В чем проявляется достижение культуры 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура имеет много понятий и значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологи, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по их производству и реализации. К ней можно отнести то, что реально возвышает человека.

Культуры нет без человека, его деятельности, свободы творчества.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые определяются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Структура включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская, профессиональная и др., духовная и материальная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

Проблема взаимоотношения культур

Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным и (по их мнению) образцовым стандартам своей этнической общности, с помощью такой оценки они однозначно решают, где добро, а где зло, что морально, а что аморально. Например, если в их обществе пристойным считается носить одежду, то практика хождения людей полуобнаженными, например, в Центральной Африке, расценивается как невежество и бесстыдство.

В другом случае сторонники культурного этноцентризма могут, к примеру, утверждать, что только их религия основана на истинной вере, а все другие – проявление отступничества, идолопоклонства, суеверия и т.п.

Бывает, что этноцентристы не ограничиваются оценками, а стремятся транслировать свою культуру (религию, социальные ценности и нормы) другим народам – через печать, радио, телевидение, так называемую миссионерскую деятельность, или прямо (как это бывало в прошлом) через политику колониализма.

Представители этноцентризма в любом обществе считают одну культурную форму эталоном, с которым соизмеряются все другие культуры. Это проявляется в таких выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", а также в негативных определениях – "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".

Поэтому культурный этноцентризм в чем-то перекликается с воинствующим национализмом и может служить для него идеологическим обоснованием. Воинствующий национализм порождает, как доказывает история, нацистской идеологию.

Позиция, противоположная этноцентризму в научной литературе, называется культурным релятивизмом. Основой культурного релятивизма в обществе служит утверждение о том, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп в обществе, если они анализируют эти мотивы, и ценности по правилам своей собственной культуры. Для того, чтобы достичь такого понимания, и понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями соответствующего развития.

Социальные ценности и нормы

Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: 1)Смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2)Универсальные ценности - жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;

3)Ценности межличностного общения - честность, бескорыстие, доброжелательность;

4)Ценности общественного признания - трудолюбие, социальное положение;

5)Демократические ценности - свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями .Признаки социальных норм:

1)Являются общими правилами для членов общества.

2)Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

3)Направлены на регулирование общественных отношений.

4)Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5)Возникают в процессе исторического развития.

6)Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

1)Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

2)Предписание - указание на требуемое действие.

3)Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм:

Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:

Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

Правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.

Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

Нормы этикета - формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.

Эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.

Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.

По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:

1)побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);

2)запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);

3)обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);

4)рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).

По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:

Писаные нормы формально зафиксированы в правовых актах (конституции, уголовном праве и др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами.

Основные формы культур

· Народная

Культура сельских производителей. Связана с производством материально-технических образцов.

· Элитарная

Создается привелигированной частью общества либо по её заказу профессиональным творцам.

· Массовая

Трансформируется культурные смыслы от специализированной культуры к обыденному сознанию

4)не имеет корней

5)создает иллюзию счастья

Достижение современной культуры

4. Мосты и прочие инженерные сооружения

5. Восстановленные по новому проекту храмы

7. Парки и комплексы

8. Впервые построенные сооружения

9. Скульптуры и памятники

11. Декоративно- прикладное искусство

13. Корабли , корабли- музеи

14. Документальные фильмы

Роль культуры в обществе

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Понятие цивилизации

Цивилизация – это материальная и духовная форма развития и существования общества. В историко-философском значении это понятие означает совокупность материальных и духовных достижений человечества в рамках определенного исторического периода.

Также цивилизацию можно воспринимать как само общество, которое было объединено исторической эпохой, событиями, которые в ней происходили. Таким образом, цивилизация – это целостная система, которая состоит из комплекса политических, экономических, духовных и социальных подсистем.

Японская культура

Что такое культура?

  • В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
  • В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.

В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.

Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.

Признаки культуры

Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:

Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

2. Массовая культура

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

3. Народная культура

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Функции культуры

Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.

В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:

Материальная и духовная культура

В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.

К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.

А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Заключение


А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.

Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Духовной культурой называется

1) культура чтения2) религиозный культ 3) процесс и результа

3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Под культурой в наиболее широком смысле понимается

1) уровень развития науки и техники 2) совокупность всех достижений человека3) уровень образованности населения 4) все жанры искусства

5. Проявлением какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?

1) массовой 2) народной 3) экранной 4) элитарной

6. Установите соответствие между компонентами духовной жизни и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

A) философия Б) вера B) религиозные организации Г) знания Д) искусство

ВИДЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

1. духовная жизнь общества

2. духовная жизнь личности

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

1.индивидуализм 2. развитие 3. теория 4. динамичность 5. творчество 6. хаос 7. стабильность 8. личность 9. Обычай

8. Установите соответствие между эле­ментами культуры и её видами. К каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


Уровень культуры России в 17 веке уступал Западной Европе. В стране до конца века не было университетов, а тиражи издаваемых книг уступали европейским. Однако развитие культуры народов России продолжалось, и к 1700 году имелось немало достижений.

Особенности культурного развития

Начало XVII века для России было тяжелым. Страна пережила Смуту, голод, войны с соседями: поляками, шведами, крымскими татарами. Общий упадок хозяйства сказался и на скромном уровне культурного развития в первой половине XVII века.


Рис. 1. Культура России XVII век.

На развитие культуры повлияло развитие связей с Европой. В Москве появилась Немецкая слобода — Кукуй. Общение с иностранцами привело к проникновению различных новшеств в русский быт. Это стало особенно заметно в годы молодости Петра I, в 1680–1690-е годы.

Помимо этого, в XVII веке сложился всероссийский рынок. Это ускорило развитие экономики в целом, появились первые мануфактуры. В русское градостроительство в XVII веке впервые проникло регулярное планирование. Быт отдельных представителей московской знати поражал иностранцев, например, фаворита царевны Софьи — Василия Голицына. В его доме была библиотека, зеркала, часы и другие атрибуты европейского аристократического быта того времени. Свой вклад в развитие культуры внес и церковный раскол в годы царствования царя Алексей Михайловича.

На развитие русской культуры в XVII веке повлияло Великое посольство Петра I в 1697–1698 годах. Впервые в мировой истории правитель крупного государства покинул его пределы на значительный срок с целью знакомства с передовыми европейскими достижениями в Нидерландах, Англии, Австрии, Германии.

Великое посольство Петра I

Рис. 2. Великое посольство Петра I.

Достижения культуры

С XVII века можно вести историю российской системы образования. В училищах и духовных школах в те годы преподавали риторику, философию, латынь и греческий язык. Частное училище боярина Ртищева действовало при Андреевском монастыре. Учебные заведения действовали при монастырях, например, Чудовом и Заиконоспасском (с 1665 года).

Первым высшим учебным заведением в царстве Русском стала Славяно-греко-латинская академия. Она появилась в 1687 году в Москве на улице Никольской. По статусу она соответствовала западноевропейским университетам. Ее создателями были Симеон Полоцкий и Сильвестр, а первыми преподавателями — братья Лихуды, греческие ученые и монахи.

В XVII веке в России были изданы:

В государстве действовала типография — Печатный двор, а при ней и школа с 1680 года. С 1654 года началась подготовка русских лекарей, а при царе Федоре Алексеевиче, то есть к 1682 году, появились первые больницы.

Для XVII века стало характерным обмирщение культуры, то есть рождение светской культуры, свободной от церковных канонов. Развивается не только иконопись, но и появляются первые портреты. Сначала это были парсуны, например, воеводы Скопина-Шуйского, а концу века — Преображенская серия портретов сподвижников молодого Петра I.

Достижения культуры в 17 веке можно представить в таблице:

Направление

Достижения

1672 год — открытие первого театра при царском дворе

1602 год — завершение строительства Кремля в Смоленске, самого большого в государстве

1658–1685 годы — строительство Новоиерусалимского монастыря вблизи Москвы

1667–1672 годы — строительство деревянного дворца в Коломенском

1683–1688 годы — строительство Кремля в Тобольске

1690-е — постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко, например, церкви в Дубровицах и Покрова в Филях, Сухарева башня

1672 год — Житие протопопа Аввакума

1697–1699 год — Хорографическая и Чертежная книга Сибири Семена Ремезова

1665 год — школа при Заиконоспасском монастыре

1687 год — Славяно-греко-латинская академия

Парсуна с изображением воеводы Скопина-Шуйского (начало века), иконы Симона Ушакова (середина века), Преображенская серия портретов сподвижников Петра I

К концу века каменное зодчество появилось в Сибири, в Тобольске был построен кремль. В России строились не только укрепления, но и жилые дома, палаты, церкви. Помимо шатрового и крестово-купольного стиля, к концу века появились постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко.

Нарышкинское барокко

Рис. 3. Нарышкинское барокко.

Что мы узнали?

В XVII веке в царстве Русском было немало достижений в живописи, архитектуре и литературе. Культура народов, населяющих его, уступала по разнообразию русской культуре. В школьном курсе истории 7 класса кратко изучают культуру Руси XVII века.

Читайте также: