Ушинский о педагогике как науке и искусстве кратко

Обновлено: 30.06.2024

Первый пласт – это знания о человеке по разным отраслям наук и осознание цели воспитания. Второй пласт – правила и законы преднамеренной деятельности наставника, направленной на развитие ума, чувств ребенка. В целом педагогика в понимании У – это наука о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно.

Вопрос 40

Идея народности в педагогич. теории Ушинского. Ушинский о значении родного языка в общественном воспитании.

У был первым обществ. деятелем, котор., подняв проблему народности в воспитании дал ей теоретическое обоснование и воплощение в практике. У предложил свой взгляд на сущность воспитания. Основные положения: 1. у каждого народа своя особенная национальная система воспитания; 2. невозможно заимствовать у др.народа систему воспитания, т.к. подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу; 3. есть только одна общая наклонность – народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству.4. У каждого народа – свой идеал человека. Может быть заимствована рациональная сторона – отдельная педагогич. идея. Но народ перерабатывает их в духе своего народа. 5. Необходимо развивать общественное мнение.

Нет теперь вопросов важнее, чем: чем должны быть русские школы? В каком отношении должны находиться народ. школы. Определить, какой должна быть школа, может сам народ. Опека Министерства служит только помехой. Но У понимал, что простой народ забит, невежествен, беден и безграмотен, по этой причине многие крестьяне не видят нужды в школах. Без экономич. Улучшения положения народа невозможен подъем образования, но в тоже время хорошо поставленное народное обр. будет влиять на поднятие уровня эк. жизни. У верил, что развитие государства зависит от степени образования народа, и оно влияет на образ правления государства. У писал, что гимназии и университеты не озабочены изучением истории и культуры своего государства, а ориентируются на изучение ин.языков, лит-ры. Но родной язык есть основа обучения, вместе с языком усваиваются и дух ценности, созданные предшествующими поколениями. Усваивая родн. язык, ребенок усваивает множество понятий, мыслей чувств.

Вопрос 41

Дидактические принципы в педагогич. системе Ушинского

У считал, что одна из главных целей обр. – это развитие мышления, общих умств. способностей человека. Главные цели обучения: 1. развитие умств. способностей, 2. подготовка ученика к жизни, 3. развитие мировоззрения. Вопрос о подготовке к жизни У рассматривает широко, включая в него обогащение учеников знаниями и развитие воли, характера, трудолюбия. У считал, что важны только те школьн. дисциплины, которые дают многообр. знания (родной язык, география, история отечества, мат., лит.). У приводит в пример историю, знание котор. Помогает чел. уяснить ход историч. процессов. Ребенок должен быть готов к жизни в индустр. веке. А жажда денег неверие в добро, отсутствие нравств. правил, равнодушие к обществу – это враги, с которыми надо бороться.

У развил общие дидактические идеи: последовательность в изучении наук, продвижение от известного к неизвестного, учет возрастных особенностей. Он пришел к выводу: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно.

Вопрос 42

Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)

К средствам воспитания он относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя.

Говоря о качествах личности учителя, Ушинский отмечал, что учитель прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д.Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения.

Имеется в виду школьного учения.

Особое внимание в своей педагогической практике А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия. Особо педагогов привлекала в те годы позиция А.С.Макаренко по вопросам использования приёмов порщрения и наказания. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищённости личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Каким бы не было наказание, оно всегда должно отражать обоснованное требование коллектива ко всем ученикам пед процесса.

Сухомлинский был одним из первых, кто в 60-е гг. Работал по проблеме развивающего обучения, которая основывалась на идее радости умчтвенного труда для детей. Важнейшим инструментом для достижения этой цели является ощущение учащимися успеха в учении. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей лишь наслаждение и удовольствие. Учение- кропотливое преодоление трудностей, поиск, который приносит радость успеха, радость познания. Для тогоЮ чтобы ребёнок хотел учиться, он должен уметь учиться. Интерес к учению, общее развитие невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона-постоянного обмена знаниями. С этой целью в Павлышской школе добивались, чтобы у каждого ученика было увлечение, любимый предмет, в знании которого он превосходил бы других ребят. Педагог-гуманист призывал учителей помочь ребёнку ощутить эту радость учебного труда, пробудить чувство гордости, собственного достоинства.

Учитель-это пкрвый советчик и проводник в интеллектуальной жизни школьников. Педагогической мудростью воспитателя называл Сухомлинский умение так построить отношение с ребёнком, чтобы он не терял веры в свои силы. Тогда отношения с учителем будут приносить ученикам радость.

Для того, чтобы исполнить свою высокую и трудную миссию, подчёркивал Сухомлинский, учитель должен быть прежде всего личностью в самом глубоком смысле этого слова. Именно при таком условии только и может осуществляться духовное общение учителя и ребёнка, основанное на взаимности.

Сухомлинский психологически тонко проанализировал одну из сложных проблем воспитания-проблему власти педагога над личностью ребёнка в детском коллективе. Мудрая власть предполагает в качестве естественного составного её компонента-доброту как одно из первейших личностно-профессиональных свойств учителя, которое означает прежде всего большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребёнка.

Сухомлинский видел особенность профессии учителя в том, что 9/10 его труда спрятано от других, как айсберг под водой. Потому секрет педагогического мастерства педагога-в постоянном чтении, духовном обогащении, педагогической культуре. Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь, говорил Сухомлинский.


В настоящее время в связи с распространением в образовательной среде технических вузов постмодернистких идей отказа от предшествующей педагогической теории и практики, попыток отрицания классических способов обоснования целей и идеалов образования [1], на наш взгляд, особую актуальность приобретает анализ духовного наследия выдающихся педагогов прошлого, среди которых особое место принадлежит К.Д. Ушинскому. Во времена его деятельности в России середины XIX века многие острые проблемы педагогики были аналогичны ныне существующим. Например, дискуссия о системе воспитания в образовательном учреждении; необходимость перестройки старой образовательной системы в соответствии с требованиями времени (тогда - перехода от феодальной к рыночной экономике, сейчас - от периода первоначального накопления капитала к социальному государству); творческое внедрение зарубежного педагогического опыта.

По мнению К.Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука [3, с. 132-135].

Первоочередное выделение народности в этом списке он обосновывал причиной определяющего влияния национальных особенностей на личность индивида, а также печальной участи человека, воспитанного на чужом языке и культуре.

В статье “ О пользе педагогической литературы” Ушинский писал: “Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова”. Однако ему же принадлежат и такие слова: “Педагогика – не наука, а искусство”.

В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни кто другой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой. Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно.

К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относятся: “Лекции о камеральном образовании” (1846-1848), “О пользе педагогической литературы”(1857), “О народности в общественном воспитании” (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым.

Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: “возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…”

Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, “истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета”.

В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности в решении вопроса о педагогике как науке или искусстве.

Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

Официальной педагогике, которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности.

Для педагогики представляют интерес науки, “из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях”.




К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть “собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты”.

К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.

Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты”.

В статье “ О пользе педагогической литературы” Ушинский писал: “Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова”. Однако ему же принадлежат и такие слова: “Педагогика – не наука, а искусство”.

В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни кто другой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой. Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно.

К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относятся: “Лекции о камеральном образовании” (1846-1848), “О пользе педагогической литературы”(1857), “О народности в общественном воспитании” (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым.

Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: “возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…”

Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, “истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета”.

В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности в решении вопроса о педагогике как науке или искусстве.

Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

Официальной педагогике, которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности.

Для педагогики представляют интерес науки, “из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях”.

К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть “собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты”.

К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.

Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”. Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты”.


Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

Жизнь и педагогическая деятельность.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс.

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения. Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. Ушинский правильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке.

Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде. Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

Деятельность и активность ребенка.

Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд.

Дидактика К. Д. Ушинского.

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм. В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Критика теорий формального и материального образования и классической школы.

К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения.

Учитель и его подготовка.

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.

В начале января этого года исполнилось 150 лет со дня смерти Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871), но дата ввиду праздников осталась незамеченной по большому счёту. Давайте восполним это упущение.

Памятник Ушинскому стоит перед фасадом Герценовского Университета в Санкт-Петербурге, есть и улица его имени в нашем городе. Чем же известна эта личность?

Ушинский – великий русский педагог и основоположник научной педагогики в России. Неужели до него в стране не существовало педагогики как науки? Оказывается, нет!

Родился К.Д. Ушинский в семье мелкопоместного дворянина, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года.

Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского. Там же он учился в гимназии, а затем поступил на юридический факультет Московского университета. В университете Ушинский проявил незаурядные способности и усердие, поэтому был оставлен для подготовки к профессорскому званию.

Интересы юного Ушинского были обширные: помимо философии и юриспруденции, он интересовался литературой, театром, но не был в стороне от прогрессивных общественных вопросов своего времени. Он был человеком своего времени, и в те годы размышлял над проблемами просвещения простого народа, который в большинстве своем оставался малограмотным.

Став кандидатом юридических наук, он отправился в Ярославль и в 1846 г. начал преподавать в Демидовском лицее.

А дальше обозначим основные вехи его жизни.

  • Вместе с сыновьями он поехал лечиться в Крым, но по дороге простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 3 января 1871 года.
  • Со своей супругой Константин Дмитриевич познакомился ещё в юности, у них было 6 детей. Огромной трагедией для семьи стала потеря старшего сына Павла (1870). Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга. Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда - начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи сочинений своего отца. Константин и Владимир ушли из жизни в 1918 и 1919 гг.: кажется, здесь не обошлось без большевиков.

Процесс воспитания Ушинский считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Он говорил:

А ещё Ушинский считал, что педагогика сродни искусству, это не наука в строгом смысле слова, хотя базируется на открытиях науки в области физиологии, медицины, психологии, антропологии и т.д.

Вот такой выдающийся педагог, смелый реформатор и человек редких личных качеств!

Делитесь, какие факты из его жизни для вас самые интересные. Жду ваши комментарии)

Читайте также: