Управление деятельностью и развитием школы
Обновлено: 06.07.2024
Хавроничев Владимир Иванович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики и управления Череповецкого государственного университета.
Тюлю Галина Михайлова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики и управления Череповецкого государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена проблеме управления школы. Авторами предлагается системное управление, которое целесообразно реализовать посредством программы развития школы. В статье даны рекомендации по составлению программы, выделены основные этапы реализации данной программы. Для каждого этапа выделены формы управленческого воздействия и описан результат.
Ключевые слова: Системное управление, программа развития школы, формы управленческого воздействия, личностно-ориентированный подход.
Развитие школы – это переход ее из одного состояния в другое. Особая роль школы состоит в создании условий становления личности свободной, образованной, готовой к свободному самостоятельному самоопределению своего места.
Если школа ориентирована на интенсивное развитие, то это предполагает множество частных изменений. Все эти изменения должны быть скоординированы и составлять единое целое. Реализация такого подхода к развитию школы требует системного управления.
Системный подход исходит из понимания процесса развития как совокупности связанных между собой изменений, обеспечивающих перевод школы как целого в качественно иное состояние.
Т.И. Шамова подчеркивает, что воспитать личность свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному и самостоятельному самоопределению, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию можно только в школе, работающей в режиме развития. Исходя из данного положения, она формирует ведущие требования к развивающей и развивающейся школе. Первая группа требований связана с участниками образовательного процесса. Автор отмечает, что в развивающей школе ученик реализует свое право на получение образования, которое соответствует его потребностям, способностям и возможностям. Педагог же должен быть готов к выполнению основной функции - быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Для этого учитель должен стать не просто носителем информации, а быть организатором учебно-познавательной деятельности каждого ученика и управлять учением. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление учебно-познавательной деятельностью. В развивающей школе меняется и позиция руководителя школы: директор должен совершенствовать работу с людьми, опираясь при этом на уважение к людям и максимально доверяя им. Другая группа требований связана с внутришкольным управлением. Качественную работу всех участников образовательного процесса должна обеспечить система стимулов. Педагогический коллектив должен работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-познавательном процессе и в управлении. В развивающей школе вырастает новый тип учителя: учитель-исследователь. Одно из важных требований относится к стилю взаимоотношений, в основе которых лежат сотрудничество, взаимоуважение и взаимодоверие. Школа может развиваться, если ее коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении.
Программу развития школы по своему смыслу мы рассматриваем как нормативную модель инновационного процесса, которая определяет исходное состояние школы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
В системном управлении развитием школы разработка программы является важнейшей функцией. Но, чтобы, программа реализовалась, необходимо также обеспечить выполнение функций организации, руководства и контроля. Системное управление развитием школы требует гибких организационных структур, в которых присутствуют творческие временные подразделения. Перспективная модель организационной структуры управления содержит механизмы функционирования и механизмы развития. Механизмами функционирования являются: родительский комитет, аттестационная комиссия, методические объединения учителей, малый педагогический совет и т.д.
Механизмами развития школы служат: научно-методический совет школы, социально-психологическая служба, временные творческие объединения учителей и учащихся, объединения учащихся по интересам.
Нами выделены условия эффективности разработки и реализации программы развития школы:
- Личностно-ориентированный подход в управлении школой;
- Развитие профессиональной позиции педагога как личностно-ориентированный;
- Развитие у педагогов личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу;
- Опора на личностно-ориентированные образовательные технологии;
- Инициирование у участников образовательного процесса поиска личностных смыслов профессиональной и учебной деятельности;
- Опора на внутришкольную систему обучения и развития педагогических кадров;
- Включение педагогов в инновационную деятельность;
- Включение учащихся в исследовательскую, творческую деятельность;
- Опора на внутреннюю и внешнюю мотивацию;
- Развитие устойчивой положительной мотивации к учению у школьников;
- Развитие поля личностных достижений педагогов и учащихся;
- Опора на совместную деятельность школы и ДОУ по преемственности образовательного процесса;
- Опора на взаимодействие с внешней средой;
- Опора на внутришкольный мониторинг как инструмент управления качеством образования.
Рассмотрим этапы развития школы. Условно можно выделить шесть этапов.
Первый этап – это этап функционирования. Основными направлениями работы школы на данном этапе являются формирование и становление педагогического и ученического коллективов, формирование традиций школы. Это подготовительный этап к переходу школы к разнопрограммному обучению. Поэтому конечным результатом на данном этапе был учебный план для организации учебного процесса в режиме разнопрограммного обучения и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Формы управленческих воздействий на первом этапе направлены на выработку единых педагогических требований, ориентацию учебного процесса на достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, на организацию деятельности в детском коллективе через самоуправление, на преемственность в обучении и воспитании среднего и начального звеньев.
Именно такие вопросы должны обсуждаться на заседаниях педагогических советов, теоретических семинарах. Стратегия воздействия руководства школы на педагогический коллектив на первом этапе - императивная.
Второй этап - диагностический. Основные направления работы школы: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, анализ потребностей учащихся и родителей, анализ затруднений учителей в обучении и воспитании. На данном этапе изменяются формы и методы управленческих воздействий. Кроме заседаний педагогических советов, теоретических семинаров по организации образовательного процесса необходимо провести диагностические исследования по изучению удовлетворенности участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов организацией учебного процесса, изучить деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся, провести анкетирование учащихся по изучению познавательного интереса. Конечным результатом данного этапа работы школы являются: программа взаимодействия школы с дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, открытие профильных классов, программы взаимодействия с внешним окружением школы в данном микрорайоне.
Третий этап - этап реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе. Основные направления: реализация развивающего обучения в начальной школе, реализация программ эстетического отделения (или другой направленности), подбор диагностических процедур для анализа результатов учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогов по осуществлению преемственности идей развивающего обучения в основной школе. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях педагогических советах, теоретических семинарах необходимо посвятить технологии развивающего обучения, технологиям современного урока, путям повышения мотивации учащихся и совместной работе семьи и школы в развитии личности ребенка.
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
- Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
- Руководство и организация деятельности контрактной службы.
- Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
- Планирование повышения квалификации педагогов.
- Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
- Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
- Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
- Организация внутренней системы оценки качества образования.
- Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
- Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
- Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
- Сократить численность административно-управленческого персонала.
- Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
- Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
- Эффективно распределить функционал.
- При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
- Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
- Моральная и материальная отдача от результатов труда.
- Правильная расстановка кадров.
- Грамотное стимулирование работников.
- Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
- Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
- Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
- Отбор средств обучения.
Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
Управление осуществляется путем воздействия одной подсистемы – управляющей, на другую-управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий.
Цель управления: согласование S-S отношений и действий участников управленческого процесса для решения управленческих задач, достижения результатов деятельности.
Предмет управления – отношения между S управления
Управление образоват.системами – это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решения, ориентированного на стабильное функционирование и эффективное развитие образоват.системы и её составных частей.
В последнее время появляется такое понятие как педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологич.приемов управления образоват.процессом, направленных на повышение его эффективности.
Впервые его стали использовать примерно в 2000г. Ю.А. Коноржевский.
5 принципов пед.менеджмента:
1) гуманистичность управления
2) демократичность упр-ия
4) целенаправленность упр-ия
50 вооруженность аппарата упр-ия умением осуществлять разные виды д-ти
Упр-ие =Р(процесс выработки и осуществления решения) + В (функционирование и развитие образовательной системы и ей частей).
Функции:
Под функцией управления понимается деятельность Sосуществляющих полный технологический управленческий цикл с целенаправленным достижением фактических результатов.
1)мотивационно-целевая (выполнение коллективом работы в соответствии с их полномочиями, а так же сообразно потребностям в достижении собственных и коллективных целей. Поэтому задача руководства обеспечить участников средствами удовлетворения этих потребностей).
2) информационно-аналитический (сбор и распространение достоверной информации и её анализ. Создается банк данных, который анализируется)
3) планово-прогностическая (прогноз – это вероятностное предвидение).
4)оргаизационно0исполнительная (организационные отношения определяются как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления функций совместной деятельности).
Управление осуществляется путем воздействия одной подсистемы – управляющей, на другую-управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий.
Цель управления: согласование S-S отношений и действий участников управленческого процесса для решения управленческих задач, достижения результатов деятельности.
Предмет управления – отношения между S управления
Управление образоват.системами – это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решения, ориентированного на стабильное функционирование и эффективное развитие образоват.системы и её составных частей.
В последнее время появляется такое понятие как педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологич.приемов управления образоват.процессом, направленных на повышение его эффективности.
Впервые его стали использовать примерно в 2000г. Ю.А. Коноржевский.
5 принципов пед.менеджмента:
1) гуманистичность управления
2) демократичность упр-ия
4) целенаправленность упр-ия
50 вооруженность аппарата упр-ия умением осуществлять разные виды д-ти
Упр-ие =Р(процесс выработки и осуществления решения) + В (функционирование и развитие образовательной системы и ей частей).
Функции:
Под функцией управления понимается деятельность Sосуществляющих полный технологический управленческий цикл с целенаправленным достижением фактических результатов.
1)мотивационно-целевая (выполнение коллективом работы в соответствии с их полномочиями, а так же сообразно потребностям в достижении собственных и коллективных целей. Поэтому задача руководства обеспечить участников средствами удовлетворения этих потребностей).
2) информационно-аналитический (сбор и распространение достоверной информации и её анализ. Создается банк данных, который анализируется)
3) планово-прогностическая (прогноз – это вероятностное предвидение).
4)оргаизационно0исполнительная (организационные отношения определяются как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления функций совместной деятельности).
- Системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем разного уровня.
- Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы.
- Коммуникативно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов.
- Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности.
- Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития.
- комплексности — анализ качества условий, качества процесса, качества результатов;
- объективности — все то, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;
- преемственности соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ;
- перспективности — направленность на решение актуальных задач развития образования;
- тотальности — вовлеченность в процесс управления всех;
- оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;
- уровневости — принятие решений на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;
- рефлексивности — в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков.
- Тип управления развитием образовательного учреждения: гуманистический (демократический).
- Стиль работы: командный.
- Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа, воспитательная работа, научно-методическая, инновационная исследовательская, виды (направления) деятельности образовательного учреждения).
- Субъекты управления развитием образовательного учреждения: координационный совет по развитию, педагогический совет, творческие объединения, заместители директора, педагогический состав.
- Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения.
- Степень участия педагогов в управлении: процесс выявления и решения проблем полностью осуществляется на коллегиальной основе педагогическом коллективом.
- Гузева, Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01: Волгоград, 2002.
- Гущина, С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. к.п.н.: 13.00.01: Челябинск, 2000.
- Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.
- Кеспиков, В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования: Монография. — Челябинск, 1998.
- Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01 Ижевск, 2005.
- Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, системный подход, управление развитием, подход, Выборгский район, интегративно-вариативный подход, Петербург, развитие, внешняя среда, образовательный процесс.
Ключевые слова
образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского района Санкт–Петербурга., модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского района Санкт–Петербурга
образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы №103 Выборгского района Санкт–Петербурга.
Похожие статьи
Система управления развитием образовательного учреждения.
Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.
Системный подход как интегративный в образовательном.
Типовые подходы к анализу сущности образовательного.
образовательное пространство, образовательный процесс, система, форма сочетаний, принцип организации, практик образования, учебный процесс, системный подход, единое образовательное пространство.
Роль и сущность системного подхода в профессиональном.
Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.
Инновационная деятельность как вектор развития учреждения.
Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: диссертация. д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 2006 450 с. РГБ ОД, 71:07–13/176.
Стратегия развития образовательного учреждения
Стратегия развития образовательного учреждения. Автор: Николаева Светлана Витальевна. Рубрика: Экономика и управление.
Ансофф И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Петрова А. Н. Спб: Питер. 2005г. 496с.
Построение образовательной среды современной школы
Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик.
Современные подходы к формированию.
Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды. Автор: Рубцова Галина Дмитриевна.
Необходим переход к реализации системно-деятельностного подхода, к формированию универсальных учебных действий, поэтому недостаточно.
Вариативный подход к тренировочному процессу как фактор.
В статье рассматриваются методы вариативного подхода к построению тренировочного процесса в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Практико-значимая работа
Жукова Валентина Витальевна
Заместитель директора по УВР
Орехово-Зуевского района МО
1. Программа развития образовательного учреждения как средство управлением развитием ОУ
2.Организационная структура управления ОУ.……………11
3 Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития …………..………13
3.1. Проблемный анализ деятельности ОУ как ключевая проблема его перехода в инновационный режим
3.2. Сильные стороны образовательной деятельности школы
3.3. Ключевые проблемы школы и способы их решения
Список использованной литературы………………..………………..…. 20
Основным механизмом деятельности развивающегося образовательного учреждения является поиск и освоение новшеств, способствующих качественным изменениям.. Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Образование предусматривает: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержка и более полное использование образовательного потенциала семей, индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, фундаментальные умения. В условиях перехода на ФГОС ОО появляются новые требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. И как следствие, появляются новые требования к управлению развитием образовательного учреждения .
1. Программа развития образовательного учреждения как средство управлением развития ОУ
Программа развития школы рассматривается нами как гражданский договор по согласованию общественного и государственного образовательного заказа и представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, подцели задачи и направления образовательной деятельности, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, а также инновационных преобразований учебно–воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии оценки реализации Программы.
Основные позиции, которыми руководствовались при разработке программы развития своего ОУ, можно свести к следующему.
Позиция 1 . Современный ученик средней общеобразовательной школы России XXI века – продукт новой социальной реальности. Он обучается, воспитывается и развивается в позитивных условиях (позитивные условия: усиление внимания государства к проблемам образования и воспитания; определены цели и задачи воспитания личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду на основе использования достижений современной науки и техники; обновление содержания образования в условиях разных типов образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения; возрастающая роль семьи и родителей в выборе образовательного маршрута для своего ребенка; разработка и внедрение ГОС второго поколения и др.) , так и в негативных (негативные условия: рост смертности населения РФ; кризис семьи; имущественное расслоение населения; криминализация; алкоголизм и наркомания; катастрофически увеличивающееся количество разводов; усиление межнациональных и межличностных конфликтов; отрицательное воздействие на психику ребенка агрессивной информационной среды; рост негативного влияния западной и отечественной поп-культуры на мировоззрение подрастающего поколения; детская безнадзорность; социальное сиротство; рост психических аномалий и отклонений в поведении детей, подростков и молодежи; ухудшение здоровья; рост необучающихся и неработающих молодых людей; проявление национализма, экстремизма, терроризма; ослабленное здоровье детей и подростков; снижение качества чтения и общего уровня грамотности; низкий уровень общей культуры личности и коммуникативной в частности: культуры чувств, культуры мышления, культуры речи и общения).
Вывод. Общеобразовательная школа нуждается в качественном обновлении и изменении. Задача педагогических работников – осознать перечисленные выше характерные особенности современной молодежи и пересмотреть методы и содержание образовательного процесса в школе. При этом целями образовательного процесса становится следующее:
всесторонне гармоническое личностное и воспитательное развитие;
воспитание гражданских качеств;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающихся умения учиться через систему УУД (универсальных учебных действий), осуществлять деятельность самообразования и самовоспитания.
Образование для развития личности .
Именно посредством образования можно обеспечить такие компоненты жизнедеятельности человека, как практические навыки, критическое мышление, знания, нормы общения и основы физического здоровья.
2.Образование для познания окружающего мира и происходящих в нем процессов.
Образование помогает становлению в человеке способности: развивать и передавать культурное наследие будущим поколениям, быть толерантным и открытым для понимания и сотрудничества с людьми разных взглядов.
3. Образование для развития творчества.
Образование – необходимое условие саморазвития личности.
4. Образование для будущего повысит степень адаптации выпускников к постоянно меняющемуся миру и обеспечит их способность к его преобразованию.
5. Качество образования предполагает повышенные требования к педагогам, их квалификации, постоянному профессиональному росту, обеспечение разнообразными вариативными программами и методиками работы, которая будет отвечать индивидуальным потребностям учащегося и учителя.
6 . Диверсификация образовательной деятельности.
Образовательная деятельность должна быть разнообразной, гибкой, способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.
7. Персонификация обучения.
Учитель должен поощряться в своем стремлении использовать разнообразные внутренние ресурсы, иметь все условия для самовыражения в процессе образовательной деятельности.
8. Гуманизация образования.
Образование должно рассматриваться как становление человека, обретение им индивидуальности, развитие творческого начала. Эти ценности меняют отношение педагога к ребенку, подростку, к их позиции в образовательном процессе. Гуманистический подход к ученику пронизывает все образование. Такой подход означает оптимистическое отношение к человеку, веру в его способности. Признание права на самостоятельность, свободный выбор, самоопределение, ошибку.
Под инновационной образовательной средой мы понимаем такую совокупность актуально социально значимых факторов и условий, направленных на возникновение в конкретной школе эффективных инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для ее долгосрочного и устойчивого развития.
Содержание инновационной образовательной среды включает:
учащихся, учителей школы,
цели воспитания, обучения и развития (общие и частные),
содержание воспитания, обучения и развития,
процессы воспитания и обучения,
организационные формы образовательного процесса.
Особенность отечественной системы образования - фундаментальность, преемственность ступеней, духовно-нравственная направленность. На наш взгляд, сохранить и развить эти традиционные качества в условиях необходимых инноваций способна модель сельской школы культуротворческой направленности. Культура , общение , миролюбие , творчество в данном случае выступают интегрирующей основой при формировании школы личностного роста учителя и ученика. Главная идея школы культуротворческой направленности - построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные и личностные особенности мировосприятия ребенка..
Школа личностного роста культуротворческой направленности – это система принципов организации целостного учебного процесса и подходов к совместному педагогическому творчеству в коллективе учебного заведения любого типа. Такая модель жизнедеятельности школы позволит: 1) директору использовать активные возможности управления образовательным процессом, видение его перспектив и прогнозирование развития и роста; 2) учителю увидеть место своего предмета в общем образовательном поле и предлагает систему критериев выбора методик, содержательных компонентов, направленности каждого урока, в частности определить интенсивность движения от репродуктивной системы уроков к поисковой и продуцирующей (рождение нового знания), предполагает работу в комбинаторном режиме; 3) ученику создать возможность психолого-педагогического комфортного существования в образовательном пространстве, поэтапно формировать самосознание, осуществлять личностный рост, стать человеком культуры, а не субкультуры, право сознательного и свободного выбора своего места в культуре и социуме.
Итак, необходимость разработки данного варианта Программы развития вызвана объективными и субъективными причинами. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют модернизации конкретного образовательного пространства сельской школы. Меняется социальный заказ, запросы учащихся и их родителей, следовательно, необходимы изменения, как в содержании образовательного процесса, так и в его организации. Программа развития, созданная инициативной группой школы, призвана решить проблемы, стоящие перед педагогическим коллективом на современном этапе.
Читайте также: