Какой путь предлагает соня раскольникову кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эта встреча описывается в части 5, главе IV.

Именно при этой встрече Раскольников признается Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и ее сутры Лизаветы.

После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться. Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.

Цитаты описывающие второй разговор Раскольникова и Сони

Доброта и любовь девушки обезоруживают Раскольникова, он начинает говорить с ней по-другому:

Признание Раскольникова

Раскольников, как и обещал ранее, заводит разговор о том, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он не говорит прямо, а делает намеки:

Реакция Сони на признание Раскольникова

Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему:

— Угадала? — прошептал он наконец.
— Господи! — вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; всё было так!

Раскольников о причинах преступления

Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории:

О душевном состоянии Раскольникова

Раскольников признается Соне в том, что сам осознает всю катастрофу. Он понимает, что погубил не только двух своих жертв, но убил в каком-то смысле и самого себя:

Раскольников просит у Сони совет о том, что ему делать в его страшном положении. Соня советует ему покаяться в содеянном:

Однако Раскольников еще не готов покаяться. Кроме того, он уверенно говорит о том, что у следователя нет стоящих улик против него:

— Дай! — сказал Раскольников. Ему не хотелось ее огорчить. Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку.
— Не теперь, Соня. Лучше потом, — прибавил он, чтоб ее успокоить.
— Да, да, лучше, лучше, — подхватила она с увлечением, — как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем.

Соня Мармеладова спасла Раскольникова тем, что не осудила его, а поняла, что он переступил через свою совесть и чужую жизнь не ради себя или своей теории, а, как и она, сделал роковой шаг от безысходности. Девушка уверилась, что герой не злодей: он последние деньги отдал на похороны её отца; посадил её, отвергнутую обществом, рядом со своей матерью и сестрой; защитил от злобного клеветника Лужина. За эти поступки Соня полюбила Раскольникова.

Ужаснувшись бездне заблуждений героя, Соня не отвернулась от него, а как больному, лишённому духовной опоры, посвятила себя полностью, решив идти с ним вместе до конца. Раскольников признал за ней право направлять его: так несокрушима была её вера в милость Бога к грешнику и в возможность воскреснуть, как воскрес мёртвый Лазарь.

То, что герой в точности исполнил наставления Сони – на перекрёстке отдал поклоны, встал на колени, поцеловал землю, осквернённую преступлением, и пошёл с повинной в участок, – говорит о том, что он он сделал первые шаги на той дороге, по которой вместе с ним пойдёт Соня. Их ждут испытания каторги, время отчуждения, болезни, но и пришедшая в душу Раскольникова любовь к Соне, которая воскресит его.

1.Подготовка к восприятию.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

- Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

- Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

- А как каторжане относились к Соне?

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

- Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

- Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

- Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Достоевский написал роман “Преступление и наказание” в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.
В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне.
Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все именно так? Его

страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на две категории – обыкновенных “тварей дрожащих” и необыкновенных “право имеющих”, и он вынашивает идею преступления – проверить себя, кто он есть.

Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил “ничтожество”, а сам уподобился “твари дрожащей”. Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит ео в тупик.

Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет “преступивших”, как и он сам. Поэтому он приходит

к Соне.
Но Соня “преступила”, стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает себя грешницей. Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше. Раскольников доказывает это самому себе.

Чтение Сони Евангелие Раскольникову символично. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного смысла жизни и никто не вправе судить другого.

Соня говорит Раскольникову: “от бога вы отошли, и вас бог поразил”- значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться. Воскресение Лазаря – это способность Раскольникова к воскрешению. Пример Сони очень важен для Раскольникова.

Она укрепила его в его отношении к жизни.
В романе “Преступление и наказание” сталкивается множество идей, ни одна из которых не утверждается Достоевским как единственно верная. Теорию Лужина “прогресс движется эгоизмом” – чем богаче и устроеннее отдельный индивид и чем больше таких индивидов, тем богаче и благоустроеннее общество – проповедуют сейчас в нашей стране. По-моему, это не так.

Некоторые индивиды становятся все богаче, а общество благоустроеннее не становится. “Наполеоновская” теория Раскольникова – любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались – тоже негодна. В наше стране – это Сталин. До сих пор в наших людях жив страх репрессий.

Поэтому наш народ так пассивен в решении судьбы государства. Теория Сони “покайся, бог опять жизнь пошлет” – тоже не решает вопрос. Сейчас государство не преследует граждан за вероисповедание. Патриарх принимает участие в решении проблем государства, но я не вижу от этого улучшения жизни народа.

Кто истинно верует – тот нищ и голоден, кто следует моде “верить” – обогащается на вере других.
Теории, показанные Достоевским в романе, не дают решения для нас. Но он заставляет нас задуматься над тем, как мы живем, понять, что надо начинать с себя. В этом ценность и современность романа.

Читайте также: