Управленческий проект по экологии в доу

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 3057 0

по экологическому воспитанию дошкольников

Чернова Н.И – воспитатель высшей

Валиева Т.Н. – воспитатель первой

Постановка проблемы

нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe

свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и

приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния

oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно

обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже

стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование

его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –

положительном отношении к природе, к окружающему миру, в

ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию

окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в

системе ценностных ориентаций.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Aктуaльнoсть пoднимaeмoй нами пpoблeмы зaключаeтся в тoм, чтo

экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo актyальная

пpoблемa нaстoящeгo вpемeни: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние,

экoлoгическая кyльтypa нынe живyщих людeй, мoгyт вывeсти планeтy и

чeлoвeчествo из тoгo катастрoфичeскoгo сoстoяния, в кoтopoм oни

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития

peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих

экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум,

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском

саду, основанную на интегрированном подходе?-Как сделать так, чтобы

идeи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды

Осoбeннoсти o6paзoвaтeльнoго пpoцeссa в сooтвeтствии с ФГОС.Пpoцeссы

вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo

paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и

o6лaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания

сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

. ypoки дoбpoты;. ypoки мышлeния;

. экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;

. клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;

. лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

. дни экoлoгичeскoгo творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому

воспитанию, является реализация комплексного подхода, создание среды, в

которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное

отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с

детьми, участвуют в природоохранной деятельности.

Цель проекта: Изучить теоретически обосновать методическии разработать проект.

Задачи проекта:

1.Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора.

3.Отработка в процессе игры практический навык уборки мусора в специально отведенное для этого место.

4.Формирование потребности в чистоте на улицах села, в лесу, на водоемах.

5.Формирование у детей представления о причинно-следственных связях между природными явлениями.

6.Воспитание чуткого, гуманного отношения ко всему живому, желание сохранить первозданную красоту природы.

7. Определение эффективности проекта.

8.Разработка плана мероприятий

9. Реализация содержания проекта.

Целевая группа проект: дети 6-7 лет подготовительная к школе группа

Срок реализации проекта: апрель 2018 года

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (01.09.2017-31.12.2017)

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

Заключительный этап (май 2018)

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций

Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания:

Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.

Последовательности.Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста.

Наглядности.Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Гуманистичности. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостности. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов.

Кейс технологии:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей)

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

Для решения поставленных задач работа обозначена в трех направлениях.

Работа с педагогами

Работа с детьми

Специально организованная образовательная деятельность:

Совместная деятельность педагога и ребенка:

Самостоятельная деятельность ребенка:

Работа с родителями

Мероприятия с детьми и родителями:

Общие родительские встречи, клубы:

Групповые родительские встречи, клубы:

Консультации и наглядная информация:

Ожидаемые результаты реализации проекта

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- у родителей повысится уровень экологических знаний;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- создание Экологической тропинки на участке детского сада;

-пополнение уголков дидактические, экологические, игры-путешествия.

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки.

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Наблюдения, экскурсии на экологической тропе;

Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Продукт реализации проекта

Перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах.

Картотека художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах.

Тесты для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM .

Красная книга родного края.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

· Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

· У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

· Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

· Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

· Пополнится развивающая среда в группе.

· Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

· Обогащение уровня экологических знаний родителей.

· Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

· Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

· Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

выявить уровень экологической воспитанности детей 5-7 лет

экологической воспитанности у детей:

1. Познавательный интерес к природе и ее изучению;

2. Проявление гуманного отношения к природе;

3. Знания и представления об окружающей природе;

4. Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

5.Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы).

Критерии наблюдений за детьми:

1. Частота проявлений бережного отношения;

2. В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок: Общие показатели:

В (высокий уровень) - 3 балла 55 – 63 балла

С (средний уровень) - 2 балла 30- 55 баллов

Н (низкий уровень) - 1 балл 55 – 63 балла

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Творческий центр "Сфера", 2011

3.Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика синтез, 2014.

4.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

6.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

7.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002.

10.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

11. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.

12.Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз, 2005.

13.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.

14. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

Дополнительная литература для родителей и детей:

1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

4. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • экологические акции;
  • праздники, развлечения, досуг;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • дидактические игры.

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.

Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. [2]

Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.

Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:

Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

2. Содержание проекта

2.1. Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

2.2 Ожидаемы результаты

1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

1. повышение экологической культуры;

2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

2.3. Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2017 года по май 2018 года

1 этап – подготовительно-проектировочный (1-2 недели сентября 2017 года)

2 этап – практический (с 3 недели сентября 2017 года – апрель 2018 года)

3 этап – обобщающе-результативный (май 2018 года)

4 этап – презентация проекта

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материла

Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;

- оборудование уголка экспериментирования;

- пополнение уголка природы;

- изготовление дидактических игр;

Сентябрь 2017 – апрель 2018

Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.

Сентябрь 2017 – апрель 2018

Выявить уровень экологической воспитанности детей группы

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников

Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом

Сентябрь 2017 – апрель 2018

Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию

Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.

Привлечь социум в работу по реализации проекта

Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.

Сентябрь 2017 – апрель 2018

Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике

Февраль – март 2018

Организация экскурсии в музейно-выставочный центр

Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы

Мониторинг качества экологического образования в группе

Оценка эффективности работы с родителями

Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы

Подвести итоги работы на педагогическом совете

2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.

2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №4

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Работа с родителями

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами.

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе.

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты — комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:


Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, управление, развивающая предметно-пространственная среда, функции управления, управление качеством экологического образования.

Правильно построенная система управления экологическим образованием в детском саду формирует экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднимает уровень духовной, творческой активности. Реализация творческого потенциала педагогов в области экологического образования детей, по мнению С. Н. Николаевой, осуществляется через управление, которое ориентировано на индивидуальные особенности личности, её направленность, темперамент и способности [1].

Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения. Для её достижения были определены следующие задачи:

‒ создать условия для экологического образования дошкольников;

‒ формировать у воспитанников представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности;

‒ повысить эколого-педагогическую компетентность педагогов и родителей; -транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских, региональных, всероссийских семинарах, конференциях, форумах;

Работа осуществлялась поэтапно.

Целью первого этапа внедрения программы экологического образования дошкольников стало создание условий для её реализации (январь –сентябрь 2016г.) Функция управления была направлена на анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностику готовности педагогов и родителей к экологическому воспитанию дошкольников, распределение функциональных обязанностей членов коллектива, создание эколого-развивающей среды в группах и на участке детского сада.

Главный результат управления деятельности на данном этапе проявился в создании мотивации коллектива, определении цели и задач экологической работы с воспитанниками.

На втором этапе (сентябрь 2016- апрель 2017г.) управленческая деятельность была направлена на повышение эколого-педагогической компетентности педагогов и эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог-новатор, педагог-исследователь, поэтому так необходимо включаться в активную инновационную деятельность и повысить свой статус и статус образовательной организации.

‒ принять участие в XIII региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Отрадном (4 чел.).

Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности: экологических КВНах, семинарах-практикумах, совместных акциях.

Доброй традицией стало проведение Театрального фестиваля, который ежегодно проводится в конце марта — начале апреля каждого года. С 2016 года фестиваль имеет экологическую направленность. На целую неделю весь детский сад превращается в настоящий театр. В постановках спектаклей задействованы педагоги, родители и воспитанники ДОУ: кто- то артист или режиссер, кто- то костюмер или декоратор, для каждого находится дело по душе. Использование театрализованной деятельности помогает дошкольникам на эмоциональном уровне развивать любовь и бережное отношение к природе, помогает детям быть более уверенными в себе.

Успешность реализации задач экологического воспитания в проектах обеспечивается творческим взаимодействием всех участников образовательного процесса: воспитателей, воспитанников, родителей (законных представителей), способствуя созданию творческой атмосферы в ДОУ.

Воспитанники, педагоги и родители активно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня:

Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволили интегрировано решать задачи экологического образования.

Продуктивному сотрудничеству педагогического, родительского и детского сообщества способствует создание творческой атмосферы в детском саду, направленной на активизацию личности. Творческая атмосфера побуждает педагогов к собственному педагогическому поиску в экологическом воспитании воспитанников. Педагоги транслируют свой опыт работы в различных периодических изданиях.

Результатом системной целенаправленной работы по экологическому воспитанию стало постоянное участие педагогов в региональных, международных конференциях. За 2 года в конференциях приняло участие 12 человек.

Опыт детского сада показывает, что углубленная работа ДОУ по экологическому образованию воспитанников, её результативность — это итог скоординированного взаимодействия всех участников образовательного процесса! Качество экологического образования дошкольников зависит от качества управленческой деятельности.

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 128 с.
  2. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: пособие для руководителей ДОУ, М., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар, экологическое образование, экологическое образование дошкольников, Городской фестиваль детских, творческая атмосфера, управленческая деятельность, экологическое образование воспитанников.

Читайте также: