Почему именно о матери поэт тепло отзывался посвятив ей ряд проникновенных стихотворений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.
История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры – “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег“, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты – “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.



Проблемы и основные темы

Поэт делится своими представлениями о Родине. Детские воспоминания наполнены сценами жестокости и бесправного существования крестьян. Мальчик постоянно видел слезы любимой сестры и матери, которые страдали от жестокости и безнаказанности главы семейства. В сердце поэта царит негодование, поэтому он мечтает увидеть падение ненавистного строя. Строки затрагивают тему тяжелой судьбы простых людей. Крепостные сравниваются с барскими псами, тем самым подчеркивается их бесправное существование. Особую горечь поэту доставляет тот факт, что местные помещики считают происходящее нормой и жестокость прививается детям с малых лет. Отец ведет себя как тиран и чувствует себя в имении единоличным хозяином. Только он может дышать свободно и распоряжаться собственной жизни. Некрасов поднимает вопросы социального неравенства. Он буквально кричит о недопустимости ситуации, когда люди получают право ломать судьбы окружающих и близких.

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Ключевые образы

Текст стихотворения имеет тесную связь с личными воспоминаниями поэта, а все герои созданы на основе реальных прототипов. Мать предстает в образе гордой женщины, но она даже не пытается противостоять жестокости мужа. Перед смертью в адрес тирана звучит прощение, ведь у нее хватило сил вынести его издевательства. Сестра также прожила с нелюбимым мужем, испытав много горя и рано уйдя из жизни.

Тема тирании и жестокости отца проходит через все произведение. Помещик отравляет жизнь крестьян и делает невыносимым существование членов семьи. Автору доставляет удовольствие наблюдать, как ненавистное поместье разрушается.

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”.

Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”. Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Содержание произведения

Поводом для написания стихотворения стало посещение Некрасовым родового поместья в селе Грешнево, которое находилось в Ярославской губернии. Именно в старом доме жил его отец и его предки. Как вспоминает поэт, жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата, пьянства и измываниями над крестьянами. При этом самих крестьян автор представляет в образе подавленных рабов, которые находились в таком положении, что могли позавидовать даже жизни хозяйского скота.

Родина

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

Основная идея

Некрасов осуждает принятые общественные нормы, которые оправдывают жестокость и существование тирании. Несправедливость ярко выражается в отношении помещиков к крестьянам, так как зависимые люди не могут противостоять насилию и отказаться от выполнения непосильной работы. Стремление к власти проявляется во всех сферах жизни, что доставляет немало страданий членам семьи тиранов. Литературоведы часто отмечали, что содержание стихотворения нельзя воспринимать только как детские воспоминания автора. Оно заставляет понять, насколько страшным и жестоким был традиционный уклад жизни помещиков. Можно заметить намеки на монарха, которому нет дела до страданий собственного народа. Именно в связи с подобными ассоциациями стихотворение длительное время не пропускала цензура.

Классик руской поэзии, известнейший писатель и талантливый публицист, чье творчество не перестаёт удивлять. Разработан учебный материал для самостоятельной работы по лирике Николая Некрасова.

ВложениеРазмер
Учебный материал для самостоятельной работы по лирике Некрасова. 16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Практические задания по теме

Ответьте письменно на перечень вопросов:

Практические задания по теме

Ответьте письменно на перечень вопросов:

Практические задания по теме

Ответьте письменно на перечень вопросов:

Практические задания по теме

Ответьте письменно на перечень вопросов:

Практические задания по теме

Ответьте письменно на перечень вопросов:

Практические задания по теме

Ответьте письменно на перечень вопросов:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Задания для практической работы в 5 классе

Задания для практической работы для учащихся 5 класса при изучении тем "Клавиатура", "Текстовый редактор", "Графический редактор".


Практическая работа по творчеству Г.Р. Державина

Анализ стихотворений "Властителям и судиям", "Памятник".


Данные задания предназначены для использования на практических работах, соответствует структуре урока, практический материал соответствует требованиям программы, методы и мет.

5кл Практическая работа по творчеству В.Г. Короленко

5кл Практическая работа по творчеству В.Г. Короленко.

Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова, 10 класс

В предлагаемой контрольной работе представлены задания аналитического плана для учащихся с базовым уровнем подготовки.


Самостоятельная работа по творчеству Н.А.Некрасова

На примере нескольких стихотворений рассматриваются особенности лирики Н.А.Некрасова.

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом. " и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь. ", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая — Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

В стихотворении Твардовского отразились нежность, любовь и легкая грусть, которую герой испытывает по отношению к своей матери. Он ценит ее жизненный опыт и уважает за то, что она смогла преодолеть выпавший на ее долю непростой путь. Мать и родина в этом стихотворении близки друг другу.

Грусть в стихотворении неотделимо перемешивается со светлой надеждой на лучшее.

Благодаря использованию рефрена все части стихотворения связаны между собой, поэтому в голове возникает единая картина, фрагментарная, как сама человеческая жизнь.

Тема материнской любви, образ матери часто встречается в русской поэзии, потому что мать - самый важный человек в жизни любого из нас вне зависимости от пола или возраста. О матерях писали такие поэты, как Н. А. Некрасов, А. С. Блок, А. Т. Твардовский и многие другие.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: