Урок учимся составлять план текста 2 класс 21 век урок 128

Обновлено: 05.07.2024

- отрабатывать умения составлять текст по заданному плану;
- развивать речь;
- обогащать словарный запас;
- расширять представление о речевом этикете, правилах поведения.

Оборудование:

- мультимедиа-проектор;
- презентация (Приложение);
- карточки со словарными словами;
- учебники по русскому языку для 2-го класса Н. Ф. Виноградовой, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок развития речи будет посвящен этикету. Мы будем составлять текст по заданному плану, а также будем учиться составлять свой план.

Откроем тетради, запишем число.

II. Вступительная беседа

- Но прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним, что означает слово этикет.

Этикет – культура поведения и речи.

III. Словарная работа

1) - Это то, что люди говорят при встрече друг другу. (Здравствуй.)

Карточка с этим словом открывается на доске.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Непроизносимая согласная.)

- Можно ли ее проверить? (Здравие – т. е. здоровье.)

Прочитаем хором орфографически.

- Значит, говоря, здравствуй, мы желаем здоровья друг другу.

Открывается карточка со словом, дети читают хором, записывают в своих тетрадях.

3) - Пожелание при прощании. (До свидания.)

- Ребята! А как будут звучать эти же слова на осетинском и английском языке?

IV. Составление текста по плану

Работа по учебнику с. 98, упр. 2.

Гости к зайчику пришли
И подарки принесли:
Медвежонок – меда банку,
Еж – болотных ягод склянку.
Белка – груду вкусных шишек,
Кошка – связку серых мышек,
Цапля – лапку лягушонка,
А лиса – крыло цыпленка.

Зайцу стало очень грустно,
Ведь хотел он лист капустный…
Постарайтесь не забыть,
Что кому должны дарить,
Чтобы сделать всем приятно.
Это главное, понятно?

- Как выбирать подарок? (Выбирай подарок не для себя, а для хозяина.)

Однако одного подарка для поздравления мало: важно знать слова, с которыми принято обращаться к имениннику. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением и пожеланием здоровья, радости, успехов.

Если подарок не понравился – не показывай виду. Не дорог подарок, а дорого внимание.

Подарок нужно выбирать… (не для себя, а для друга).
Когда даришь подарок, нужно говорить… (теплые пожелания).
Желать… (здоровья, радости, успехов).

V. Физкультминутка

Упражнение №3

- Сегодня моим помощником является Мудрый Филин из сказочного леса. Внимание на экран.

Мудрый Филин, важно сидя на ветвях,
Рассказать решил при встрече,
Как вести себя в гостях.

В гости, милые друзья,
(Вам сказать обязан я),
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению.
Если вы пришли незвано –
Для хозяев это странно!
Раз к себе не приглашали,
Значит, вас совсем не ждали!

- Какой вывод можно сделать? (Не приходи без приглашения.)

Пригласил Щенок Утят,
Зайчика, Котенка…
Гости все давно сидят,
Ждут лишь Поросенка.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определенный час
Дружно всем собраться.
Вы, чтобы друзей не обижать,
Себя не заставляйте ждать. (Не опаздывай!)

В гости Лев с семьей пришел,
Угощенья – полный стол.
Львенок вдруг промолвил грустно:
- А салат у вас невкусный,
Что-то в нем совсем не то,
Я и сам не знаю что.
Как расстроилась хозяйка -
Пожилая тетя Чайка!
Чтоб со всеми жить в ладу
Не ругай в гостях еду! (Не критикуй еду.)

Заяц был в гостях у Мышки,
Разбросал повсюду книжки,
Разложил вокруг игрушки,
Скинул на пол все подушки.
За собою не убрал
И вприпрыжку убежал.
Так не надо поступать!
Игрушки надо ведь собрать

- Ваш вывод? (Не разбрасывай чужие вещи!)

Гости волка посетили
Говорили, говорили.
Что, и как, и от чего.
Волк уже скучал, зевал -
От гостей совсем устал.
И не выдержал: под стул
Лег клубочком и уснул.
Что хочу сказать примером:
Нужно и в гостях знать меру. (Не засиживайся!)

- Итак, какой же мы можем сделать вывод? Как вести себя в гостях?

Выслушиваются мнения детей. Составляется коллективный план.

VII. Сценка

Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше.

- Сколько ошибок сделал Незнайка?

VIII. Итог

Наш урок подошел к концу. Согласно этикету, как мы должны попрощаться с вами?


    Составлять план исходного текста; корректировать неправильно составленный план.

Упражнение 1 в учебнике — составление плана исходного текста. Выполняется фронтально. При работе с упражнением необходимо обращаться к алгоритму составления плана (см. урок 127, упр. 3). Предложения учеников учитель записывает на доске. По окончании работы ученики списывают с доски заглавие и план текста.

Упражнение 2 в учебнике — развитие самоконтроля: сравнение с неправильно выполненным заданием. Выполняется фронтально.

Ученики читают текст, обсуждают его основную мысль и озаглавливают текст. Затем они читают план, который составил Серёжа. (Первый и второй пункты плана — ошибочные.) Необходимо, чтобы ученики объясняли, в чём они не согласны с работой Серёжи. С этой целью они должны на основе алгоритма составления плана текста выделить ключевое слово и основную мысль каждого абзаца. После обсуждения на доске следует записать правильный вариант плана текста, например:

1. Нелегко вырастить лес.

2. Лесники сажают и охраняют леса.

3. Леса — живые памятники лесникам.

В тетрадях ученики записывают заглавие текста и его план. Если позволит время, можно предложить для списывания весь текст или какую-то его часть (правильность списывания необходимо проверить).

Дополнительное задание (для классов с высоким темпом работы). Ученики читают ещё раз текст про себя, затем закрывают учебники и на основе составленного плана пытаются устно (подробно или сжато, в зависимости от установки учителя) пересказать исходный текст (пропедевтическая работа к написанию изложений).

Записать слово лопата, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради.


- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над развитием речи. Будем составлять и записывать текст и, конечно, учиться красиво писать.

- Ну что же, начнём урок с интеллектуальной разминки:

- Какой сегодня день недели?

- Что за самоуверенный толстячок жил на крыше?

- Из чего состоит предложение?

- Как называются слова противоположные по смыслу?

- Антоним слова грустный.

- Что есть у текста?

- Хорошо того учить, кто … (хочет всё знать).

III. Чистописание.

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

IV. Словарная работа.

Пенал, быстро, космонавт, народ, картина, кинофильм.

V. Актуализация знаний.

- Откройте учебник на стр. 88.Найдите урок № 123.

-Посмотрите с заданиями, какого блока мы сегодня будем работать? (ученики находят название блока, в котором будет проходить работа)

- В чём особенность заданий данного блока?

- Чем они интересны? (Ответы учащихся)

- Посмотрите, как звучит тема сегодняшнего урока. (Учащиеся продолжают работу с учебником)

- Какова цель и задачи нашего урока?

VI. Работа над новым материалом.

- Прочитайте задание упражнения 1.

- О чём говорится в первом абзаце?

- Придумайте начало текста.

Работа в парах.

- Придумайте начало текста. (Дети в парах придумывают начало текста, записывают на листочках черновой вариант. Каждая группа предлагает свой вариант начала текста. Текст редактируется и озаглавливается.)

- Запишите заголовок и 1-й абзац текста.

Пример коллективно составленного текста:

Игра в прятки.

Однажды ребята нашего двора решили поиграть в прятки. Дети посчитались. Ведущей стала Оля. Она закрыла глаза и начала считать. А ребята разбежались кто куда.

1 абзац. Раньше люди много читали, узнавали из книг о подвигах, приключениях, историю своей страны.

2 абзац. Попробуй и ты посвятить один вечер не играм, а чтению.

VI. Итог урока.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

- исследовательский;
- словесные методы (беседа, пересказ);
- фронтальный;
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа (на основе алгоритмов).

Оборудование:
- цветные карточки для словарной работы;

-наглядные материалы: деформированные тексты;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация

1. Организационный момент.

2. Мотивация к уроку.

Не то беда, что мы всегда

Чего – нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Кто пыжится, чтоб умным слыть

И скрыть прорехи в знании

Тому весь век невеждой быть –

Могу сказать заранее.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьешься своего,

-Ребята, как вы понимаете эти слова? ( человек должен стремиться к знаниям)

3. Каллиграфическая минутка.

Р р р р р р р р р р

4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

( ребятам раздаются карточки трех цветов, на которых задание к словарной работе)

На желтых карточках :А-4,В-3,О-2 (апрель, ветер, облако)- записать слова, составить предложение

На синих: М-8, Р-6, Ч-3 ( Москва, русский, чувствовать)-записать слова, определить часть речи

На красных : космос, космонавт, космический -записать слова, выделить корень слов

Проверка на слайде

Вернемся к каллиграфической минутке.

Возьмите карандаш и вычеркните букву Р. Что интересного заметили? Какое слово получилось? План текста-это тема урока

Откройте учебник на с. 94 урок 127

Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.

Нам надо вспомнить:

Что такое текст.

Как озаглавить текст.

Нам надо научиться:

составлять план текста.

6. Работа над основной темой урока

1) Работа по учебнику .Работа над алгоритмом составления плана текста с.94 упр.3 звучит музыка весны

-Сколько абзацев в тексте?(3 абзаца)

-Какое предложение является главным?(звучит музыка весны)

-Выделим ключевые слова каждого абзаца.

1 абзац: весенняя песня капели, ручейка и птиц.

2 абзац: песня лета

3 абзац: звучит музыка природы

Сравним текст и план этого текста.

-Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

7. Работа в группах

Мелодичность природы, ее красота выражается в различных проявлениях. Одно из них описал

Ф. Тютчев. Послушайте.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!


-О каком природном явлении идет речь?( о радуге)

Я предлагаю вам описание радуги разных авторов.

Работа в группах:

1 группа: Прочитай текст, озаглавь его, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)

Если после дождя выглядывает солнышко, то можно увидеть радугу. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый-вот цвета радуги. А что значит слово радуга?

На этот вопрос есть два ответа. Одни говорят, что слово радуга –это дуга, цветной мост, который ведет в небо.

Другие считают, что слово радуга связано со словом радость. Действительно, когда видишь радугу, сердце радуется.

(слайд – картина радуги)

2 группа: Прочитай текст, выясни, подходит ли заголовок к тексту, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)

Вся северная сторона неба освещена двумя колышущимися дугами-красной и зеленой. Дуги исчезают и появляются вновь, беспрерывно изменяя свой вид, переливаясь красками.

Внезапно темное небо пронизывают, точно стрелы, яркие лучи, а порой в воздухе повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.

Это полярное сияние. Яркие сполохи (так называют полярное сияние на севере) играют на небе по нескольку часов подряд.

( слайд северное сияние)

3 группа: Прочитай текст, в нем 3 абзаца, восстанови порядок абзацев, озаглавь. Запиши ключевые слова к каждому абзацу.

После жаркого , душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над головой засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой,-красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

А причина этому- солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

В каждой группе назначается ответственный, помогает в выполнении задания ребятам.

За правильный ответ получаем семь полосок-частей радуги.

Ах, как долго мы читали,

Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)

) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)

Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)

8. Итог урока

Создаем радугу. Радуга поможет составить алгоритм действий при составлении плана.Как по ступенькам шагаем по радуге.


О заглавьте текст

Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово


П рочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово


П рочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово


П рочитайте полученный план



Р ефлексия

Читайте также: