Управляющий совет в доу нужен ли

Обновлено: 08.07.2024

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уставы организаций высшего образования действуют в части, не противоречащей нормам данного документа (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 320-ФЗ), и подлежат приведению в соответствие с ними до 31.12.2022 включительно.

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Социальное партнерство – это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Осуществляться она может как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций (И. Реморенко).

- п. 9) указывается на необходимость автономии образовательных организаций, их информационную открытость и публичную отчетность.

- п. 10) той же статьи делается акцент на демократическом характере управления образованием, обеспечении прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

- общее собрание (конференцию) работников образовательной организации,

- педагогический (ученый) совет образовательной организации.

Кроме того в документе указывается, что «также могут формироваться

Задачи нашего дошкольного учреждения на 2014-2015 учебный год:

- повышение качества образовательных услуг;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

- обеспечение открытости и общественной привлекательности деятельности ДОУ.

Именно участие родителей в деятельности Управляющего Совета по-зволяет им включиться в процессе коллегиального управления ДОУ.

Управляющий совет – новая структура в деятельности дошкольного учреждения, его значение и потенциальные возможности еще не достаточно понятны практическим работникам, но мы стремимся к этому.

- придание открытости и прозрачности дошкольному образованию;

- внешняя оценка деятельности детского сада и его управления;

- повышение качество образовательных услуг, предоставляемых до-школьным учреждением.

В каждом ДОУ в зависимости от своей ситуации, своих целей и задач коллективы сами определяют те полномочия, которыми будет обладать ее Управляющий совет.

Это очень важно, для того чтобы в ДОУ понимали, какие решения может принимать их Управляющий совет.

Задача достижения высокого качества образования – задача не только воспитателей и педагогов, но и родителей, а. следовательно, модернизация

образования, использование новых ресурсных возможностей при переходе на новые образовательные стандарты, включая финансово - экономические механизмы, должны быть понятны и доступны каждому родителю.

Основные задачи Управляющего совета нашего ДОУ :

- определение основных направлений развития образовательного учреждения;

- внедрение новаций и расширения спектра образовательных услуг;

- повышение эффективности финансово-экономической деятельности, стимулирование труда работников образовательного учреждения;

- создание оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.

- контроль над соблюдением условий образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Что делает Управляющий совет нашего ДОУ :

- утверждает образовательную программу образовательного учреждения;

- утверждает программу развития образовательного учреждения;

- участвует в разработке и согласовывает локальные акты образова-тельного учреждения;

- участвует в разработке показателей и критериев оценки качества и результативности труда работников образовательного учреждения.

Решение, принятое Управляющим советом, основывается на монито-ринге, он реальный и прозрачный. Задача эта трудная, но, включая все

реальные механизмы взаимодействия, ресурсы, решаемая.

С чего мы начали создание Управляющего совета в ДОУ? Это можно определить как пять основных шагов.

Второй шаг - информирование учредителя о создании Управляющего совета в учреждении.

Третий шаг - проведение собрания трудового коллектива и выборы членов Управляющего совета из числа сотрудников ДОУ и родителей (хорошо, если родители будут юристами, финансистами и специалистами в области маркетинга и менеджмента).

Четвертый шаг - проведение учредительного собрания Управляющего совета и выборы его председателя.

Пятый шаг - принятие регламента работы управляющего совета и плана (циклограммы) работы.

Какие результаты мы имеем на сегодняшний день от совместной дея-тельности?

Благодаря активности членов Управляющего Совета в детском саду

был разработан и принят:

- План работы Управляющего Совета ДОУ;

- решены вопросы, связанные с улучшением материально-технической базы образовательного процесса, питания дошкольников, повышения роли и участия родителей в образовательной деятельности.

В 2013 – 2014 учебном году были запланированы следующие меро-приятия:

1) организация питания в дошкольном учреждении;

2) организация безопасной жизнедеятельности в ДОУ;

3) реализация содержания Основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования.

Для родителей очень важно, чтобы их ребенок был умный, любозна-тельный, развитый… Мы решили включить активно родителей в образова-тельную деятельность для:

- осуществления преемственности семейного и дошкольного воспита-ния в условиях ФГОС;

- ознакомления с целями работы ДОУ на современном этапе;

- согласования форм и методов работы с детьми по формированию этих ориентиров.

Данная работа позволила родителям:

- понять особенности работы ДОУ;

- увидеть имеющиеся проблемы и недостатки, которые могут быть устранены при их участии (мотивирование на помощь детскому саду) причем инициатива изменений в ДОУ идет не от администрации, а от самих родителей.

Администрация выступает как организатор взаимодействия родителей между собой в вопросах решения выявленных проблем.

Но есть еще риски

- недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности Управляющих советов в ДОУ;

- не систематизирован опыт работы Управляющих советов в ДОУ (отсутствие распространенного опыта по этой теме)

- низкий уровень мотивации родителей в деятельности по управлению ДОУ;

- недостаточная степень координации членов родительской общественности и сотрудников ДОУ;

- недостаточная компетентность родителей в вопросах деятельности ДОУ;

- субъективная оценка деятельности педагога;

- несформированность позиции и нечеткое понимание функционала члена Управляющего совета.

Есть перспектива работы Управляющего совета :

- расширение тематика деятельности Управленческого совета по актуальным проблемам, выявленным в результате анализа работы ДОУ;

- отслеживание динамики работы ДОУ по направлениям деятельности Управляющего совета;

- совершенствование образовательной деятельности ДОУ.

План работы по взаимодействию с социумом Утверждаю Заведующий МАДОУ д/с комбинированного вида №20 ___(Лобах В. А.) План Работы по взаимодействию с общественными организациями.

Реализация образовательного проекта в социальном партнерстве: детский сад — семья — библиотека У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы.


В целях осуществления самоуправенческих начал, развития инициативы коллектива, реализации прав автономии дошкольного образовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово – хозяйственной деятельности; расширение коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно – общественных принципов управления создается и действует высший орган самоуправления совет дошкольного образовательного учреждения (далее – Управляющий Совет)

Управляющий Совет дошкольного образовательного учреждения работают в тесном контакте с руководством и общественными организациями дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования.

Управляющий Совет ДОУ оказывает необходимое содействие работе органов самоуправления ДОУ.

2.Управляющий Совет дошкольного образовательного учреждения

2.1. Управляющий Совет дошкольного образовательного учреждения:

- организует выполнение решений;

- обсуждает перспективный план развития ДОУ;

- председатель Управляющего Совета совместно с руководителем ДОУ представляет интересы образовательного учреждения в государственных, муниципальных, общественных органах управления, а также, наряду с родителями, интересы детей, обеспечивая их социально-правовую защиту;

- обсуждает введение новых образовательных программ (отдельных разделов, частей) по представлению методического (педагогического) совета;

- участвует в обсуждении распорядка работы ДОУ, продолжительности учебных занятий в соответствии с учебным планом и расписанием занятий;

- участвует в обсуждении правил внутреннего трудового распорядка ДОУ;

- поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и гармоничному развитию и воспитанию детей, творческие поиски педагогических работников в организации опытно-экспериментальной работы;

- определяет пути взаимодействия образовательного учреждения с научно-исследовательскими, производственными организациями, общественными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития личности ребёнка и профессионального роста педагогов;

- заслушивает руководство ДОУ о рациональном расходовании бюджетных ассигнований на деятельность образовательного учреждения; указывает источники финансирования;

- согласует централизацию и распределение средств образовательного учреждения для перспективы его развития;

- заслушивает отчёты о работе руководителя учреждения, других работников, вносит на рассмотрение Управляющего Совета предложения по усовершенствованию работы руководства ДОУ;

- знакомится с итоговыми документами по проверке органами управления образованием деятельности данного образовательного учреждения и заслушивает отчёты о выполнении мероприятий по устранению недостатков в работе ДОУ;

- в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и руководство ДОУ от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность; ограничение автономии ДОУ, его самоуправляемости;

- участвует в распределении поощрительных выплат по результатам труда стимулирующей части ФОТ, по представлению заведующего и с учетом мнения профсоюзной организации на основании Положения.

Все решения Управляющего Совета своевременно доводятся до сведения коллектива ДОУ, родителей.

2.2. В состав Управляющего Совета ДОУ могут входить представители педагогических работников, психологической службы, общественности, родителей, представители учредителя. Норма представительства в Управляющем Совете и общая численность членов Управляющего Совета определяются общим собранием коллектив а ДОУ. При очередных выборах состав Управляющего Совета, как правило, обновляется не менее чем на треть.

2.3. Управляющий Совет ДОУ собирается не реже 2 раз в год. Члены Управляющего Совета образовательного учреждения выполняют свои обязанности на общественных началах.

2.4. Решения Управляющего Совета, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством обязательны для исполнения руководителем ДОУ, всех членов коллектива.

3. Права и ответственность Управляющего Совета ДОУ

3.1. Член Управляющего Совета может потребовать обсуждение любого вопроса, если его предложение поддержит треть членов всего состава Управляющего Совета.

3.2. При рассмотрении любого вопроса Управляющий Совет может создавать временные комиссии с привлечением специалистов.

3.3. Управляющий Совет ДОУ имеет право внесения предложений по усовершенствованию работы органов самоуправления ДОУ.

3.4. Управляющий Совет ДОУ несёт ответственность за:

- соответствие принятых решений действующему законодательству в области образования;

- организацию выполнения принятых решений;

- организацию оптимальных условий пребывания ребёнка в ДОУ.

4. Порядок рассмотрения Управляющим Советом учреждения вопроса о стимулировании работников ДОУ

4.1. Распределение вознаграждений осуществля­ется по итогам каждого месяца. Вознаграждения педагогическим работ­никам присуждаются в соответствии с настоящим Положением.

4.2. Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются Управляющим Советом учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению заведующей ДОУ.

4.3. Заведующая ДОУ представляет Управляющему Совету учреждения аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.

4.4. Управляющий Совет учреждения принимает решение о премировании и размере премии большинством голосов открытым голосованием при условии присутствия не менее половины членов Управляющего Совета. Решение Управляющего Совета оформляется протоколом. На основании протокола Управляющего Совета учреждения заведующая издает приказ о премировании.

Информация о премировании объявляется на собраниях, педсоветах и вы­вешиваться на стендах.

5. Порядок документирования

Управляющий Совет разрабатывает план работы, ведёт протоколы заседаний, протоколы о дополнительных выплатах из стимулирующего фонда, отчёты о работе.

Руководитель организует хранение документации Управляющего Совета ДОУ.

Примечание. Положение обсуждается и принимается на общем собрании коллектива.

© Муниципальное ДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко". Ярославская область. Гаврилов-Ямский муниципальный район, 2017 – 2022
Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании"

ds53_06-2.jpg

Требования к работе детских садов постоянно растут. Еще недавно родителям было достаточно, что ребенок находится под присмотром воспитателей. Теперь же они ожидают, что ребенок будет накормлен свежей, полезной едой, играть будет в развивающие игры и окажется полностью подготовлен к обучению в школе.

Подобное изменение ситуации потребовало участия в управлении дошкольными учреждениями представителей родителей, администрации и общественности, что привело к формированию управляющих советов ДОУ (УС ДОУ).

Сегодня работа управляющего совета ДОУ состоит не только в помощи администрации. УС согласовывает и утверждает стратегию развития образовательного учреждения, контролирует ее реализацию, мониторит действия коллектива детского сада для достижения поставленных в программе целей.

Что входит в обязанности управляющего совета

Управляющий совет может выполнять множество задач. Его главная цель – обеспечить максимальное качество услуг, которые предоставляет детский сад. Однако достичь этого можно разными способами, так что перечень обязанностей этого органа можно смело разделить на основной и дополнительный.

Функции, которые выполняет любой совет дошкольного учреждения:

  1. Согласование интересов и пожеланий всех сторон, участвующих в дошкольном воспитательном процессе. Это не только родители и воспитатели, в перечень могут входить приглашенные преподаватели, психологи, логопеды и т. д.
  2. Разработка и утверждение нормативных актов, регулирующих деятельность детского сада, включая дополнительные занятия, медицинские манипуляции. Обращаем внимание, что принятые акты не должны вступать в противоречие с российскими законами.
  3. Распределение финансовых и материальных средств, поступивших в распоряжение администрации, и контроль за их использованием. Формы контроля могут быть разными – от регулярного отчета заведующей до внешнего аудита.

Если УС не решает эти задачи, то работы он не ведет.

Дополнительные обязанности

Однако план управляющего совета ДОУ может быть намного шире, чем рассмотренный выше перечень. В него могут входить:

  1. Формирование ресурсной базы детского сада. Сюда входит сбор пожертвований, организация участия садика в конкурсах на получение грантов, поиск путей наиболее эффективного использования средств. В некоторых случаях членам совета и руководству садика приходится прибегать к консультациям сторонних экспертов, которых опять же подбирает и одобряет УС.
  2. Создание узкоспециализированных комиссий из числа как участников совещательного органа, так и других родителей или экспертов. Это может быть комиссия по физическому развитию, по формированию мыслительных навыков, по украшению здания к празднику, по ремонту и пр.
  3. Защита интересов детского учреждения на муниципальном уровне.
  4. Организация работы тех, кто желает добровольно и бесплатно помочь садику – привести в порядок участок, благоустроить территорию.
  5. Рассмотрение различных обращений и разрешение конфликтов между представителями всех сторон, взаимодействующих в ходе работы детского сада. Сюда относятся и конфликты между родителями, и жалобы на сотрудников садика, и конфликты между администрацией и коллективом либо отдельным сотрудником.
  6. Ходатайство о награждении сотрудников детского сада.

Отметим, что организацию управления и вопросы методики лучше не выносить на рассмотрение совета, а оставить специалистам, имеющим профильное образование. То же, что касается направлений развития ДОУ, качества его работы, режима работы и направлений дополнительного обучения, стоит оставить УС.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает воспитателям обучение по программам в соответствии ФГОС в любое удобное время. Получите диплом за 3 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Кто входит в управляющий совет

Традиционный состав УС ДОУ – сотрудники и родители воспитанников. Количество участников регламентируется положением управляющего совета ДОУ. Обычно это не менее 3 представителей от родителей, представители работников и учредителя. При этом количество сотрудников в УС не может быть более 25 % от всего состава, а количество родителей составляет от трети до половины состава.

Отдельного внимания заслуживает представитель учредителя, то есть того, кто создал данное дошкольное учреждение. Это может быть кто-то из профсоюзного комитета или дирекции предприятия, если садик ведомственный, кто-то из городской или районной администрации, если муниципальный, и доверенное лицо собственника, если дошкольное учреждение является частным.

Кроме тех, кто упомянут выше, в УС могут входить также и другие люди, которые заинтересованы в успешном развитии дошкольного учреждения. Это могут быть люди, работающие в местных органах самоуправления, представители волонтерских организаций, предприниматели или представители компаний, оказывающих в любой форме спонсорскую помощь садику. Добавим, что на заседаниях управляющего совета ДОУ могут присутствовать и сторонние приглашенные эксперты с правом совещательного голоса. Факт их присутствия и их мнение в обязательном порядке заносятся в протокол управляющего совета ДОУ.

В УС не могут входить люди, не имеющие права работать с детьми по медицинским либо социальным показаниям, например, судимые за педофилию.

Управляющий совет ДОУ: документы

Документы, связанные с работой УС ДОУ, можно разделить на два вида. К первому относятся нормативные акты и законы, регламентирующие формирование и работу данного органа, а ко второму – документы, которые разрабатывает и утверждает сам совет.

В соответствии с ФЗ № 3266-1 в дошкольном учреждении может быть как обычный совет с правом только совещательного голоса, так и управляющий, который имеет управленческие полномочия. Тип совета закон оставляет на усмотрение учредителя и администрации детского сада, и он должен быть отражен в уставе ДОУ.

Работа УС базируется на статьях 2, 13, 33, 35 федерального закона. Статья 2 указывает на автономность образовательных учреждений и на тот факт, что управление ими носит общественно-демократический характер. Статья 13 разрешает УС принимать собственные локальные акты. Статья 33 напоминает, что внесенные в устав изменения, связанные с созданием УС, необходимо зарегистрировать, а статья 35 предусматривает введение в детском саду такой формы самоуправления, как совет.

Кроме этого, до начала работы совета должны быть разработаны и приняты:

  • положение об УС;
  • положение о выборе членов;
  • положение о кооптации новых членов.

Желательно также сформировать план работы управляющего совета ДОУ.

Проведение заседаний УС, их время, количество и сроки между ними зависят от решения его членов, но встреч не может быть менее 4 за год. Итогом являются протоколы заседания управляющего совета в ДОУ. Такой протокол должен быть направлен учредителю и заведующей не позже чем через 5 дней с момента составления. Протокол о введении в УС новых членов направляется администрации и учредителю в течение 3 дней с момента заседания.

Совет может принимать решения об оценке качества работы сотрудников, о расходовании средств, о привлечении дополнительного финансирования. Все решения также заносятся в протокол, позже администрация оформляет их приказом и доводит их до сведения всех заинтересованных лиц. Протоколы работы управляющего совета ДОУ доступны всем, кто имеет право быть избранным в УС.

Управляющий совет может стать не просто помощником администрации дошкольного учреждения, а двигателем его развития и основой успешной работы.

Читайте также: