Управление деятельностью и развитием школы

Обновлено: 06.07.2024

Хавроничев Владимир Иванович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики и управления Череповецкого государственного университета.

Тюлю Галина Михайлова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики и управления Череповецкого государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме управления школы. Авторами предлагается системное управление, которое целесообразно реализовать посредством программы развития школы. В статье даны рекомендации по составлению программы, выделены основные этапы реализации данной программы. Для каждого этапа выделены формы управленческого воздействия и описан результат.

Ключевые слова: Системное управление, программа развития школы, формы управленческого воздействия, личностно-ориентированный подход.

Развитие школы – это переход ее из одного состояния в другое. Особая роль школы состоит в создании условий становления личности свободной, образованной, готовой к свободному самостоятельному самоопределению своего места.

Если школа ориентирована на интенсивное развитие, то это предполагает множество частных изменений. Все эти изменения должны быть скоординированы и составлять единое целое. Реализация такого подхода к развитию школы требует системного управления.

Системный подход исходит из понимания процесса развития как совокупности связанных между собой изменений, обеспечивающих перевод школы как целого в качественно иное состояние.

Т.И. Шамова подчеркивает, что воспитать личность свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному и самостоятельному самоопределению, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию можно только в школе, работающей в режиме развития. Исходя из данного положения, она формирует ведущие требования к развивающей и развивающейся школе. Первая группа требований связана с участниками образовательного процесса. Автор отмечает, что в развивающей школе ученик реализует свое право на получение образования, которое соответствует его потребностям, способностям и возможностям. Педагог же должен быть готов к выполнению основной функции - быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Для этого учитель должен стать не просто носителем информации, а быть организатором учебно-познавательной деятельности каждого ученика и управлять учением. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление учебно-познавательной деятельностью. В развивающей школе меняется и позиция руководителя школы: директор должен совершенствовать работу с людьми, опираясь при этом на уважение к людям и максимально доверяя им. Другая группа требований связана с внутришкольным управлением. Качественную работу всех участников образовательного процесса должна обеспечить система стимулов. Педагогический коллектив должен работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-познавательном процессе и в управлении. В развивающей школе вырастает новый тип учителя: учитель-исследователь. Одно из важных требований относится к стилю взаимоотношений, в основе которых лежат сотрудничество, взаимоуважение и взаимодоверие. Школа может развиваться, если ее коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении.

Программу развития школы по своему смыслу мы рассматриваем как нормативную модель инновационного процесса, которая определяет исходное состояние школы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

В системном управлении развитием школы разработка программы является важнейшей функцией. Но, чтобы, программа реализовалась, необходимо также обеспечить выполнение функций организации, руководства и контроля. Системное управление развитием школы требует гибких организационных структур, в которых присутствуют творческие временные подразделения. Перспективная модель организационной структуры управления содержит механизмы функционирования и механизмы развития. Механизмами функционирования являются: родительский комитет, аттестационная комиссия, методические объединения учителей, малый педагогический совет и т.д.

Механизмами развития школы служат: научно-методический совет школы, социально-психологическая служба, временные творческие объединения учителей и учащихся, объединения учащихся по интересам.

Нами выделены условия эффективности разработки и реализации программы развития школы:

  • Личностно-ориентированный подход в управлении школой;
  • Развитие профессиональной позиции педагога как личностно-ориентированный;
  • Развитие у педагогов личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу;
  • Опора на личностно-ориентированные образовательные технологии;
  • Инициирование у участников образовательного процесса поиска личностных смыслов профессиональной и учебной деятельности;
  • Опора на внутришкольную систему обучения и развития педагогических кадров;
  • Включение педагогов в инновационную деятельность;
  • Включение учащихся в исследовательскую, творческую деятельность;
  • Опора на внутреннюю и внешнюю мотивацию;
  • Развитие устойчивой положительной мотивации к учению у школьников;
  • Развитие поля личностных достижений педагогов и учащихся;
  • Опора на совместную деятельность школы и ДОУ по преемственности образовательного процесса;
  • Опора на взаимодействие с внешней средой;
  • Опора на внутришкольный мониторинг как инструмент управления качеством образования.

Рассмотрим этапы развития школы. Условно можно выделить шесть этапов.

Первый этап – это этап функционирования. Основными направлениями работы школы на данном этапе являются формирование и становление педагогического и ученического коллективов, формирование традиций школы. Это подготовительный этап к переходу школы к разнопрограммному обучению. Поэтому конечным результатом на данном этапе был учебный план для организации учебного процесса в режиме разнопрограммного обучения и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Формы управленческих воздействий на первом этапе направлены на выработку единых педагогических требований, ориентацию учебного процесса на достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, на организацию деятельности в детском коллективе через самоуправление, на преемственность в обучении и воспитании среднего и начального звеньев.

Именно такие вопросы должны обсуждаться на заседаниях педагогических советов, теоретических семинарах. Стратегия воздействия руководства школы на педагогический коллектив на первом этапе - императивная.

Второй этап - диагностический. Основные направления работы школы: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, анализ потребностей учащихся и родителей, анализ затруднений учителей в обучении и воспитании. На данном этапе изменяются формы и методы управленческих воздействий. Кроме заседаний педагогических советов, теоретических семинаров по организации образовательного процесса необходимо провести диагностические исследования по изучению удовлетворенности участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов организацией учебного процесса, изучить деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся, провести анкетирование учащихся по изучению познавательного интереса. Конечным результатом данного этапа работы школы являются: программа взаимодействия школы с дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, открытие профильных классов, программы взаимодействия с внешним окружением школы в данном микрорайоне.

Третий этап - этап реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Основные направления: реализация развивающего обучения в начальной школе, реализация программ эстетического отделения (или другой направленности), подбор диагностических процедур для анализа результатов учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогов по осуществлению преемственности идей развивающего обучения в основной школе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях педагогических советах, теоретических семинарах необходимо посвятить технологии развивающего обучения, технологиям современного урока, путям повышения мотивации учащихся и совместной работе семьи и школы в развитии личности ребенка.

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Управление осуществляется путем воздействия одной подсистемы – управляющей, на другую-управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий.

Цель управления: согласование S-S отношений и действий участников управленческого процесса для решения управленческих задач, достижения результатов деятельности.

Предмет управления – отношения между S управления

Управление образоват.системами – это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решения, ориентированного на стабильное функционирование и эффективное развитие образоват.системы и её составных частей.

В последнее время появляется такое понятие как педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологич.приемов управления образоват.процессом, направленных на повышение его эффективности.

Впервые его стали использовать примерно в 2000г. Ю.А. Коноржевский.

5 принципов пед.менеджмента:

1) гуманистичность управления

2) демократичность упр-ия

4) целенаправленность упр-ия

50 вооруженность аппарата упр-ия умением осуществлять разные виды д-ти

Упр-ие =Р(процесс выработки и осуществления решения) + В (функционирование и развитие образовательной системы и ей частей).

Функции:

Под функцией управления понимается деятельность Sосуществляющих полный технологический управленческий цикл с целенаправленным достижением фактических результатов.

1)мотивационно-целевая (выполнение коллективом работы в соответствии с их полномочиями, а так же сообразно потребностям в достижении собственных и коллективных целей. Поэтому задача руководства обеспечить участников средствами удовлетворения этих потребностей).

2) информационно-аналитический (сбор и распространение достоверной информации и её анализ. Создается банк данных, который анализируется)

3) планово-прогностическая (прогноз – это вероятностное предвидение).

4)оргаизационно0исполнительная (организационные отношения определяются как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления функций совместной деятельности).

Управление осуществляется путем воздействия одной подсистемы – управляющей, на другую-управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий.

Цель управления: согласование S-S отношений и действий участников управленческого процесса для решения управленческих задач, достижения результатов деятельности.

Предмет управления – отношения между S управления

Управление образоват.системами – это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решения, ориентированного на стабильное функционирование и эффективное развитие образоват.системы и её составных частей.

В последнее время появляется такое понятие как педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологич.приемов управления образоват.процессом, направленных на повышение его эффективности.

Впервые его стали использовать примерно в 2000г. Ю.А. Коноржевский.

5 принципов пед.менеджмента:

1) гуманистичность управления

2) демократичность упр-ия

4) целенаправленность упр-ия

50 вооруженность аппарата упр-ия умением осуществлять разные виды д-ти

Упр-ие =Р(процесс выработки и осуществления решения) + В (функционирование и развитие образовательной системы и ей частей).

Функции:

Под функцией управления понимается деятельность Sосуществляющих полный технологический управленческий цикл с целенаправленным достижением фактических результатов.

1)мотивационно-целевая (выполнение коллективом работы в соответствии с их полномочиями, а так же сообразно потребностям в достижении собственных и коллективных целей. Поэтому задача руководства обеспечить участников средствами удовлетворения этих потребностей).

2) информационно-аналитический (сбор и распространение достоверной информации и её анализ. Создается банк данных, который анализируется)




3) планово-прогностическая (прогноз – это вероятностное предвидение).

4)оргаизационно0исполнительная (организационные отношения определяются как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления функций совместной деятельности).


  • Системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем разного уровня.
  • Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы.
  • Коммуникативно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов.
  • Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности.
  • Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития.
  • комплексности — анализ качества условий, качества процесса, качества результатов;
  • объективности — все то, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;
  • преемственности соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ;
  • перспективности — направленность на решение актуальных задач развития образования;
  • тотальности — вовлеченность в процесс управления всех;
  • оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;
  • уровневости — принятие решений на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;
  • рефлексивности — в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков.
  • Тип управления развитием образовательного учреждения: гуманистический (демократический).
  • Стиль работы: командный.
  • Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа, воспитательная работа, научно-методическая, инновационная исследовательская, виды (направления) деятельности образовательного учреждения).
  • Субъекты управления развитием образовательного учреждения: координационный совет по развитию, педагогический совет, творческие объединения, заместители директора, педагогический состав.
  • Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения.
  • Степень участия педагогов в управлении: процесс выявления и решения проблем полностью осуществляется на коллегиальной основе педагогическом коллективом.
  1. Гузева, Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01: Волгоград, 2002.
  2. Гущина, С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. к.п.н.: 13.00.01: Челябинск, 2000.
  3. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.
  4. Кеспиков, В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования: Монография. — Челябинск, 1998.
  5. Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01 Ижевск, 2005.
  6. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, системный подход, управление развитием, подход, Выборгский район, интегративно-вариативный подход, Петербург, развитие, внешняя среда, образовательный процесс.

Ключевые слова

образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского района Санкт–Петербурга., модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского района Санкт–Петербурга

образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского района Санкт–Петербурга.

Похожие статьи

Система управления развитием образовательного учреждения.

Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.

Системный подход как интегративный в образовательном.

Типовые подходы к анализу сущности образовательного.

образовательное пространство, образовательный процесс, система, форма сочетаний, принцип организации, практик образования, учебный процесс, системный подход, единое образовательное пространство.

Роль и сущность системного подхода в профессиональном.

Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения.

Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: диссертация. д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 2006 450 с. РГБ ОД, 71:07–13/176.

Стратегия развития образовательного учреждения

Стратегия развития образовательного учреждения. Автор: Николаева Светлана Витальевна. Рубрика: Экономика и управление.

Ансофф И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Петрова А. Н. Спб: Питер. 2005г. 496с.

Построение образовательной среды современной школы

Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик.

Современные подходы к формированию.

Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды. Автор: Рубцова Галина Дмитриевна.

Необходим переход к реализации системно-деятельностного подхода, к формированию универсальных учебных действий, поэтому недостаточно.

Вариативный подход к тренировочному процессу как фактор.

В статье рассматриваются методы вариативного подхода к построению тренировочного процесса в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практико-значимая работа

Жукова Валентина Витальевна

Заместитель директора по УВР

Орехово-Зуевского района МО

1. Программа развития образовательного учреждения как средство управлением развитием ОУ

2.Организационная структура управления ОУ.……………11

3 Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития …………..………13

3.1. Проблемный анализ деятельности ОУ как ключевая проблема его перехода в инновационный режим

3.2. Сильные стороны образовательной деятельности школы

3.3. Ключевые проблемы школы и способы их решения

Список использованной литературы………………..………………..…. 20

Основным механизмом деятельности развивающегося образовательного учреждения является поиск и освоение новшеств, способствующих качественным изменениям.. Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Образование предусматривает: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержка и более полное использование образовательного потенциала семей, индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, фундаментальные умения. В условиях перехода на ФГОС ОО появляются новые требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. И как следствие, появляются новые требования к управлению развитием образовательного учреждения .

1. Программа развития образовательного учреждения как средство управлением развития ОУ

Программа развития школы рассматривается нами как гражданский договор по согласованию общественного и государственного образовательного заказа и представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, подцели задачи и направления образовательной деятельности, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, а также инновационных преобразований учебно–воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии оценки реализации Программы.

Основные позиции, которыми руководствовались при разработке программы развития своего ОУ, можно свести к следующему.

Позиция 1 . Современный ученик средней общеобразовательной школы России XXI века – продукт новой социальной реальности. Он обучается, воспитывается и развивается в позитивных условиях (позитивные условия: усиление внимания государства к проблемам образования и воспитания; определены цели и задачи воспитания личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду на основе использования достижений современной науки и техники; обновление содержания образования в условиях разных типов образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения; возрастающая роль семьи и родителей в выборе образовательного маршрута для своего ребенка; разработка и внедрение ГОС второго поколения и др.) , так и в негативных (негативные условия: рост смертности населения РФ; кризис семьи; имущественное расслоение населения; криминализация; алкоголизм и наркомания; катастрофически увеличивающееся количество разводов; усиление межнациональных и межличностных конфликтов; отрицательное воздействие на психику ребенка агрессивной информационной среды; рост негативного влияния западной и отечественной поп-культуры на мировоззрение подрастающего поколения; детская безнадзорность; социальное сиротство; рост психических аномалий и отклонений в поведении детей, подростков и молодежи; ухудшение здоровья; рост необучающихся и неработающих молодых людей; проявление национализма, экстремизма, терроризма; ослабленное здоровье детей и подростков; снижение качества чтения и общего уровня грамотности; низкий уровень общей культуры личности и коммуникативной в частности: культуры чувств, культуры мышления, культуры речи и общения).

Вывод. Общеобразовательная школа нуждается в качественном обновлении и изменении. Задача педагогических работников – осознать перечисленные выше характерные особенности современной молодежи и пересмотреть методы и содержание образовательного процесса в школе. При этом целями образовательного процесса становится следующее:

всесторонне гармоническое личностное и воспитательное развитие;

воспитание гражданских качеств;

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающихся умения учиться через систему УУД (универсальных учебных действий), осуществлять деятельность самообразования и самовоспитания.

Образование для развития личности .

Именно посредством образования можно обеспечить такие компоненты жизнедеятельности человека, как практические навыки, критическое мышление, знания, нормы общения и основы физического здоровья.

2.Образование для познания окружающего мира и происходящих в нем процессов.

Образование помогает становлению в человеке способности: развивать и передавать культурное наследие будущим поколениям, быть толерантным и открытым для понимания и сотрудничества с людьми разных взглядов.

3. Образование для развития творчества.

Образование – необходимое условие саморазвития личности.

4. Образование для будущего повысит степень адаптации выпускников к постоянно меняющемуся миру и обеспечит их способность к его преобразованию.

5. Качество образования предполагает повышенные требования к педагогам, их квалификации, постоянному профессиональному росту, обеспечение разнообразными вариативными программами и методиками работы, которая будет отвечать индивидуальным потребностям учащегося и учителя.

6 . Диверсификация образовательной деятельности.

Образовательная деятельность должна быть разнообразной, гибкой, способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.

7. Персонификация обучения.

Учитель должен поощряться в своем стремлении использовать разнообразные внутренние ресурсы, иметь все условия для самовыражения в процессе образовательной деятельности.

8. Гуманизация образования.

Образование должно рассматриваться как становление человека, обретение им индивидуальности, развитие творческого начала. Эти ценности меняют отношение педагога к ребенку, подростку, к их позиции в образовательном процессе. Гуманистический подход к ученику пронизывает все образование. Такой подход означает оптимистическое отношение к человеку, веру в его способности. Признание права на самостоятельность, свободный выбор, самоопределение, ошибку.

Под инновационной образовательной средой мы понимаем такую совокупность актуально социально значимых факторов и условий, направленных на возникновение в конкретной школе эффективных инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для ее долгосрочного и устойчивого развития.

Содержание инновационной образовательной среды включает:

учащихся, учителей школы,

цели воспитания, обучения и развития (общие и частные),

содержание воспитания, обучения и развития,

процессы воспитания и обучения,

организационные формы образовательного процесса.

Особенность отечественной системы образования - фундаментальность, преемственность ступеней, духовно-нравственная направленность. На наш взгляд, сохранить и развить эти традиционные качества в условиях необходимых инноваций способна модель сельской школы культуротворческой направленности. Культура , общение , миролюбие , творчество в данном случае выступают интегрирующей основой при формировании школы личностного роста учителя и ученика. Главная идея школы культуротворческой направленности - построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные и личностные особенности мировосприятия ребенка..

Школа личностного роста культуротворческой направленности – это система принципов организации целостного учебного процесса и подходов к совместному педагогическому творчеству в коллективе учебного заведения любого типа. Такая модель жизнедеятельности школы позволит: 1) директору использовать активные возможности управления образовательным процессом, видение его перспектив и прогнозирование развития и роста; 2) учителю увидеть место своего предмета в общем образовательном поле и предлагает систему критериев выбора методик, содержательных компонентов, направленности каждого урока, в частности определить интенсивность движения от репродуктивной системы уроков к поисковой и продуцирующей (рождение нового знания), предполагает работу в комбинаторном режиме; 3) ученику создать возможность психолого-педагогического комфортного существования в образовательном пространстве, поэтапно формировать самосознание, осуществлять личностный рост, стать человеком культуры, а не субкультуры, право сознательного и свободного выбора своего места в культуре и социуме.

Итак, необходимость разработки данного варианта Программы развития вызвана объективными и субъективными причинами. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют модернизации конкретного образовательного пространства сельской школы. Меняется социальный заказ, запросы учащихся и их родителей, следовательно, необходимы изменения, как в содержании образовательного процесса, так и в его организации. Программа развития, созданная инициативной группой школы, призвана решить проблемы, стоящие перед педагогическим коллективом на современном этапе.

Читайте также: