Чем отличается программа от рождения до школы от других программ

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 6815 0

Анализ и сравнение программ дошкольного образования «От рождения до школы и Детство"

Подготовила студентка группы ДО-3А:

- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

- Ведущий тип деятельности – игра.

- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Ведущие цели Программы:

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

- Тематический принцип построения образовательного процесса.

Организация жизни и воспитания детей.

Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.

Итоговые результаты освоения программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Работа с родителями.

Рекомендации по составлению перечня пособий.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .

Дополнительная часть (региональный компонент) .

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.

Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в се­бе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях пат­риотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверен­ности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героичес­ким прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по­жилым людям; формирование традиционных тендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положитель­ному примеру.

на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальней­шему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образо­ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспита­телями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, фор­мирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому пита­нию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благопо­лучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состо­яниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).

Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка

Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы)

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития ма­лышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспи­тания и обучения для детей этой возрастной категории. Поэтому весь программный материал по раннему возрасту выделен в отдельный раздел.

В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в Программе начиная с рождения ребенка. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка.

Простота введения вариативной части

Наличие отдельного раздела

по развитию игровой деятельности

В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и долж­на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игро­вой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание пси­холого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

с семьями воспитанников

Вариативность содержания раздела

по инклюзивному и коррекционному образованию

Наличие приложения с подробными перечнями

В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм­мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави­симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи­ровать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Разработка полного учебно-методического комплекта к Программе

Очевидным достоинством Программы является то, что она обес­печена полным учебно-методическим комплектом, включающим мето­дические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-ме­тодическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современ­ные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании. В ближайшие планы авторского коллектива Программы входит создание вариативных методических пособий по различным на­правлениям развития ребенка.

В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой апробирующей программу дошкольного образования для раннего и младенческого возраста "Первые шаги" и программно-методический комплекс "Воробушки"

Программа "Первые шаги" (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «В составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослыми. Программа построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа "Первые шаги" является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание.

3. Следующий базовый принцип Программы — принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым.

5. Следующий основополагающий принцип Программы — принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.

6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов.

10. Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей.

Вывод: Анализируя программу, мы сделали следующие выводы:

• 2. В программе сделан акцент на личностное развитие ребенка. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности

• 3. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

• 4. Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

• 5. Структурной характеристикой программы является принцип подачи материала- содержание работы излагается по образовательным областям. Содержание изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

• 6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.

• 7. Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.

• 8. Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям.

Первые шаги в инклюзивном образовании

Первые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.



– Нужны ли занятия в детском саду?

– Этот вопрос показался мне очень актуальным. С одной стороны, очень странно – мне казалось, что это уже всем понятно. С другой стороны, я вижу, что до сих пор нет понимания, как к этому относиться.


В настоящее время экспертный совет при Министерстве просвещения по дошкольному воспитанию упразднен, соответственно министерство рекомендации больше не выдает.

Федеральный институт развития образования создал навигатор программ. В этот навигатор включаются программы, прошедшие экспертизу методических советов, которых у нас несколько по стране.

Наша программа, безусловно, в навигаторе представлена.

– Означает ли, что выход инновационного издания отменяет работу по четвертому изданию, и что предыдущая версия программы себя изжила?


Мы предлагаем вводить инновации постепенно, когда коллектив к этому готов, не требуется всем от всего отказаться, всё разрушить и начинать сначала. Об этом даже речи нет. Одна из главных особенностей новой программы – это пространство детской реализации.


В инновационной программе обозначены 7 принципов дошкольного образования, 6 из них были обозначены раньше. В новой редакции добавлен седьмой принцип – это пространство детской реализации – то, о чем писал Николай Евгеньевич Веракса. Об этом, казалось бы, всем было известно, однако этим не руковод­ствовались, поэтому эти постулаты и эти золотые принципы мы впервые вычленили и четко обозначили, коротко сформулировали и ими нужно руководствовать во взаимодействиях с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

Золотые принципы дошкольного образования помогут вам общаться с детьми в нужном формате, поэтому главные изменения в программе – это то, как мы взаимодействуем с детьми. Не так важно, чему мы учим – конкретно знает ли он домашних животных, тех или иных, то есть нет какого-то перечня предметных знаний, которые ребенок должен знать к школе.


Дошкольный возраст не предусматривает ни экзаменов, ни какого-то контроля знаний, умений и навыков, однако готовность к школе, тем не менее, мы определяем, ориентируясь на то, какие образовательные результаты ожидаем получить к началу школы. То есть мы понимаем, что нужно для этого дела и наша задача, безусловно, чтобы ребенок был готов в школе, был готов к жизни, то есть у него были бы развиты способности, чтобы он обладал достаточными навыками, знаниями, достаточными для того чтобы учиться в школе, чтобы у него была мотивация к учебе.

Главное – это то, что инновации надо вводить, в том объеме, в котором вы к ним готовы и, безусловно, часть из них требует обучения, часть – просто знаний.

– Изменится ли структура непосредственной образовательной деятельности?

– Смотря, что вы понимаете под структурой. Изменится, в первую очередь, то, как мы взаимодействуем с детьми, и здесь помогут семь золотых принципов дошкольной педагогики, еще раз я повторю, вам нужно про них знать, помнить, и особенно это касается занятий, которые мы проводим с детьми.


– Очень много было вопросов про утренний и вечерний круг.


Воспитателям нужно хоть раз пройти тренинг, чтобы понять и почувствовать, что же это такое – круг, и что такое развивающий диалог, как уметь слышать голос ребенка и как утренние взаимодействия с детьми превратить в один из элементов пространства детской реализации. Один из важнейших элементов формирования личности ребенка – когда мы даём ему возможность и подумать, и высказываться, и себя проявить.

– Почему в новой редакции программы технология утреннего и вечернего круга не расписана?

– Технологии в программе не расписываются, потому что программа – это, в первую очередь, основные принципы, то есть как мы организуем свою деятельность, какие различные технологии там могут использоваться, и поэтому технологии расписываются в методических пособиях, конспектах, сценариях, дидактических пособиях, но не внутри программы. Этим программа отличается от дидактического пособия, поэтому в программе утренний круг в должной мере не расписан, но мы постарались, тем не менее, достаточно подробно о нем написать, чтобы хотя бы было понятно, о чем идет речь.

– Особо волнует, как организовать круг в разновозрастной группе, если детям от 3 до 8 лет.

– Это очень сложно, и я плохо представляю, чтобы можно было организовать круг в разновозрастной группе. Если в ней очень много детей и один воспитатель, думаю, что это практически невозможно, потому что, конечно, малыши требуют отдельного внимания. Круг забирает фактически всё внимание педагога.


По правильной технологии, в идеале, круг должен проводиться, когда минимум двое-трое взрослых – это идеальный вариант. А если один воспитатель, это возможно, но очень трудно, а если много, очень много детей, круг фактически смыкается с фронтальным занятием, но фронтальное занятие проводить в форме урока – это должно быть просто под запретом. То есть на уроке мы детей учим, а у них нет заинтересованности, у них нет участия в процессе, а это бесполезно, нужно уметь взаимодействовать с детьми так, чтобы они были активными участниками процесса, чтобы были заинтересованы в том, что мы им даем, что рассказываем. Тогда занятие будет соответствовать своим принципам. А если мы усаживаем детей на стульчики и требуем дисциплины, чтобы они не вертелись, и излагаем им какой-то материал, который в общем-то не интересен, то в дошкольном возрасте это бесполезно и даже вредно.

– Вот крик души, кто-то написал – конечно, очень тяжело работать, когда 30 человек в группе на одного воспитателя, и дети разные, и от педагога требуется колоссальное мастерство.

– Неудивительно, что многие переходят на командный стиль общения, потому что кажется, что проще заставить детей сидеть молча, чем увлечь процессом. Но это только кажется, если мы переходим на директивные методы полностью, то создается иллюзия, что в группе все спокойно. Для детей это крайний вариант и 25 детей – то что было допустимо по СанПиН в советское время. 30 детей – это очень много, но можно работать. В некоторых детских садах где-то по 40–50 детей в группе. Это действительно трудно, это, пожалуй, самая острая проблема в нашем дошкольном образовании, когда соотношение взрослого к количеству детей в группе 1 к 30 и больше.


Если взрослых не хватает, то личностные рамные технологии применять невозможно. Оптимальный размер детской группы – чтобы было 15 детей и двое взрослых. Это то, что возможно, например, в частных детских садах, студиях развития, там они могут это обеспечить. В государственном детском саду, конечно, это сделать невозможно и в первую очередь из-за того, что это непосильная ноша для государства. Такого бесплатного дошкольного образования, как в России, наверное, нет нигде. Государство тратит колоссальные средства на то, чтобы содержать детские сады, чтобы платить зарплату, у нас строятся здания, оснащаются оборудованием, поэтому, конечно, это колоссальная доля бюджета.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Читайте также: