Руководители каких комиссий возглавляют штаб го школы

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока . Ознакомить учащихся с органами управления и задача­ми ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероп­риятий ГО в школе.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны — это места массового скопления людей, а среди них — детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся (для учебных учреждений) или больных (для лечебных учреждений) на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы для активизации знаний.

При ответах опирайтесь на опыт, полученный в процессе вашего пребывания в школе.

— Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?

— Какие элементы этой деятельности вы можете назвать?
— Кто этим занимается в школе?

— В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?

— Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?

— Занимались ли вы в школе на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.

Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:

— обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя и специалисты, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;

— организованный переход с мирного на военное положение;

— приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;

— увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.

В школе создаются:

—Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
–– Обязанности председателя КЧС и ГО возлагаются на директора школы.

— Заместителем председателя КЧС и ГО — начальником штаба по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обычно назначается заместитель директора школы по обеспечению безопасности или преподаватель-организатор ОБЖ. Членами КЧС — учителя школы и заместители директора по учебной, воспитательной работе и по административо-хозяйственной части, а также председатель родительского комитета школы.

— Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне формирует штаб по ЧС и ГО, который обычно возглавляет заместитель директора по обеспечению безопасности. Помощником начальника штаба назначается учитель физической культуры.

— Штаб ГО и ЧС школы подчиняется НГО школы и решает следующие задачи:

1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероп­риятий ГО и ЧС в школе.

2. Осуществляет совместно с директором школы — начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и старших (командиров) нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС школы из числа по­винного состава, совместно с классными руководителями осуществляет отбор учащихся в НАСФ, для выполнения иных обязанностей по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС в школе.

3. Руководит подготовкой НАСФ и их деятельностью при выполнении мероприятий планов ГО и ЧС школы.

4. Планирует и проводит обучение постоянного состава школы по вопросам предупреждения ЧС, роли и места КЧС школы в системе РСЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллектив­ных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.

5. Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО школы.

6. Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исп­равности средств защиты.

7. Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.

8. Уточняет в отделе ГО и ЧС районной управы место укрытия учащихся и постоянного состава школы в случае ЧС или внезапного нападения противника, а также маршрут и порядок следования в убежище и размещения в нем.

9. Проводит профилактическую работу среди учащихся по предупреждению в школе ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.

10. Осуществляет обеспечение безопасности учащихся при проведении в школе массовых праздничных, торжественных и иных мероприятий, как в учебное, так и во внеучебное время.

В школе создается также эвакуационная комиссия, которая организует эвакуацию учащихся, сотрудников школы (а при необходимости и членов их семей), имущества школы.

Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Кроме того, в состав системы ЧС и ГО школы входят службы ГО:

— оповещения и связи;

— охраны общественного порядка;

— радиационной, химической и биологической защиты;

В школе создаются также объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны, включающие:

— группу обслуживания убежищ;

— звено оповещения и связи;

— звено охраны общественного порядка;

— звено радиационной и химической разведки;

— звено материального обеспечения.

НАСФ ГО и ЧС подчиняются соответствующим службам ГО и ЧС школы.

По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора школы — начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.

В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение школы, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника соответствующей службы ГО.

Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в школе. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.

Раз в год в школе проводится комплексное мероприятие, направ­ленное на отработку вопросов ЧС и ГО в школе — День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации уча­щихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.

При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные мероприятия: — оповещение учащихся о ЧС;

— организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное место;

— вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного размещения;

— выдача учащимся средств защиты (если таковые имеются в школе).

Действия системы ЧС и ГО школы при возникновении различных ЧС в школе и вблизи нее определяются специальными планами, ко­торые разрабатываются заблаговременно.

Таким образом, в школе имеется стройная система, предназна­ченная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы всем не­обходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Каковы задачи гражданской обороны в школе?

— Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?

— Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?

— Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?

— Какие службы ЧС и ГО создаются в школе?

— Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по вопросам ЧС и ГО?

Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы - начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения:

Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

· обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

· обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

· создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

· обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

· повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГО учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС.

Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

При угрозе и возникновении ЧС:

1) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

2) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

3) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

1) участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

2) создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

3) разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

4) периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник - из постоянного состава персонала учебного заведения.

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

· организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

· оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

· разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

· осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

· организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

· создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

· обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

В плане ГО на военное время - это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Список используемой литературы:

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – М.: Просвещение, 2003.

Одной из основных задач Гражданской обороны (ГО) в школе является обеспечение обучения персонала общеобразовательного учреждения и школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При подготовке по Гражданской обороне (ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в школе необходимо разработать следующие виды документации: приказы, положения, функциональные обязанности, инструкции, планы, программы обучения, журналы по ГО и ЧС.

Функциональные обязанности должностных лиц ГО и ЧС

Обязательным является наличие должностных инструкций должностных лиц ГО и ЧС, а именно должностной инструкции начальника ГО и начальника штаба ГО, должностной инструкции уполномоченного по ГО и ЧС, специалиста по гражданской обороне (ГО и ЧС) в школе.



скачать: пакет Документов по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 12.04.2020г



скачать: пакет Документов по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 12.04.2020г

Начальник ГО совместно со специальной комиссией по решению задач в области гражданской обороны разрабатывает план мероприятий для обеспечения гражданской обороны, направленных на обучение к защите учеников и сотрудников школы, а также школьных материальных ресурсов от опасности в случае возникновения ЧС.

Устаревшие документы по гражданской обороне



скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г


В данный момент очень актуальным является обеспечение высокого уровня безопасности различных образовательных действующих учреждений. Это текущее состояние защиты учреждения от различных реальных и возможных угроз при мирном времени и в период внезапного возникшего военного конфликта.


Организация гражданской обороны в образовательных организациях в данный момент является важной функцией современного государства. Все без исключения образовательные учреждения подготавливаются к ГО в мирный по времени период.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Сегодня главными задачами учреждения образования в области мероприятий по ГО являются:

  • Обеспечение защиты самих обучающихся, а также руководства от опасных поражающих средств.
  • Обучение непосредственных учащихся и руководства методам защиты от различных опасностей, неизменно появляющихся при военном времени.
  • Создание эффективной системы предупреждения обучающихся при возникновении опасности.
  • Проведение эвакуации персонала в спокойные районы при начале военного конфликта.

Директор такого учреждения подготавливает приказ об организации гражданской обороны в школе и несет полную ответственность за все подготовленные мероприятия по обеспечению защиты обучающихся. Данным приказом назначается работник, который должен решать вопросы в сфере ГО.


Для эффективного решения поставленных задач по обеспечению защиты всех учащихся и обучающего персонала организуется объектовая действующая комиссия под руководством директора. Для грамотного организованного и достаточно быстрого вывода обучающихся и учительского персонала из опасных зон разных по характеру ЧС, их оперативного размещения в специальных подготовленных укрытиях и местах, которые находятся вне досягаемости опасных факторов, должны быть созданы эвакокомиссии. Руководителем комиссии является один из заместителей директора. Таким же образом проводится организация гражданской обороны в колледже.

В плане предусмотрено проведение следующих важных мероприятий:

  • надежное укрытие обучающихся вместе с персоналом в подготовленных помещениях во время оказываемого воздействия опасных источников при внезапной ЧС;
  • проведение эвакуации учащихся;
  • применение СИЗ дыхательных органов, а также порядок их непосредственного получения;
  • проведение медзащиты и обязательное оказание ПМП всем пострадавшим.


В действующих заведениях обучения при необходимости создаются различные службы ГО:


Важнейшая организация ГО в учреждениях образования считается достаточно сложным выполняемым разносторонним процессом, который требует серьезной подготовки рабочего персонала и обучающихся к проведению положенных мероприятий. Правильная организация гражданской обороны в учебных заведениях — гарантия спокойного обучения подрастающего поколения и стабильной работы персонала заведения.

Международная организация гражданской обороны

Сегодня МОГО включает 56 стран, из которых 18 государств присутствуют в роли наблюдателей. В данный момент она полностью признана международным сообществом по оказанию гуманитарной помощи. Основными целями такой организации стали:

  • Объединение и последующее представление на гражданском уровне необходимой для действующих организаций эффективной защиты.
  • Создание и существенное усиление защитных структур.
  • Обмен полученным опытом между обладающими им государствами.
  • Разработка программ обучения для обеспечения современных служб по защите населения.

В данный момент наша страна стала важным партнером МОГО с представителем в виде МЧС России. При этом выполняется реализация важнейших разработанных проектов. Это может быть поставка необходимых тренажерных силовых комплексов и специального снаряжения, предоставление образцов используемой техники для обеспечения спасательных служб, выполнение подготовки квалифицированных кадров для служб быстрого реагирования, а также развертывание центров по оказанию гуманитарной помощи.
Подробнее о составе и задачах международной организации гражданской обороны читайте в отдельной статье.

Категорирование предприятий


Все действующие на территории нашей страны предприятия и разные виды учреждений по ГО являются объектами проведения важных мероприятий по обеспечению защиты персонала от ЧС. Приказ по гражданской обороне на предприятии подготавливается ее непосредственным руководителем.

Объекты классифицируются между собой по степени своей важности:

  • Особая высокая важность.
  • Первая важная категория.
  • Вторая категория.
  • Некатегорированные виды объектов.

На категорию производственного объекта влияет вид изготавливаемой продукции, количество задействованного в работе персонала, а также важности продукции для обеспечения государственной безопасности. Первые три категории объектов обладают особыми государственными обязательствами по изготовлению важной для современной экономики используемой продукции.
Подробнее о категориях предприятий по гражданской обороне читайте по ссылке.

Организация работы ГО

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата. Соблюдение требований по ГО для организаций убережет от штрафных санкций.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

Читайте также: