Описание педагогических условий в школе

Обновлено: 05.07.2024

Докладчик Инусова П. М. – учитель русского языка и литературы.

Как добиться достижения планируемых образовательных результатов на любой ступени общего образования и не подорвать физического и психологического здоровья учащихся, не потерять их положительного мотивационного настроя? Этот вопрос разрешит системно-деятельностный подход, задача которого развивать гармоничную, нравственно-совершен-ную, социально-активную, компетентную и саморазвивающуюся личность посредством активизации её внутренних резервов. И я имею в виду не только систему образования, но и саму деятельность педагога, являющегося основным проводником к планируемым результатам. В основу процесса его работы тоже должен быть положен системно-деятель-ностный подход. Педагогу, работающему по новым стандартам, так же как и его ученикам, необходимо активизировать свои внутренние резервы и саморазвиваться, быть социально-активным и профессионально-компе-тентным, идти в ногу со временем. Он должен научиться организовывать учебный процесс, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий учащихся, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных результатов.

Ему нужно соединить в себе качества воспитателя, дидакта, методиста и психотерапевта. Опираясь на передовые достижения в педагогике, психологии и методике преподавания предмета, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться, свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли. А для этого необходимо хорошо ориентироваться и владеть педагогическими технологиями, цель которых гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:

- Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на технологическом, содержательном и методическом уровне с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.

- Принцип целостности дает учащимся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе).

- Принцип минимакса предполагает возможность освоения содержанием образования на максимальном для учащегося уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (Гос. стандарт).

- Принцип психологической комфортности призван снимать все стрессообразующие факторы учебного процесса, создавая в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию сотрудничества.

- Принцип вариативности предполагает формирование способности систематически находиться в ситуации выбора и принимать правильные решения.

- Принцип творчества ориентирован на творческое начало в образовательном процессе и приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями : информационно-коммуникационными, коммуникативными, проектными, исследовательскими, технологией проблемного обучения, критического мышления, контрольно-оценочной деятельности и др. и способствует развитию универсальных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладевают умением организовывать свою деятельность в школе и вне ее, ставить цели и задачи, планировать её реализацию, контролировать и

оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Деятельность учителя по формированию УУД должна быть основана на дифференцированном обучении, где каждый учащийся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, может иметь возможность развиваться, повышать свой творческий потенциал, познавательные мотивы, участвовать в разных формах учебного сотрудничества и расширять зону своего ближайшего развития. Основой дифференциации должен быть мониторинг учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у учащегося не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических и технологических приемов, учебных заданий и упражнений. Задания должны быть разноуровневые, позволяющие повысить уровень развития сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности в обучении.

И это очень актуально в современном образовании, т. к. по данным психологов в школу приходят дети более тревожные и агрессивные, практичные и гиперактивные, имеющие задержку психического и речевого развития, но открытые для любой информации, смелые и стремительные, коммуникабельные и настойчивые. Психологи утверждают, что способности ребенка можно развить, если создать условия, учитывающие его возможности, пристрастия и интересы. Одним из главных условий, обеспечивающих развитие личности, является психологический комфорт. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой

раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для деятельности, раскрывает потенциальные возможности личности. На его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Реализации всех данных задач в обучении в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Можно утверждать, что системно-деятельностный подход является фундаментальным современным подходом для достижения образовательных результатов, который заложен в ФГОС нового поколения.

Школа на сегодняшний день обеспечена ИКТ. Кабинеты биологии, химии, русского языка, истории, географии, компьютерные классы русского языка и математики оснащены всей необходимой технологией для достижения планируемых результатов обучения. Кроме того в школе имеется доступ к интернету.

Для обеспечения достижения педагогических результатов школа снабжена телевизорами, ДВД с приставками и с дисками к ним, о которых в последнее время почти забыли. Хотя в библиотеке очень много дисков, их очень редко используют на уроках. Большим удобством являются10 принтеров, из которых не все работают должным образом.

У учителей начальных классов в кабинетах имеются ноутбуки, проекторы,двд и телевизоры, которые необходимы для достижения планируемых результатов по ООП ФГОС 2 поколения.

Для всестороннего развития учащихся на уроках технологии учащиеся получают возможность работать на швейных машинках,а также на станках и использовать разнообразные инструменты создавать что - либо свое.

Школьный спортзал обеспечен спортивным инвентарём. Имеется новое футбольное поле, стол для развития армрестлинга, тренажер, брусья, турники и др.

Для обеспечения качественного образования и для успешного сдачи ЕГЭ и ОГЭ учителями совместно с родителями приобрели рабочие тетради и брошюры по разным предметам.

Для достижения планируемых результатов практикуется внеурочная деятельность по разным предметам: кружки, секции, работа с одаренными детьми, а также дополнительные занятия с отстающими учащимися. К каждому празднику, юбилейным датам, историческим событиям учителя и предметники при взаимодействии с учащимися

готовят интересные выступления, сценарии, читательские конференции, игры, конкурсы, которые способствуют всестороннему развитию учащихся.

На конкурсы были представлены работы учительницы начальных классов Магомедовой А., учительницы технологии Инусовой П., учительницы русского языка Абдурахмановой А., учителя истории Ахбердилова А.

В работе с одаренными детьми на высшем уровне используется все коммуникативные технологии. На уроках у детей имеется огромный материал, скачанный из разных источников, дополнительной литературы, подготовленный самим руководителем. Во время подготовки к олимпиадам учащиеся занимаются по школьным ноутбукам, что намного улучшает качество знаний.

Одним из условий для реализации успешной подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, к сдаче ЕГЭ является занятия на дому. Так, у Абдулбутаевой П. С., Абдурахмановой А., Магомедовой П., Магомедовой Х. учащиеся занимаются на дому.

Вся эта внеклассная работа способствует нравственному и интеллектуальному развитию детей.

А какие же условия издает учитель на уроке, чтобы достичь планируемых образовательных результатов?

С этой целью я посетил 22 урока у разных учителей и обнаружил следующее:

1. Почти все учителя на всех уроках используют ИКТ, а именно: интернет – ресурсы (телефон, ноутбук, планшет)

2. Особо следует отметить работу с ИКТ учителя биологии Абдулаева М., русский язык Абдурахмановой А., Инусовой П., Магомедовой П. Г. Магомедовой Х. А., Гаджиева М. Г., Абдулаевой П. М. Универсальные учебные действия (УДД) наиболее удачно проходят на уроках Инусовой П. М., Абдулаева М. М., Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А. М. ,Абдурахмановой А. И.

Оригинальных моментов на посещё нных мною уроках было много: оригинальное приветствие дежурного Магомедова Мансура, дифференцированное оценивание знаний у Магомедовой Х. А., физкультминутку у Гаджиева М. Г., рабочие тетради эффективно используются на уроках английского языка у Омаргаджиевой П. Р.

Проектная деятельность хорошо поставлена у учителей начальных классов, у Инусовой П. М., Гаджиевой Х., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. Четкая постановка цели и достижение поставленной цели к концу урока выявлены на уроках Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А., Инусовой П., Абдурахмановой А., Гаджиева М., Умахмадова Ш., Абдулаевой П.

Для физического развития учащихся учитель физкультуры Умахмадов Ш. М. организует разные спортивные мероприятия.

Хороший итог урока проводится у Магомедовой А. А., Инусовой П., Ахбердилова А., Абдурахмановой А. Помимо всей огромной работы учителей для достижения планируемых образовательных результатов на ступени общего образования следует обратить внимание на следующие моменты :

1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.

2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.

3. Создать банк данных наиболее удачных методах уроков. И распространить на уровне республиканской газеты.

4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.

5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.

6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.

1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.

2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.

3. Создать банк данных наиболее удачных методов уроков и распространить на уровне республиканской газеты.

4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.

5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.

6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.

Завуч и организатор, систематически

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы 2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательных областей во второй младшей группе Уровень овладения навыками по образовательным областям Во второй младшей группе Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие.

Отчет по мониторингу достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет Количество обследованных детей: 28 человек Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май). Методика: диагностический инструментарий.

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы) В соответствии.

Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности.

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего.

Рассматривается поняие педагогичские условия в различных источников литературы.

ВложениеРазмер
kontent_analiz.docx 20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема диссертационного исследования: Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности у будущих педагогов

Таблица 1. Структурно-частотный анализ понятия

Основные элементы понятия

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

2. развитие личности

4. внешних факторов

5. внутренних сущностей

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова - М., 2000. – 312 с.

3. повышение эффективности

Педагогические условия – это комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания

Андрее В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

5. организационные формы

6. обучения и воспитания

Педагогические условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач

Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 310 с.

6. материально-пространственной среды

7. решение задач

Педагогические условия – это совокупность возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований// Педагогика, 1995. – №5. – С.44-49.

7. материально-пространственной среды

7. решение задач

Педагогические условия – это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие.

Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих уителей к патриотическому воспитанию учащихся: диссертация доктора педагогических наук. – Челябинск, 2000. – 383 с.

2. педагогической системы

4. внутренних элементов

5. внешних элементов

6. эффективное функционирование

Педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками.

4. педагогической системы

6. организационные формы

8. взаимоотношения между учителем и учениками

Педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования

5. образовательного процесса

6. результат научно-педагогического исследования

Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование

3. образовательной среды

4. материально-пространственной среды

5. влияющих на функционирование

Педагогические условия – это характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечить эффективное функционирование и развитие педагогической системы.

2. педагогической системы

5. образовательной среды

6. эффективное функционирование

7. педагогической системы

Педагогические условия – это совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса

Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению

воспитательных задач : дис…д-ра пед. наук. – Челябинск, 1992. – 403 с.

4. педагогического процесса

Таблица 2. Сводная таблица основных структурных элементов понятия

обучения и воспитания

развитие педагогической системы

результат научно-педагогического исследования

влияющих на функционирование

взаимоотношения между учителем и учениками

Таким образом, можно составить определение следующим образом.

Педагогические условия – это совокупность внешних факторов (таких как материально-пространственная среда, меры, методы, средства, формы, возможности педагогической деятельности) и внутренних условий (личностных), направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, эффективное функционирование и развитие педагогической системы.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [6].

И возникает вопрос: какие педагогические условия использовались учителями школ для успешного духовно-нравственного воспитания младших школьников?

Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна только при создании следующих педагогических условий:

1. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

2. При организации процесса духовно-нравственного воспитания использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников.

Раскроем первое педагогическое условие – рассмотрим основные возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста:

1) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности, был подобран комплекс форм и методов, которые будут способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста – это является вторым педагогическим условием.

Основной формой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности мы выбрали классный час.

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Сейчас рассмотрим методы воспитания.

Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания [5].

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) [3]:

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Далее рассмотрим те методы, которые способствуют успешному духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Рассказ – это последовательное изложение материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу, как воспитательному методу, предъявляются такие требования, как: логичность, последовательность, четкость, эмоциональность, образность. Важно также учитывать возрастные особенности детей – в младших классах рассказ должен быть продолжительностью 5-10 минут.

Большое значение имеет рассказ именно в младшем школьном возрасте при духовно-нравственном воспитании. Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять смысл нравственных оценок и норм поведения.

Выделяют 3 главные задачи рассказа как воспитательного метода:

Вызвать нравственно положительные чувства (радость, сопереживание, сочувствие, гордость, удивление) и непринятие поступков героев рассказов, проявляющих отрицательные качества (злость, зависть, безразличие, гнев, месть);

Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

Показать образ нравственного поведения и вызвать желание подражать положительному примеру.

Объяснение – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Данный метод является неотъемлемой частью воспитательного процесса. С помощью метода объяснения нужно дать детям основы этикета, то есть как правильно вести себя за столом, в транспорте, как разговаривать со взрослыми и с друзьями.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия учителя и учеников в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа приобрела весьма обширное применение. Главная цель беседы – это научить учеников оценивать поступки, события и явления общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к собственным моральным, нравственным и гражданским обязанностям. Во время беседы на тему дружбы, можно задать такие вопросы: Что такое дружба? Кого можно назвать другом? Каким должен быть хороший друг? А как вы считаете, сами вы умеете дружить?

Пример как метод педагогического воздействия основывается на желании учеников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., ученики глубже и нагляднее понимают сущность и содержание социально-нравственных отношений. Важное значение как раз таки для учеников имеет личный пример самого учителя. Также, можно привести примеры знаменитых людей, представляющих разные профессии, что в свою очередь будет способствовать ознакомлению с миром профессий, их значимостью и содержанием.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение учениками различных действий, практических дел для формирования и развития их личности. Для формирования адекватной самооценки можно выполнить с учениками такие упражнения как: напиши свои положительные и отрицательные качества; напиши 2-3 хороших качества, которые ты бы хотел развить у себя; написать, какие бывают у человека вредные и полезные привычки.

Мы рассмотрели основные формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Только при соблюдении этих двух главных условий, процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста окажется эффективным и будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Список литературы

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова - М., 2000. – 312 с.

3. Педагогика: учеб. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 1996.- 603 с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – 272 с.

Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.

Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 186 с.

Щуркова Н. Е. Классный час и его организация/ Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 1981. - 64 с.


Материал расскажет о системно-деятельностный подходе - методологической основе стандартов начального общего образования нового поколения.

Описание разработки

Великая цель образования - это не знания, а действия.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Применение на уроках системно-деятельностного подхода способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания младших школьников.
Следовательно, цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

В настоящее время становится важным знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения системно-деятельностного метода обучения.

Условия становления опыта

Открыла для себя типологию уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Урок постановки учебной задачи.

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования и преобразования модели.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Урок контроля и оценки.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Цель моей работы: создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению с использованием системно - деятельностного подхода.

Новизна опыта заключается в разработке модели уроков с использованием самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учеников.

- Знакома ли тебе игра в превращение слов? Определи приём превращения. Запиши новые слова. Поставь ударение.

В этом случае дети догадываются, что для того, чтобы получить новое слово, нужно убрать какую-то одну букву.

Далее новое задание: рано-нора, лама-мала. И снова дети догадались, что нужно поменять местами слоги.

Моделирование – один из наиболее удачных приёмов для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно достаточно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребёнка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребёнка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ.

Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие–либо объекты, явления с помощью моделирования.

Большое значение при освоении учебного материала придаётся работе со схемами. С первых уроков математики идёт формирование умения обозначать предметы, изображённые на рисунке, символами. Схема является ступенькой, помогающей перейти к записи арифметических действий цифрами и знаками действий. Проводится работа по установлению соответствий между рисунком и схемой, схемой и числовым выражением, текстом и схемой. Использование схем при изучении состава чисел и позволяет сделать наглядной взаимосвязь действий сложения и вычитания.

Читайте также: