Кратко я концепция как результат социального развития личности

Обновлено: 30.06.2024

Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе.

Рисунок 1. Я-концепция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Я-концепция – это динамичное психологическое образование, развитие и изменение которого связано с внутренними и внешними факторами. На формирование Я-концепции большое влияние оказывают семья, школа, группы, в которые входит личность, однако семья играет главную роль. В Я-концепцию входит не только осознание своих физических, интеллектуальных качеств, но и самооценка. Это психологическое образование определяет, как смотрит на свое деятельное начало индивид.

В психологии выделяют две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Вполне возможно, что они могут не совпадать и различаются в большинстве случаев. Возникает Я-концепция в процессе социального взаимодействия и оставляет отпечаток на всех жизненных проявлениях человека с раннего детства и до глубокой старости.

Я-концепция становится активным началом с момента своего зарождения и выступает в трех функционально-ролевых аспектах:

  1. как средство обеспечения внутренней согласованности,
  2. как интерпретация опыта,
  3. как совокупность ожиданий.

В Я-концепции Р. Бернс выделяет описательную и оценочную составляющие, что дает возможность говорить о Я-концепции как совокупности установок, направленных на себя.

В значительной части определений установки выделяются три главных ее элемента:

  1. когнитивная составляющая установки - убеждение;
  2. эмоционально-оценочная составляющая установки – эмоциональное отношение к убеждению;
  3. поведенческая составляющая.

Эти элементы установки конкретизируются – образ Я – представления индивида о самом себе, самооценка – это аффективняа оценка этого представления и потенциальная поведенческая реакция.

Готовые работы на аналогичную тему

Самооценка показывает, как человек оценивает свои собственные качества в сравнении с другими. Самооценка является ядром личности, её центральным образованием и в значительной степени определяет социальную адаптацию, регулирует поведение и деятельность.

Формируется самооценка в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия. Любая личность не может постоянно находиться в состоянии острого дискомфорта и дистресса, отсюда ее самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Например, в подростковой среде это будет переход подростка в ту группу, где оценка личности подростка окружающими будет адекватна его самооценке или даже превзойдет её. В этом случае самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

В этом возрасте самосознание развивается ярко и наглядно, в этом сходятся исследователи разных школ и направлений. Все авторы практически единодушны в описании развития самосознания. Интерес к собственному внутреннему миру возникает в 11 лет и к раннему юношескому возрасту формируется относительно устойчивое представление о себе, Я-концепции.

Я-концепция, сформировавшаяся в процессе самопознания, проверяется и корректируется практикой. Она оказывает влияние на весь строй психики, в целом на мировосприятие и обуславливает основную линию поведения человека.

Как сложное психическое новообразование, самосознание проходит ряд стадий, которые сменяют друг друга. Исходя из этого, ранний юношеский возраст является началом формирования нового уровня самосознания, специфической чертой которого является повышение значимости системы собственных ценностей для формирования Я-концепции.

В самопознании самого себя, своего внутреннего мира, одним из основных механизмов является личностная рефлексия. Она понимается как деятельность личного самопознания, когда человек не просто исследует свой внутренний мир, но ещё исследует и себя как исследователя.

Рефлексивные ожидания являются феноменом личностной рефлексии – это представления о том, что о человеке думают другие люди его круга общения. Интенсивность юношеской рефлексии зависит от социальных, индивидуально-типологических, биографических факторов. Правда, их соотношение изучено ещё недостаточно. Развитие личностной концепции ещё в ранней юности отражается на особенностях Я-концепции.

Источники развития Я-концепции

К наиболее важным источникам формирования Я-концепции относятся:

Семейное воспитание в разных семьях различно, но в целом, можно выделить следующие условия, способствующие развитию здоровой высокой самооценки личности:

В процессе формирования идентичности, по мнению Эриксона, важную роль играет социокультурное окружение, так как наш взгляд на себя формируется под воздействием окружающего мира и под воздействием тех культурных норм, которые присущи сообществу. Человек узнает много нового о себе и тогда, когда наблюдает за тем, как люди ведут себя по отношению к нему.

Идентификация – это процесс самопознания для определения своего места в сообществе и группе.

Знание о себе человек получает из четырех источников: размышления о себе (интроспекция), то есть самопознание путем наблюдения за своим поведением и его последствиями; наблюдение за другими людьми; мысленное сравнение себя с ними; и, наконец, взаимодействие с окружающими. Последний источник информации о себе является для подростков и юношества, пожалуй, главным. Это одна из причин, почему молодые так стремятся к большому количеству контактов, установлению дружеских отношений, придают огромное значение общению со сверстниками. Успешность построения сетей взаимодействия требует хороших коммуникативных умений, открытости новому опыту, доверия к окружающим, доброжелательности, то есть того, что называют социальностью и умением налаживать человеческие отношения. Этому учатся подростки друг у друга, собираясь в большие компании и устраивая разнообразные групповые мероприятия. В молодости у каждого человека – максимальное количество самых разных человеческих контактов и максимальное количество друзей.

Описывая самосознание личности как изменяющийся во времени феномен, американский психолог Маршалл Розенберг выделил пять параметров, характеризующих уровень развития самосознания.

5. Степень самопринятия, положительное или отрицательное отношение к себе, эмоциональная оценка себя.

По мнению Розенберга, выделенные параметры достаточно полно описывают уровень развития самосознания, как когнитивного процесса. Ученые исследовали содержание Я-концепции у людей на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста и заканчивая зрелостью, и отметили, что по мере взросления Я-концепция постепенно усложняется и обогащается новым и более точным содержанием.

Я-концепция – важнейший феномен социальной жизни индивида, поскольку с ее помощью каждый человек оценивает свои действия в отношении окружающих, занимает определенную позицию, планирует свое будущее, участвует в жизни сообщества.

Социальное развитие личности приводит к формированию Я-концепции человека.С одной стороны, социокультурная реальность (социальные ценности, принятые в данном месте модели поведения, групповые нормы и пр.) влияет на наше самосознание, задаваяоснования для самоидентификации. С другой стороны, особенности Я-представлений (большая актуализация персонального илисоциального их полюса, характер самоотношения и пр.) накладывают отпечаток на социальные суждения и установки, а такжемотивируют то или иное социальное поведение.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе[70].

Структурные компоненты я-концепции

Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выделяются три составляющие (по Р. Бернсу):

самооценка – аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости отуровня принятия тех или иных самохарактеристик. Когнитивная составляющая Я-концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность которых может варьировать в зависимости от социального контекста и от самого когнитивного содержания;

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере в трехмодальностях:

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

1, и с этим тезисом трудно не согласиться. 1 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 64.

С одной стороны, социокультурная и групповая реальность (социальные ценности, принятые в данном месте модели поведения, групповые нормы и пр.) влияют на наше самосознание, задавая

основания для самоидентификации. С другой стороны особенности Я- представлений (большая актуализация персонального или социального их полюса, характер самоотношения и пр.) накладывают

отпечаток на социальные суждения и установки, а также мотивируют то или иное социальное поведение.

По сути, собственно проблема социальной детерминированности индивидуальных Я-структур никогда не была проблемой для социальной психологии, с ее точки зрения, факторы формирования

Следует заметить, что именно это чувство внутреннейактивности еще на заре развития психологии мыслилосьисследователями как собственно личностный атрибут, какнепосредственное проявление субстанции души: «Самый центр, самоеядро нашего Я, святое святых нашего существа — это чувство

Концепции выделялись две основные позиции2, не альтернативные, аставящие разные акценты в вопросе ее формировании.2 Собственно, за этим разделением стоит основополагающий для

Более адекватно взаимодействовать как с отдельным партнером, таки с социальным миром в целом, а рассмотренная с бихевиористскойпозиции Я-концепция заставляет говорить о реципрокности Я-

Читайте также: