Исследовательская деятельность в детском саду по экологии

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Иноземцева Любовь Николаевна

Организация: МАДОУ д/с Сказка

Населенный пункт: Оренбургская область, с.Пономаревка

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Вся деятельность детей измерима. Представленный результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года, показал уровень развития любознательности. (Приложение Д - Диагностика)

Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.

Актуальность опыта

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Данная работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Родители должны осознать это. Именно поэтому стараюсь, активно взаимодействовать с родителями. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:

• размещение информации на стенде (Приложение № С);

• привлечение к совместному творческому труду;

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекала родителей к активной помощи.

Новизна опыта

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

  • вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  • сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды? Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

- обобщение опыта работы на районной августовской конференции для воспитателей ДОУ

- открытый показ ООД на РМО педагогов дошкольного образования.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, людям, к самому себе, видение прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь за собственное поведение и поступки.

Система экологического воспитания. Экология изучает: живую и неживую природу. Живая природа – растения, грибы, животные, человек. Неживая природа и природные явления.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Через любопытство и любознательность у детей возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности.

Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Для решения обозначенной выше проблемы с детьми дошкольного возраста была определена следующая цель:

1) Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.

2) Развивать навыки и умения через познавательно-исследовательскую деятельность.

3) Расширять и углублять знания и представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

4) Активизировать работу по повышению уровня знаний детей об окружающем мире через взаимодействие с семьей.

5) Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления.

1) Совершенствовать восприятие окружающего мира, зрительного и слухового внимания.

2) Развивать познавательный интерес.

Основные принципы моей работы:

3) Ориентация на возраст ребенка;

5) Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В своей работе мы выстроили систему педагогического взаимодействия:

1) Совместная деятельность взрослого с ребенком;

2) Самостоятельная деятельность детей;

3) Совместная деятельность с семьей.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

1) Определение уровня знаний и умений о неживой и живой природе;

3) Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.;

4) Цикл наблюдений;

5) Чтение художественной и познавательной литературы, заучивание стихотворений;

8) Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные;

9) Изготовление книжек-малышек;

В работе с семьей мы используем следующие формы:

2) Участие в природоохраняемых акциях;

3) Участие в опытно-экспериментальной деятельности;

4) Совместное проведение праздников и экскурсий;

5) Участие в выставках;

6) Родительское собрание;

7) Консультации на тему:

а) «Роль семьи в познавательно-исследовательской деятельности;

8) Создание стенгазеты.

В своем детском саду мы создали условия для познавательно-исследовательской деятельности, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая, экспериментируя за объектами и явлениями живой и неживой природы.

1) Это уголок дидактических, настольно-печатных игр экологического содержания;

3) Огород на окне;

4) Познавательно-развивающая среда на стенах детского сада;

6) Мини-лаборатория, где имеется все необходимое для элементарной исследовательской деятельности, лаборатория постоянно пополняется материалами и оборудованием.

Большое значение в экологическом воспитании имеет предметно-развивающая образовательная среда на территории детского сада. Оформление и оборудование участков должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными. В качестве объектов исследования мы предлагаем детям те предметы и явления, которые нас окружают, но само наблюдение стараемся построить таким образом, чтобы позволить детям увидеть необычное, новое в привычном и обыденном. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интересных объектов. Зимой – это снег, лед, сосульки. Летом – вода, камни, глина, песок, клумба, огород. Например, лужа – прекрасный объект для наблюдения. Можно понаблюдать, как в нем появилась вода, поискать водных обитателей, понаблюдать за испарением воды, проводя опыт, как вода уходит в воздух в виде крошечных камелек, что необходимо растениям для роста, эти цветы – петуньи мы выращивали с детьми.

На территории детского сада создана экологическая тропа, поэтому на прогулке, как нигде, предоставляются уникальные условия для наблюдения, познания, экспериментирования и получения ярких впечатлений, самостоятельных действий с окружающим миром.

В ходе наблюдений дети легко усваивают связи между различными природными явлениями. Например, в ясный, солнечный день мы предлагали детям, охарактеризовав погоду, рассмотрев, как изменился цвет снега на солнечном месте, каков он в тени, где образовались сосульки, помогали сделать вывод о влиянии положения солнца на горизонте на температуру воздуха и свойства снега. Понаблюдали, почему появились проталины (открытые солнцу места). Вокруг деревьев много снега, а вот у самых стволов снега нет. Почему? (ствол нагревается солнцем и своим теплом согревает снег около ствола и он тает).

Организуя любую работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учим детей обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она оказывается неверной.

Познавательно-исследовательская деятельность наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.

Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.

● Это свойства самого удивительного вещества на земле – воды.

● Исследование почвы – бесценной кладовой.

● Изучение камней – удивительных созданий природы, ровесников нашей планеты.

● А что может быть заманчивее и интереснее, чем массивные колонны сталактитов и сталагмитов, которые можно вырастить в детском саду?

При проведении опытов мы обязательно знакомили детей с техникой безопасности.

Опыты проводились разные:

1) демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами);

2) фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей);

3) самостоятельные (дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные знания, умения, навыки во время организованной образовательной деятельности).

Опыты – это важный путь к познанию. Ценность их заключается в том, что для собственной деятельности дети не получают готовых знаний. Исследуя, ребенок получает знания в определенной логической последовательности, например, вода, вынесенная на мороз, сначала покрывается коркой, кусочками льда, а затем становится льдом; лед, когда его подогревать, становится холодной водой, потом теплой, горячей и паром; пар охлаждают, он стекает по холодному предмету и снова становится водой.

У детей формируются четкие осознанные представления: вода и лед – одни и те же вещества, которые изменяются в зависимости от условий. Каждая из них при этом имеет свои особенности: лед – твердый и хрупкий, его можно порубить, он занимает определенный объем, вода – жидкость не имеет постоянной формы, приобретает такую, в каком сосуде находится.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей



Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева) [1].Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М. Дьяченко). Становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова). Развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова). Расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности. Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательские умения достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограмированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

  1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
  2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развитие способности сравнивать, подчеркивание характерных свойств объектов, обобщение их в соответствии с определенной особенностью, получение удовлетворения от найденного решения (Т. В. Хабарова). Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше узнает мир, поэтому приоритет в работе с детьми должен быть уделен практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам [9].

У современного ребёнка, который живёт в век научно — технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества с природой.

А исследовательская деятельность детей является прекрасным средством повышения интереса к природе, и удовлетворяет познавательные потребности ребенка. Так как объекты исследования очень эмоциональны, поэтому всегда вызывают большой интерес у детей.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека.

Большое внимание в своей работе я уделяю организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности — мини-лабораторию (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. Поэкспериментировать с различными предметами: тонет — не тонет, послушать вместе и затем угадать, что как звучит, что будет если смешать воду, соль, муку (соленое тесто) полепить из соленого теста. Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения.

Помещения должны быть устроены так, чтобы в соответствии с назначением они создавали разный эмоциональный настрой. Оснащение комнаты позволяет детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в обучении, взаимодействуя с предметами, и друг с другом, что очень важно в исследовательской деятельности и в формировании умений исследовательского поиска. Дети любят играть с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом и пеной; уголки — лаборатории помогают развивать любознательность и инициативность. Среда организуется таким образом, чтобы она могла способствовать формированию исследовательских умений у каждого ребёнка.

Огромную радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. В процессе моей работы появилась проблема: большинство родителей не осознают важности совместного наблюдения с детьми за окружающим миром изменениями, происходящими в природе, животном мире. Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу. Благодаря плодотворному контакту с семьей и полному взаимопониманию между родителями и педагогом можно успешно решить все воспитательные и образовательные задачи. Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами,

С этой целью проводила:

− индивидуальные беседы по экспериментальной деятельности;

− вовлекала их в творческий процесс совместно с детьми (рисунки, аппликации, домашние опыты с водой, песком).

Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали панно из камешков, крупы, листьев, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Убедилась в том, что исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, исследовательская деятельность, окружающий мир, дошкольный возраст, животный мир, интерес, развитие, развитие речи, родитель, экспериментальная деятельность.

Похожие статьи

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Развитие познавательной активности детей среднего.

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование.

Познавательное развитие старших дошкольников с общим.

Для развития познавательного интереса и активности детей, поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в нашей группе есть уголок экспериментирования. Там находятся материалы в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Развитие познавательного интереса у детей старшего.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, поэтому надо.

Экспериментирование как средство развития.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская.

Организация исследовательской деятельности детей.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей.

Онос М. И. Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни.

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода.

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с

Вместе с родителями организуются открытые занятия по опытнической деятельности

Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может.

Читайте также: