В чем красота и правда жизни по шекспиру кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для европейской любовной лирики Эпохи Возрождения характерна идеализация человеческой, в особенности женской, красоты. Сравнение кожи с лепестками цветов, шеи – со стебельком лилии, голоса – с ангельским или птичьим пением эксплуатируется поэтами повсеместно. Во времена Шекспира метафоры подобного рода стали настолько распространёнными, что нередко обезличивали стихи о любви, превращая воспеваемых поэтами женщин в одинаковых рафинированных красавиц. Именно эти литературные штампы, давно набившие у читателя оскомину, высмеивает Вильям Шекспир в своих произведениях.

Любовь Шекспира нельзя назвать слепой. Его мудрое сердце ясно видит недостатки любимых людей, но это не умаляет их лучших качеств. Поэт указывает нам на то, что мода убивает красоту индивидуальности, между тем как всё наносное меркнет в сравнении с внутренним миром человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалектика: два плана бытия- феноменальный и сверхчувственный. Мир идей как истинных и вечных, как совокупность совершенных и абсолютных образцов возможных вещей. Мир вещей как искаженные слепки с идеальных идей. Каждый должен заниматься тем, что ближе ему по способностям, в идеале должно остаться три сословия: правители- философы, воины и торговцы, крестьяне и ремесленники.

Отвергает двоемирие Платона (Платон мне друг, но истина дороже). Мир один, сущность предмета находится в самой вещи, идея находится внутри отдельных предметов как принцип и метод, закон их становления, фигура, цель. Душа человека двучастна: растительная часть души общая для всего живого, разумная – только человеку присуща. Научное познание, заключающееся в двух предпосылках: имеется неизменная суть вещей; началом познания служат недоказуемые определения. Необходимость воспитания нравственности с раннего возраста путем закрепления нужных привычек. Главные добродетели – мудрость, рассудительность, здравый смыслю первым попытался определить типы государственного устройства, исходя из количества правящих.

Тема 3. Русская философия

Ответьте на вопросы

Центральная идея славянофильской философии – идея соборности.

1. В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность?

3. Актуальна ли проблема соборности сегодня?

Славянофилы отстаивают мнение о принципиальном отличии развития России от всего Запада. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. Что, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные цели.

Славянофильство не оставляет многих равнодушных и сейчас. Но идея соборности уже потерпела изменения, поскольку православие давно перестало быть основной религией для проживающих на территории Российской Федерации.

“Биосфера отвечает тому, что в мышлении натуралистов и в большинстве рассуждений философии. отвечает Природа в обычном ее понимании, Природе натуралистов в частности.

Но только эта природа не аморфна и не бесформенна, как это веками считалось, а имеет определенное, точно ограниченное строение, которое должно, как таковое, отражаться и учитываться во всех заключениях и выводах, с Природой связанных.

Живая природа является основной чертой проявления биосферы.

Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу.

У человека. эта форма биогеохимической энергии, связанная с разумом, с ходом времени, растет и увеличивается, быстро выдвигается на первое место. Этот рост связан, возможно, с ростом самого разума - процессом, по-видимому, очень медленным (если он действительно происходит), но главным образом с уточнением и углублением его использования.

Разум есть сложная социальная структура, построенная как для человека нашего времени, так и для человека палеолита, на том же самом нервном субстрате, но при разной социальной обстановке, слагающейся во времени.

В долгие тысячелетия человек резко изменил свое положение в живой природной среде и коренным образом изменил живую природу планеты. Это началось еще в ледниковый период, когда человек начал приручать животных, но долгие тысячелетия это не отражалось ярко на биосфере.

Коренное изменение началось в Северном полушарии после отхода последнего ледника, за пределами оледенения.

В течение последнего тысячелетия с ХV в. до ХХ в. непрерывно шло, все усиливаясь, развитие мощного влияния человека на окружающую природу и ее им понимание. В это время совершился охват единой культурой всей поверхности планеты.

Вопрос о плановой единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанных с созданием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня”.

В.И. Вернадский (1863-1945) - русский естествоиспытатель и мыслитель. (Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление// Философские мысли натуралиста. М., 1988. С.131, 132, 133, 142, 150.)

1. Как физически очерчено пространство бытия человека? Какое место оно занимает в природе?

2. Какова природно-биологическая структура человеческого бытия?

3. Какую роль играет разум в структуре человеческого бытия? Как соотносятся понятия “ноосфера” и “бытие”?

12. Вечные вопросы бытия: что есть истина?

“Когда твое чело избороздят

Глубокими следами сорок зим,

Кто будет помнить царственный наряд,

Гнушаясь жалким рубищем твоим?

И на вопрос: “Где прячутся сейчас

Остатки красоты веселых лет?” -

Что скажешь ты? На дне угасших глаз?

Но злой насмешкой будет твой ответ.

Достойней прозвучали бы слова:

“Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива.

В их оправданье старости моей”.

Пускай с годами стынущая кровь,

В наследнике твоем пылает вновь.

Я не по звездам о судьбе гадаю

И астрономия не скажет мне,

Какие звезды в небе к урожаю,

К чуме, пожару, голоду, войне.

Не знаю я, ненастье иль погоду

Сулит зимой и летом календарь,

И не могу судить по небосводу,

Какой счастливей будет государь.

Но вижу я в твоих глазах предвестье,

По неизменным звездам узнаю

Что правда с красотой пребудут вместе,

Когда продлишь в потомках жизнь свою.

А если нет, - под гробовой плитою

Исчезнет правда вместе с красотою”.

Вильям Шекспир (1564-1616) поэт и величайший драматург мира. (Шекспир В. Сонет //Библ. всем. лит-ры. Т.36. М., 1968. С. 694, 700.)

1. В чем красота и правда жизни по Шекспиру?

2. Решает ли его ответ проблему?

3. Имеет ли смысл жизнь индивида без продления ее в потомках и сама по себе рядом с потомством?

4. Как решаются в сонетах Шекспира личностные и общественные подходы к проблеме?

13. Вечные вопросы бытия: как жить?

“Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Душе терпеть удары и щелчки

Обидчицы-судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить конец волненьям?

И все. И знать, что этот сон - предел

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот объясненье. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженье века,

Позор гоненья, выходки глупца,

Отринутую страсть, молчанье права,

Надменность власть имущих и судьбу

Больших заслуг перед судом ничтожеств,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала? Кто бы согласился

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При тусклом свете бледного ума,

И замыслы с размахом и почином

Меняют путь и терпят неуспех

(Шекспир В. Гамлет. С.177.)

1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

2. Почему человек терпит унижение бытия, не предпочитая ему гордое небытие?

3. Есть ли выбор у человека перед лицом вечного вопроса: “быть или не быть”? В какой мере разрешена возникающая здесь коллизия?

Целью данной работы является раскрытие отношения Уильяма Шекспира к красоте и отражение ее в своих произведениях. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1. На основе анализа различных произведений выявить отношение Шекспира к красоте.
2. Определить, каким образом поэт раскрывает в своих произведениях тему красоты.
Объектом исследования в курсовой работе является видение Шекспиром красоты в своих работах.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Курсовая ШЕКСПИР (Автосохраненный).doc

1. Введение______________________ ______________________________ _____3

2. Тема красоты у Шекспира____________ ______________________________ _4

2.1. В пьесах и комедиях___________ ______________________________ 4

2.2. В поэмах________________________ ___________________________6

2.3. В сонетах_______________________ __________________________12

3. Заключение____________________ ______________________________ ____22

4. Список литературы____________________ ____________________________23

Целью данной работы является раскрытие отношения Уильяма Шекспира к красоте и отражение ее в своих произведениях. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:

1. На основе анализа различных произведений выявить отношение Шекспира к красоте.

2. Определить, каким образом поэт раскрывает в своих произведениях тему красоты.

Объектом исследования в курсовой работе является видение Шекспиром красоты в своих работах.

Предмет исследования – это способы выражения красоты поэтом.

Шекспир — одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими столетиями.

Тема красоты воспета во многих произведениях Шекспира. Великий поэт наделяет красотой человека как в телесной оболочке, уподобляя людей богам, одаряя совершенной красотой, так и в духовном мире. Кроме того красоту он видит в природе, любви и дружбе. Это прослеживается у него во многих пьесах, поэмах, сонетах, комедиях.

В произведениях обнаруживается огромное богатство мысли Шекспира. Он создает образы большой поэтической красоты, и, хотя непосредственного изображения действительности мы здесь не находим, все в поэмах проникнуто чувством жизни, пониманием ее сложности и стремлением постичь законы, управляющие миром.

Шекспир пишет о красоте как космическом явлении огромной созидательной силы. Красота спасется от увядания и разрушения.

2. Тема красоты у Шекспира.

2.1. В пьесах и комедиях

В эпоху Возрождения Шекспир опроверг средневековое учение о ничтожестве человека. Он создал философию, вознесшую человека на небывалую высоту. Это проявилось в новом понимании природы человека. Он уже не сосуд греха, каким его считали в средние века, а самое совершенное из творений бога.

Кто б мог, на красоту ее лица Орлиным оком дерзновенно глядя,

Не превратиться тотчас же в слепца?[1]

Красота — это высшее совершенство мира, и оно воплощено в прелестной женщине, Розалине:

Все краски, слив сверкание свое,

Украсили собой ее ланиты.

Так совершенна красота ее,

Что в ней одной все совершенства слиты.[1]

Красота неотделима от других достоинств. В пьесе Гамлет герою его покойный отец рисуется образцом всех человеческих совершенств:

Как несравненна прелесть этих черт; Чело Зевеса; кудри Аполлона; Взор, как у Марса, — властная гроза; Осанкою — то сам гонец Меркурий На небом лобызаемой скале; Поистине такое сочетание, Где каждый бог вдавил свою печать, Чтоб дать вселенной образ человека.

… И царицу же изобразить нет слов.

Она, прекраснее самой Венеры, -

Хотя и та прекраснее мечты, -

Лежала под парчовым балдахином …[2]

Но все же Клеопатра - не богиня. При всей ее невообразимой красоте, она земное существо. Там, где мы, казалось бы, должны были ожидать увидеть идеал, перед нами странный, причудливый, полный неожиданностей характер:

Над ней не властны годы. Не прискучит

Ее разнообразие вовек.

В то время как другие пресыщают,

Она тем больше возбуждает голод,

Чем меньше заставляет голодать.

В ней даже и разнузданная похоть –

Красота Клеопатры не имеет ничего общего с нравственностью. В этом отношении египетская царица противопоставлена Октавии, наделенной красотой, умом и порядочностью, но, как мы знаем никакой притягательной силой римлянка не обладает. Клеопатра же влечет к себе именно тем, что она сулит наслаждение свободное от щепетильных требований морали. Она не только не скрывает этого, но даже гордится и без стеснения рассказывает о них, кого соблазняла ее красота. Она – жрица любви, воплощенное наслаждение. Уже самый облик ее сулит высшую чувственную радость.

В обширном мире творчества Шекспира его поэмы и сонеты занимают отдельную область. Они как бы автономная провинция со своими законами и обычаями, во многом отличающимися от тех, которые присущи драме.

Пьесы Шекспир писал для широкой публики, для простонародья, для "толпы", уверенный, что литературной славы они ему не принесут. Если бы его спросили, чем он может доказать, что является поэтом, то свои пьесы он не привел бы в подтверждение. Право на это высокое звание давали только поэтические произведения, принадлежавшие к признанным жанрам литературы. Вот почему, издавая поэму "Венера и Адонис", Шекспир в посвящении называет ее "первенцем своей фантазии", то есть своим первым произведением. В свете сказанного выше это означает не то, что поэма была написана раньше пьес, а лишь то, что Шекспир не причислял их к большой литературе, датируя свое вступление на Парнас названной поэмой.

Композиционно поэтические произведения Шекспира подчиняются строгим законам архитектуры. В них мы находим точный расчет пропорций. Правда, в этом отношении поэтические конструкции Шекспира напоминают ни столько классическую строгость античных форм, сколько изощренность барокко, но это скорее относится к большим поэмам, тогда как сонеты - чудо строгой и четкой архитектоники.

Как в музыкальном произведении, Шекспир варьирует в поэме один и тот же мотив. Достаточно только посмотреть, как он на все лады видоизменяет речи Венеры, молящей Адониса о любви, или скорбные причитания Лукреции, и мы поймем, что мастерство поэта в том, чтобы из одной мелодии извлечь бесконечное многообразие вариаций.

Создавая поэмы, Шекспир исходил из иных художественных принципов, чем те, которыми он руководствовался при создании пьес. В пьесах ощущается дыхание подлинной жизни. В них кипят настоящие человеческие страсти, происходит борьба и мир предстает в движении человеческих судеб. Возвышаются одни, падают другие, счастье и беда сменяют друг друга, и, как бы ни была невероятна обстановка действия, люди, которых мы видим в драмах, - реальные человеческие характеры.

Шекспир отбирает для развития сюжета те элементы, которые дают повод для поэтических пейзажей и лирических излияний. Если описания действительности и вторгаются в стихотворные произведения Шекспира, то составляют лишь часть поэтического украшения.

Содержанием лирики Шекспира являются размышления о природе многих явлений жизни.

Сюжеты поэзии Шекспира имеют многовековую давность. Шекспир сознательно выбирал именно такие, которые уже были в кругу внимания других поэтов, ибо искусство здесь состояло не в том, что сказать, а в новизне подхода к теме и новизне выразительных средств.

Персонажи поэм подобны статуям. Шекспир все время располагает их перед нами выразительными скульптурными группами: бегущий Адонис и догоняющая его Венера, скорбная фигура богини над трупом прекрасного юноши, спящая Лукреция и взирающий на нее жадным взором Тарквиний, Лукреция, вздымающая руки в горе или заносящая кинжал…[5]

С первой же строфы богиня любви и красоты Венера, прельщенная прелестью юноши Адониса, преследует его своей любовью. Античный миф обретает под пером Шекспира чувственную полноту и красочность, заставляющую вспомнить о картинах итальянских живописцев эпохи Возрождения.

Перед читателем возникает пасторальный пейзаж - зеленые поля и густые леса. На ветках деревьев поют птицы, сквозь чащу пробираются звери. Вся природа одухотворена, и на фоне этого пейзажа мы видим два прекрасных существа. Они наделены всеми признаками телесной красоты: Венера - воплощение женского совершенства и Адонис, в котором красота и мужество сочетаются с целомудрием. Венера вся охвачена страстью, в ней говорит голос природы. Она - земля, полная буйного цветения, кровь, горящая огнем; он – холодный лед.

Красочная эротическая поэма оборачивается философским диспутом. Такими диспутами о природе любви была полна поэзия в средние века и в эпоху Возрождения. Шекспир здесь выступает как продолжатель почтенной традиции.

Кто же побеждает в этом споре любви земной и любви небесной? Адонис бежит от богини ради охоты на вепря. Тщетно предупреждает она его об опасности, но он идет навстречу ей и погибает.

Смерть является здесь не в традиционном образе скелета с косой, а в обличий дикого вепря. В этом своя символика. Смерть таится среди жизни в самой Природе. Она не Рок, не нечто, стоящее над жизнью, а возникающее в ней самой.

Поэму венчает идеал красоты. Он в том прекрасном цветке, который вырос на месте, где лежит сраженный Адонис, в той отрешенности, которой предается Венера, удаляясь от земной суеты и от людей.

Шекспир не отдает предпочтения ни Адонису, ни Венере. Каждый из них по-своему прав, но союз духовного и телесного не осуществился. В этом трагизм жизни, ибо любовь, какой она является в действительности, бесконечно далека от прекрасного идеала.

Первое издание поэмы "Лукреция" вышло в 1594 году. Она была напечатана по рукописи Шекспира и создана, вероятно, за год до опубликования. Написание обеих поэм приходится на тот период, когда из-за эпидемии чумы лондонские театры были закрыты и Шекспир, оторванный от театральной деятельности, мог посвятить себя поэтическому творчеству.

Читайте также: