Анализ музыкального произведения в детском саду пример

Обновлено: 04.07.2024

В связи с этим, в данное методическое пособие были включены общие требования к базовому компоненту дошкольного образования в области музыкального развития детей дошкольного возраста, возрастные характеристики музыкальных способностей детей раннего и дошкольного возраста, примерный музыкально-педагогический репертуар.

В помощь будущему специалисту в методическом пособии представлен примерный алгоритм работы над произведением по слушанию музыки и пению и образец конспекта по данным видам музыкальной деятельности.

На основании базового компонента отбор и компоновка программного материала положена концепция детского возраста:

· младенчество и ранний возраст:

от 1 года до 2 лет, от 2 лет до 3 лет;

· детство (младший, средний, старший возраст):

от 3 лет до 4лет, от 4 лет до 5 лет, от 5 лет до 6 лет.

Общая характеристика музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Младенчество

( от 0 до 1 года)

Ранний возраст

(от 1 года до 2 лет)

Ранний возраст

( от 2 лет до 3 лет)

Младший возраст

( от 3 лет до 4 лет)

Средний возраст

( от 4 лет до 5 лет)

Старший возраст

( от 5 лет до 6 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; представления детей о жанрах музыки и их характерных особенностях (концерт, симфония, опера, балет), об изобразительных возможностях музыки; умения сравнивать контрастные музыкальные произведения одного или нескольких жанров, определяя их сходство или различия по характеру звучания, способу исполнения (вокальное, инструментальное); воспринимать, различать и называть различные интонации музыкального произведения, жанры: песня (колыбельная, хороводная), танец (полька, вальс), марш (военный, спортивный, для игрушек);формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (инструменты симфонического или народного оркестров), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти; развитие эстетических чувств, основных, общих и и творческих музыкальных способностей, предпосылок музыкального вкуса; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний.
Пение Формирование вокальной культуры; умение различать куплетную форму, вступление и заключение в песне, петь соло, дуэтом, хором с сопровождением и без него; петь напевно и отрывисто, правильно брать дыхание и распределить его на длинную фразу; выразительно исполнять песню, отражая динамические оттенки, замедлять и ускорять темп; развитие детского голоса (диапазон си малой октавы-до первой октавы – до-ре второй октавы), обеспечивая звонкость и полётность звучания, постепенно расширяя примерный диапазон голоса; формирование вокально-хоровых умений и навыков; обогащение певческого репертуара детей.

Алгоритм разучивания песни с детьми дошкольного возраста:

1. Определить песню для возрастной группы с учетом музыкальных способностей детей.

2. Выучить аккомпанемент и мелодию песни.

3. Проанализировать сложные интонационные моменты, особенности ритма либо дикционные сложности, распределить дыхание по фразам. В связи с этим подобрать музыкально-дидактические игры или вокальные упражнения для преодоления вокальных сложностей. Если в песне встречаются сложные слова, дать им объяснение.

4. Подготовить вступительную беседу к песне.

5. В зависимости от возраста детей желательно применить различные методы и приемы: наглядно-зрительный (картинка, игрушка), наглядно-слуховой, проблемные методы (объяснительно-иллюстративный – использование нескольких наглядностей, поисковый метод и т.д.).

6. Процесс разучивания разделить на следующие этапы:

§ вступительная беседа (она может быть представлена в виде небольшого рассказа, стихотворения, загадки);

§ беседа и анализ песни;

§ разучивание (осуществляется с подыгрыванием мелодии правой рукой (без аккомпанемента) и одновременным исполнением мелодии песни; каждая фраза учится по отдельности, перед каждой фразой показ дыхания определяется ярким кивком головы. После того, когда мелодия и текст песни выучены, ее можно соединить с аккомпанементом).

§ Категорически запрещено учить текст песни без мелодии.

§ Во время разучивания обращать внимание над вокальные (певческую установку, звукообразование, дикцию, интонацию, звуковедение) и хоровые (строй и ансамбль) умения детей.

Конспект по разучиванию детской песни должен быть отражен по приведенной ниже таблице.

1. Возрастная группа:

Возрастная категория: вторая младшая группа.

Воспитательная ценность произведения. Песня формирует эстетические чувства детей: показывает, какая ёлочка нарядная, красивая. Развивает творческое мышление: дети слушают песню и представляют: как украшена ёлочка. Развивает такое чувство, как сопереживание, об этом поётся в первом куплете.

Анализ литературного текста.

Наличие сюжета: в песне присутствует сюжет: ёлочку принесли в дом, нарядили, встали в дружный хоровод.

Ритмичность литературного текста: песня развивает у детей способность к осмысленному восприятию содержания и отражение его в пластике движений: руками имитировать - как наряжают ёлочку; топать и хлопать – как ребята; встать в дружный хоровод.

Анализ мелодии песни.

Размер, темп: 2/4, не очень скорый.

Динамические нюансы: после первого куплета мелодия исчезает до тишины (al niente, со второго куплета мелодия звучит внезапно (subito, но радостно и волшебно.

Характер, интонационная выразительность мелодии: не очень весёлая и в тоже время не грустная мелодия.

Способ звуковедения: музыка определяется высокими, светлыми звуками.

Ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка: дети легко запоминают ритм и слова песни.

Связь средств музыкальной выразительности с текстом: мелодия связана с текстом. Вначале песни мелодия меццо-форте (mf, так как ёлочке холодно зимой. Затем ёлочку стало жалко и её принесли в дом, в тепло, украсили и наступил праздник – в середине песни мелодия уже звучит-форте, громко.

Диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей: диапазон соответствует 2 младшей группе.

Педагогические выводы.

В целом песня вызывает у детей положительные эмоции, так как песня весёлая, радостная, добрая; звучит празднично, создавая у детей чувство волшебства, возможно даже таинственности - в ожидании чудес. Обогащается словарный запас детей, развивается мышление, творческое воображение, музыкальная память, музыкально – эстетические потребности. Обогащаются представления детей о возможностях передачи содержания музыки (эмоций, чувств и переживаний) с помощью различных способов действий.

Возрастная категория: старшая группа.

Воспитательная ценность произведения.

Песня формирует эстетические чувства детей: показывает, какие красивые голубые санки. как летят снежинки. Развивает творческое мышление: дети слушают песню и представляют: белые снежинки, как бежит пес и летят санки.

Анализ литературного текста.

Наличие сюжета: в песне присутствует сюжет: санки летят с горки, на них сидит ваня и Маринка, пес лает, и т.д.

Ритмичность литературного текста: песня развивает у детей способность к осмысленному восприятию содержания и отражение его в пластике движений: руками имитировать - как дует ветер.

Анализ мелодии песни.

Произведение подходит по всем параметрам для пения детьми старшей группы. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (ре -1 октавы, ре-2 октавы). Самый низкий звук в этой песне ми -1 октавы, самый высокий до -2 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста.

Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого возраста 5-6 слов. В этой песне 3-4 слова.

По этим параметрам эту песню можно разучивать в старшей группе. Дети могут спокойно пропевать музыкальную фразу на одном дыхании.

Педагогические выводы.

В целом песня вызывает у детей положительные эмоции, так как песня весёлая, радостная, добрая. Развивается мышление, творческое воображение, музыкальная память, музыкально – эстетические потребности. Песня подходит для разучивания и обыгрывания на зимнем празднике, а также для Новогоднего утренника..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения на уроке музыки.

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

Взволнованная

Неторопливая

Встревоженная

Торжественная

Убаюкивающая

Праздничная

Бесстрашная

Стремительная

Колыбельная

Возвышенная

Мечтательная

Беспокойная

Одухотворенная

Мечтательная

Решительная

Богатырская

Недовольная

Трогательная

Настороженная

Безмятежная

Отчаявшаяся

Приветливая

Раскаявшаяся

Добродушная

Подкрадывающаяся

Величественная

Ослепительная

Проникновенная

Надломленная

Улыбающаяся

Восторженная

Беззаботная

Завороженная

Невозмутимая

Жизнеутверждающая

Неприхотливая

Оптимистичная

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

Медленный, умеренный, медленный

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

Отрывисто, связно, не связно

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской


, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) " width="640"

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО

произведения

Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке

  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

Музыкальное

произведение

Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

- О чем это произведение? - Как бы вы его назвали и почему? - Сколько в нем героев? - Как они действуют? - Какими показаны герои? - Чему они нас учат? - Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: