании

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Детский коллектив, не играющий не будет, детским коллективом…

Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

Сейчас в дошкольном образовании активно используются разнообразные современные технологии. Я использую квест-технологию в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Большинство современных детей все свободное время проводят перед экраном телевизора или перед монитором компьютера. Бесконечное созерцание экрана, компьютерные игры с элементами агрессии и насилия тормозят развитие ребенка, плохо влияют на его психику, лишают ребенка живого контакта со сверстниками и семьёй. Ребенок как бы уходит в себя, живет в своем иллюзорном мире и уже не в состоянии адекватно воспринимать свое поведение, критически оценивать свои поступки.

Чтобы помочь ребенку оторваться от экрана, надо чаще играть вместе с детьми, т.к. игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, следовательно, и динамичнее развитие личности. Ведь именно в играх со сверстниками дети получают первые уроки жизни, наиболее полно раскрывают свой творческий потенциал, проявляют смекалку и собственную сообразительность. А также, игры помогают формировать характер и правильно строить отношения со сверстниками. Поэтому, квест – технология для детей дошкольного возраста имеет много достоинств:

- совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которых дети полностью погружаются в происходящее и активно включаются в деятельность;

-принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления;

-квест-игра становится привлекательной для ребёнка, позволяя активизировать его внимание;

-развивает познавательный интерес и ощущение личной заинтересованности в ходе выполнения заданий;

- это командная игра, объединяющая дошкольников, помогающая проявить лидерские качества.

Можно отметить, что квест-технология имеет ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок. Но как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз!

Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания (интеллектуального, спортивного характера). В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.

Когда дети тесно общаются друг с другом, то начинают лучше понимать своих сверстников, вместе находить выход из сложившейся ситуации, вместе радоваться успеху и победе. Командные конкурсы для детей сближают их, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды. В командные игры могут играть дети с детьми, дети против родителей или смешанные команды.

Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками являются основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, предоставлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй. Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников). Работа с детьми всегда непредсказуема и если ведущий замечает, что сценарий не работает, он оставляет за собой право изменить ход игры на своё усмотрение для достижения максимально хорошего восприятия и активного участия. Требования к организации квест-игры:

-игры должны быть безопасными.

-вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

-недопустимо унижать достоинство ребенка.

-споры и конфликты надо решать только мирным путем.

По структуре сюжетов квест-игры бывает:

- Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

- Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

В своей практике я использовала все эти три вида квест – игр. Моя роль, как педагога-наставника, в квест-игре организационная, т.е. я определяла образовательные цели квеста, составляла сюжетную линию игры, оценивала процесс деятельности детей и конечный результат, организуя поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Штурмовую квест-игру проводила ко дню рождения А.С.Пушкина для старшей и подготовительной группы совместно с родителями. Участники квеста должны были собрать все части пазла и отгадать название сказки. Для каждой команды своя сказка. Выиграла та команда, которая сделала это первой. В этом квесте сплотился не только детский коллектив, но и родительский, т.к. команды были смешанными, из разных групп.

В начале игры, ведущий рассказал правила игры, т.е. создал соответствующий эмоциональный настрой; выбрали капитанов команд, придумали название и девиз своей команды. Участники отправились в путешествие по сказкам и проходили маршрут вместе, но у каждой группы было своё задание. Поэтому выдался одинаковый маршрутный лист. На каждой станции команда выполняла задание, зарабатывая части пазла своей сказки, т.е. каждая команда решала свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать их воедино, а именно, собрать пазлы и прочитать название сказки. В ходе игры участники получили интересную информацию о творчестве А.С.Пушкина. Главное, задания были для каждой группы-команды по своему возрасту и в соответствии теме квест-игры.

Немало важную роль играют квест-технологии и в воспитательной работе, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился с заданием, всем остальным приходится начинать все заново или помогать своему участнику группы. Поэтому каждый ребенок старается изо всех сил, чтобы не выглядеть хуже других и вложить свой максимальный вклад в победу команды. Это наблюдается в линейных квест – играх, где содержание игры построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – чтобы было желание, было весело, познавательно и запомнилось надолго!

Самое главное, это то, что квест-игры помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов; позволяют за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

  • описанные современные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, ведь именно в дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизируются мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Поэтому в ДОУ активно стараются внедрять современные технологии, которые могут оказывать коррекционное воздействие на детей как нормально развивающихся, так и детей с ОВЗ :

-дети полностью погружаются в происходящее и активно включаются в деятельность

-дети учатся взаимодействовать друг с другом, а так же и с родителями

-т.к. дети с ОВЗ чувствуют себя неуверенно, то такие современные технологии как нетрадиционные техники ручного труда, квест-игры способствуют социальной адаптации таких детей

Выше приведенные технологии можно объединять между собой. Т.к. квест-игра предполагает собой прохождение маршрута по станциям, то одну из таких станций можно сделать творческую мастерскую с применением нетрадиционных техник ручного труда, где будет совместная работа детей и их родителей.

Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Дети и педагоги в костюмах отмечают Масленицу

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
    • соревнования,
    • весёлые старты,
    • турниры.

    Дети в спортивной форме участвуют в празднике, посвящённом Олимпийским играм

    Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу

    Малыши рассматривают портрет П.И. Чайковского

    Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма

    Девочки с игрушками в руках участвуют в досуге, посвященном А. Барто

    Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас

    Дети в костюмах животных участвуют в театрализованном представлении

    Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников

    Дети делают совместную композицию на космическую тему

    Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

    Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

    Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

    • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
    • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
    • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
    • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
    • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
    • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
    • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
    • Воспитание патриотических чувств.

    Виды досугов и развлечений в ДОУ

    Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Ребёнок едет на санках по снежной горке, остальные дети наблюдают

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

    • театрализованные (спектакли),
    • познавательные (викторины, КВН),
    • спортивные,
    • музыкальные,
    • литературные развлечения,
    • забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).

    Дети и родители участвуют в творческом мастер-классе

    Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

    Проведение досуга и развлечений в ДОУ

    Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

    Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

    Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

    • изучение наглядного материала:
      • рассматривание тематических плакатов,
      • картинок,
      • репродукций,
      • иллюстраций в книгах,
      • макетов,
      • мини-выставки в уголке познания;
      • посещение группы сказочным персонажем,
      • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
      • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

      Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

      1. Создание сюрпризного момента.
        В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
      2. Включение в игровую ситуацию.
        Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
      1. Изучение наглядного материала.
        Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
        • Каких сказочных героев вы узнали?
        • Из каких они сказок?
        • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
        • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
      2. Создание проблемной ситуации.
        Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
      • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
      • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
      • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
      • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

      Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

      Планирование мероприятий

      Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

      Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

      Дети на площадке участвуют в летнем спортивном мероприятии, родители наблюдают

      Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

      Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

      Дети и педагоги в святочных костюмах на улице

      Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

      Дети и родители участвуют в спортивном мероприятии в зале

      Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

      Таблица: картотека тем культурных мероприятий

      Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

      • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
      • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
      • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
      • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
      • Воспитывать активный интерес к сказкам.
      • Чтение сказок,
      • рассматривание иллюстраций,
      • обыгрывание фрагментов сказок.
      • Музыкальное сопровождение,
      • иллюстрации к сказкам,
      • лепестки цветка разных цветов.
      • Он носит вместо шапки
        Весёлый колпачок.
        И ростом он всего лишь
        С ребячий башмачок.
        С фонариком и с песней
        Идёт в лесу ночном.
        Не ошибёшься, если
        Ты скажешь: — Это … (Гном).

      Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
      Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
      Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

      • Бабушка девочку очень любила,
        Шапочку красную ей подарила.
        Девочка имя забыла своё.
        А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

      Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
      Загадки:

      • Мальчик… (с пальчик).
      • Соловей… (Разбойник).
      • Сестрица… (Алёнушка).
      • Лиса… (Патрикеевна).
      • Аленький… (Цветочек).
      • Гуси… (лебеди).
      • Крошечка… (Хаврошечка).
      • Братец… (Иванушка).
      • Баба… (Яга).
      • Сивка… (Бурка).
      • Красная… (Шапочка).
      • Спящая… (Красавица).
      • Заюшкина… (Избушка).
      • Винни… (Пух).
      • Два раза хлопни,
        Три раза топни,
        Вокруг себя обернись
        И в детском саду очутись!

      Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

      Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

      • в младших и средней группах — 25–30 минут;
      • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
      • в первой младшей группе — 20–30 минут;
      • во второй младшей группе — 30–35 минут;
      • в средней группе — 45–50 минут;
      • в старшей группе — 60 минут;
      • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

      Мальчики в бескозырках танцуют в зале

      Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

      Длительность уличных забав и народных гуляний:

      • в младших и средней группах — не более 1 часа;
      • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

      Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

      Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

      Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

      Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

      Автор: Шальнова Елена Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 391" г.о.Самара.
      Описание материала. Предлагаю Вам педагогическую статью на тему: "Организация досугов в ДОУ совместно с родителями". Данная статья будет полезна для воспитателей, руководителей ДОУ. В статье рассказывается об актуальности данной темы, раскрывается опыт работы по организации досугов с семьями воспитанников. Развитие гармонично развитой личности не возможно без участия родителей. Необходимо укрепление и развитие тесного взаимодействия детского сада и семьи.

      В статье представлены инновационные формы работы с родителями по организации семейного досуга дошкольников.

      Содержимое публикации

      Организация семейного досуга в дошкольном образовательном учреждении.

      Дошкольное образовательное учреждение – это такая социально-педагогическая система, которая способна организовать не только образовательный процесс, но и досуг современного дошкольника.

      Одним из приоритетных направлений работы ДОУ в настоящее время стало тесное взаимодействие с родителями воспитанников. И те, и другие должны преследовать единые цели и задачи для организации всестороннего развития ребенка-дошкольника, в том числе и организацию его досуга.

      В настоящее время вопрос взаимодействия семьи и дошкольного учреждения является актуальным. Дошкольная образовательная организация должна стать помощником в организации семейного досуга всем семьям, а больше всего молодым родителям. Поэтому, у педагогов ДОУ появилась необходимость применения новых современных подходов к организации взаимодействия с семьей. Сегодня, воспитатели и педагоги придумывают разнообразные методы и формы вовлечения семьи в обучение и воспитание детей, тем самым делая родителей полноправными участниками образовательного процесса. Однако, немногие родители готовы тесно сотрудничать с педагогами ДОУ. Задача работников дошкольных учреждений – создать все необходимые оптимальные условия привлечения родителей к совместному воспитанию ребенка. На наш взгляд, организация семейных досугов может являться наиболее эффективной формой работы.

      Для привлечения и организации досуга детей и их родителей, существуют досуговые программы. Организация досуга – одно из направлений образовательной организации дошкольного образования.

      Можно выделить следующие формы семейного досуга в ДОУ:

      Игровые программы – подвижные и интеллектуальные игры, игры – драматизации и др.

      Конкурсные программы – проведение конкурсов с участием родителей, различные квесты, КВНы.

      Фольклорные программы – народно-прикладное искусство, народные танцы, песни, хороводы.

      Праздничные программы – развлечения и утренники.

      Оздоровительные программы – спортивные состязания, спортивно-оздоровительные досуги, совместные походы.

      Все эти формы разнообразны по содержанию. Они могут быть и музыкальными, и спортивными, и речевыми, и фольклорными, но главное, чтобы они решали поставленные задачи развития и воспитания дошкольников: реализация потребностей детей, общение со сверстниками и взрослыми, развитие познавательной, интеллектуальной сферы ребенка, воспитание здорового образа жизни и др.

      Проведение досуговых мероприятий способствуют укреплению детского организма, создается положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Продолжительность досуговых мероприятий зависит от возраста и физической подготовленности детей.

      Главное место в работе с детьми нужно отводить фольклорным праздникам. Такие праздники не только знакомят детей с народными традициями, но и приобщают к истокам национальной культуры. В такие мероприятия должны быть вовлечены и родители. Важно, чтобы родители были не только участниками таких досугов, но и принимали активное участие в подготовке мероприятий.

      Популярной формой организации семейного досуга стали развлекательно-познавательные праздники. Такие формы работы позволяют повышать интеллектуальный уровень и детей, и взрослых, способствуют укреплению внутрисемейных и межсемейных связей.

      Еще одна форма работы с родителями – совместные походы и экскурсии по городу. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

      Пропагандистская акция имеет не только воспитательное, но и социальное значение. Дети совместно с родителями и педагогами выходят на улицы города, чтобы донести ту или иную важную и актуальную информацию до сознания людей. Это могут быть предупредительные акции, рекламные акции, познавательные акции, главное, что и родители, и дети делают общее социально-значимое дело вместе. К таким акциям можно отнести – пропаганда по ПДД, пропаганда вреда наркотиков, экологические акции.

      Используя разнообразные современные формы организации совместных семейных досугов, педагог должен раскрыть перед родителем важные стороны психологического развития ребенка, порекомендовав соответствующие приемы воспитания. Правильное построение взаимодействия педагога и семьи, это залог успешного воспитания дошкольника.

      Анализ литературы показал, что сегодня взаимодействие ДОУ и семьи широко обсуждается педагогами психологами. Исследования выявили, что именно нехватка времени, сил и нежелание родителей, избегали сотрудничества с дошкольной организацией и с педагогами.

      Досуговое направление и досуговые формы работы с родителями, оказались самыми трудными в организации, но самыми востребованными и самыми полезными в воспитании детей. Любое совместное мероприятие, позволяет увидеть проблемы воспитания. Позволяет увидеть изнутри своего ребенка все его трудности во взаимоотношениях. Совместные мероприятия позволяют испробовать разные подходы, посмотреть, как это делают другие. Тем самым, приобрести опыт взаимодействия, не только со своим ребенком, но и с родителями в целом.

      Читайте также: