Кто такой лама в буддизме кратко

Обновлено: 08.07.2024


В списке мировых религий буддизму отведено одно из самых значимых мест. На самом деле это не столько религия, сколько философское учение: сам Будда говорил, что богов в качестве Творцов Вселенной не существует.

Он даже боролся с явлением язычества у себя на родине (в индуизме целый пантеон разных богов и их аватар). Говоря современным языком, Будда был ярым атеистом: он запрещал своим ученикам отвлекаться на раздумья о любых богах. В буддизме считается, что мир не возник сам по себе, была какая-то причина у мира возникнуть, и он возник.

Буддизм — живое учение

Оно принимает научно обоснованные факты, подход к исследованию и изучению окружающего мира, и со временем корректируется. Буддизм не стоит на месте, он постоянно развивается.

В буддизме есть множество ответвлений и школ. Это произошло из-за того, что после смерти Будды у его учеников возникли разногласия по некоторым вопросам, а Учителя уже не было в живых, поэтому некому было их рассудить. Одно из таких ответвлений — буддизм тибетский.

Кто такой лама в буддизме

В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.

Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.

Как стать ламой в буддизме

Стать ламой может любой уставший от бесконечно крутящегося Колеса Сансары человек.

Основные требования для тех, кто желает стать ламой, одинаковы для всех:

1. Если есть непреодолимое желание стать ламой для того, чтобы быть духовным наставником и учить людей — надо избавиться от этой амбиции, потому что гордыня не есть хорошо.

2. Развивать в себе качества бодхисаттвы.

3. Без устали развиваться и учиться: лама должен быть мудрым и интересным человеком.

4. Изучать практики Тантр Ваджраяны. Эти практики будущему ламе должен преподавать его личный лама-учитель.

5. Получить инициации, обеты, посвящения, обязательства и передачи.

Иерархическая лестница тибетских лам

Самые высшие уровни обыкновенным людям недоступны, но обо всем по порядку.

Ламы низшей иерархии

Невоплощенные ламы — обычные люди, которые в молодом возрасте по каким-то причинам и убеждениям решают уйти в монастырь, посвятить себя и свою жизнь служению во благо всех живых существ.

Банди (рабжунг) — послушник, который в течение нескольких лет обязан в точности выполнять обеты и обязательства, чтобы доказать, что он достоин быть ламой. Стать рабжунгом раньше можно было в возрасте 6 лет. В наше время в рабджунги принимают только с 17-18 лет, по окончании общеобразовательного учреждения.

В 14 лет банди принимает сан гецула, и теперь у него уже 36 обетов и связанных с ними обязательств. В 21 год гецул принимает сан гелонга, и вместе с саном принимает на себя 253 обета с обязательствами.

Выше стоят ученые ламы

Ламы в звании Геше

В тибетском буддизме существует система учено-ламских степеней. Ученые буддийские ламы пользуются огромным почтением и уважением как среди других лам, так и среди мирян.

Ученые ламы занимаются трактованием догматов веры, шаманскими врачеваниями, астрологией. Именно они со степенью Геше составляют специальный гороскоп и рассчитывают примерное место, имя и время реинкарнации ламы из высшего эшелона.

Также они принимали участие в политической жизни Тибета, рассчитывали счастливые или несчастливые дни для правителей, а также выступали в роли их советников.

Ученых степеней всего 5:

1. Рабчжампа — эту степень может получить даже студент седьмого курса, если будет прилежно учиться, сдавать все экзамены и зачеты без хвостов.

2. Дорамба — специальная ученая степень.

Стать ученым может лама из низшей иерархии, для этого он должен изучать высшую догматику буддизма — систему цанид.

Ламы изучают систему цанид только в одной школе, которая называется Гелунг-па. Курс обучения длится от 12 до 20 лет.

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку Калу Ринпоче

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Тензин Пунцок Ринпоче

Иерархия высших лам — неземных благородных людей

Верховных лам — Сознательно Перерождающихся Великих Мастеров — несколько, но самые главные в иерархии:

Каждый из этих людей может беспрепятственно прекратить земные воплощения и почивать в Нирване, но они предпочитают возвращаться на Землю, чтобы помогать и приносить пользу всем живым существам. За это они бесконечно уважаемы не только тибетскими буддистами, но и представителями других религий и даже атеистами.

Второй по рангу после Далай-ламы — Панчен-лама. Он обладает высшей духовной властью, но не имеет политического и светского влияния. Первое воплощение Панчен-ламы было в 1385 году

Самый главный на иерархической лестнице в тибетском буддизме — Далай-лама. Далай — великий, как океан Лама, — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Кто такой Авалокитешвара

Бодхисаттва Авалоките́швара

Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.

Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей.

Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.

Первое воплощение Далай-ламы

Первый Далай Лама

Это событие произошло в 1391 году и продлилось до 1474. Звали его Гендун Дуб. Это был очень мудрый человек. Он написал несколько трактатов по логике и 6 томов комментариев к важнейшим буддийским первоисточникам.

В 1447 году Гендун Дуб основал Ташилунпо́ — один из крупнейших монастырей в Тибете.

Звание Далай-ламы в буддизме он получил посмертно, после того, как маленький Гендун Гьяцо заявил своим родителям, что он является реинкарнацией Гендун Дуба. После этого мальчик стал вторым Далай-ламой.

Нынешнее воплощение Далай-ламы

Нынешний Далай Лама

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.

Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.

Кто такие ламы?

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов.
Эти четыре:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия.

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д.
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой.
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракаллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

служитель монастыря В тибете

Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.

Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего Махаяну и Ваджраяну. Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.

Ламы в традиции гелуг

Значение основных понятий

  • Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
  • В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
  • В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
  • В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.

Территория храма в тибете

История ламаизма

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.

Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.

Выбор Далай-ламы

Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.

После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.

маленький монах

Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.

Наш современник Далай-лама XIV считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.

Монахи

В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:

  • послушников;
  • монахов;
  • иеромонахов.

Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.

представитель ламаизма

Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.

Духовная роль ламы

Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.

Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.

Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.

Ученик

Заключение

Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!


Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин лама исторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом, поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали тибетский буддизм как одну из форм буддизма вообще. В настоящее время понятие ламаизм считается некорректным.

В бурятском и калмыцком произношении ударение на последний слог — лама́. [источник не указан 110 дней]

Содержание

Значение

Это название используется для того, чтобы оказать честь монахам или монахиням в школах Ньингма, Кагью и Сакья, передовых практиках Тантры, чтобы указать их уровень духовности и/или власти. Также может быть использовано для обозначения тулку и линий перерождения ламы, например, Далай-лама или Панчен-лама. На Западе ламами называют также тех, кто добился значительных достижений в духовном самосовершенствовании.





Роль ламы

Роль ламы — выявление ученика, его обучение практике. [2]

Примечания

  1. ↑Словарь по Дхарме, англо-тибетской Wiki См. также: [1]
  2. ↑ Филипп Корню. Энциклопедический словарь буддизма, издание du Seuil, Paris, 2001, ISBN 2-02-036234-1.
  3. ↑Ключ — это сочувствие и мудрость — Мандала йога

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лама (буддизм)" в других словарях:

Буддизм в Бурятии — Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России — Буддизм в России … Википедия

Буддизм в Калмыкии — Буддизм в России … Википедия

Буддизм в Туве — Буддизм в России … Википедия

Лама Гъюрме — англ. Lama Gyurme Дата рождения 1948 год(1948) Место рождения … Википедия

Лама Сопа — Тхубтен Сопа Ринпоче (тиб. ཐུབ་བསྟན་བཟོད་པ་, Вайли thub bstan bzod pa; род. 1946, Тхами, Кхумбу, Непал), известный как Лама Сопа мастер тибетского буддиз … Википедия

Буддизм в Бразилии — представлен сравнительно большим числом направлений. Это связано с разнородным составом иммигрантов в Бразилию. Здесь выделяется в первую очередь японская диаспора, поддерживающая ряд японских буддийских традиций. Позиции японских школ буддизма… … Википедия

Лама — слово тибетское (в дословном переводе небесная мать ),термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обетыбуддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XIили к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Какое место занимает Лама в буддизме?

Данная статья представит информацию о том, кто такой лама в буддизме.

Лама – духовный учитель, наставник. Духовный учитель в буддийском вероучении является ключевой фигурой, преданность, вера в него считается основополагающей характеристикой, без чего практикующий буддист не имеет возможности обрести какие-либо духовные качества, достичь полного просветления.
Для буддистов религия, философия буддизма - не просто вера, а образ жизни, суть жизни, отражающиеся на их жизненных поступках. Учитель, лама - не просто наставник, а второй отец.
В буддийских коренных текстах, в которых излагается сущность буддийской религии, и изъясняются методы духовного развития личности вплоть до обретения ею полного просветления, главное – преданность духовному учителю – гуру.
Лама должен восприниматься учеником как проявление, Будды, и мудрость его не должна ставиться под сомнение.
Для буддиста крайне важно, какого наставника он выберет, от этого зависит дальнейший духовный и жизненный путь. Наставник должен быть таким для ученика, чтобы ученик верил и доверял ему больше чем самому себе.

Значение Ламы в жизни буддиста

В классическом буддизме разработана практика обращения за прибежищем к буддийским духовным драгоценностям:
•Будда,
•Дхарма – то есть учение Будды,
•Сангха – то есть общность буддистов.
Ритуал принятия данных духовных буддийских драгоценностей – это момент сродни приобщению к вере. В данном процессе незаменимое место занимает Лама, который как бы является связным между учеником, становящимся буддистом, и самой верой.
Главная цель Ламы – передать ученику собственные духовные знания, наставить его на верный духовный путь, обучить его всем необходимым духовным практикам.

Различные трактовки понятия "Лама" в буддизме

Если говорить про сам термин "Лама", то можно сказать, что у него есть несколько обозначений в рамках буддийской философии. Рассмотрим некоторые трактовки:
•первую очередь, как мы говорили выше, это учитель, наставник,
•также данное понятие трактуется как буддист, который прошел подготовку, обряды посвящения, то есть некий духовный путь,
•в некоторых направлениях буддизма данный термин трактуется как священник, который выполняет ритуалы, которые связаны с повседневной жизнью обыкновенных людей,
•на некоторых территориях этим термином обозначают любого буддийского монаха,
•это понятие сродни понятию "гуру", то есть человек, достигший определенных высот, в данном случае в проповедовании и постижении буддийской философии.

Вне зависимости от трактовки, Лама – это всегда уважаемый и почитаемый человек, к словам и мнению которого очень важно прислушиваться. Ламы нередко путешествуют, распространяя другим свои знания, практики и умения, как это делал когда-то сам прародитель буддийской философии - Будда.

Читайте также: