Программа кружка по исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности, самостоятельности. В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире. У детей на подсознательном уровне формируется представление о нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения. Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает их уверенность в себе и развивает качества лидера.

Оценить 1359 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа

кружка «Юный исследователь

4 Б класс.

Лиходедова Ольга Павловна

Пояснительная записка

ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования;

Концепция духовно-нравственного воспитания;

Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализация обучающихся;

Базисный учебный образовательный план учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования;

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 4 октября 2010г. №986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18 мая 2010 г. № 58;

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Направление данного курса внеурочной деятельности – интеллектуальное

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;

– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации;

– формирование информационной компетентности);

– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;

– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в любой ситуации;

– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;

– развитие творческого воображения, наблюдательности, внимания, логического мышления при самостоятельной работе по заданной теме;

– формирование устойчивого интереса к познанию нового через участие в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;

– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к культуре и истории своего народа;

– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства с одноклассниками и с учителем;

– формирование эстетического вкуса, культуры поведения посредством изучения культурного наследия.

Общая характеристика курса

Развитие мотива к познанию, исследовательских способностей и умений учащихся 4 классов, овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка посредством включения его в деятельность

1. Формирование мотива к познанию через организацию исследования и разработку проекта

2. Формирование умений и навыков исследовательского поиска и обработки новой информации

3. Формирование у школьников основ культуры мышления, исследовательского поведения в познании окружающего мира

4. Воспитание юного исследователя

5. Выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством– руководителя исследовательской работы.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие показатели детской одарённости. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности, самостоятельности. В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире. У детей на подсознательном уровне формируется представление о нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения. Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает их уверенность в себе и развивает качества лидера.

Решающее звено этой новации – учитель. Роль учителя в исследовательском обучении меняется. Из носителя информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта , коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Данная программа основывается на дидактических принципах системно деятельностного метода обучения и представляет собой непрерывный курс формирования у школьников специальных знаний и развития общих умений и навыков, необходимых для ведения исследовательского поиска.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Важно познакомить ребят с целостной картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных проектов и исследований, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Программа курса предназначена для учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить цель и организовывать её достижение, а также формирование качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена и тем, что знания, умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Тип программы - учебно-образовательная, ориентированная на практическую деятельность учащихся 4 классов.

Основные принципы построения программы:

Организация образовательной среды по технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, на которые мы и опирались при составлении программы, а именно:

1) Принцип деятельности (ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений).

2) Принцип непрерывности (преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей).

3) Принцип целостности (формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса (школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности (предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения).

6) Принцип вариативности (формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора).

7) Принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности).

Особенность программы заключается в том, что она адресная – для учащихся начальной школы. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, спланирована практическая часть. В течение всего времент обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены связь с другими дисциплинами, использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся (по Савенкову А.И.):

Рейтинг: / 4

количество часов: 68,

возраст детей: 14-16 лет

Руководитель кружка: Чижикова Т.М., учитель химии, биологии .

Пестречинский район, с. Кулаево

Пояснительная записка

Цель: Оказание методической поддержки обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Задачи:

1. Развитие у школьников навыков исследовательской деятельности.

2. Развитие самостоятельности, креативности мышления.

3.Расширение и углубление знаний в области биологии и экологии.

Хорошо поставленная исследовательская работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, способствует развитию креативности мышления. В процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания.

Большое внимание в работе кружка уделяется проведению исследований по экологии. Экологические проблемы – это проблемы, которые волнуют всё человечество. Конечно же и мы не можем оставаться в стороне от этих проблем. Поэтому последние проекты учащихся, которые были выполнены учащимися под моим руководством, были посвящены изучению экологических проблем нашего села.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.

Таким образом, внеклассная, работа по биологии и экологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, таки в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом.

Дополнительная программа по обучению дошкольников исследовательской деятельности направлена на то, что мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.

Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1.

Цель,задачи

Цель Программы:

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Образовательные:

формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие:

развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие;

развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;

развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

Воспитательные:

развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;

поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Программа обучения и развития детей построена на основе следующих принципов:

принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);

принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);

принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);

принцип рефлексивности . Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;

учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.

Учебно – тематическийплан

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Срок реализации – 2 года

Учебная программа рассчитана на 144 часов.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Длительность одного учебного часа в старшей группе - 25 минут.

Длительность одного учебного часа в подготовительной группе - 30 минут.

Общее количество учебных занятий в год 72.

Раздел программы

Количество учебных

Формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Первый год обучения.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности, развития познавательной деятельности ребенка, что определяет готовность к усвоению школьной программы. Второйгод обучения.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. они направлены на достижение конкретных целей;
  2. они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  4. все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
  3. Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
  4. Формирование социально приемлемых форм поведения.
  5. Воспитание целеустремленности и настойчивости.
  6. Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
  7. Формирование умения решения творческих задач.
  8. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
  9. Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю, , достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 33 час в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Читайте также: