О в эрлих санкт петербург взаимодействие семьи и школы в новых социально педагогических условиях

Обновлено: 03.07.2024

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей:

Говорят, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности?

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан используются такие формы работы педагога с родителями, как:

Изучение семей школьников:

1. Составление социальных паспортов;

2. Проведение анкетирований;

3. Проведение опросов;

4. Посещения на дому;

Проводится работа по взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики с целью установления благоприятных отношений между родителями и детьми:

- посещение семей классными руководителями;

- рейды в социально неблагополучные семьи социальным педагогом, совместно с инспектором ПДН (проведено 33 рейда, 111 профилактических бесед с родителями и детьми);

- беседы родителей со школьным психологом по вопросам недопустимости жестокого обращения с детьми и установления в семье комфортного психологического климата (проведено 53 беседы). Основная цель бесед – убеждение родителей, что они могут положительно повлиять на успех своих детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в него, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие;

- посещение семей, дети в которых находятся под опекой, социальным педагогом школы.

Такие собрания проводятся ежегодно по темам, сформулированным краевым родительским комитетом Хабаровского края. К собранию в обязательном порядке проводятся конкурсы, способствующие организации совместной семейной деятельности.

Так, например в 2015-2016 учебном году были проведены конкурсы семейного мастерства:

В общей сложности в конкурсах приняли участие 46 семей. Учитывая, что для выполнения конкурсных заданий было необходимо участие и родителей, можно сказать, что семьи проявили заинтересованность.

Дети всегда очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, потому что они чувствуют поддержку своей семьи. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, обустройстве кабинета и т.д.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают в конце учебного года за достигнутые их детьми успехи в учебе, за достойное воспитание ребенка. В начале учебного года вручаются благодарности за вклад в создание условий для обучения и воспитания обучающихся.

Так в 2015 году грамоты от администрации учреждения на общешкольном родительском собрании получили 18 родителей и грамоты Управления образования на районном родительском собрании 3 родителя. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе учащихся. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Педмарафон руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ.

ВложениеРазмер
pedmarafon.rar 109.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Етоева Т.Т., заместитель директора по ВР.

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы

в организации толерантного взаимодействия.

Переход от одних форм социального взаимодействия к другим неукоснительно ведёт к проблеме осознания и принятия норм социального взаимодействия, которые будут регулировать поведение и деятельность людей в новых социальных отношениях.

Очевидно, что во все времена нормы морали, толерантности и этикета остаются основой человеческого взаимодействия. Вместе с тем, изменения социально-политических, социально-экономических отношений повлекли за собой социально-психологические изменения в межличностных отношениях.

Выше названные противоречия породили проблемы и во взаимоотношениях семьи и школы. Изменились и сами образовательные учреждения и общая ментальная составляющая семьи. Произошла резкая дифференциация семей по экономическому критерию, по социальному статусу, по предъявляемым требованиям к образовательному учреждению. Традиционно характер взаимодействия семьи и школы описывался как консультирующе - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился: это и вопросы успеваемости и воспитания детей, вопросы профессионального определения и профильной подготовки, вопросы помощи школе и вопросы управления школой через государственно-общественную структуру.

Таким образом, налицо ряд противоречий, требующих решения:

- между новыми требованиями семьи с учётом их дифференциации к образовательному учреждению и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов;

- между проблемой в воспитании коммуникативной, толерантной, самостоятельной личности школьника и её успешной социализации и недостаточной интеграцией семьи и школы;

- между потребностью в укреплении и развитии института семьи и слабым технологическим и теоретическим потенциалом образовательного учреждения.

Необходимость заявленных противоречий обусловила выбор темы педагогического проекта.

Проблема исследования состоит в поиске механизмов, форм, средств, содержания организации взаимодействия семьи и школы для совместного воспитания толерантной, самостоятельной, активной личности ребёнка, организации толерантного взаимодействия на основе партнёрских взаимоотношений.

Цель исследовательского проекта : выявить и обосновать организационно-педагогические условия социально-педагогического партнёрства семьи и школы в развитии толерантного взаимодействия.

Объект : социально-педагогическое партнёрство семьи и школы.

Предмет : толерантное взаимодействие родителей и педагогов на основе социально-педагогического партнёрства семьи и школы.

Гипотеза исследовательского проекта: организация толерантного взаимодействия родителей и педагогов возможна, если оно будет строиться на основе социально-педагогического партнёрства, а именно:

- будут изменены целевые установки деятельности школы с семьёй, как с социальным партнёром;

- возобновится организация социально-педагогического просвещения семей;

- педагоги школы реализуют в работе с семьёй форму социально-педагогического партнёрства, то есть семья как равный партнёр в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач;

- совместная деятельность родителей, детей и учителей организована на основе событийности.

Осуществить анализ проблемы социально-педагогического партнёрства в теории и практики педагогики.

Изучить социальный портрет семей и характер микросоциума образовательного учреждения.

Выявить организационно-педагогические условия социально-педагогического партнёрства с учётом специфики проблем семьи и школы.

Осуществить апробацию предлагаемых условий и проверить их эффективность.

Методологическим основанием исследования являются:

- интегративный, социокультурный, личностно-деятельностный подходы к реализации замысла исследования;

- теории, концепции, идеи, взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему социального взаимодействия, развитие толерантных отношений.

Возрастание ценности образования в жизни общества, в сознании отдельного человека, резко повышает требования к школе как образовательному учреждению со стороны родителей, поэтому взаимодействие с ними – это существенный признак новой образовательной ситуации.

Всё это требует от стратегии социально-педагогического партнёрства и взаимодействия с родителями не формального, а реального понимания их роли как субъектов образовательного процесса, могущих активно влиять на образовательные цели, на содержание образования, на технологии обучения, на образовательно-воспитательную среду школы, что позволит им строить взаимодействие на толерантной основе и воспитывать толерантность у детей. Определяя стратегию партнёрства с семьями учащихся важно сформировать исходные идеи, ключевые позиции в этом направлении деятельности школы.

Мы попытались составить рейтинг проблем по их особой значимости для школы.

Необходимо хорошо осознавать миссию современной школы , которая заключается не только в том, чтобы давать детям образование, но и в том, чтобы осуществлять культуротворческое предназначение, активно влиять на самообразование своих учащихся, воспитывать мотивацию постоянного пополнения знаний уже после окончания школы, воспитывать толерантность как личностное качество.

Справедливо утверждение, что современное школьное образование перестало быть монопольным и самодостаточным. Чтобы давать полноценное образование своим учащимся, школа должна понимать, что сегодня она не является единственным источником знаний.

Возможность современных родителей и детей выбирать образовательные учреждения определяет в качестве одной из ключевых позиций в стратегии сотрудничества формирование имиджа школы, её авторитета в среде родителей и учащихся.

Система социально-педагогического партнёрства и взаимодействия имеет многоцелевой характер:

. побуждает коллектив к самосовершенствованию с учётом мнения родителей о качестве образовательного процесса;

. стимулирует у педагогов школы заботу об авторитете образовательного учреждения среди других школ;

. формирует критическое мышление коллектива по отношению к образовательной программе, к образовательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию, к сравнению достижений учащихся своей школы с достижениями учащихся других ОУ.

Социально-педагогическое партнёрство должно быть выстроено на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для данной школы и актуальными для районной современной социокультурной и образовательной ситуации.

Условия социально-педагогического партнёрства и взаимодействия

- привлечение родителей к жизни школы, их просвещение; согласованность в подходе к ребёнку; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое решение конфликтов – всё это одно из важнейших условий авторитета школы среди родителей.

- почти в каждой школе возникают конфликты с родителями, и от того, как они разрешаются педагогами, зависит авторитет школы. Конструктивное разрешение конфликтов обусловлено толерантной установкой взаимодействия субъектов образовательного пространства. При разрешении конфликтных ситуаций важно прийти к согласованию, а не к их углублению.

- даже обычная работа (заполнение документов, записи в дневнике, приглашение на собрание или другое общешкольное дело) влияет на авторитет и репутацию школы, и в определении стратегии взаимодействия с родителями эта сторона деятельности школы должна быть учтена. Задачи, стратегия и тактика развития и функционирования, результаты деятельности школы должны быть открыты для родительской общественности.

- немалое значение имеет внешний вид помещений, куда мы приглашаем родителей. Внешнее состояние школьных помещений – это образовательная среда школы, и её состояние может вызывать активное неприятие школы или, напротив, желание бывать в ней и делать её ещё лучше.

Основные направления реализации проекта социально-педагогического

партнёрства родителей и педагогов

Реализация проекта осуществляется по нескольким направлениям:

Изучение типа семей, особенностей семей и социальной среды. Изучение проблем семей, мониторинг, выбор средств социально-педагогической помощи, сопровождения, поддержки.

При организации социально-педагогического партнёрства образовательное учреждение учитывает типологию семей, запросы родителей на образовательные услуги, возможности, а также проблемы семейного воспитания. Изучение типов семей, их проблемы, специфики способствуют дальнейшему определению стратегии социально-педагогического партнёрства, определению типа взаимодействия, оказанию помощи или поддержки. Данное направление обусловлено также спецификой муниципального образования, микрорайона школы.


На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения.

Характеризуя эту проблему, Торохтий В.С. в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.[7].

Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности.[7].

В работах В.Г. Бочаровой к социальным образовательным институтам относятся:

- институты системы образования (учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.

- социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы (культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские, подростковые, юношеские общественные организации и др.).

- субъекты открытой образовательной среды (семья, родственники, церковь, социальная уличная микросреда, СМИ, клубы, любительские объединения и др.) [1. с. 149-150].

Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности.

Взаимодействие - это наиболее общая базовая категория науки в целом и системы образования в частности. Взаимодействие как философская категория - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.

В работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.[5, с. 44].

Со циальное взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации интересов.[5, с.44].

И если учесть, что каждый социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания, тем интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации личности и повышения инновационного потенциала России.

Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Под педагогическими условиями многие исследователи (Новиков А.М., Кузченко О.А. и др.) понимают, прежде всего, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи.

Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержательные.

Организационные условия - это условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку.

Деятельностно-содержательные условия - это условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.

Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации этого взаимодействия.

- заместитель директора по воспитательной работе,

- заместитель директора по социальной защите детей,

- классные воспитатели.[4, с. 24-33].

Педагогическая практика и научные исследования показали, что целесообразно подключать к взаимодействию с семьей также логопеда, школьного врача и школьного библиотекаря.

Кроме того, в соответствии с должностными обязанностями, в общие задачи руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, а также координация и контроль за ним. Директор школы распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь руководителем этого взаимодействия.

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:

- общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;

- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;

- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;

- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;

- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;

- привлечение родителей к руководству школьными кружками;

- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:

- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком;

- посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.

Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos - путь, способ достижения цели).

Метод воспитания - это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на определенные цели воспитания.[5, с. 188].

Выбор методов воспитания должен быть обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию обществом.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;

2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:

- метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;

- усложненные формы диспута;

- социальное проектирование и др.

Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье:

- упражнение, поручение, личный пример;

- метод воспитывающих ситуаций;

- методы поощрения и наказания;

- метод общественного мнения;

- метод создания новых традиций и т.д.

Другие исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:

1) организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные перспективы,

задачи, проблемы, правила и нормы);

2) методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные самоуправление, соревнование, самообслуживание);

3) методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия, самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);

4) методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение, упражнение, поощрение и наказание).

Торохтий В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские отношения), метод консультирования, метод доверительного взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии, метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции, метод социальной поддержки, метод взаимного информирова- ния, метод согласования, метод совместной деятельности, методы социального воспитания, методы социального обучения.[6, с. 84-85].

Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.

Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. - М., 2007.

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. - 2001. - №8. - с.24-33.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. - М., 2011.

Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. - Екатеринбург, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, школа, взаимодействие, социальное воспитание, институт, организация взаимодействия, привлечение родителей, совместная деятельность, национальная образовательная стратегия, Российская Федерация.

Похожие статьи

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего.

семья, школа, социальное воспитание, взаимодействие, институт, привлечение родителей, организация взаимодействия, совместная деятельность, Российская Федерация.

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания.

Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская Федерация, дружная семья, классный.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале.

В чем заключается взаимодействие семьи и школы? «Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к непосредственному участию в деятельности школьного коллектива.

Работа в дошкольной образовательной организации по.

Принципами дошкольного образования являются: − сотрудничество дошкольной организации с семьей

Взаимодействие образовательной организации.

3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.

Основные формы взаимодействия образовательного.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике. родитель, семья, школа, ребенок, Управляющий совет, школьная жизнь, какой образ, педагог, учитель, образовательный процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного.

образование; взаимодействие социальных институтов детства с семьёй через дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как деятельность по достижению общих целей и результатов в решении значимых для них проблем, обеспечивающую условия для

Взаимодействие образовательной организации.

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. [2, с. 45].



Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
Суть взаимодействия семьи и школы прежде всего в:
- изучении условий воспитания в семье;
- индивидуальной и групповой работе с родителями;
- проведении тематических родительских собраний;
- привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
- защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
А также:
• выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

• участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
• проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести:
Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д.


Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствие занятости родителей на работе и находчивости детей (некоторые дети заводят два дневника) последние не всегда могут отслеживать всю информацию от классного руководителя.
Но благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи.



Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.
Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.



Консультация, может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – соц.педагогом, психологом.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.





Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.



Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.

Читайте также: