Урок учимся составлять план текста 2 класс 21 век урок 128
Обновлено: 05.07.2024
- отрабатывать умения составлять текст по заданному плану;
- развивать речь;
- обогащать словарный запас;
- расширять представление о речевом этикете, правилах поведения.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор;
- презентация (Приложение);
- карточки со словарными словами;
- учебники по русскому языку для 2-го класса Н. Ф. Виноградовой, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок развития речи будет посвящен этикету. Мы будем составлять текст по заданному плану, а также будем учиться составлять свой план.
Откроем тетради, запишем число.
II. Вступительная беседа
- Но прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним, что означает слово этикет.
Этикет – культура поведения и речи.
III. Словарная работа
1) - Это то, что люди говорят при встрече друг другу. (Здравствуй.)
Карточка с этим словом открывается на доске.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Непроизносимая согласная.)
- Можно ли ее проверить? (Здравие – т. е. здоровье.)
Прочитаем хором орфографически.
- Значит, говоря, здравствуй, мы желаем здоровья друг другу.
Открывается карточка со словом, дети читают хором, записывают в своих тетрадях.
3) - Пожелание при прощании. (До свидания.)
- Ребята! А как будут звучать эти же слова на осетинском и английском языке?
IV. Составление текста по плану
Работа по учебнику с. 98, упр. 2.
Гости к зайчику пришли
И подарки принесли:
Медвежонок – меда банку,
Еж – болотных ягод склянку.
Белка – груду вкусных шишек,
Кошка – связку серых мышек,
Цапля – лапку лягушонка,
А лиса – крыло цыпленка.
Зайцу стало очень грустно,
Ведь хотел он лист капустный…
Постарайтесь не забыть,
Что кому должны дарить,
Чтобы сделать всем приятно.
Это главное, понятно?
- Как выбирать подарок? (Выбирай подарок не для себя, а для хозяина.)
Однако одного подарка для поздравления мало: важно знать слова, с которыми принято обращаться к имениннику. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением и пожеланием здоровья, радости, успехов.
Если подарок не понравился – не показывай виду. Не дорог подарок, а дорого внимание.
Подарок нужно выбирать… (не для себя, а для друга).
Когда даришь подарок, нужно говорить… (теплые пожелания).
Желать… (здоровья, радости, успехов).
V. Физкультминутка
Упражнение №3
- Сегодня моим помощником является Мудрый Филин из сказочного леса. Внимание на экран.
Мудрый Филин, важно сидя на ветвях,
Рассказать решил при встрече,
Как вести себя в гостях.
В гости, милые друзья,
(Вам сказать обязан я),
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению.
Если вы пришли незвано –
Для хозяев это странно!
Раз к себе не приглашали,
Значит, вас совсем не ждали!
- Какой вывод можно сделать? (Не приходи без приглашения.)
Пригласил Щенок Утят,
Зайчика, Котенка…
Гости все давно сидят,
Ждут лишь Поросенка.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определенный час
Дружно всем собраться.
Вы, чтобы друзей не обижать,
Себя не заставляйте ждать. (Не опаздывай!)
В гости Лев с семьей пришел,
Угощенья – полный стол.
Львенок вдруг промолвил грустно:
- А салат у вас невкусный,
Что-то в нем совсем не то,
Я и сам не знаю что.
Как расстроилась хозяйка -
Пожилая тетя Чайка!
Чтоб со всеми жить в ладу
Не ругай в гостях еду! (Не критикуй еду.)
Заяц был в гостях у Мышки,
Разбросал повсюду книжки,
Разложил вокруг игрушки,
Скинул на пол все подушки.
За собою не убрал
И вприпрыжку убежал.
Так не надо поступать!
Игрушки надо ведь собрать
- Ваш вывод? (Не разбрасывай чужие вещи!)
Гости волка посетили
Говорили, говорили.
Что, и как, и от чего.
Волк уже скучал, зевал -
От гостей совсем устал.
И не выдержал: под стул
Лег клубочком и уснул.
Что хочу сказать примером:
Нужно и в гостях знать меру. (Не засиживайся!)
- Итак, какой же мы можем сделать вывод? Как вести себя в гостях?
Выслушиваются мнения детей. Составляется коллективный план.
VII. Сценка
Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше.
- Сколько ошибок сделал Незнайка?
VIII. Итог
Наш урок подошел к концу. Согласно этикету, как мы должны попрощаться с вами?
-
Составлять план исходного текста; корректировать неправильно составленный план.
Упражнение 1 в учебнике — составление плана исходного текста. Выполняется фронтально. При работе с упражнением необходимо обращаться к алгоритму составления плана (см. урок 127, упр. 3). Предложения учеников учитель записывает на доске. По окончании работы ученики списывают с доски заглавие и план текста.
Упражнение 2 в учебнике — развитие самоконтроля: сравнение с неправильно выполненным заданием. Выполняется фронтально.
Ученики читают текст, обсуждают его основную мысль и озаглавливают текст. Затем они читают план, который составил Серёжа. (Первый и второй пункты плана — ошибочные.) Необходимо, чтобы ученики объясняли, в чём они не согласны с работой Серёжи. С этой целью они должны на основе алгоритма составления плана текста выделить ключевое слово и основную мысль каждого абзаца. После обсуждения на доске следует записать правильный вариант плана текста, например:
1. Нелегко вырастить лес.
2. Лесники сажают и охраняют леса.
3. Леса — живые памятники лесникам.
В тетрадях ученики записывают заглавие текста и его план. Если позволит время, можно предложить для списывания весь текст или какую-то его часть (правильность списывания необходимо проверить).
Дополнительное задание (для классов с высоким темпом работы). Ученики читают ещё раз текст про себя, затем закрывают учебники и на основе составленного плана пытаются устно (подробно или сжато, в зависимости от установки учителя) пересказать исходный текст (пропедевтическая работа к написанию изложений).
Записать слово лопата, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради.
- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
II. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над развитием речи. Будем составлять и записывать текст и, конечно, учиться красиво писать.
- Ну что же, начнём урок с интеллектуальной разминки:
- Какой сегодня день недели?
- Что за самоуверенный толстячок жил на крыше?
- Из чего состоит предложение?
- Как называются слова противоположные по смыслу?
- Антоним слова грустный.
- Что есть у текста?
- Хорошо того учить, кто … (хочет всё знать).
III. Чистописание.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
IV. Словарная работа.
Пенал, быстро, космонавт, народ, картина, кинофильм.
V. Актуализация знаний.
- Откройте учебник на стр. 88.Найдите урок № 123.
-Посмотрите с заданиями, какого блока мы сегодня будем работать? (ученики находят название блока, в котором будет проходить работа)
- В чём особенность заданий данного блока?
- Чем они интересны? (Ответы учащихся)
- Посмотрите, как звучит тема сегодняшнего урока. (Учащиеся продолжают работу с учебником)
- Какова цель и задачи нашего урока?
VI. Работа над новым материалом.
- Прочитайте задание упражнения 1.
- О чём говорится в первом абзаце?
- Придумайте начало текста.
Работа в парах.
- Придумайте начало текста. (Дети в парах придумывают начало текста, записывают на листочках черновой вариант. Каждая группа предлагает свой вариант начала текста. Текст редактируется и озаглавливается.)
- Запишите заголовок и 1-й абзац текста.
Пример коллективно составленного текста:
Игра в прятки.
Однажды ребята нашего двора решили поиграть в прятки. Дети посчитались. Ведущей стала Оля. Она закрыла глаза и начала считать. А ребята разбежались кто куда.
1 абзац. Раньше люди много читали, узнавали из книг о подвигах, приключениях, историю своей страны.
2 абзац. Попробуй и ты посвятить один вечер не играм, а чтению.
VI. Итог урока.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
-75%
Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
- исследовательский;
- словесные методы (беседа, пересказ);
- фронтальный;
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа (на основе алгоритмов).
Оборудование:
- цветные карточки для словарной работы;
-наглядные материалы: деформированные тексты;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация
1. Организационный момент.
2. Мотивация к уроку.
Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании
Тому весь век невеждой быть –
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьешься своего,
-Ребята, как вы понимаете эти слова? ( человек должен стремиться к знаниям)
3. Каллиграфическая минутка.
Р р р р р р р р р р
4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
( ребятам раздаются карточки трех цветов, на которых задание к словарной работе)
На желтых карточках :А-4,В-3,О-2 (апрель, ветер, облако)- записать слова, составить предложение
На синих: М-8, Р-6, Ч-3 ( Москва, русский, чувствовать)-записать слова, определить часть речи
На красных : космос, космонавт, космический -записать слова, выделить корень слов
Проверка на слайде
Вернемся к каллиграфической минутке.
Возьмите карандаш и вычеркните букву Р. Что интересного заметили? Какое слово получилось? План текста-это тема урока
Откройте учебник на с. 94 урок 127
Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.
Нам надо вспомнить:
Что такое текст.
Как озаглавить текст.
Нам надо научиться:
составлять план текста.
6. Работа над основной темой урока
1) Работа по учебнику .Работа над алгоритмом составления плана текста с.94 упр.3 звучит музыка весны
-Сколько абзацев в тексте?(3 абзаца)
-Какое предложение является главным?(звучит музыка весны)
-Выделим ключевые слова каждого абзаца.
1 абзац: весенняя песня капели, ручейка и птиц.
2 абзац: песня лета
3 абзац: звучит музыка природы
Сравним текст и план этого текста.
-Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
7. Работа в группах
Мелодичность природы, ее красота выражается в различных проявлениях. Одно из них описал
Ф. Тютчев. Послушайте.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
-О каком природном явлении идет речь?( о радуге)
Я предлагаю вам описание радуги разных авторов.
Работа в группах:
1 группа: Прочитай текст, озаглавь его, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)
Если после дождя выглядывает солнышко, то можно увидеть радугу. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый-вот цвета радуги. А что значит слово радуга?
На этот вопрос есть два ответа. Одни говорят, что слово радуга –это дуга, цветной мост, который ведет в небо.
Другие считают, что слово радуга связано со словом радость. Действительно, когда видишь радугу, сердце радуется.
(слайд – картина радуги)
2 группа: Прочитай текст, выясни, подходит ли заголовок к тексту, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)
Вся северная сторона неба освещена двумя колышущимися дугами-красной и зеленой. Дуги исчезают и появляются вновь, беспрерывно изменяя свой вид, переливаясь красками.
Внезапно темное небо пронизывают, точно стрелы, яркие лучи, а порой в воздухе повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.
Это полярное сияние. Яркие сполохи (так называют полярное сияние на севере) играют на небе по нескольку часов подряд.
( слайд северное сияние)
3 группа: Прочитай текст, в нем 3 абзаца, восстанови порядок абзацев, озаглавь. Запиши ключевые слова к каждому абзацу.
После жаркого , душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над головой засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой,-красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
А причина этому- солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.
В каждой группе назначается ответственный, помогает в выполнении задания ребятам.
За правильный ответ получаем семь полосок-частей радуги.
Ах, как долго мы читали,
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
8. Итог урока
Создаем радугу. Радуга поможет составить алгоритм действий при составлении плана.Как по ступенькам шагаем по радуге.
О заглавьте текст
Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово
П рочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово
П рочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово
П рочитайте полученный план
Р ефлексия
Читайте также: