Условия своевременного возникновения игровой деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Современные игровые развивающие технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют нам развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, мы должны обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью современных игровых технологий, которые мы используем в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

С помощью игровых технологий мы развиваем творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им затем играть в игры – придумки, игры – фантазирования.

Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б. П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Для развития логического мышления в образовательном процессе мы используем игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология.

Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Широко используем в образовательном процессе палочки Кюизенера.

Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.

Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование нами ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.

Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.

Список использованной литературы:

1. В. С. Кукушина: Педагогические технологии. - М. ; Ростов н/ Д: МарТ, 2006

2. Панфилова А. П. : Игровое моделирование в деятельности педагога. - М. : Академия, 2005

3. Селевко Г. К. : Энциклопедии образовательных технологий. - М. : НИИ школьных технологий, 2006

4. Трайнев В. А. : Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании. - М. : Дашков и К, 2007

Фотоотчет о практической тренировке по эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара

Фотоотчет о практической тренировке по эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара В здании МБДОУ "Дельфин" прошла практическая тренировка по эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара. Основная цель мероприятия.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

— сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т. д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3—4 года ребенок может посвятить ей только 10—15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4—5 лет одна игра уже может продолжаться 40—50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней;

— роль (главная, второстепенная). В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре — то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в симнолическом виде;

—игрушки, игровой материал;

— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком);

— правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий,

а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок

никогда не забудет хлеб поставить перед куклами

и никогда не перепутает последовательность действий — сначала

обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Условия развития игровой деятельности.

Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Необходимо создать условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми.

На прогулке проводят подвижные игры, игры с песком, снегом и другими природными материалами. Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки – двигатели (машинки и др.), конструкторы, дидактические игрушки, кукольный театр, костюмы и атрибуты для игр – драматизаций, спортивные и настольные игры. В игровых уголках должны располагаться таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр – названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях. Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер.

С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д. Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

26. Воспитательно-образовательная ценность игрушки. Классификация игрушек и основные требования к ним.

Игрушки - специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в общенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв­лений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме­няется.

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенкана каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной,побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены.

Структура игры включает в себя следующие элементы:

- тему;

— сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т. д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3—4 года ребенок может посвятить ей только 10—15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4—5 лет одна игра уже может продолжаться 40—50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней;

— роль (главная, второстепенная). В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре — то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в симнолическом виде;

—игрушки, игровой материал;

— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком);

— правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий,

а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок

никогда не забудет хлеб поставить перед куклами

и никогда не перепутает последовательность действий — сначала

обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Условия развития игровой деятельности.

Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Необходимо создать условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми.

На прогулке проводят подвижные игры, игры с песком, снегом и другими природными материалами. Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки – двигатели (машинки и др.), конструкторы, дидактические игрушки, кукольный театр, костюмы и атрибуты для игр – драматизаций, спортивные и настольные игры. В игровых уголках должны располагаться таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр – названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях. Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер.

С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д. Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

26. Воспитательно-образовательная ценность игрушки. Классификация игрушек и основные требования к ним.

Игрушки - специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в общенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв­лений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме­няется.

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенкана каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной,побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Психолого - педагогические условия организации образовательного процесса:
• Организация развивающей предметно – пространственной среды.
• Педагогическое сопровождение игровой деятельности.
В связи с этим во ФГОС дошкольного образования обобщены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Оценить 680 0

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Признавая игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, Федеральный государствен­ный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет следующие целевые ориентиры обра­зовательного процесса:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками, стремится проявлять настой­чивость в достижении результата своих действий;

· стремится проявлять самостоятельность в игровом пове­дении, появляются игры, в которых ребенок воспроиз­водит действия взрослого;

· ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре; различает условную и реальную ситуации;

· способен выбирать участников по совместной деятель­ности; активно участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

· ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, ребенок обладает установкой положительного отноше­ния к миру, другим людям и самому себе, старается разрешать конфликты.

Условия развития игровой деятельности

Психолого - педагогические условия организации образовательного процесса:

Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности.

В связи с этим во ФГОС дошкольного образования обобщены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессио­нальной деятельности воспитателя детского сада:

поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, неди­рективная помощь детям, поддержка детской инициа­тивы и самостоятельности в игровой деятельности;

обеспечение игрового времени и пространства (в т.ч. обес­печение его игровым оборудованием и полифункциональным игровым материалом в соответствии со спецификой образовательной программы);

подбор разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; обеспечение периодической сменяемости игрового материала появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры.

Эти условия моделируются специально, т.к. одной из проблем современных детей является то, что они не умеют играть (В.В. Абраменкова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).

Поэтому Стандарт профессиональной деятельности педа­гогатребует от педагога наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью организовать игровое педагогическое взаимодействие с детьми, включить игру в образовательный процесс и сформировать на ее основе игровое образовательное пространство:

знать особенности становления и развития игровой дея­тельности в раннем и дошкольном возрасте;

владеть игровой развивающей деятельностью дошколь­ника;

активно использовать недирективную помощь и под­держку детской инициативы и самостоятельности в игро­вой деятельности;

использовать различные виды игровой деятельности (ролевая, режиссерская, с правилом), создавать возмож­ности для развития свободной игры детей, в т.ч. обес­печивать игровое время и пространство;

организовывать конструктивное взаимодействие детей в игровой деятельности, создавать условия для свобод­ного выбора детьми деятельности, участников совмест­ной деятельности, материалов.

Организация РППС

Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно-насыщенной:

В групповой комнате нужно создать обстановку для проведения различных игр. Для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе создаются специально-организованные зоны.

Особое место надо выделить для игр с крупным строительным материалом, чтобы дети имели воз­можность сохранить на какой-то срок сделанную постройку. Иг­рушки надо расположить так, чтобы каждому было удобно их брать и убирать на место. С первых дней пребывания в детском саду дети самостоятельно пользуются игрушками; воспитатель приучает их бережно обращаться с ними, убирать на место. Время от времени педагог просматривает вместе с детьми игруш­ки, отбирает, что надо починить; мелкий ремонт он производит сам с помощью детей.

Подбор игрушекдолжен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития.

Время от времени игрушки следует пополнять новыми, ме­нять. В каждой группе в распоряжении детей должны быть все виды игрушек и в достаточном количестве игровой материал. Обычно в одной и той же игре употребляются и строитель­ный материал, и готовые игрушки, и игрушка-материал.

Каждая игрушка должна иметь определенное место.

Воспитатель, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности.

В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка - в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна.

Педагог поэтапно вводит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры).

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков).

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность ловкость и т.д.

1. У детей мало впечатлений эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают, из телевизионных передач, качество которых оставляет желать лучшего.

2. Игра – отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им. Усложнилось производство, стал непонятным и недоступным труд взрослых, многие дошкольники не знают где и кем работают их родители, кто они по профессии. Родители не могут внятно объяснить, чем они занимаются.

3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

В группе раннего возраста игра как деятельность находиться в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, для игр используются крупные, яркие игрушки, пирамидки кубики матрешки, кубы. Воспитатели в совместной игре учат их действовать с предметами, игрушками, объединять их несложными сюжетами.

В старшей и подготовительной группе также выделены различные игровые зоны . Все атрибуты помещаются в красивых коробках, помечаются специальными условными обозначениями. Дети сами выбирают нужные атрибуты в соответствии с замыслом игры.

При создании предметно-развивающей среды для игр важно помнить. Что игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях. Во время экскурсий в магазин, школу, библиотеку, во время наблюдения за работой продавца, повара, дворника, при чтении художественной литературы.

Все это способствует созданию условий для успешной организации игровой деятельности детей.

принцип — учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

принцип — взаимодействие ДОУ и семьи

принцип — создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей

принцип — организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.

принцип — поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру).

ИГРА — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре, как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагогидолжны руководствоваться следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников педагоги должны : — создать в течение дня условия для самостоятельной игры детей; — определить игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; — наблюдать за играющими детьми и стараться понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечать детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащенные кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках.

Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями.

Строительно-конструктивные зоны — любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников должна быть создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.). Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе—проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;

организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных видах деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.

Читайте также: