Право на организацию трудовой деятельности парикмахера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Какая административная ответственность может быть наложена на руководителя предприятия, если он начнет коммерческую деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг без разрешения Роспотребнадзора, заключения договоров, скажем, с прачечной, на вывоз ТБО? Какими нормативными правовыми актами регламентируется работа парикмахерской?

Предпринимательская (коммерческая) деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг регламентируется следующими нормативными актами:

- Гражданским кодексом РФ;

- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей";

- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами "СанПиН 2.1.2.2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 59;

- государственным стандартом РФ "ГОСТ Р 51142-98. Услуги бытовые. Услуги парикмахерские. Общие условия", утвержденным постановлением Госстандарта России от 02.03.1998 № 31.

Вместе с тем нарушение требований вышеперечисленных нормативных актов может повлечь административную ответственность. В частности, за нарушение требований ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений СанПиН 2.1.2.2631-10 граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 14.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ это правонарушение влечет наложение штрафа:

- для граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;

- для должностных лиц в размере от 3 до 10 тыс. руб.;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 10 до 20 тыс. руб.;

- для юридических лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб.

В ч. 2 указанной статьи предусматривается более высокий уровень санкций за повторное совершение данного административного правонарушения, а именно:

- для граждан наложение штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.;

- для должностных лиц наложение штрафа в размере от 7 до 15 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до одного года;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложение штрафа в размере от 15 до 30 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;

- для юридических лиц наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Практика привлечения к административной ответственности не исключает одновременного привлечения к ответственности руководителя юридического лица (предприятия) и юридического лица.

В разделах должностной инструкции парикмахера прописаны ключевые моменты ответственности специалиста, его обязанностей, профессиональных характеристик, а также определен спектр решаемых им задач. В качестве основы для создания документа можно использовать профстандарты или части квалификационных справочников.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции парикмахера

1. Основные положения

  1. Парикмахер нанимается и увольняется директором фирмы.
  2. Парикмахер находится в подчинении у администратора парикмахерского салона.
  3. Кандидат на позицию должен отвечать нижеперечисленным критериям:
    • среднее или специальное образование;
    • курсы профессиональной подготовки;
    • опыт работы не требуется.
  4. На время отсутствия парикмахера (отпуск, непредвиденные обстоятельства и пр.) его функции выполняет другой специалист, назначенный администратором парикмахерского салона.
  5. Парикмахер обязан пройти предварительное медобследование, а также проходить периодические медосмотры в соответствии с положениями ст. 213 ТК.
  6. Парикмахер должен быть квалифицированным в следующих сферах:
    • профессиональные стандарты качества;
    • законодательные нормативы в области предоставления услуг;
    • правила взаимодействия с клиентами;
    • временные параметры обслуживания посетителей;
    • критерии расходования препаратов при обслуживании посетителей;
    • правила диагностики потребностей клиентов;
    • основные типы ножниц и формы их использования;
    • правила использования фенов, расчесок, а также других профильных инструментов и оборудования;
    • приемы проведения массажа головы;
    • параметры бальзамов, красок и других профессиональных препаратов;
    • особенности выполнения требуемых стрижек, причесок, завивок и укладок волос;
    • способы покраски волос;
    • методы стрижек бород и усов;
    • специфика основных типов волос;
    • этапы мытья головы;
    • методика использования необходимых бальзамов, кремов и других препаратов;
    • тенденции в сфере парикмахерского искусства;
    • ценовая политика заведения;
    • санитарно-гигиенические стандарты, нормы безопасности и трудовой дисциплины;
  7. Парикмахер руководствуется:
    • законами РФ;
    • профильными стандартами;
    • внутренней документацией парикмахерской;
    • положениями инструкции.

2. Функции

Парикмахер решает нижеперечисленные задачи:

  1. Прием и сдача смены в соответствии с правилами салона.
  2. Проведение осмотра клиента с целью выявления его потребностей.
  3. Подбор оптимальных способов ухода за волосами с помощью самого клиента.
  4. Проведение массажа и мытья головы клиента.
  5. Подготовка требуемых клиентам масок и бальзамов, а также их оптимальное применение.
  6. Покраска волос в соответствии с потребностями клиента.
  7. Выполнение требуемой завивки и укладки волос.
  8. Уход за бородами и усами посетителей.
  9. Выполнение требуемых клиентам стрижек и причесок как классического, так и современного стиля.
  10. Консультирование посетителей по интересующим их аспектам парикмахерского искусства.
  11. Информирование клиентов о возможных дополнительных услугах.
  12. Помощь другим специалистам в обслуживании посетителей.
  13. Расчет стоимости своих услуг и их согласование с клиентом.
  14. Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм на своем рабочем месте.
  15. Наблюдение за корректностью работы профессиональных инструментов и оборудования.
  16. Информирование руководства по необходимости закупок ингредиентов и препаратов.

3. Ответственность

Парикмахер может привлекаться к ответственности за:

  1. Материальный ущерб, полученный работодателем из-за несоответствующих действий, — в границах, данных в разделах соответствующего законодательства.
  2. Нарушения существующих нормативов и законов — в соответствии с правилами, указанными в разделах действующего законодательства.
  3. Невыполнение своих профессиональных функций, — в пределах, данных в ст. 192 ТК.

4. Права

Парикмахер обладает следующим комплексом прав:

  1. Информировать администратора парикмахерского салона о возможных путях улучшения трудовых процессов.
  2. Участвовать в собраниях персонала салона, на которых проходит обсуждение результатов сотрудников.
  3. Требовать от руководства салона и других сотрудников доступа к необходимой в своей работе информации.
  4. Требовать от руководства обеспечения условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
  5. Иметь доступ к критериям оценки эффективности (KPI).

Структура инструкции

В законодательстве не прописаны параметры должностной инструкции. Это вынуждает работодателей при её создании ориентироваться на типовые образцы, а также на правила делового документооборота. Созданные таким путем документы имеют следующую структуру:

  • Общий раздел.
  • Должностные обязанности.
  • Возможная ответственность.
  • Права сотрудника.

Если работодатель хочет полнее обозначить какие-то тонкости и особенности позиции, то он может добавить к базовым разделам ещё несколько. Вот самые популярные:

  • Особые условия работы.
  • Принципы оценки результатов (KPI).
  • Правила должностных взаимодействий.
  • Квалификационные требования к работнику.

Дополнительные разделы часто используются в крупных организациях, а также для топ-менеджеров или специалистов на ключевых позициях. Расширенный формат инструкции позволяет документировать отношения со специалистом, что уменьшает необходимость индивидуальных разъяснений.

Внимание! Инструкции нужно соответствовать определенным принципам оформления. Она должна содержать расшифровку подписей, дату составления и другие атрибуты официального документа. Распечатывать её рекомендуется на бланке фирмы.

Общие положения

В этой части разъяснены базовые параметры деятельности сотрудника. Здесь описывают:

  • Аспекты найма и увольнения.
  • Параметры временной замены.
  • Порядок подчиненности.
  • Какими документами руководствуется сотрудник.
  • Критерии, которым должен соответствовать кандидат.

Требования к опыту сотрудника, его умениям и образованию должны обеспечивать определенное качество кандидата, что особенно важно для позиций, требующих высокой квалификации.

Функции

Основная часть инструкции, в которой конкретизируются обязанности сотрудника. Большая их часть одинакова у разных работодателей (покраска волос, стрижка и т.д.), но часть может различаться под влиянием профессиональных и отраслевых особенностей. Так, для мужских парикмахеров требуется обрабатывать бороды и усы, а для женских — завивать волосы, обеспечивать нанесение косметических масок и пр. Имеются и функции, выполнение которых обязательно для любых профессий: поддержание порядка, норм санитарии, правил охраны труда.

Внимание! Для написания раздела может использоваться подходящий профстандарт. Так, для парикмахера существует профстандарт 33.004, утвержденный Минтрудом 25.12.14, в котором даны его основные характеристики и параметры деятельности.

Ответственность

Перечень нарушений, дающих работодателю привлечь сотрудника к ответственности, обычно включает 3-4 параграфа. Поскольку мера ответственности, как и возможное наказание, определяется в процессе соответствующих административных и юридических споров, согласно актуальным законам, то раздел создается в общей форме.

Права

Список прав специалиста зависит от ряда факторов: проводимой работодателем кадровой политики, значимости конкретной позиции, масштабов деятельности компании и других. Чем более значима должность сотрудника, тем больше у него должно быть прав для решения профессиональных вопросов.

Если работодатель нуждается во множестве инструкций, то он может создать определенный регламент, закрепляющий процедуру их написания и утверждения. Во втором варианте готовую инструкцию можно оформить в индивидуальном порядке. Но в обоих вариантах документ должен пройти определенные этапы согласования:

Внимание! Сотрудник может затребовать в отделе персонала свой экземпляр инструкции. Она может быть выдана как в бумажной форме, так и в виде электронного документа. Во втором варианте из неё предварительно удаляют личную информацию (образцы подписей и пр.).

охрану труда выделяется меньше, чем на оплату труда. Несчастные случаи на производстве, в том числе с тяжелыми и летальными исходами, а также уровень заболеваемости работников, являются серьезными проблемами.
1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
Факторы, влияющие на работоспособность человека. Работоспособность человека зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся функциональная активность в процессе работы и особенности личности человека.
К внешним факторам относятся условия производственной среды: температура, влажность, вентиляция рабочего помещения, характер и интенсивность загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация, интенсивность труда, взаимоотношения в трудовом коллективе, эргономичность организации рабочего места, особенности режима труда и др, Внешние факторы регулируются нормами гигиены, охраны труда и санитарии. Если внешние факторы выступают как стрессовые, то они, снижая работоспособность, одновременно могут приводить к отрицательным изменениям в органах и тканях организма человека, а при длительном отрицательном воздействии — и к ухудшению его здоровья.
Внешние факторы становятся отрицательными, если на предприятии нарушаются правила охраны труда, нормы санитарии и гигиены. Внешние факторы могут быть ослаблены или исключены вовсе при улучшении условий труда на предприятии.
Классификация условий труда . Исходя из гигиенических требований, условия труда подразделяются на четыре класса:
оптимальные условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. При этом неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения;
допустимые условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических и санитарно- эпидемиологических нормативов для данной сферы труда. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются в течение регламентированного отдыха или к началу следующей смены;
вредные условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих или нарушающих гигиенические и санитарно-эпидемиологические нормативы, и оказывают неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство;
опасные
(экстремальные)
условия
труда,
которые характеризуются уровнями производственных факторов, воздействующих в течение рабочей смены и создающих угрозу для жизни, а также высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Трудовые процессы (операции) характеризуются физическими (мышечными) усилиями, нервным напряжением, которое зависит от необходимого уровня напряжения внимания, зрения, слуха, сложностью управления инструментом или прибором, рабочим положением тела, темпом работы, ее монотонностью. Условия труда в значительной степени определяются интенсивностью труда, что характеризуется количеством затрачиваемой работником энергии в единицу рабочего времени.
Гигиенические, санитарно-эпидемиологические нормы и требования к парикмахерским определяют размещение предприятий услуг, устройство, оборудование и его эксплуатацию, внутреннюю отделку помещений, водоснабжение и канализацию, отопление, вентиляцию и воздухообмен, искусственное и естественное освещение, организацию профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения очагов инфекции, условия труда и личной гигиены персонала вне зависимости от формы собственности парикмахерской.
Нарушение этих норм и требований ведет к возникновению тяжелых форм профессиональных заболеваний и травм на производстве.
Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность сотрудников организации .
Здоровый образ жизни человека — это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и

восстановлению здоровья не только отдельного человека, но и населения страны в целом. Выбор отдельной личностью здорового образа жизни определяется гигиенической культурой населения.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, состояние здоровья населения на
25. 50% зависит от образа жизни, на 20 . 40% — от состояния окружающей среды, на 15. 20%
— от генетических факторов и только на 10% — от деятельности служб здравоохранения.
Здоровый образ жизни — основа профилактики различных заболеваний, борьба с вредными привычками, влияющими на здоровье человека: курением, употреблением алкоголя и наркотических веществ, которые относятся к заболеваниям под общим названием токсикомания
(от греч. toxikon — яд и mania — безумие, восторженность, страсть).
Курение — самая массовая хроническая бытовая интоксикация. Курение наносит вред здоровью не только курящего, но и окружающих его людей, которые испытывают так называемое пассивное курение. Наиболее подвержены вредному воздействию курения легкие, бронхи и органы пищеварения курильщиков. Курение создает благоприятные условия для возникновения язвенной болезни желудка. Табачный дым чрезвычайно вредно влияет на репродуктивную функцию женского организма, вызывая выкидыши на ранних стадиях беременности. Тяжелые последствия курения могут проявиться не сразу, а через много лет, в том числе в виде онкологических заболеваний.
Алкоголизм — заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкогольным напиткам, потерей чувства меры, контроля. В результате этого заболевания у больных появляются обратимые, а в дальнейшем — стойкие неврологические расстройства и психические нарушения вплоть до полной деградации личности. Особенно неблагоприятное воздействие алкоголь оказывает на организм женщин, представляя угрозу здоровью как самой женщины, так и ее потомству. Алкоголь притупляет внимание, увеличивает возможность возникновения травм в процессе работы. Нетрезвый работник должен быть немедленно отстранен от работы.
Наркомания (от греч. naike — оцепенение и mania) — заболевание, связанное с непреодолимым влечением к наркотикам, которыми могут являться и некоторые лекарственные вещества. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, а процесс деградации личности идет так стремительно, что через несколько лет наступает одряхление организма, обостряются сопутствующие заболевания, быстрее проявляются новые, Наркоманы являются группой риска по заболеванию гепатитом В и ВИЧ-инфекции (заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека). В профилактике наркомании и других вредных привычек большая роль принадлежит семье и трудовым коллективам.
Повышению защитных свойств организма способствует правильное поведение человека, которое включает в себя оптимальный режим труда и отдыха, рациональное питание и занятия физической культурой, закаливание, соблюдение личной гигиены, а также гигиены супружеских отношений. Необходимо постоянно следить за собственным здоровьем, своевременно проходить обследование в поликлиниках.
Особенности труда парикмахеров . Индивидуальное здоровье определяется как состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, хотя и это определение не совсем конкретно. Организм нормально функционирует лишь во взаимодействии с окружающей средой
— природной, культурной, социально-психологической, производственной. Производственная среда связана с трудовой деятельностью, которая разносторонне влияет на человека. В современном мире физические нагрузки в трудовой деятельности снизились, а усилия на умственную работу, контроль и управление приборами увеличились. Труд парикмахеров можно охарактеризовать как малоподвижный. При таком виде труда напряжение мышц длится непрерывно, сосуды в них постоянно сдавлены, нормальное кровообращение затруднено. Это приводит к застою крови, накоплению в мышцах и в организме в целом недоокисленных продуктов. В результате такого труда работоспособность работника снижается, развивается утомление, которое субъективно воспринимается человеком как усталость. Утомление является обратимым физиологическим состоянием.
Если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего рабочего дня, развивается переутомление, которое ведет к нарушению нервной деятельности, гипоксии, нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы. Переутомление способствует снижению производительности и качества труда, ухудшению состояния здоровья. По охране труда парикмахеров разработана инструкция, утвержденная Министерством труда и социального развития РФ (приложение 4).


К характерным заболеваниям парикмахеров относятся: простудные, опорно-двигательного аппарата (артрозы, остеопорозы), сердечно-сосудистой системы, особенно тромбофлебиты нижних конечностей, а также кожные (дерматиты, экземы, аллергии).
1.3 ГИГИЕНА, САНИТАРИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
В нормативных документах Роспотребнадзора даются следующие определения гигиены и санитарии.
Гигиена (греч. hygienos — целебный, приносящий здоровье) — это наука, изучающая влияние условий труда и быта на здоровье населения. Она разрабатывает мероприятия по предупреждению отрицательных воздействий различных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, общественно-производственных отношений) на организм человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Санитария (лат. sanitas — здоровье) — наука, разрабатывающая нормативы и требования к организации среды и ее эксплуатации.
В СанПиН 2.1.2.1199 — 03 приведены требования к парикмахерским в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди клиентов и персонала парикмахерских. Там же установлены требования к условиям труда персонала и соблюдению сотрудниками правил личной гигиены (приложение 5).
Соблюдение нормативов осуществляется производственным контролем, который входит в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с санитарными правилами. Целью производственного контроля является проведение регулярных проверок соответствия условий труда санитарным правилам и другой нормативной и технической документации:
• технологическим процессам;
• состоянию производственной среды, где контролируемыми объектами являются:
• условия труда; состояние отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; уровень освещения; санитарно-техническое состояние помещений и оборудования; соблюдение режима проведения профилактической дезинфекции;
• состоянию окружающей среды (контролируемыми объектами являются: территория, отходы, воздушная среда, почва).
В функции производственного контроля входит следующий контроль:
• за выполнением предложений по улучшению условий труда и быта сотрудников;
• наличием правильно оформленных личных медицинских книжек;
• регулярностью прохождения работниками медицинских осмотров;
• прохождением обучения и гигиенической аттестации декретируемым контингентом работающих;
• соблюдением правил личной гигиены, наличием спецодежды;
• соблюдением санитарно-противоэпидемического режима на производстве;
• сроками, полнотой, качеством и эффективностью проведения дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных и стерилизационных работ на объекте;
• организацией инструктажа на рабочем месте при выявлении фактов нарушения санитарно-противоэпидемического режима.
Для выполнения указанных функций должна быть разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемического режима в парикмахерской. Эта программа составляется руководством салона до начала ввода в эксплуатацию парикмахерской и согласовывается с территориальным органом Роспот-ребнадзора. Руководство парикмахерской несет ответственность за своевременность и полноту осуществляемого производственного

контроля и обязано предоставлять информацию о его результатах органу Роспотребнадзора по его запросам (приложение 6).
Ввод в эксплуатацию парикмахерской осуществляется при получении санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии условий труда требованиям санитарных правил и оформления документации по производственному контролю.
Выполнение всех норм, правил и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием лежит в основе действенной профилактики профессиональных заболеваний и травм работников парикмахерских.

Обязательный пакет документов на организацию в целом.
Обязательный пакет документов на каждого сотрудника.
Штрафные санкции за несоблюдение трудовой дисциплины

О проведении плановой проверки ваша организация будет уведомлена не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.



Схема 1. Причины и особенности проверок трудовой инспекцией

Если ваш нынешний или бывший сотрудник обратился в трудовую инспекцию, то у вас проверят наличие:
1) обязательного пакета документов на организацию;
2) обязательного пакета документов на каждого сотрудника;
3) документов на каждого сотрудника, связанных с повседневной деятельностью организации.

К обязательному пакету документов на организацию относятся:

К обязательному пакету документов на каждого сотрудника при приеме на работу (увольнении) относятся:

К документам для ведения кадрового учета в повседневной деятельности относятся:

№ п/п Документ Каким документом регламентируется Примечание Срок хранения
1. Табель учета рабочего времени Часть 3 статьи 91 ТК РФ Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником 75 лет
2. График сменности Статья 103 ТК РФ Доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие 1 год
3. Приказ о переводе работника на другую работу Статья 72.1 ТК РФ Издается на основании соглашения о переводе на другую работу (дополнительного соглашения к трудовому договору) 75 лет
4. Заявление работника о предоставлении отпуска Глава 19 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 5 лет
5. Приказ о предоставлении отпуска работнику Глава 19 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 Издается на основании графика отпусков или заявления работника 5 лет
6. Приказ о поощрении работника Статья 191 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 5 лет
7. Приказ о направлении работника в командировку Статья 166 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 5 лет
8. Командировочное удостоверение Статья 166 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 5 лет
9. Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении Статья 166 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 5 лет (для долгосрочных зарубежных командировок – 10 лет)

Документы, необходимые в личном деле:

• ксерокопия паспорта;
• ксерокопия свидетельства ИНН;
• ксерокопия пенсионной карточки (СНИЛС);
• копия свидетельства о браке (если есть);
• копия свидетельства о рождении детей (если есть).

Как видно из приведенных таблиц, любое юридическое лицо, вне зависимости от того, в какой организационно-правовой форме оно создано, в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с осуществлением работы по оформлению, ведению и сохранению кадровой документации.



Схема 2. Важные составляющие в работе с документами компании

Руководителю важно понимать, что наличие кадровой документации в его организации – это не просто комплекс документов, обеспечивающих внутрикорпоративное регулирование трудовых и связанных с ними иных отношений работодателя и работника, а также возможность привлечения работников к дисциплинарной ответственности.



Схема 3. Штрафные санкции за нарушение трудового законодательства

Но самое важное для каждого руководителя – знать, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Сегодня существует обширная судебная практика по разрешению трудовых споров в салонах красоты. Для этого сотруднику надо пожаловаться в трудовую инспекцию.

Подать жалобу не так-то и трудно, в Интернете эта информация вполне доступна. Сотрудник лишь должен грамотно составить жалобу, в которой требуется четко сформулировать свои претензии к работодателю. Форма документа (жалобы) тоже подробно описана. Поданная жалоба рассматривается в течение одного месяца. Существуют такие жалобы, поступающие от работников, которые могут быть рассмотрены только в судебном порядке, например: заявление о восстановлении на работе; заявление о переводе на другую работу (или несогласие с переводом на другую работу); заявление об изменении даты и причины увольнения; заявление об отказе в приеме на работу; заявление от лица, которое было подвержено дискриминации, и т.д.

В качестве примера можно привести один из случаев из судебной практики, которых на сегодняшний день очень много.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2012 года Кировский районный суд г. Перми

Истец (работник салона) хотел:
Взыскать заработную плату.
Внести в свою трудовую книжку запись о приеме на работу с 1 декабря 2010 года на должность мастера по маникюру.
Возложить обязанность заключить трудовой договор.
В качестве оснований заявленного требования он указал следующие обстоятельства.

История истца (работника салона)
Истица работала у ответчика в должности мастера по маникюру с декабря 2010 года в салоне красоты. При устройстве на работу ответчик взяла у работника трудовую книжку, копию паспорта, ИНН и другие документы, истица прошла медкомиссию и оформила санитарную книжку. Размер ежемесячной заработной платы был определен, за получение денег истица расписывалась в ведомости.

Истица написала заявление о предоставлении работы, исключающей вредное воздействие на организм, на основании справки врача в связи с беременностью. По ее словам, ответчик отказалась предоставить такую работу, предложила написать заявление об увольнении. Кроме того, ответчик отказалась предоставить копию приказа о приеме на работу, копию выписки из трудовой книжки, справку о заработной плате, справку о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

Ответчик работу, исключающую воздействие вредных факторов на организм, предоставить отказалась, выплатить заработную плату за все пропущенные вследствие этого рабочие дни также отказалась. Не выплачена заработная плата за сентябрь 2012 года. По состоянию на 01.11.2012 задолженность по заработной плате составляет за два месяца… руб.

История ответчика (руководителя салона)
Работник в трудовых отношениях с салоном не состояла, а арендовала место для выполнения работ по маникюру в салоне красоты с января 2011 года по 07.10.2012, аренду осуществляла 2 дня через 2, в другие дни работал мастер на условиях трудового договора.

Договор аренды был заключен в форме оферты – предоставления счетов на оплату и согласия арендатора на их оплату. Иных документов, кроме копии паспорта, истица ответчику не передавала при оформлении аренды.

С истицей был подписан срочный трудовой договор 01.08.2012, по условиям которого днем начала работы истицы является 04.08.2012, в данный день истица на работу не вышла, что в соответствии с п. 2.4 трудового договора является основанием для его аннулирования, о чем издан соответствующий приказ. Заявление о приеме на работу истица ответчику не подавала, приказ о ее приеме на работу ответчиком не издавался, в связи с чем соответствующие записи в трудовую книжку истицы внесены не были. В табелях учета рабочего времени отсутствуют сведения о данном работнике. Клиентов салона истица не обслуживала, ежемесячную заработную плату у ответчика не получала, документы при трудоустройстве не сдавала. Истица не извещала работодателя о своей беременности, медкомиссию не прошла, 06.08.2012 пояснила, что вновь желает работать по договору аренды. В сентябре 2012 года СЭС проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения на рабочем месте истицы. Денежные средства за услуги работника принимала администратор, это одно из условий договора аренды, чтобы стоимость услуг во всех салонах была одинаковой.

При вынесении решения суд руководствовался следующими законодательными актами:
Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В силу ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, – а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, – должен быть заключен в письменной форме. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 309 ТК РФ работодатель – физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами РФ.

В подтверждение возражений на исковое заявление об отсутствии между сторонами трудовых отношений представителем ответчика представлены следующие документы:
Табели учета рабочего времени с 01.01.2011 по 30.11.2012, в которых сведения о работе работника отсутствуют.
Накладные на приобретение материалов (краска для бровей и ресниц, средство для удаления геля, диски) от 25.05.2011, 07.11.2011, 22.02.2012 на имя работника.
Счета на оплату аренды помещения, оборудованный маникюрный кабинет площадью 4,9 кв. м в салоне красоты, на имя работника за январь 2011 г. – октябрь 2012 г., платежные поручения к данным счетам.
Налоговые декларации салона за 2011–2012 годы.
Согласно записям в книге движения и учета трудовых книжек и вкладышей к ним в салоне трудовая книжка работника не предоставлялась.
В подтверждение доводов о том, что заработная плата работодателем перечислялась работникам салона красоты на расчетный счет в банк либо выдавалась по расходным кассовым ордерам, ответчиком представлены платежные поручения на перечисление заработной платы на пластиковые карты, расходные кассовые ордера за январь 2011 г., июнь 2011 г., сентябрь 2011 г., январь 2012 г., апрель 2012 г., июнь 2012 г.

Судом был произведен опрос свидетелей, клиентов и сотрудников салона, и приняты во внимание следующие аргументы:
Доводы ответчика об отсутствии доказательств передачи работником работодателю трудовой книжки не являются основанием для освобождения работодателя от выполнения обязанности по внесению записей о работе в трудовую книжку.
Доводы ответчика о том, что работник не прошла медосмотр, также не являются основанием полагать, что между сторонами не сложились трудовые отношения. Работник выполняла услуги для клиентов салона, принадлежащего работодателю, получала оплату за выполненные работы, при этом стоимость услуг определялась не работником, а работодателем.
Судом не установлено обстоятельств, дающих основание полагать, что трудовые отношения между сторонами возникли ранее 01.01.2011.
Из пояснений свидетелей также следует, что работник подчинялась правилам внутреннего трудового распорядка.
Судом также не установлено обстоятельств, дающих основание полагать, что размер среднемесячной заработной платы истицы составлял больше, чем указано в условиях договора от 01.08.2012. Каких-либо внутренних нормативных актов работодателя об ином размере заработной платы истицей не представлено.
Из пояснений свидетеля (администратора салона) следует, что работник обращалась к ней с просьбой об изменении условий труда, в этом ей было отказано. При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования работника о взыскании заработной платы за октябрь 2010 года в сумме… HYPERLINK "http://rospravosudie.com/law/Статья_254_ТК_РФ"ст. 254 ТК РФ. Истица в суде пояснила, что оплата за сентябрь 2012 года ей произведена. Таким образом, суд не усматривает основания для удовлетворения иска в части возложения обязанности на ответчика заключить трудовой договор ранее 01.01.2011 и взыскания заработной платы за сентябрь 2012 года.

Руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд решил:
— обязать работодателя заключить с работником трудовой договор о работе в качестве мастера по маникюру и педикюру с 1 января 2011 года, внести запись о приеме на работу в трудовую книжку;

— взыскать с работодателя в пользу работника заработную плату за октябрь 2012 года и госпошлину в доход бюджета на основании ст. 254 ТК РФ, так как оплата за сентябрь 2012 года была работнику произведена.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В удовлетворении остальной части иска работнику отказать.


Схема 4. Судебный процесс

Подытожив решение суда, можно сказать, что работодатель понес издержки только из-за отсутствия закрепленных трудовых отношений с работником согласно правилам трудового законодательства.

Читайте также: