В чем оптимистичность жизнеутверждающего юмора в дореволюционном творчестве аркадия аверченко кратко

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
priemy_komizma.docx 112.28 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы комизма в рассказах А.Т. Аверченко

Глава I. Литературная деятельность А.Т. Аверченко и журнал

Глава II. Сатирическая направленность послереволюционного

2.1. Политическая проблематика в сатирических

Список использованной литературы…………………………………………59

Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Новые эстетические рубежи реализма, натурализм, расцвет и кризис модернизма своеобразно преломились в сатире. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению. Тем не менее, в сатире начала двадцатого века прослеживается взаимодействие всех перечисленных школ.

Интересно, что со временем появился титул короля смеха. Им награждали тех, кто достигал наибольших успехов в этом искусстве.

С конца первого десятилетия нашего века в России нигде официально не утвержденный титул короля смеха принадлежал Аркадию Аверченко.

Я помню дни: в веселой нашей роще

Царил и властвовал ремесленников цех,

Цвел трафарет и гарцевал на теще

Замызганный, лишенный хмеля смех.

И в эти дни, которые я вправе

Брезгливо выкинуть из памяти моей,

И развенчал всех наших королей.

Он был как вихрь. Влюбленный в жизнь и солнце,

Здоровый телом, сильный молодой,

Он нас пьянил, врываясь к нам в оконце,

И ослеплял, блестя меж нас звездой.

Горя в огне безмерного успеха,

Очаровательно дурачась и шаля,

Он хохотал, и вся страна, как эхо,

Ликуя, вторила веселью короля.

О, как он был в те дни России дорог!

О, как мы верили, что он наш светлый Феб!

Мы, изглодавшие мильоны черствых корок,

Давно забывшие, что значит свежий хлеб… (3; 33).

Так писал поэт Василий Князев о первых годах восхождения Аркадия Аверченко к вершинам писательской славы.

Наше обращение к изучению литературного наследства А.Т. Аверченко обусловлено актуальным звучанием ряда проблем в творчестве писателя, которые либо вообще не были обозначены, либо были затронуты в некоторых исследовательских работах, но не получили достаточно широкого освещения.

Смех Аверченко не искореняет исконных человеческих слабостей и пороков, а лишь таит в себе иллюзорную надежду на их искоренение. И поскольку эти слабости и пороки долговечны, долговечен и порождаемый ими смех, о чем свидетельствуют многочисленные издания юмористики, сатиры Аверченко, осуществленного после длительного перерыва у нас и беспрерывно возобновляемые во многих странах мира, в том числе и Чехии, ставшей прибежищем недюжинного писателя.

Цель исследования: раскрыть приемы комизма в рассказах А.Т. Аверченко.

Объект исследования: рассказы А.Т. Аверченко

Предмет исследования: приемы комизма в рассказах А.Т. Аверченко.

1. выявить основные способы и приемы сатиры Аверченко;

2. проследить тематику рассказов;

3. определить индивидуальные черты в творчестве писателя.

Структура нашей работы определяется этапами жизни и творчества Аверченко, эволюцией его художественного метода.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения и использованной литературы.

Во введении определяются цели и задачи работы.

В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы и обобщения.

К работе прилагается список использованной литературы.

Литературный процесс того времени был явлением многогранным, противоречивым, во многом обусловленным разнообразием художественных исканий как модернистов (В. Брюсов, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Гумилев), так и реалистов (JI. Андреев, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.). Однако в произведениях практически всех писателей того времени в той или иной степени отразились характерные настроения эпохи (трагичность бытия, зыбкость мироощущений, предчувствие надвигающейся катастрофы). Яркую страницу в реалистическую литературу того времени смогли вписать сатирики, на все катаклизмы, парадоксы общественной жизни откликающиеся злой иронией, язвительной насмешкой. Они высмеивали действия чиновников и политиков, весьма непопулярных в обществе, разоблачали пошлость и глупость, скрывающихся за привычным, повседневным.

Таким образом, влияние, которое А.Т. Аверченко оказал на советскую сатиру и юмористику, огромно, хотя долгие годы его как бы ни было в русской литературе. Сегодня со всей очевидностью мы убеждаемся, что высший суд - суд времени - творчество Аверченко выдержало. Потому что в лучших своих произведениях писатель с изяществом и внешней простотой вскрывал глубинные пласты человеческой души. Потому что он обнажал и привлекал внимание к тем общественным порокам и нравственным изъянам, которые сохранились в людях на протяжении тысячелетий и, конечно же, ещё долго будут давать свои вспышки, цветы и плоды - зависть, угодничество, клевету, подлость, ложь, беспринципность, стяжательство, властолюбие.

Значимость Аркадия Аверченко еще и в том, что его многогранное, многообразное творческое наследие - юмористическо-сатиричесая энциклопедия русской жизни первых десятилетий XX столетия, той прошлой жизни, представляющейся сегодня такой туманно-далекой, но знание которой, даже в веселой и легкой форме, помогает осмыслить настоящее и задуматься о грядущем (1; 71).

Глава II . Сатирическая направленность послереволюционного творчества А. Т. Аверченко

2.1. Политическая проблематика в сатирических рассказах Аверченко

Летом 1917 года еще сохранялись какие-то надежды на изменение к лучшему, окончательно развеянные октябрьскими событиями.

Когда серость пришла к власти, когда толпа начала диктовать, у Аверченко действительно родилась ненависть, и если б он был холерой, то не побоялся бы устроить эпидемию. Но ненависть сама по себе вряд ли способна создать значительные художественные произведения. Яркими рассказы Аверченко делает любовь - любовь к России, любовь к жизни, любовь к искренности, чистоте, справедливости, уму и глубоким чувствам, любовь к настоящим людям - любовь, породившая ненависть к силе, утверждающей грязь, обман, бесправие и безверие, вознесшей звериные инстинкты выше искры Божьей. Аверченко уже не снимает траурной повязки, не смолкнут проклятья, не затянется рана в сердце, не высохнут слезы, и надолго исчезнет прежний веселый, беззаботный, радостный, вдохновенный смех.

2. В чем своеобразие рассказов А.Аверченко?

3. Как можно объяснить поразительную популярность А.Аверченко?

2. Что за мир окружает маленьких героев Тэффи?

3. Какие детали дают возможность почувствовать одиночество героев и враждебность к ним окружающего мира?

4. Чувствуете ли вы отношение самой Тэффи к своим героям? Легко ли ей писать о них и почему?

5. Почему Тэффи часто ведет рассказ вокруг неживых предметов?
III блок (по творчеству Тэффи).
1. Назовите особенности авторского стиля Тэффи.

2. В каких рассказах Тэффи причудливо сочетается трагическое и комическое?

4. Назовите наиболее понравившиеся рассказы Тэффи и обоснуйте свой ответ.
Хронологический расчет уроков (2 часа)
Первый урок:

1. Слово учителя литературы, учителя истории, биографов, литературоведов, современников – по 5 мин.

2. Чтение по ролям – по 7-9 мин.

3. Беседа по вопросам – 10 мин.

4. Итог – 2 мин.
Второй урок:

1. Слово учителя литературы, учителя истории, биографов, литературоведов, современников –

3. Беседа по вопросам – 12 мин.

4. Подведение итогов – 3 мин.

Тема урока: Своеобразие творчества Тэффи и Аркадия Аверченко
Смех есть радость,

а посему сам себе – благо.

Цели:
I. Формирование филологической компетенции:


  • формировать умение воспринимать и анализировать произведение в единстве формы и содержания;

  • формировать аналитические умения при интерпретации художественного текста.

  • продолжить работу по развитию навыков анализа прозаического произведения;

  • развитие навыков исследовательской работы, критического мышления;

  • формировать умение интерпретировать художественный текст на историко-литературной основе.

III. Формирование коммуникативно-речевой компетенции:


  • развивать устную речь: монологическое высказывание, выразительное чтение по ролям, разыгрывание по ролям, развивать диалогическую речь, оформлять конспективные записи.

IV. Формирование культуроведческой компетенции:


  • развивать эстетический вкус учащихся;

  • развивать интерес к родному языку и творческому наследию мастеров слова.

Задачи:
I. Активно использовать при подготовке к уроку критическую, мемуарную и справочную

литературу.
II. Осуществлять и отрабатывать межпредметные связи курса литературы и истории.
III. В ходе беседы выявить уровень самостоятельности и глубины подготовки учащихся и

уровень восприятия, понимания и оценки прочитанного.

2. В чем оптимистичность жизнеутверждающего юмора в дореволюционном творчестве Аркадия Аверченко?

3. Можно ли сказать, что главный герой произведений Аверченко — быт города-гиганта, динамичного и благополучного?

2. В чем своеобразие рассказов А. Аверченко?

3. Как можно объяснить поразительную популярность А.Аверченко?

Ход второго урока.
Своеобразие творчества Тэффи (1872-1952).

1) северную, которая находится на севере;

2) западную – на западе;

3) восточную – на востоке и, наконец,

Только ли о детях они?

2. Что за мир окружает маленьких героев Тэффи?

2. В каких рассказах Тэффи причудливо сочетается трагическое и комическое?

композитор А.Глазунов

исполняет Светлана Федорова

Учитель литературы:
Цветут тюльпаны синие

в лазоревом краю.

Там кто-нибудь на дудочке

Используемые материалы:
1. Элизабет Нитраур. Вступительная статья к сборнику рассказов.

2.Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература конца XIX — начала XX в.— М., 1977.

3.Трубилова Б. Тэффи//Литература Русского зарубежья.— М., 1993.

Рассказы писателя также ценили за хороший вкус. Избегая пошлости и тривиальности, он писал весело и остроумно. Это был смех для смеха, так полезный для здоровья.

Заставить человека смеяться до слез очень трудно, поэтому интересно, какие приемы использовал Аверченко для создания комического эффекта.

Небольшую подсказку нам дает сам писатель. Вот его рекомендации по написанию анекдотов.
1. Анекдот должен быть краток.
2. Блестящ по передаче.
3. В конце неожидан.

Коротко? Блестяще? Неожиданно? Все так.


Многие считали, что этот анекдот придумал Марк Твен, а на самом деле его автор – Аверченко.

По большому счету все короткие юмористические рассказы писателя подчиняются триединству анекдота.

Попробуем заглянуть в творческую мастерскую писателя.

При создании рассказов Аверченко берет или ситуацию, или черту характера, которые противоречат представлениям о норме.С помощью динамичного сюжета автор доводит ситуацию до алогизма,и нелепость становится очевидной.

Повествование обычно ведется от первого лица. Это создает ощущение достоверности описанных событий.

В этом рассказе хорошо видны излюбленные приемы Аверченко:

1.Кольцевая композиция.
2.Повторение ситуаций, которые с каждым разом становятся все абсурднее.
3.Неожиданный финал.

Вернемся к повествователю от первого лица.

Повествование может вестись и от третьего лица.

Подобные отступления от нормы, по мнению Аверченко, могут происходить только в мире взрослых.

А вот дети у него непогрешимы.

Дело в том, что после победы большевиков в 1917 году Аверченко вынужден был эмигрировать в Константинополь, а затем в Прагу.

Король в изгнании лишился своего литературного королевства, а вместе с ним славы и достатка.

Добрый юмор писателя сменился на злую сатиру в духе Салтыкова-Щедрина. Теперь для Аверченко существуют две краски: белая – это дореволюционная Россия, черная – советская Россия.

В эмиграции пером Аверченко движет не любовь, а ненависть.

Но мастерство-то никуда не делось, поэтому рассказы этого периода все равно представляют интерес.

Разве не образно автор говорит о настоящем и будущем ребенка, пережившего годы революционных потрясений.

Рука мастера чувствуется и в изображении кризиса культуры советской России.

Вот такой теперь смех сквозь слезы.

Не мог Аркадий Аверченко жить в эмиграции, где знаменитая актриса, заслуженный генерал, известный писатель должны были скрывать свое славное прошлое, чтобы получить на чужбине место кухарки или швейцара.

И в 1925 году сердце короля русского юмора остановилось. Ему было всего сорок четыре года.

Нерукотворным памятником Аркадию Аверченко стали сорок четыре сборника его рассказов и экранизации произведений писателя-юмориста.


Аверченко первый советский юморист.Аркадий Аверченко российский писатель юморист.


Аркадий Аверченко. Гении и злодеи.


Гении и злодеи. Аркадий Аверченко. 2005

Аркадий Аверченко — биография

Его произведения отличал легкий слог и острая, но беззлобная сатира. О самых печальных сторонах жизни человека он говорил с иронией. Аркадий Аверченко, человек, сумевший рассмешить Россию, обладал легким и веселым характером, что достаточно необычно для юмориста. Это тем более удивительно, так как на своем веку он пережил немало трагедий. Жизнь писателя оборвалась очень рано, но и прожитых лет хватило, чтобы стать одним из лучших юмористических писателей России.

Детство

Родился Аркадий Аверченко 15 (27) марта 1881 года в Севастополе. Отец – Тимофей Аверченко, небогатый купец, мама – Сусанна Софронова, дочь отставного рядового солдата с Полтавщины. Всего в семье родилось десять детей, но трое мальчиков умерли еще младенцами. В живых остались шесть дочерей и единственный сын – Аркадий.

Аркадий Аверченко в юности

Так Аркадий стал самоучкой, талантливым и непревзойденным юмористом. Все, что он недополучил в плане образования, парень восполнял чтением книг. Наступил день, когда отец полностью обанкротился, и семья оказалась в трудном материальном положении.

Аркадий часто называл себя бездельником и лоботрясом, но это не соответствует действительности, ведь свою трудовую биографию молодой человек начал еще в пятнадцатилетнем возрасте. Вначале его взяли на должность писаря в компанию, перевозившую различные грузы, спустя год он отправился на Донбасс, работал в конторе угольной шахты примерно четыре года.

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Жизнь на шахте была серой и бесперспективной, работали тяжело и невесело. Единственной отдушиной рабочих, вносившей хоть какое-то разнообразие в эту серость, была пьянка, порой горькая и беспробудная. Юному юмористу удалось и это изобразить в своих произведениях, причем с таким беззлобным сарказмом, что на него никто не обижался. Одно радовало, в 1900-м стало известно, что их контору переводят в город Харьков. На новом месте Аверченко буквально ожил, у него появились силы и желание заниматься литературным творчеством.

Творчество

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Начальство было недовольно острой сатирой Аркадия, и по этой причине он уехал из Харькова в 1907-м. Юморист переехал в Петербург, где и продолжил писать свои сатирические рассказы.

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Перемены в биографии сатирика начались после Октябрьской революции. От привычного благополучия не осталось и следа, по приказу большевиков издание Аверченко закрыли, как неблагонадежное и буржуазное. Писателю ничего не оставалось, как покинуть столицу и уехать в родной Севастополь, где он жил на протяжении двух лет. В 1920-м Аркадий Аверченко отправился в эмиграцию, и на родину больше не вернулся.

За границей сатирик продолжает литературное творчество, а также занимается работой театра, созданного в свое время в Севастополе. В те годы в Европе было много беженцев из России, потому Аверченко не чувствовал себя оторванным от родины, даже находясь от нее на тысячи километров. Но ему приходилось несладко, ведь в отличие от других русских беженцев, он не знал ни одного европейского языка, и это затрудняло процесс его адаптации в обществе.

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Читайте также: