Семейные экологические проекты в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Кузнецова Елена Витальевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Наша обязанность, как опекунов планеты,

относиться ко всем созданиям с добротой,

любовью и состраданием…

Краткая аннотация проекта

Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.

Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом:

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Постановка проблемы

В начале учебного года в ДОУ при прогулке на своём участке я стала замечать, что Андрей Ситков стал ломать деревья, рвать цветы, разбрасывать мусор.

При беседе с ним была выявлена одна из основных проблем, что у ребёнка не сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, а также эмоциональная сторона: восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам. Именно поэтому было принято решение создать проект по экологическому воспитанию для последующей реализации в данной семье.

Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Таким образом, важнейшее условие для успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером будут демонстрировать детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с ребёнком будут участвовать в природоохранной деятельности.

Цель проекта:

- пробудить в ребёнке позитивное, осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, умение отражать это в разных видах деятельности;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка.

Реализация проекта будет проводиться через: тщательное планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.

Участники проекта: воспитатель, ребёнок, родители ребёнка.

Тип проекта: практико – ориентированный, индивидуальный.

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты проекта:

- позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению;

- повышение уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка.

План реализации проекта

1 этап (подготовительный)

1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет.

2.Определить формы, методы совместной работы педагога с родителями по экологическому образованию ребёнка.

2. Анализ результатов анкетирования

Подбор и анализ методической литературы по теме.

Совместно с родителями и ребёнком собрать информацию, материал по проекту.

Разработка консультаций для родителей.

3.Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи.

3.Разработка серий экологических акций

Этап 2. Основной

1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять.

Ежемесячное проведение консультаций для родителей.

В течении реализации проекта

2. Способствовать формированию представлений у ребёнка о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

3. Подвести ребёнка к пониманию значения леса в жизни человека.

- Показать родителям пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений вызывающих положительные эмоции и ощущения.

Октябрь-ноябрь, 2016 г.

5.Расширять знания детей и родителей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

6.Воспитывать чуткое отношение к птицам, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

-Заинтересовать родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.

Исполнители проекта : Евгения Владимировна З.

Тип проекта : Творческий с элементами исследования.

Актуальность проекта

Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Чтобы сделать окружающею среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого надо дать им новую жизнь.

Если бытовые упаковочные отходы загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично в виде полезных вещей для дома.

Цель проекта

Научится находить применения газетам и журналам после их первичного использования.

Задачи проекта

1. Формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.

2. Развивать творческие способности детей и родителей.

3. Показать на примере работ, как можно вторично использовать газеты, журналы, бумагу в целях бережного отношения к окружающей среде.

Сбор информации из книг, интернет – ресурсов, обобщение накопленного опыта.

Изготовление различных поделок из газет, журналов и их применение в повседневной жизни.

В повседневной жизни, человек не задумывается о том, сколько

Если каждый из нас в своей жизни, не выбросит несколько упаковочных коробок, а найдет им вторичное применение, значит, окружающая среда станет экологически чище.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цель: Научится находить применение газетам и журналам после их первичного использования.

Исходя из поставленной цели, нами намечены следующие задачи:

1. Формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проектам.

2. Развить творческие способности детей и родителей.

3. Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1. Подготовительный этап:

Вместе с родителями Ваня, изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта. Узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из бумаги. Из газет можно изготовить вазу для цветов, корзинку, хлебницу, подставку для ручек и карандашей, замечательную Новогоднюю елку. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только включить свою фантазию.

2. Практический этап:

Исходя из имеющихся у нас газет и журналов, мы с семьёй приступили к изготовлению различных поделок.

Для изготовления корзинки нам потребовались газеты, клей, ножницы, акварельные краски, лак, длинные спицы, прищепки. Нарезаем газету узкими полосками примерно 5 см. каждую полоску накручиваем на спицу, получается трубочка. Конец трубочки склеиваем клеем, чтобы не раскручивалась. Так подготавливаем большое количество трубочек, надо следить за тем, чтобы трубочки были одинаковой толщины.

Трубочки можно покрасить до изготовления корзинки, а можно и потом.

Теперь, когда нужное количество трубочек приготовлено, можно приступать и к изготовлению самой корзинки.

Плетение начинается с основания корзинки.





Когда основание достигло нужного размера, начинаем плести саму корзину, то есть ее глубину.

В плетении можно применять украшения. Для этого необходимо трубочку свернуть в круг и у снования прищипнуть прищепкой, чтобы закрепить форму листика.






Когда корзина сплетена, её можно покрасить.






После того, когда мы убедились, что корзина высохла, можно ее

Вот такие интересные работы у нас получились.






В повседневной жизни, мы часто выбрасываем в мусорное ведро пластиковые бутылки, коробки из под конфет, обёрточную бумагу.

Мы задумались о том, что весь этот упаковочный материал можно использовать для изготовления различных поделок, игрушек и подарков. Воплощая свои замыслы и идеи, в различных поделках, сочетая элементы детской игры с элементами детского труда мы оказываем влияние на развитие творческой инициативы и изобретательности наших детей.

Проектная деятельность, направленная на взаимодействие с родителями. Семейные мини-проекты Проектная деятельность (взаимодействие с родителями) Рисунок-сочинение Семейные мини-проекты. Тема. «Коррекция и развитие связной речи у.

Развивающие проекты в работе ДОУ Подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с №8 Зайцева Т. Б. В условиях обновления подходов к образовательному процессу в дошкольном воспитании.

Экологические проекты в детском саду для старшего дошкольного возраста Красная книга микрорайона Цель проекта - составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, приусадебного участка., выяснив,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Экологический проект совместно с родителями

hello_html_5df18d8c.jpg

Подготовила

Воспитатель: Иванова О. А.

первая квалификационная категория

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому мы решили начать экологическое воспитание наших малышей с создания проекта по экологической работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей, а мы постараемся им в этом помочь

Паспорт проекта : краткосрочный межпредметный, ознакомительно-ориентировочный, творческий

Сроки реализации проекта : 3 недели

Участники проекта : воспитатель, дети, родители

Цели проекта : формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи проекта :

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том , что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу , любить ее и уметь охранять.

3. Пробудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды микрорайона и города.

4. Формировать детско- родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в окружающей среде.

5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно , охранять и защищать ее .

Формы работы по реализации проекта:

Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

3Работа родителей с детьми по изучению животного и растительного мира.

5. Привлечение родителей к пополнению уголка природы .

6. Участие родителей в субботниках

7. Проведение совместных экологических экскурсий .

1.Подготовительный этап :

1.Разработка проекта.
2 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для развивающей среды в группе, книги о природе, энциклопедии, картинок, наборы игрушек животных, птиц, насекомых овощи - фрукты), наборы ракушек, природного материала (шишки, желуди, и т.д.). создание картотеки дидактических игр по данной теме.

3. Подготовка анкет, консультаций для родителей.

2. Основной этап : Реализация проекта

3. этап — заключительный

1.Совместная экскурсия в парк дети -родители.

2.Нагрождение грамотами за участие в конкурсах.

Результаты проектной деятельности

1.у воспитанников повысились элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов;

2.умеют наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать;

3. стали более любознательными, стремятся к освоению нового;

4.сформированы основы экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему;

5.у родителей повысился уровень экологических знаний.

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание.

Цель: формировать у детей представления об окружающей природе.

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь, двигательность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма; развивать коммуникативные навыки.

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы отправимся путешествовать, а куда вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Воспитатель: – Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Давайте поговорим о правилах поведения в лесу.

Ответы детей: в лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др. (рассматриваем знаки – правила поведения в лесу).

– Ребята к нам в детский сад прилетела сова и хочет нам что-то сказать.

Воспитатель: – Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей)

– Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

– Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки (дети идут под веселую музыку).

– Ребята, какой воздух в лесу? (ответы детей)

– Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (ответы детей) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.)

– Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

И ещё раз повторили.

Воспитатель: Молодцы! Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.

(дети идут и выходят на полянку, где разбросан мусор)

– Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно. Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: правильно, одним словом – мусора.

– Что же делать, как помочь лесу? Давайте уберем в мешок весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. (Очищают лес от мусора).

Воспитатель: – Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы)

– Давайте поставим знак. Какой знак нам нужно поставить в лесу?

Дети: – Нельзя в лесу оставлять мусор! (ставят знак в лесу).

– А что ещё вы заметили, ребята? Посмотрите, сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете? Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

– Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклонились)

Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)

Мы идем искать опять. (наклоны вперед)

Мы в лесок пойдем, (маршируют)

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)

Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)

Под листок свой бок! (руки на поясе)

– Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)

Воспитатель: – А какие деревья растут в лесу (Ответы детей).

– Как вы думаете, зачем нужны деревья (они очищают воздух; под ними есть норы животных, они там живут; на деревьях строят гнезда птицы.)

Воспитатель: – Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак).

– Молодцы! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Сразу включается запись звуков леса.

– Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите? (ответы детей).

Воспитатель: – Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу! (появляется Сова)

– Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе. А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней. Повесьте его в детском саду!

Воспитатель: – Спасибо, Сова! До свидания!

– Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три – повернись и в группе окажись (дети возвращаются в группу).

– Вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось путешествие?

– Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

Воспитатель: – А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

hello_html_m530276da.jpg

hello_html_2178e105.jpg

hello_html_m573e0948.jpg

hello_html_66c95ab5.jpg

hello_html_mdbd7b76.jpg

ЧИТАЛИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ рассматривали деревья.

hello_html_4926f1f7.jpg
hello_html_m802512b.jpg

hello_html_m116dfb60.jpg

Делали аппликацию с природного материала

hello_html_5b87ccc8.jpg

hello_html_m28157769.jpg
hello_html_1abd4e35.jpg

hello_html_613155b1.jpg
hello_html_5066782c.jpg

hello_html_m55d150a3.jpg
hello_html_m7bb6f453.jpg

Анкетирование

Знаете ли Вы, что такое экология? Дайте своё определение этому понятию_________________________________________________________________________________________________________________________

Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста? ________________________________________________________________

Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой? ________________________________________________________________

Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.) ____________________________________________________________

Есть ли комнатные растения? Какие? ________________________________________________________________

Кто ухаживает за животными или растениями? ________________________________________________________________

Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать. ________________________________________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? ________________________________________________________________

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? ______________________________________________________

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц? _______________________________________

На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? _______________________________________________________

Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. ________________________________________________________________

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?

Поскольку игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка природа-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С. Есенина:

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,

надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;

надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;

воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям.

Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассказывается о работе с детьми и родителями по экологии через разработку и осуществление проектной деятельности в детском саду. Дети получают новуюинформацию и знания по теме проекта, а родители знакомятся с тем, что изучают дети и помогают им.

Детско-родительские проекты в экологическом образовании

детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Основные задачи работы с родителями:

- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- Объединить усилия для развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведённое мероприятие.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искренне помочь.

4. Готовимся серьёзно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помогали родителям выстраивать свои отношения с детьми, развивать их творческую инициативу; формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками образовательного процесса в детском саду.

Именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями такое направление как проектная деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребёнка. Ребёнок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познаёт мир, учится взаимодействовать с ним.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а ещё лучше, если педагогами ставится задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьёй, так ка он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов и родителей в процессе совместной деятельности.

Внедрение проектного метода в нашей группе началось два года назад. Самыми эффективными в нашей работе оказались детско-родительские проекты. Они помогают сплочению не только детского коллектива, но и родительского, способствуют улучшению взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности от своих успехов и достижений ребёнка.

В своей деятельности мы используем тематические проекты:

Первое время (в младших группах) идея возникновения проекта принадлежит воспитателю, так как дети ещё малы и они не могут сформулировать свои потребности в познании. Воспитатель наблюдая за детьми, беседуя с ними, проводя анкетирование среди родителей, выясняет, а что дети думают или знают о том или ином объекте живой или неживой природы.

А сейчас я остановлюсь на вопросе о том, какие формы работы с родителями мы использовали при разработке и реализации проектов. Родителей порой очень трудно привлечь к участию в жизни группы. Чаще получаем отказ, чем согласие. Н мы поборов свои сомнения, свои страхи быть не понятыми и не принятыми, наоборот стараемся во всём полагаться на понимание, отзывчивость и помощь родителей. И нам это всё чаще и чаще удаётся. Оказывается, у родителей под маской занятости, скрывается неиспользованный в былое время творческий потенциал.

Итак, с чего начать работу с родителями, чтобы заинтересовать их принять участие во внедрении того или иного проекта в жизнь группы. Прежде всего, в раздевалке в красочной форме вывешивается приглашение для принятия участия в работе над проектом. Из него родители узнают о названии проекта, о том, какие знания должны получить дети к его окончанию, о сроках реализации проекта, и какая помощь требуется от родителей. Затем родители получают индивидуальные карточки по работе над проектом дома с их ребёнком (это могут быть: изготовление поделок, фотографирование, подбор картинок, стихов, загадок, игр по теме проекта и др.).

А далее воспитателями разрабатывается информационная карта проекта и начинается поэтапная работа по воплощению проекта в жизнь группы и семьи.

В своей работе мы действуем в нескольких направлениях:

Работа по самообразованию (изучение литературы, Интернет-ресурсов, осуществление подбора необходимого материала, оформление уголка природы и зоны экспериментирования в группе, дополнение их необходимыми пособиями, играми, работа над составлением конспектов НОД).

Работа с детьми (организация совместной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, стихов, песен, проведение бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, проведение экспериментально деятельности, целевых прогулок, индивидуальная работа).

Работа с родителями (консультации, беседы, анкетирование, опросы, совместные мероприятия, наглядная информация, творческие выставки).

В работе с родителями мы старались донести до них смысл проведения проектов. Во время консультаций, индивидуальных бесед раскрывались цели и задачи работы. Мы объясняли родителям, что работа над проектами будет способствовать общему развитию детей, повышению уровня их экологической культуры, раскрытию их талантов, возможностей.

Многие родители, поняв их роль в работе над проектами, стали принимать активное участие в реализации проектов:

- Оказывают помощь в подборе информации, распечатывают необходимый материал (картинки, интересные тексты);

- Совместно с детьми делают поделки, как дома, так и в детском саду;

- Принимают участие в организации фотовыставок;

- Создают авторские книжки-малышки;

- Приобретают книги, раскраски, игры по темам проектов;

- Разучивают с детьми стихи для игр-драматизаций;

- Готовят атрибуты для выступлений на праздниках;

- Принимают участие в совместных мероприятиях.

И со стороны детей виден интерес при работе над проектами. Каждый малыш горд за результаты своей и родительской работы, потому что он дома, вместе с родителями находит пути решения поставленных проблем, учится рассказывать о них в детском саду перед другими детьми.

Благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики используемая проектная методика способствует:

- Актуализации знаний, умений и навыков всех участников проекта;

- Успешному сотрудничеству детей и родителей;

- Стимулирует детей к творческой деятельности и бережному отношению к природе;

- Способствует экологической воспитанности детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, гордостью, любовью, благодарностью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые оказывается так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться у более опытных родителей воспитанников.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

Читайте также: