Как встретил литературный мир роман мастера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зачем-то понадобилось нечистой силе страшно пугать Берлиоза, предсказывать ему смерть, наблюдать за этой смертью, вселяться в его квартиру, да еще и похитить голову председателя МАССОЛИТа, чтобы на балу Маргарита пила из нее кровь убитого Майгеля.

Должность Берлиоза – главный редактор литературного журнала, возможно, он литературный критик. Мастер имеет прямое отношение к литературе как автор романа. Очевидна связь Воланд – мастер – Берлиоз на литературной основе: вдохновитель – творец – критик.

В свете Фаустовой темы в этом тройном альянсе возникают скрытые смысловые ассоциации. Музыкальная фамилия Берлиоз в легендах о Фаусте имеет для современного читателя свой музыкальный аналог – Вагнер. Так зовут слугу Фауста. Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер – с одной стороны; мастер и Фауст, по ассоциации, – с другой. Вообще прямо означенной связи мастера и Берлиоза в романе нет, но она явно подразумевается Булгаковым причастностью обоих к слову.

Свое произведение мастер возненавидел.

Нельзя сказать, что мастер отдался во власть Воланда с большой радостью. Был и страх, было и отчаяние. Его метания не детализируются Булгаковым, но поскольку судьбой мастера бесы играли задолго до открытого появления, он, вероятно, не сразу осознал всю силу и губительность этого воздействия.

В связи с этим чрезвычайно важным представляется письмо Булгакова П. Попову от 14 апреля 1932 года: «Совсем недавно один близкий мне человек утешил меня предсказанием, что когда я вскоре буду умирать и позову, то никто не придет ко мне, кроме Черного Монаха. Представьте, какое совпадение. Еще до этого предсказания засел у меня в голове этот рассказ.

Теперь уже всякую ночь я смотрю не вперед, а назад, потому что в будущем для себя я ничего не вижу. В прошлом же я совершил пять роковых ошибок. Не будь их, не было бы разговора о Монахе, и самое солнце светило бы мне по-иному .

Литература об истории тайных обществ существует обширная, и Булгаков мог быть знаком с самыми разнообразными источниками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Роман на пари и роман из жизни

Мастера XVI в.

Мастера XVI в. Ранний XVI век в Испании представлен в Эрмитаже одной XVI в. картиной “Благовещение”, носящей атрибуцию толедского художника Хуана де Вильольдо († после 1551) (В наст. время автором считается — Педро Нуньес дель Валье.) Следовало бы, ввиду большой ценности этого

Противники новых порядков

Роман-поэма и роман-похождение

2. Болезнь мастера. Тема страха

8. Возвращение мастера. Суббота

10. Ученик мастера

Роман Мастера не был принят к печати; все, кто его читал: редактор,
члены редакционной коллегии, критики, - обрушились на
Мастера, отозвались в газетах разгромными статьями.
Причин, по которым роман Мастера оказался неопубликованным, много.

Если бы роман безызвестного Мастера, который даже не был членом
МАССОЛИТа, оказался выпущенным, он бы подорвал авторитет знаменитых писателей, входящих вМАССОЛИТ.
Не пропустили произведение Мастера в свет также потому, что роман был
написан на религиозную тему, а в те времена такие произведения были
запрещены.
Разговор Ивана Бездомного и Берлиоза, который говорил о том, что не нужно
показывать Бога как отрицательное, но все же реально существующее лицо,
а нужно показать, что его не было на самом деле, показывает, что
литературное творчество служило политическим целям.
Роман Мастера не соответствовал политическим соображениям, поэтому он
не мог быть опубликован в те времена.
В своем произведении Мастер поднял актуальные во все времена проблемы,
он показал пороки, которые были свойственны современному ему обществу.
Опубликовать роман Мастера – значит, признать пороки москвичей, значит,
признать ошибки власти.
Основная идея романа Мастера была в ту эпоху под запретом, и это стало
одной из причин того, что роман Мастера не увидел свет.
Конечно, роман Мастера все же мог быть опубликован,
чтобы продемонстрировать пороки человечества. Но вспомним сцену, в которой
Мастер принес редактору свою рукопись. Тот задавал Мастеру странные
вопросы: кем является Мастер, давно ли он пишет и кто его"надоумил
сочинить роман на такую странную тему".
Отказавшись взять на себя ответственность, редактор сказал, что произведение должны прочитать и другие члены редакционной коллегии. Не названный
по имени редактор, отказавшись печатать роман Мастера, не хотел брать на
себя ответственность, не хотел лишаться своего места, не хотел иметь
проблемы с властью.
С такой же позицией связаны и поступки критика Латунского, ведь, чтобы не
иметь проблем с законом, проще наброситься на писателя, осветившего
негласно запрещенную тему, чем отнестись к созданному роману положительно
или даже равнодушно.
Равнодушное отношение к запрещенному роману могло вызвать у власти подозрение, представители власти могли бы подумать, что Латунский и другие
члены редакционной коллегии соглашаются с позицией Мастера. Вероятно,
поэтому на роман Мастера и на Мастера в принципе набросились все
представители литературного общества.

Атеистические взгляды на мир членов МАССОЛИТа не находили роман Мастера актуальным для данной эпохи.

Мастер и Маргарита

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Сила таланта этого человека необыкновенна. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? Поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

В каком эпизоде впервые появляется Мастер?

В главе 13-й прочитаем описание внешности того человека, которого Бездомный увидит через балконную дверь.

Слово учителя

Возможные ответы:

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, т.е. человеком, особенно сведущим или искусным в деле своем (определение из словаря В. Даля).

Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Восстановим по тексту прошлое Мастера.

Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Он весь отдался работе. И именно в это время он встретился с женщиной, которая была так же одинока, как и он.

Роман был дописан.

Что собой представлял тот мир искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате?

В романе есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое.

Какие эпизоды мы можем вспомнить?

Литературный мир Москвы ужасен. Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Почему Берлиоз заслужил такое наказание?

Кто еще из людей, с которыми столкнется Мастер, верно служит власти?

Как Мастер со временем объяснил себе нападки на него самого и его роман?

Что же становится результатом этого прозрения?

Изменилось время, но не изменились люди. В романе Мастера чиновники от литературы увидели себя, т.е. тех, кто подкармливался властью, а значит, зависел от того, кто две тысячи лет назад мог носить имя императора Тиберия или Понтия Пилата, а сейчас по-другому звучащее имя.

Какой оказалась судьба романа, написанного Мастером?

Как поведет себя Маргарита в этой ситуации?

Она будет делать все, чтобы Мастер поправился и восстановил роман. Маргарита решается на честный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь.

Почему обо всем, что было дальше, Мастер станет рассказывать Бездомному на ухо?

Власть имущие и служащие им считали: не может правитель сомневаться в истинности содеянного. Как же тогда жить простым обывателям?

А может быть, не было ареста Мастера, это лишь наше предположение?

Комментарий учителя

4) подлость и приспособленчество тех людей, которых принято было называть простыми людьми. Вспомним разговор Коровьева с Маргаритой о пятом измерении, которое было рассчитано квартирным пронырой (чудеса эти удивляют самого сатану и его приближенных). Или это слова артиста в сне Босого относительно подброшенной валюты:

Или это отношение к своему делу вора-буфетчика из театра варьете, у которого брынза зеленого цвета, а осетрина второй свежести.

Или это распутство театрального начальника Семплеярова и безделие и пьянство директора варьете Степы Лиходеева.

Об этих уродствах бытия Булгаков говорит с сарказмом, то есть с язвительной насмешкой. Автор наследует сатирические традиции русской литературы XIX века. Вспоминаются сразу имена Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Подведем итоги урока

Домашнее задание к следующему уроку:

В.Г. Боборыкин. М.А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991

В. Лакшин. Мир Булгакова. Литературное обозрение. 1989. № 10, 11

М.О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Проанализировать образы Мастера и Маргариты, обобщить материал по изучению романа М.Булгакова, выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за все добро и зло, совершенное на земле; умение определять свой собственный выбор в жизни

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы встретились с миром душевной пустоты, корысти, пошлости, равнодушия. Мы характеризовали с вами образ Воланда.

Актуализация опорных знаний

Читая главы о Мастере и Маргарите, вы заметили, что меняется интонация, стилевая окраска? В чем это изменение?

Ирония, в главах, посвященных Мастеру и Маргарите, отсутствует. Нет ни одного сатирического слова в их адрес. Они насыщены необыкновенным лиризмом.

Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?

Обыватель - это тот, кто лишён общественного кругозора, живущий только мелочными, личностными интересами. Одним из центральных персонажей романа является Маргарита, возлюбленная Мастера, которая, по словам самого автора, "всю жизнь ждала Мастера". В каком-то смысле, если брать за основу общественную иерархию, Маргариту можно назвать обывателем. Но в авторском замысле она таковой не являлась.

В отличие от подобных самодовольному Берлиозу, героиня, преодолевая собственные слабости, на протяжении всего романа стремится к добру и Любви. И она находит её, заполняя собой душу Мастера. А поскольку Любовь - это наивысшая добродетель с готовностью к самопожертвованию, то Маргарита в итоге совершает высшую жертву во имя спасения её, отдав свою душу дьяволу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ни один обыватель не способен на такую глубину чувств, а самое главное - на жертву во имя Любви.

Биография Мастера до появления в его жизни Маргариты.

- Когда появляется в романе Мастер?

- Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?

- Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?

- Расскажите о Мастере.

Почему Мастер выбирает для своего романа историческую тему?

Он ищет в прошлом аналог своей эпохи. Рассказывая о закате античной жизни, он рассчитывает обнаружить причины и указать на них людям XX века, он выступает против истины, которая одета в белоснежный плащ, но с кровавым подбоем.

На деньги руководят Мастером, а постижение Великой Истины, Великой Правды.

Против чего направлен роман Мастера?

Против лести, лицемерия, беззакония.

Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

Они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.

Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

Почему М. Булгаков называет его Мастером?

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

В нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

Можно провести параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера?

В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Биография Маргариты до встречи с Мастером.

Она появляется в романе в период тяжелого душевного кризиса. Ее, как и Понтия Пилата, замучила двойная жизнь. У нее мысль о самоубийстве. Ее не радовало то, чему завидовали все женщины Москвы.

В чем особенность отношений Мастера и Маргариты?

История любви мастера и Маргариты лирична и пронзительна. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Как описывает М. Булгаков отношения Маргариты к Мастеру и его роману?

Но роман, написанный Мастером, не принят, не напечатан. Как ведут себя Мастер и Маргарита в этой ситуации?

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер не герой, он - лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. К нему приходит тоска и страх. Но не страх Понтия Пилата, который пренебрегая своей совестью, совершает подлость. Страх Мастера иной. Он не падет как человек, не поступится своей совестью. Он не хочет вспоминать о романе, чтобы не причинить себе боль и добровольно уходит в клинику для душевнобольных.

А Маргарита?

И начинается волшебный сон Маргариты - ее мечта, желание, надежда пересоздается художником в фантастическую реальность.

Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Летя над ночной Москвой, Маргарита мстит врагам Мастера. На балу у Сатаны ей возвращают Мастера и его сожженную рукопись.

Многие упрекают ее за сделку с дьяволом. Но верно ли это?

Почему Мастер помогает Сатане?

Она делит участь мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.

Почему смерть Мастера и Маргариты показана дважды?

Чтобы читатель не сомневался в этом: дана фантастическая смерть и реальная. Маргарита пьет отравленное вино вместе с Мастером. И когда Мастер скончался в клинике, в это время внезапно упала, схватившись за сердце, в своем особняке Маргарита Николаевна. Теперь они всегда будут вместе, и никто и ничто не разъединит их.

Судьба Мастера и Маргарита определена. Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку.

Свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто же его заслужил?

Маргарита заслужила свет, потому что борется за свою любовь до конца.

Какова должна быть любовь женщины и мужчины?

Верной, сильной, чистой, но способной на самопожертвование.

Уход Маргариты к Мастеру – самое счастливое время в их жизни.

ВЫВОД. Настоящая – это бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого человека как свои, жить его жизнью и помогать во всем, умение разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты быть опорой.

Как в романе показана верная любовь?

Поведение Маргариты во время разлуки с Мастером.

ВЫВОД. Красота Маргариты в ее вере в любимого человека.

Любовь, всепобеждающая, сильная и верная, управляет людьми, возносит душу к высотам истинной человечности.

Каков же финал романа?

Любовь и творчество – два наиболее высоких проявления духовности человека. Они оказываются за пределами интересов современного М.Булгакову общества и вынуждены идти за помощью к Сатане. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений.

Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного роста. О чем же роман М.А.Булгакова?

Он об ответственности человека за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества.

Какова же основная идея романа?

Человеческую судьбу определяет следование нравственным нормам, идеалам. Наличие веры в высокое, вечное. Каждый человек несет ответственность за выбор жизненного пути перед Богом, людьми, самим собой.

В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
шагнет однажды ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но, простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что спасенье есть.

Оценивание учащихся

Читайте также: