Создание предметно развивающей среды по экологической деятельности в доу

Обновлено: 01.07.2024

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

Содержимое публикации

Развивающая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию детей в дошкольных группах

Кульдубаева Наталья Леонидовна,

Насонова Евгения Владимировна,

Власюк Галина Павловна,

воспитатели МБОУ Школы №12 г.о. Самара

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

бережного отношения к природе;

моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

знакомство с природоведческой литературой;

занятия физкультурой и спортом.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное, вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

Развивающая предметно – пространственнаясреда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в дошкольной группе является Эко-среда.

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать заботливое отношение к природе, сформировать экологические знания, научить детей любить и беречь природу.

1.Обогащать представление детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой.

3. Привлекать детей по уходу за растениями в уголке природы.

Экологическое пространство - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.

Кроме экологических пространства-групповых уголков природы, комнат природы, огорода, сада на участке, появились новые: кабинет природы, экологическая тропа, мини-ферма

Экологическая - развивающаяся среда создает условие для:

2. Эколого-эстетического развития

3. Оздоровление ребенка

4. Формирование нравственных качеств

5.Экологизации различных видов детской деятельности

Уголок природы в дошколных группах - это непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош - растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и в дошкольной группе. Уголок органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В нашей дошкольной группе есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголке природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группахи Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Уголок природы в нашей возрастной группе эстетически оформлен и оснащен разными материалами и пособиями. Например:

- комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними;

- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;

- гербарии, поделки из природного материала;

- аудиозаписи со звуками природы.

Развивать память и мышление помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в календаре погода и календаре наблюдений. Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края.

Экспериментальные уголки, организованные в возрастной группе, имеют всё необходимое для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, с тенью, природные материалы и другие материалы. Всё предназначено для возможности ребёнку самостоятельно экспериментировать, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Собраный природный материал, можно использовать не только при формировании элементарных естественнонаучных представлений, но и для изобразительной и трудовой деятельности. Должны быть подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.

Можно собирать библиотеку, в которой будут представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных. Здесь же присутствуют коллекции минералов, ракушек, перьев, шерсти, шкур и др. Поскольку сейчас не рекомендуется составлять вместе с детьми коллекции насекомых и других животных, можно пользоваться готовыми коллекциями, а также случайно найденными насекомыми.

Под контролем педагогов дети самостоятельно ухаживают за растениями, ставят различные опыты.

Для развития у ребенка экологического сознания можно проводить озеленение участка. Например, запланировать на очередной учебный год создать уголок природы, цветник, огород, ягодник и оформить экологическую тропинку. На экологической тропинке должны быть представлены деревья разных пород и разного возраста, требующие для своей жизни разных условий, кустарники, лекарственные травы, сорняки, разнообразные природные объекты. Возле каждого живого и неживого объекта должны быть выставлена табличка с его названием и характеристикой. Информация должна быть краткой и выразительной.

На тропинке необходимо разместить природоохранные знаки, которые составляются вместе с детьми во время экологических занятий. Экологическая тропинка проходит не только по участку дошкольных групп, но и по прилежащей к нему территории, поэтому она в какой-то мере относится к развивающей экологической среды.

Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в дошкольной группе эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять в детских садах экологическое образование дошкольников. Это даст возможность открыть экспериментальную эколого-педагогическую площадку по изучению влияния собственной исследовательской деятельности детей на их продуктивно-творческое экологическое образование.

2. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду :

- соответствие целям и задачам реализуемой программы;

- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);

- приоритетное направление работы детского сада;

- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;

- ближайшее природное окружение;

- ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);

- связь с социумом.

Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

1. Экологический уголок :

• Комнатные растения и картотека к ним;

• Карты мира, края, звездного неба;

• Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

• Материалы для детского экспериментирования

(стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

3. Художественная научно – популярная литература и наглядный материал для детей

• Познавательная литература о природе;

• Литература по уходу за животными и растениями;

• Подбор картин и иллюстраций из жизни животных,

растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы,

4. Экологическая тропа на территории детского сада:

• Игровые площадки для организации экологических

праздников, экскурсий и игр;

• Различные породы деревьев;

• Огород, цветник (различные виды цветов,

В детском саду экологически развивающая среда может быть

организована как традиционный Уголок природы или Лаборатория природы.

Экологический уголок

Экологический уголок является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

В процессе наблюдений за обитателями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях и животных как живых существах, их потребностях, о росте, развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.

К постоянным обитателям относятся комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие, некоторые земноводные (шпорцевые лягушки) и пресмыкающиеся (например, черепаха). Пополнять экологические уголки надо постепенно по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся за ними ухаживать. Оформление экологического уголка должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными

природными объектами, для развития у них навыков классификации

объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный

материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны

для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

• Доступность объектов сбора (камни, семена растений,

сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и

морские раковины и т. д.)

• Краеведческий аспект (местный материал должен

составлять основу, базовое ядро коллекций)

• Страноведческий аспект (любой привезенный объект

может послужить прекрасным поводом для разговора о странах,

обычаях, природе, народах Земли и т. д.)

• Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет,

запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения

растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с

поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные

эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется

покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник, искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

3. Коллекции песка, глины, почвы.

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.

Художественная научно – популярная литература и наглядный материал для детей

представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Автор: Некрасова Ангелина Юрьевна, воспитатель МОУ Детского сада № 135 Волгограда
В предметное окружение ребенка входят различные объекты живой и неживой природы, поэтому его ознакомление с явлениями природы неизбежно – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. При постоянном соприкосновении с ней в душе каждого ребенка остается глубокий след, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых элементарных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Природа оставляет в сознании дошкольника реалистические знания об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Актуальность педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников обусловлена потребностью общества.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными.
Дошкольное воспитание - это начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры.
Продуманная организация знакомства с миром природы, прогулок, наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Таким образом, приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Проблема:
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к потери интереса окружающего мира. Даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического воспитания подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.

Новизна: элементы новизны прослеживаются в применении интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников, что позволяет еженедельно, ежемесячно решать задачи экологического воспитания в совместной деятельности не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
В связи с актуальностью данной проблемы основной целью является: создание условий для формирования элементов экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:
• продолжать вызывать познавательный интерес к окружающему миру;
• формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
• формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту природу;
• развивать потребность в общении с природой;
• поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
• воспитывать уважение и бережное отношение к растениям и животным.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип системности – воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
- Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
- Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип коллективизма.
- Принцип интеграции - (познавательная деятельность, развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театрализованная деятельность) взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип креативности.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье, что обеспечивает интерес к экологическому воспитанию, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Методы экологического воспитания построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов. Мы знакомим своих воспитанников с природой, используя для этого:
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультимедийных презентаций.
Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные, очень яркие представления о природе.
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты.
С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя, таким образом, свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов.
Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы.

Модель построения экологической предметно-пространственной развивающей среды включает следующие организационно-педагогические блоки:
- мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения педагогов к экологическому воспитанию дошкольников;
- теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;
- проектировочный, включающий развитие умений педагогов конструировать среду;
- практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием.

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. (Пришвин М. М.)

Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности дошкольника и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного и социального развития.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает все, что доступно восприятию дошкольника и использованию им в практической деятельности.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности дошкольника по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога.
В этом случае среда выполняет: познавательную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию дошкольников в нашей возрастной группе эстетически оформлена и оснащена разными материалами и пособиями (приложение № 1):

Мини – лаборатория предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает дошкольникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В мини-лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований:
- лупа;
- весы;
- песочные часы;
- песок;
- глина;
- почва;
- сахар;
- соль;
- камни;
- магниты;
- ракушки;
- семена растений;
- крупы;
- пробки;
- бусины;
- мелки
- различные палочки, трубочки, емкости и мн. др. (приложение № 4).

Организуя непосредственно-образовательную деятельность по экологическому воспитанию мы используем следующие формы работы с дошкольниками:
- экскурсии в природу;
- игры-путешествия;
- викторины;
- исследования;
- наблюдения;
- экспериментирование (приложение № 5).

Сотрудничество с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

С 30 марта 2020 года был введен режим самоизоляции, в связи с COVID-19, родители вместе со своими детьми находились длительное время дома, на даче.
Находясь в таких условиях, они стремились мотивировать себя и детей положительными моментами, запечатлив некоторые из них. Вот, какими снимками они с нами поделились (приложение № 6).
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что насыщенная предметно-пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
В связи с этим, развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:
1. У воспитанников повысится уровень экологической грамотности;
2. Появится потребность в общении с природой;
3. Воспитанники смогут наблюдать самостоятельно за объектами живой и неживой природы, анализировать, делать выводы, видеть красоту природы;
4. Воспитанники смогут отображать свои впечатления в творческой деятельности;
5. Расширится кругозор.

Приложение № 1
Экологический центр в старшей возрастной группе



Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду.

Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.

Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

Экологический уголок в группе,

Зимний сад и живой уголок,

Экологическая тропинка на территории детского сада;

Музей природы родного края,

Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

Различные породы деревьев, кустарники;

Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.

1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.

Уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности;

-модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям.. Для релаксации – используют разнообразные комнатные растения. Предназначение выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. В экологическом уголке можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями нужно не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В каждом уголке природы должны быть места - для выполнения трудовых операций (фартуки, лейки и т.д.).

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)

Разнообразие

Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)

Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)

Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)

Безопасность

Оформление экологического уголка должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.

Примеры коллекций

1. Коллекции “Летающих семян”

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

2. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.

Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, преобразив некоторые подсобные помещения.

В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

- зона обучения. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;

- зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;

- зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

- зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

3. Зимний сад и живой уголок.

В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.

В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).

Растения и животные для зимнего сада и живого уголка подбираются в соответствии со следующими принципами:

-краеведческий – представлены природные объекты родного края;

-географический – представлены животные и растения разных стран, континентов;

-биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);

- природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми.

4. Лаборатория.

Мини-лаборатория создаётся для детского экспериментирования. Здесь, под руководством воспитателя, можно проводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.

5. Библиотека:

Экологическая библиотека представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

6. Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

1.Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);

-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);

- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;

-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

2.Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

3.Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

4.Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

7. Экологическая тропа - интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников.

Возможные объекты экологической тропы:

1.Интересные природные объекты (лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород).

2.Вдоль тропы или вблизи неё можно:

-посадить типичные для данной местности деревья и кустарники;

-около хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды;

-осуществить посадку экзотических для данной местности древесных растений;

- устроить фитоогород – посадку лекарственных трав;

-посадить редкие для данной местности растения;

3. Помимо растительных, на экологической тропе хорошо иметь объекты животного мира. В первую очередь необходимо выявить и учесть, какие животные, где и в какое время года появляются на участке детского сада.

4. На тропе могут быть места, предназначенные для экологически-направленной деятельности детей и взрослых:

-площадка для отдыха – специально оборудованное место, где дети могут посидеть под навесом за столами; здесь дошкольники могут поделиться впечатлениями об увиденном в природе, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью.

Однако необходимо помнить, что огромное значение будет иметь экологически-грамотная организация ландшафта, того природного окружения, с которым непосредственно взаимодействует ребенок.

Хочется остановиться на озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений). Растения создают особый микроклимат в помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физическое и психическое здоровье людей, т.е. отвечают задаче, поставленной в Стандарте:

-в дневное время (на свету) обогащают воздух кислородом;

-увлажняют воздух, снижая его сухость (особо это значимо в отопительный сезон);

-собирают на себя пыль, что важно для помещения, где дети и взрослые много двигаются;

-многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии. Эти растения особенно важны для групп;

-некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами;

-напольные, настенные растения создают красоту пространства, благотворно влияют на эмоциональное состояние людей.

Без особых хлопот на окне можно выращивать:

- зеленый лук из головок репчатого лука;

На территории, окружающей наш детский сад, созданы следующие экологические пространства:

Общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и множество цветников – общих и групповых. Уход осуществляется персоналом ДОУ при эпизодическом участии детей. Участки украшают красивая зелень трав, яркие цветы. Растения подобраны таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этого используют :

- многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы и др.),обладающие большой декоративностью;

- двулетники, используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва и др.);

- однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, петуния, львиный зев и др.).

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать дошкольникам разнообразие лекарственных растений. Здесь мы вырастили : душицу, мать-и-мачеху.

Овощной огород традиционный объект природной среды дошкольной организации. В устройстве и уходе за огородом участвует персонал ДОО и старшие дети. В нашем детском саду есть общий огород всех групп, который поделен на грядки. Каждая грядка закреплена за определенной группой ДОУ. На огороде произрастают неприхотливые к условиям обитания овощные культуры и привлекательные для проведения наблюдений:

- зеленые (щавель, салаты);

- пряновкусовые (петрушка, мята, тмин);

- луковые (лук- репчатый, чеснок);

- корнеплоды (свекла, морковь).

- плодовые (томаты, баклажаны, кабачки, перец)

Птичий столб столб с кормушкой пригоден для зимней подкормки зимующих птиц.

Фонтан для релаксации детей.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зелёной зоне детского сада принимает различные формы и проходит с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Труд детей, какого бы объёма он ни был, всякий раз становится осмысленным и экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений (птиц) от условий, в которых они находятся, если у дошкольников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, эколого-развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных результатов, определяемых Стандартом.

Такие природные условия позволяют организовать различные виды образовательной деятельности: познавательную (наблюдение, моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование), речевую (разговор, обсуждение), художественно-эстетическую. Только обогащённые природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представления о живой природе и естествознании.


-75%

Читайте также: