Управленческий проект в школе цифровая образовательная среда

Обновлено: 02.07.2024

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

  • эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
  • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;
  • компоненты на бумажных носителях;
  • компоненты на CD и DVD.

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

  1. Организационный этап:
  • Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
  • Планирование пополнения материально-технической базы.
  • Планирование обучения коллектива школы.
  • Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
  • Разработка локальных актов.
  • Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
  1. Этап формирования ЦОС:
  • Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.
  • Формирование материально-технической базы.
  • Обучение персонала.
  • Формирование единого информационного пространства в школе.
  • Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы
  • Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.
  1. Аналитический этап:
  • Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС
  • Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:

Таблица 1. Основные компоненты ЦОС образовательной организации

в соответствии с требованиями ФГОС

Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.

Процесс реформирования школы зависит от общемировых тенденций. На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию общества. Цифровая образовательная среда школы, как средство управления качеством образования является одним из элементов управления образовательной организацией.

ВложениеРазмер
proekt_tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_shkoly_kak_sredstvo_upravleniya_kachestvom_obrazovaniya.pdf 503.36 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль 3. Медиаобразовательная среда школы как средство реализации модели "Цифровая школа".

Тема 1. Система электронного обучения (e-learning)Тема.


Инновационный проект "Открытая школа" как средство управления образовательным учреждением

laquo;Цифровая образовательная среда в школе».

Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"

Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани.


Методическое пособие "Использование Google-форм и Google-таблиц в управлении качеством образования в цифровой образовательной среде"

Разноуровневые тесты на Google-формах - конструктор on-linе тестов, удобный для контроля и проверки различный данных. Можно использовать как для урочно-внеурочной работы, так и дистанционной.В пособии.


ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения .



Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда

За счет мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие основные результаты и показатели:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор проекта: Душина Мария Игоревна, методист

Цифровая среда образовательного учреждения: формирование ключевых компетенций 21 века

Ключевые слова: цифровая среда, цифровая образовательная среда, цифровой ресурс, цифровые инструменты.

На период сентября 2020 года внутреннее и внешнее информационно-техническое пространство школы составляет следующие цифровые системы:

электронные президентские библиотеки

единая локальная сеть

автоматизированные рабочие места

лаборатории по робототехнике

цифровые классы (с планшетным оборудованием)

цифровые научные лаборатории (науколабы).

Внешнее информационное пространство:

социальные партнеры: дистанционные курсы, цифровые образовательные ресурсы; центры по повышению квалификации

органы управления: департамент образования и науки Тюменской области, отдел образования Тобольского муниципального района, ИМЦ

открытая вебинарная площадка

Хорошие, внешние ВОЗМОЖНОСТИ

Просматривается линия тренда на уровне Правительства РФ относительно цифровизации образовательной среды и экономики страны в целом.

Успехи по работе с проектами - региональный грант по реализации инновационной программы (3 место).

Родители в 60% - идейные партнеры школы.

В районе действует сетевое взаимодействие между образовательными организациями.

Существуют исторически сложившиеся программы взаимодействия с организациями-партнерами

Хорошие, внутренние СИЛЫ

В организации создана цифровая инфраструктура, которая обеспечивается материально-технически;

Многие педагоги мотивированы на повышение компетентности и присвоение новых - цифровых компетенций;

Методическая деятельность школы, направленная на реализацию федерального проекта;

Обучающиеся активны в части разработки и реализации проектов по расширению образовательной среды цифровыми компонентами, освоения технологий, реализуемых при помощи цифровых ресурсов. Высокий уровень креативности у администрации и педагогов

Плохие, внешние УГРОЗЫ

Есть в регионе организации, значительно опередившие идеи предлагаемого проекта.

Политика импортозамещения требует поиска технологий с учетом ресурсов внутреннего рынка.

Коллеги школ района, региона не откликнуться на предложение о создании единого пространства цифровой коммуникации.

Плохие, внутренние СЛАБОСТИ

Слабая готовность коллектива к вариативному многозадачному проекту (нужна предварительная концептуальная подготовка).

Недостаточное осознание педагогов организации в необходимости освобождения временных ресурсов на новые разработки.

Нет отстраненной должности системного администратора для реализации проекта.

Оценив свои возможности, а также интерес школьников, учителей и родителей к освоению цифровых технологий, творческая группа обратила внимание на ряд проблемных вопросов в части интеграции и трансформации педагогической деятельности:

что из цифровых ресурсов будет современным, перспективным и эффективным для образовательного процесса в ближайшие 2-3 года?

какие из приобретаемых цифровых средств (оборудование, программы, инструменты, системы, сервисы, пр.) качественно и количественно необходимы в информационной среде конкретного образовательного учреждения?

при помощи каких цифровых инструментов учебной деятельности обучающимися различных возрастных групп достигаются индивидуальные, цифровые, социальные компетенции и образовательные результаты?

Актуальность опытно-экспериментального проекта обусловлена следующими нормативными документами:

Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 “ФГОС начального общего образования; Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 “ФГОС основного общего образования”; Приказ Минобрнауки России № 413 от 17.05.2012 “ФГОС среднего (полного) общего образования”: 2 “расширение возможностей реализации образовательного процесса с учетом индивидуализации в части организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, а также организации групповой учебной деятельности”.

Постановление Правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 года “Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы”.

Актуальные вопросы и предложения по формированию цифровой образовательной среды, а также анализ полученного опыта образовательных организаций за последние годы позволил выявить ряд противоречий между:

необходимостью повышения у субъектов-участников образовательного процесса ключевых компетенций в области цифровых технологий;

стихийными попытками построения образовательного процесса, интегрированного с новыми образовательными технологиями и цифровыми ресурсами;

потребностью динамичной обработки информации, циркулирующей внутри образовательной организации, в т.ч. между ее структурными подразделениями, участниками образовательного процесса и отсутствием созданного в школе алгоритма индивидуализации обучения в цифровой образовательной среде, обеспечивающей доступность образования.

Ответы на поставленные вопросы, как и разрешение противоречий, необходимы в современной системе образования. Так, для обеспечения качественного образовательного процесса важна интеграция и трансформация современной образовательного процесса, гибко меняющегося под внешними факторами, в свою очередь, современная цифровая образовательная среда должна быть наполнена обоснованными для ожидания образовательных результатов цифровыми инструментами, системами, др. ресурсами.

Задачи проекта :

выявить цифровые компетенции участников образовательного процесса и разработать критерии оценки современного цифрового пространства образовательного учреждения;

среди перечня цифровых инструментов определить комплекты, удовлетворяющие принцип доступности образования и формирования алгоритма перехода к индивидуализации обучения;

Новизна проекта состоит в поиске:

цифровых компетенций всех участников образовательного процесса, способствующих развитию их IT -грамотности;

критериев оценки современного цифрового образовательного пространства образовательного учреждения;

Программа реализации опытно-экспериментального проекта:

Сроки: октябрь 2020 г. – октябрь 2022 г.

Целевая аудитория : методист, педагоги, учащиеся, родители, административный аппарат школы.

Программа реализации проекта:

Этапы работы

Задачи этапа

Основное содержание работы и методов деятельности

Необходимые условия организации работ

Прогнозируемый результат

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу

Теоретический анализ данных

Формирование концептуального видения и результатов опытно-экспериментального проекта

Анализ цифровых ресурсов учреждений, включенных в цифровое образовательное пространство;

сбор информации о лучших практиках по теме проектного исследования, сопоставительный анализ данных

Создание творческой рабочей группы, проведение анализа, обсуждение материалов, формирование рабочих материалов

Сбор информации для формирования компетенций, критериев оценивания цифровой образовательной среды, инструментов первичной диагностики

Информационная справка по итогам аналитической работы

Цифровые компетенции участников образовательного процесса; критерии оценки цифровой среды, инструментов (рабочий вариант); методики диагностирования результатов присвоения компетенций (индивидуальных, социальных)

Итоги этапа: сформулированы и описаны цифровые компетенции для участников образовательного процесса образовательного учреждения

Подготовка к реализации программы опытно-экспериментального проекта

Проектирование программы реализации опытно-экспериментального проекта: распределение проверочных мероприятий по возрастным группам, технологиям, цифровым инструментам, проверяемым гипотезам;

первичные результаты оценки данных диагностики; насыщение опытно-экспериментального проекта проверяемыми формами, методами, технологиями, средствами обучения

Определение экспериментальных и контрольных групп, проведения контрольного эксперимента

Сформированы этапы опытно-экспериментального проекта, подготовлен контрольный срез первичных данных, определены ответственные и сроки проверки гипотез

План реализации программы: концептуальные части, гипотезы, этапы проверки, ответственные, прогнозируемый результат. Справка по результатам контрольного среза

Пакет методик диагностики, результаты контрольного среза, первичный анализ данных. Новые формы, методы, технологии, средства обучения в условиях цифровой образовательной среды; учебно-методические материалы

Реализация программы опытно-экспериментального проекта

Поэтапная проверка внедрения технологий и инструментов цифровой образовательной среды в образовательный процесс.

Выявление доступных цифровых инструментов для построения обучения.

Описание алгоритма перехода к цифровому обучения.

Выявлены механизмы и контексты технологий и инструментов цифровой образовательной среды

Среди перечня цифровых инструментов определен комплект, удовлетворяющий принципу доступности образования и формированию алгоритма перехода к цифровому обучению

Аналитический материал, справки результаты диагностики, программы учебно-методические материалы

Итоги этапа: разработаны интерактивные уроки на основе информационных ресурсов для детей разных возрастных групп с элементами автоматизированной оценки результатов обучающегося; сформирован рабочий материал алгоритма перехода к обучению в цифровой образовательной среде, обеспечивающий доступность образования; сформулированы критерии оценки цифрового пространства образовательного учреждения; оформлен пакет диагностического инструментария для определения уровня присвоения участниками образовательного процесса цифровых компетенций, приращения индивидуальных и социальных умений в процессе освоения цифровых технологий, методические рекомендации для применения в образовательном процессе диагностического инструментария.

Анализ данных, описание результатов опытно-экспериментального проекта

Сопоставление полученных данных, описание итогов, методическое описание результатов. Разработка уроков (занятий) для детей разных возрастных групп по применению информационных ресурсов, показавших по итогам экспериментальной работы большую результативность и эффективность, в том числе, в части автоматизированной оценки результатов обучающихся

Работа в творческих группах, обсуждение полученных данных, презентация результатов

Описаны результаты опытно-экспериментального проекта. Представлены методические материалы по урокам (занятиям) применению информационных ресурсов, показавших эффективность по итогам экспериментальной деятельности. Результаты по методике оценки корреляционных параметров

Получены результаты, сформулированы выводы

Описаны компетенции, инструменты, критерии оценки современной цифровой образовательной среды, результаты опытно-экспериментального проекта

Итоги этапа: разработаны рекомендации для руководителей образовательных учреждений и методистов по внедрению цифровых инструментов учебной деятельности и включению их в информационную среду образовательного учреждения; утвержден алгоритм перехода обучения в цифровую образовательную среду, обеспечивающий доступность образования всем участникам.

Трансляционный этап

Реализовать программу трансляции выводов и накопленного опыта

Проведение методических семинаров, открытых занятий для педагогов школ района, региона.

Участие в открытых мероприятиях района, региона.

Разработка методических рекомендаций по формированию цифровой образовательной среды в образовательном учреждении и ее оценки.

Разработка рекомендаций по внедрению цифровых инструментов учебной деятельности и включению их в информационную среду образовательного учреждения

Открытые мероприятия на базе образовательного учреждения, в районе, регионе.

Описаны результаты реализации проекта в методических и управленческих рекомендациях, проведены семинары с трансляцией выводов экспериментальной работы среди педагогической общественности школы, района, региона

Будут доложены результаты экспериментальной деятельности. Опубликованы методические/

учебно-методические материалы/ рекомендации

Публикации по теме реализуемого проекта

Конечные продукты опытно-экспериментального проекта:

методические рекомендации по формированию цифровой образовательной среды образовательного учреждения;

разработки интерактивных уроков и других методических материалов (сетевой банк) на основе цифровых ресурсов; автоматизированной оценки результатов обучающегося;

рекомендации для руководителей образовательных учреждений и методистов по внедрению цифровых инструментов в учебную деятельность и включению их в информационную среду образовательного учреждения;

критерии оценки цифрового пространства образовательного учреждения;

пакет диагностического инструментария для определения уровня присвоения участниками образовательного процесса цифровых компетенций, приращения индивидуальных и социальных умений в процессе освоения цифровых технологий;

А также будет представлен следующий аналитический материал:

справки, включающие статистические данные педагогической диагностики, подтверждающие положительную динамику результатов образовательной деятельности по итогам проведенной опытно-экспериментальной работы по реализации проекта;

обобщающие итоговые данные опытно-экспериментального проекта, подтверждающие системный, индивидуальный, социальный эффект, образовательные результаты, полученные после внедрения в образовательный процесс цифровых ресурсов;

описание цифровых компетенций, формируемых в результате работы участников образовательного процесса, интегрированного с цифровой образовательной средой;

описание критериев оценки цифрового пространства образовательного учреждения.

Предложения по распространению и внедрению результатов опытно-экспериментального проекта в образовательную практику

совещания, семинары, конференции, круглые столы на уровне школы, района, региона;

сетевые сообщества для обмена опытом;

статьи и их публикации;

участие в открытых уроках, курсах повышения квалификации в районе (регионе).

Критерии и показатели эффективности внедрения опытно-экспериментального проекта, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом его реализации

Этапы организованного систематически проводимого мониторинга согласуются с этапами внедрения опытно-экспериментального проекта

Наименование критерия

Сроки реализации

Инструментарий

Мониторинг, проводимый опытно-экспериментальной работой

Количественные

количество изучаемых цифровых ресурсов, включенных в цифровое образовательное пространство образовательного учреждения

Информационная справка с описанием материалов

количество целевых групп - участников опытно-экспериментальной работы

март – август 2021

Методы и методики диагностики (констатирующий и контрольный замеры)

Качественные

Присвоение участниками опытно-экспериментальной работы цифровых компетенций

Методики диагностирования присваиваемых компетенций

Мониторинг аналитической и методической деятельности реализации опытно-экспериментального проекта

Количественные

количество новых форм, методов, технологий, средств обучения в условиях цифровой образовательной среды

Публикации на портале “ Образовательная сеть”

количество учебно-методических материалов по дидактическому инструментарию опытно-экспериментальной работы

Качественные

корреляция в системах “цифровой образовательный ресурс - индивидуальная, цифровая, социальная компетенция, “цифровой образовательный ресурс - образовательный результат”

Трансляция результатов опытно-экспериментального проекта

Количественные

количество проведенных открытых мероприятий/участий в открытых мероприятиях

количество публикаций (статьи - интернет, газеты, сборники научно-методических трудов)

количество рекомендаций, ед.

Мониторинг посещаемости портала

Качественные

распространение выводов опытно-экспериментальной работы через повышение квалификации педагогов (школы района, региона)

Программы открытых мероприятий

В заключение хочется отметить, что создание и реализация опытно-экспериментального проекта возможна при условии наращивания профессионального капитала, который, в свою очередь, состоит из человеческого капитала, социального капитала и капитала принятия решений. Учитель должен стать создателем не столько образовательной, сколько обучающей среды, «он должен стать конструктором обучающих компьютерных технологий, создателем индивидуализированных программных продуктов, дизайнером неформальной и внеурочной обучающих деятельностей ребёнка с применением ИКТ [Ушаков К.М. Диагностика реальной структуры образовательной организации/ Ушаков К.М. // Вопросы образования. -2013. -№4. С.247-258].

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-4576138/

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

Проект Цифровая образовательная среда

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

  • края: Алтайский и Пермский;
  • области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

Дистанционное обучение в РФ

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

Читайте также: