Опыт как выйти сухим из воды в доу

Обновлено: 30.06.2024

Физические опыты с водой. Как выйти сухим из воды

20 минут
Выполнять только с родителями

Как ты думаешь: можно ли окунуться в воду и не намокнуть, или достать из воды предмет, не намочив пальцев? Давай попробуем взять опущенную в воду монетку, не замочив при этом рук.

1. Наливаем в тарелку немного воды.

2. Ставим в тарелку свечу и кладём монету (не в центр, но и не на край).

Горячий воздух выходит вместе с дымом из банки с горящей свечой. Когда мы переворачиваем банку, свеча гаснет. Воздух в банке начинает остывать и сжиматься, а в освободившееся место ^втягивается вода из тарелки.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт №2

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт №3

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода их водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №4

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Опыт №5

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт №6

Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт №7

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт №8

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют о определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт №9

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт №10

Дайте каждому ребенку по две горошины или две фасолины. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

Опыт №11

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

Опыт №12

Опыт №13

Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт №14

Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Мыло не дает капелька масла слиться и образовать плотный слой.

Опыт №15

Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.

Опыт №16

Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.

Опыт №17

Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.

Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.

Опыт №18

Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

Опыт №19

Опыт №20

Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.

Опыт №21

Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.

Опыт №22

Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой : можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.

Опыт №23

Опыт №24

Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.

Опыт №25.

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Опыт №26

Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Опыты с водой, снегом и льдом

Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.

Неделя экспериментирования. Опыты с водой

Неделя экспериментирования. Опыты с водой В нашем детском саду проходила неделя экспериментирования. И мы с малышами решили провести опыты с водой. Это было очень увлекательно. Всем.

Опыты с водой с детьми средней группы конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по экологии на тему : "Свойства воды" воспитатель Мироненко.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

2 - б ольшая миска с водой.

Описание опыта: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удается.

Очистим второй апельсин и положим его также в воду. Апельсин утонул!

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, которые выталкивают апельсин на поверхность воды; а апельсин без кожуры - тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Цель: доказать, что воздух может приходить в движение.

1 - Емкость с водой.

Описание опыта: Уточнить у детей - что же такое ветер? (Ветер - это движение воздуха). После чего предложить взять в руки, сделанные детьми, веера и помахать ими над водой.

Поинтересоваться у детей, почему появились волны?

Вывод: веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.

Цель: Определить , что воздух занимает место.

Оборудование:

1 -Емкость с водой.

2 -стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Возможно ли это? Необходимо выяснить - можно ли опустить стакан в воду и не намочить

лежащую на дне салфетку.

Убеждаемся, что салфетка на дне стакана сухая , затем переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем стечь воде, не переворачивая стакан.

Определяем, намокла ли салфетка ? ( не намокла).

Вывод : Объясняем , что помешало воде намочить салфетку? (воздух в стакане ) .

Что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан, опуская в воду? (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

ОПЫТ №4 "Сколько весит воздух"

Цель: Показать и доказать, что воздух имеет вес

Оборудование: шар

1 - 2 шара, наполненные воздухом .

2 -палочка в виде весов.

3- иголка (дротик)

Описание опыта : Сколько весит воздух? Нисколько! – ответит любой ребенок. Попробуем проверить. Возьмем палочку длиной около 60 см. Посередине привяжем веревочку, надуем два шарика и привяжем их на концы палочки и подвесим палку за веревочку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иглой (дротиком). Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Интересно, почему?

Вывод: Без воздуха шарик стал легче. Если мы проколем и второй шарик- палочка снова уравновесится! Значит воздух имеет вес.

Опыт №5 " Подводная лодка"

Цель: Убедиться, что воздух легче воды и может поднять предмет на поверхность воды.

Оборудование:

1-емкость для воды.

3- коктельная трубочка, согнутая под углом.

Описание опыта : Интересно , сможет ли стакан сам подняться со дна емкости с водой? Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух?

Предложите юному исследователю опустить стакан в воду так, чтобы он заполнился до краев. Затем перевернуть стакан в воде вверх дном, подвести под него изогнутую трубочку и начать вдувать воздух. О, чудо! Воздух постепенно вытеснил воду из-под стакана, и он всплыл на поверхность. А почему?

Воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Вывод: Воздух легче воды, может выталкивать предметы на поверхность.

Оборудование:

1- Баночка с водой.

3- трубочка коктельная.

Описание опыта: Предлагаем научить горох плавать и танцевать .Для этого следует

в баночку с водой опустить 4 горошины и коктельную трубочку, затем подуть в неё- сначала слабо, потом с большей силой.

Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла.

Вывод: Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Вода – главная составляющая всего живого. Знакомство с ней – важный шаг в развитии детей младшего возраста. Простые в создании, но зрелищные опыты с водой для дошкольников, описанные ниже, станут отличным подспорьем для педагогов и родителей.

Знакомство с водой

У воды есть много интересных свойств, с которыми дошкольники с удовольствием познакомятся.

Ребенок переливает воду

Необходимо предложить ребятам определить, какой у воды вкус, для чего проводится следующий опыт:

  1. дать каждому ребенку попробовать воду с ложечки и понять, что в чистом виде она не имеет вкуса;
  2. в разные стаканчики добавить соль, сахар и, например, сок, опять предложить попробовать.

Опыт с цветной водой и листьями капусты

Для знакомства с цветом налить воду в шесть прозрачных стаканчиков или небольших баночек. Провести следующие опыты:

  1. показать первую баночку детям, дать посмотреть сквозь нее и предложить определить цвет воды (бесцветная);
  2. попросить дошколят добавить в три баночки разные красители и проанализировать вместе с ними, что происходит;
  3. в один из стаканчиков с чистой водой добавить чернила и посмотреть с детьми, как они окрашивают воду, добавить сюда же каплями уксус, вернув тем самым жидкости прозрачность;
  4. в другой стакан добавить марганцовку, чтобы вода стала вишневой, а затем снова обесцветить ее, капнув туда несколько капель перекиси водорода;
  5. в последнюю баночку добавить крахмал и перемешать, капнуть пару капель йода, чтобы вода окрасилась в синий цвет.

Девочка со стаканом воды

Запах

Детям дошкольного возраста будет очень интересно узнать, что вода не имеет и запаха. Для этого можно разлить воду в несколько стаканов и дать понюхать всем желающим, а затем добавить в каждый стакан разные пахнущие вещества – экстракт валерианы или эвкалипта, духи и так далее, опять предложить оценить запах.

Форма

Вода и формы своей не имеет – она текуча. Чтобы донести это до детского сознания нужно подготовить разные предметы (желательно прозрачные) – банку, полиэтиленовый мешок, медицинскую перчатку, стакан, колбу и другие. Затем налить в каждый воду и дать детям поэкспериментировать, переливая ее туда-сюда.

Смеситель в ванной

Температура

Рассказать дошкольникам о том, что вода может быть разной температуры, можно посредством следующего опыта:

  1. налить в три достаточно большие емкости воду – горячую, холодную и комнатной температуры (жидкость должна быть достаточно горячей или холодной, но так, чтобы не причиняла неудобств детской руке);
  2. предложить ребенку поместить одну руку в емкость с горячей водой, другую – в емкость с холодной;
  3. обе руки одновременно опустить в емкость с водой комнатной температуры и описать свои ощущения.

Ребенок держит тающую льдинку

Состояние

Очень важно рассказать деткам о возможных агрегатных состояниях воды, а для этого:

  1. подготовить емкости с обычной водой, горячей, из которой идет пар, и кусочек льда;
  2. дать потрогать воду и лед, подержать руку над паром, параллельно рассказывая о состояниях.

Познакомить дошколят с испарением можно еще с помощью такого опыта:

  1. намочить платочек, губку или вату в воде;
  2. провести влажным материалом по одной руке ребенка;
  3. предложить подуть сначала на сухую руку, а потом на мокрую и рассказать о своих ощущениях.

Отлично с переходом воды из одного состояния в другое детей познакомят игры с кусочками льда, которые можно размораживать разными способами – теплым воздухом, каплей воды, нахождением на солнечном месте и так далее.

Плотность

Очень интересное понятие — это плотность воды и ее взаимодействие с плотностями других предметов. Детям легче будет понять, что это такое, проведя ряд соответствующих опытов.

Опыт №1:

  1. набрать воду в тазик и опустить в него разные предметы – деревянный брусок, кусочек металла, надутый шарик, камушек и так далее;
  2. рассказать о плотности и узнать у детей, какие предметы, по их мнению, имеют большую плотность, а какие — меньшую (если плотность предмета больше, чем у воды, то он утонет).

Опыт №2:

  1. подготовить три прозрачные емкости – две по 0,5 литра и одну литровую (можно 2 по литру и одну двухлитровую);
  2. в первую налить обычную воду и поместить сырое куриное яичко – оно опустится на дно;
  3. во второй емкости приготовить соленый раствор – 2 столовые ложки соли на 0,5 литра (если банка литровая, то 4 ложки соли на банку), опустить в раствор яйцо – оно всплывет на поверхность (у соленой воды плотность больше);
  4. положить яйцо на дно самой большой банки и аккуратно перелить в нее жидкость из предыдущих банок – яйцо должно подняться и зависнуть посередине.

Опыт №3:

Опыт с водой

Круговорот

Рассказать дошкольникам о круговороте воды в природе можно посредством следующего опыта:

  1. в банку вместимостью 3 литра налить слой горячей воды высотой 2,5 сантиметра;
  2. положить на тонкий металлический лист несколько кусочков льда (чем больше, тем лучше) и поместить его поверх банки;
  3. вода будет испаряться, пар подниматься и остывать у листа, в результате чего в верхней части образуется маленькое облако;
  4. пар, достаточно остыв и набравшись, опять сконденсируется в капли воды, которые, стекая по краям банки, вернутся на прежнее место.

Капиллярность

Интересное свойство воды – это капиллярность, то есть способность подниматься по тонким трубкам. Показать это свойство воспитанникам детского сада можно следующими опытами:

  • разукрасить яркими красками воду в нескольких стаканах и поместить в них срезанные белые цветы или, например, листья белокочанной капусты, оставить на некоторое время и проследить за тем, как они окрасятся в те же цвета, что и вода в стакане;
  • взять длинный белый шнурок, нарисовать на нем в разных местах полоски разноцветными маркерами (на некотором удалении друг от друга), поместить в высокую бутылку с водой и проследить, как по мере впитывания воды шнурок будет окрашиваться в радужные цвета.

Преломление в воде

Преломление и увеличение

Вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер. Демонстрируется это так:

  • нужно положить в банку с водой любой предмет (шарик, яйцо и так далее), точно такой же предмет поместить рядом с банкой и предложить детям сравнить их размеры (в банке больше);
  • поместить в стакан с водой обычный карандаш – визуально он искривится;
  • нарисовать на листе бумаги две яркие стрелки, направленные в одну сторону и расположенные одна над другой, расположить лист со стрелками позади пустого стакана, налить в стакан воду так, чтобы она закрыла только одну стрелку (она развернется в обратную сторону), заполнить стакан доверху (вторая стрелка также развернется).

Радуга на стене с помощью воды и зеркала

Расщепление света

Вода расщепляет свет – это известно взрослым, но удивительно для дошколят. Сделать радугу можно следующим способом:

Эксперименты и фокусы

Закрепить полученные знания и просто развлечь деток можно с помощью интересных экспериментов и удивительных фокусов с водой.

  • Налить одинаковое количество воды в узкий высокий и низкий широкий стаканы и предложить детям угадать, где больше. Перелить воду в одинаковые емкости.
  • В целях дополнительного экспериментирования с плотностью воды поместить в нее спички. В центр емкости положить сахар – спички будут двигаться в его сторону. Затем убрать сахар и положить кусочек мыла – спички разбегутся в стороны.
  • Налить в стакан воду доверху, положить поверх лист бумаги. Придерживая бумагу рукой, перевернуть стакан. Убрать руку – бумага не упадет и будет держать воду.
  • Полить сквозь сито воду, показав, что она свободно проходит. Затем намазать поверхность сита растительным маслом, аккуратно и медленно налить по боковым стенкам воду в сито – оно наполнится.
  • Покрасить внутреннюю сторону крышки ярким цветом. Незаметно закрыть подготовленной крышкой банку с водой, произнести волшебные слова и встряхнуть банку – вода окрасится.
  • Налить в банку воду, оставив 4 или 5 сантиметров до крышки, и добавить некоторое количество жидкости для мытья посуды. Плотно закрыть банку крышкой и встряхнуть – получиться впечатляющий и завораживающий морской водоворот.
  • Вырезать из цветной бумаги небольшие цветочки, завернуть их лепестки к серединке и поместить цветы в воду – бумага намокнет и развернется так, как будто бутоны распускаются.
  • Налить в бутылку горячую воду и натянуть на ее горлышко сдутый воздушный шарик – он надуется. Затем поместить бутылку в емкость с холодной водой – по мере остывания внутренней жидкости шарик будет сдуваться и начнет втягиваться внутрь бутылки.
  • Приклеить на дно тарелки кусочек пластилина и воткнуть в него пару спичек. Налить в тарелку подкрашенную воду, зажечь спички и быстро накрыть их пустым прозрачным стаканом – спички потухнут, а вода частично втянется в стакан.

Поразительных опытов с водой, рассчитанных на детей младшего возраста, очень много, но обязательными составляющими (кроме воды) всегда являются артистизм и харизма проводящего их педагога.

Читайте также: