Каковы истоки театрального искусства древней греции как осуществлялись первые постановки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса.

Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.


Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами.

Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии.
По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр.

Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир.

В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов.
Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики.

Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид – это первый афинский трагический поэт.
Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису.

В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача иностранца к больному и пр.).

В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры.

Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции.

Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах, считавшихся тогда наиболее прогрессивным государством рабовладельческого мира, наступил расцвет древнегреческого театра.

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э. В театральном искусстве Древнего Рима довольно отчетливо выразились классовые черты тогдашнего рабовладельческого общества.

При существующих в то время исторических условиях трагический жанр утратил свою народность и героические тона, а комедия приобрела сатирическую направленность. В последнем веке римской истории театра уже просто не существовало, имелись лишь примитивные формы простонародных мимов да пышные, с огромной помпой, зрелища, призванные отвлекать народ от насущных вопросов бытия.

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие.

В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения. Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками.

Отсюда возникло слово карнавал.

Диониса окружала толпа спутников – ряженых в козлиные шкуры и маски.

Первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.

Прошло много времени, прежде, чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа.

Театральные представления стали организовывать специально, появились театральные здания.

Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров.

Амфитеатр (от греч. amphi - вокруг, theatron - театр)
римское монументальное сооружение для публичных зрелищ, преимущественно эллипсовидного типа.

Сохранились в Риме (Колизей), Помпеях, Вероне, Капуе, Арли (Франция) и др. местах. А. является прототипом современных стадионов.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Истоки, история и новации древнегреческого театра

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Аристофан. Всадники. Мир. Лягушки. // Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1954.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.
Еврипид. Медея. Ифигения в Авлиде // Эврипид. Пьесы. М., 1960.
Софокл. Антигона. Царь Эдип // Софокл. Драмы. М., 1990.
Эсхил. Персы. Орестея // Эсхил. Трагедии. М., 1989.

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М. , 1967.
Головня В.В. История античного театра. М., 1972.
Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. М. — Л., 1941.
Культура Древнего Рима.. С. 124 .
Кузищин В.И. Культура Греции классического периода / / История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986.
Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 1998.
История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 - 1987.
История зарубежного театра: В 3 ч. М., 1971 — 1977.
История зарубежного театра: В 4 ч. М., 1981 — 1987.


Когда появилась первая сцена? Чем отличались сцены в Древнем мире и Средних веках? Куда прятали декорации в эпоху Возрождения? Какие сценические конструкции использовались в театрах в XXI-ом веке, и используются сейчас – на фестивалях электронной музыки? Директор сценической компании StagePro Александр Корчагин рассказал об эволюции сцен в рамках встречи в Лектории Event-SREDA, а мы публикуем текст лекции на портале Event LIVE.

Когда появилась первая сцена?

Прообраз сценического мастерства зародился в Древние века, и, хотя еще в Древнем Египте фараонам тоже показывали представления, сцена, как специально подготовленная площадка для развлечения культурных масс, появилась в Древней Греции в VI веке до н.э.

Speaker

Александр Корчагин,
директор сценической компании StagePro

В связи с огромной популярностью фестиваля, посвященного богу Дионису, возникла необходимость создать искусственные сооружения, способные вместить 15-17 тыс. человек, что составляло практически половину населения Древних Афин. Сначала конструкции были из дерева, но позже для большей прочности их стали делать из камня. Театральное мастерство бурно развивалось, и в V веке до н.э. в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров.

Photo
Photo

На рисунке изображена реконструкция театра и фото сохранившегося амфитеатра

Конструкция древнегреческой сцены

Сцена в Древней Греции состояла из нескольких элементов:

  • Орхестра — центральной круглой части сцены, где располагался хор, так как основу первых театрализованных выступлений составляло хоровое пение, которое практически исчезло только в Древнем Риме. Дальнейшее развитие театрального искусства ознаменовалось появлением пьес и вошло в летописи именами Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. В дальнейшем количество актёров на сцене увеличивалось, и роль хора стала не столь значима, поэтому необходимость в орхестре отпала. Тогда эти места превратились в прототип VIP-ложи – их стали отдавать наиболее обеспеченным и знатным зрителям.
  • Скена — так в древнегреческом театре назывались временные сооружения для переодевания актеров. Сначала это были палатки, потом они сменились капитальными постройками, которые служили гримерками для актеров, откуда они выходили в пространство, называемое проскением.
  • Проскений – это площадка, на которой актёры исполняли свои роли. Фасад скены представлял собой колоннаду или фасад дома и позволял разместить первые несложные декораций. Декорации дополнялись плоскими расписными щитами – пинаками, которые вставляли в пазы сцены. Отсюда пошло известное нам и поныне второе название картинной галереи – пинакотека.
  • Театрон – места для зрителей, открытое сооружение, оборудованное круглой или полукруглой площадкой с многоярусными ступенями для расположения людей, амфитеатром. Театрон отделялся от скены двумя проходами – пародами.

Photo
Photo

На рисунке изображены схемы древнегреческой и древнеримской сцен

Древний Рим – первый крупный реквизит и массовые зрелища

В Древнем Риме публика стала требовать более изощренных зрелищ, и часто на смену театральным постановкам приходили знаменитые представления с дикими зверями и гладиаторские бои. В самых массовых из них количество участников достигало 16 тысяч человек. Тот еще тимбилдинг на выживание!

Такие зрелища требовали постройки более масштабных площадок, и если театр в Афинах вмещал 17 тыс. человек, то Колизей, построенный в первом веке нашей эры, вмещал уже 50 000. В римских театрах начали применяться более серьезные системы механизации. Не все знают, но в Колизее проводились даже морские бои, так называемые навмахии. Позднее, после реконструкции, каналы для подведения воды были перестроены под трюмные помещения.

Photo
Photo

На фотографиях знаменитый римский Колизей. Справа – реконструкция навмахий в Колизее

Средние века – мистерии против уличных постановок

В Средние века античный театр начинает клониться к упадку – на смену трагедиям и комедиям приходят выступления мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра частично занимает цирк (ипподром) с его конными состязаниями, пользующимися огромной популярностью. Развитие культуры в Средние века тесно сопряжено с развитием христианства, а самыми яркими шоу стали клерикальные (церковные) представления, которые уже во времена Византии превратились в пышную мистерию.

В средневековье все сферы жизнедеятельности были под контролем церкви. Влияние церкви сказывалось и на развитии сценического пространства. Были запрещены гладиаторские бои и в Колизее водружен христианский крест, а цирковые и светские представления вытеснили постановки античных трагедий и комедий. Место действия перенеслось в церкви и соборы. Но массовой культуре всегда тесно в узких рамках, и постановки вышли на улицы и площади. Там устанавливали временные подмостки, а потом появились и передвижные кибитки, в которых бродячие артисты гастролировали по городам.

Photo
Photo

Эпоха возрождения – возврат к истокам и новые идеи

Эпоха возрождения постаралась вернуть все лучшее, что подарил культуре Древний мир. Возобновился интерес к древним постановкам и произведениям, а также к наследию Древней Греции в целом. Вспомнили труды римского архитектора Витрувия, который еще в I веке до н.э. сформировал основы архитектуры и принципы симметрии и целый раздел своего труда посвятил устройству сцены. Кстати, Витрувианский человек – знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, напрямую наследовал трудам именно этого деятеля науки и культуры.

Архитекторы снова стали задаваться вопросом: как должна выглядеть сцена для массовых зрелищ? В это время появилось понимание перспективы, как она строится, и каково должно быть расположение зрителей в зале

Photo
Photo

Слева деревянный театр во дворце Порто. Справа – устройство теларий.

В это же время началось активное развитие механизации сцен, т.к. Древнему миру приходилось довольствоваться весьма скромными изобразительными средствами. Первое время это были задники сцены, прислоненные к проскениуму, затем рисунки размещались между колоннами просцениума, а потом появился прообраз кулис – щиты, вставляемые в пазы боковых частей сцены. В Древнем Риме всё это дополнилось первым занавес, который не было возможности поднимать наверх, поэтому он опускался в прорезь передней части сцены. С приходом эпохи Возрождения возникли технические решения, которые позволяли декорациям сменяться. Для этого использовались теларии – поворотные треугольные призмы, которые вращались на валу. Таким образом, за одно представление декорации могли смениться трижды.

Для быстрой смены декораций в боковых частях сцены появились левый и правый карманы, а в некоторых случаях и трюмы. Для повышения динамики действия были внедрены поворотные круги – одиночные или разнонаправленные. Таким образом, у режиссеров и постановщиков спектаклей появилось куда больше возможностей для реализации своих идей.

XX век и современность – инженерные решения и оборудование

Photo

Малый драматический театр

Компания StagePro тесно сотрудничает с ведущими площадками страны, не только предоставляя в аренду, но и продавая оборудование, которое используется в ежедневной работе. Например, в Малом драматическом театре Льва Додина и в Большом драматических театре Андрея Могучего для ряда спектаклей декорации построены на строительных конструкциях Layher, которые, по задумке режиссеров, часто открыты взгляду зрителя.

Фестивальные сцены – прошлое и настоящее

В двадцатом веке сформировался новый формат массовых выступлений – фестивали. Конечно, на первых из них сценические конструкции были довольно пимитивными.

Photo

Выступают the Beatles

Photo

Сцена для концерта Пола Маккартни на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Photo

Сцена для Жана-Мишеля Жарра

  • Концерты Битлз
  • Концерт Пола Маккартни в 2004 году

А вот во что это превратилось чуть позднее, потому как помимо использования модульных конструкций, большое развитие сценических решений произошло благодаря английской компании TATE, о которой мы уже говорили.

Основным толчком для развития российской фестивальной сцены послужило 850-летие Москвы в 1997 году с грандиозным концертом Жана-Мишеля Жарра и лазерным шоу на здании МГУ. Тогда в Россию привезли первый набор строительных лесов и впервые закупили европейское оборудование – это были первые комплекты Layher. Эпоха самоварных конструкций, сделанных на коленках, закончилась.

Современные фестивальные сцены неотрывно связаны с высокими технологиями: организаторы используют video-mapping, объемные конструкции, превращающие площадку в объемную инсталляцию, устанавливают на ней многометровые экраны, пиротехнику, световое и звуковое оборудование по последнему слову техники.

Photo
Photo

Крупнейшее событие для поклонников электронной музыки в Бельгии привлекает туристов не только хедлайнерами, но и своими удивительными сценами. Проходящий в небольшом городке Бум фестиваль за восемь лет с его запуска посетили 180 тыс. человек. В 2019 году действие проходило на 18 сценах.

Больше всего внимания всегда привлекает главная сцена фестиваля, которая представляет собой масштабную, нашпигованную современными технологиями, инсталляцию. Как она выглядит можно увидеть на фото.

Photo
Photo

На фото выше – сцена Всемирных игр кочевников, международных спортивных состязаний по этническим видам спорта, проходившие в Кыргызстане на побережье озера Иссык-Куль в 2018 году. Придумала и собрала её компания Stage Pro.

Основной декорацией стал многоуровневый сценический комплекс, на который выводились световые проекции, создавая объемную картину. Сцена, образованная на первом плане, в ширину растянулась на 70 метров, а общий фронт застройки превысил 200 метров. Оборудование, которое привезли в Кыргизскую республику, чтобы оснастить площадку, заняло 25 еврофур.

Photo
Photo

Похожая на паука 360-градусная сцена тура долгое время занимала первое место в Книге рекордов Гиннеса как самая высокая сценическая конструкция. Помимо модульных конструкций для её строительства используются высоконагрузочные фермы в виде опорных башен, которые выполняют роль подвеса звуковых и световых приборов. Часть их располагается в аудитории и служит для расположения дилейного звука, а также для приборов следящего света и так называемых крыльев.

Photo

Villa Mix 2017

Photo

Villa Mix 2019

Сцена именно этого бразильского фестиваля отобрала место в Книге рекордов Гиннеса у концертного тура U2. Она была так же высока, как 23-этажный дом (69,37 метров), а её общая площадь составила 2900 квадратных метров. Организаторы использовали 1,3 тыс. метров светодиодной подсветки. Конструкцию собирали и разбирали 1,2 тыс. специалистов. С 2017 года Villa Mix считается самой высокой сценой, когда-либо построенной в мире.

Кстати, ещё мы рассказывали о самых-самых конгресс-холлах, аэропортах и ресторанах.

Photo

Озёрная сцена на Брегенцском театральном фестивале

Ежегодный фестиваль искусств проходит в австрийском городе Брегенц на пяти площадках, каждая из которых оформляется невероятными декорациями. Одна из сцен плавучая – находится прямо в Боденском озере и рассчитана на семь тысяч человек. Декорации для здешних постановок поражают!

Местная природа создаёт немало технических проблем для организаторов: периодически у озера сильно меняется уровень воды, ветер тоже усложняет работу. Вопросы безопасности здесь стоят на особом месте.

На брегенцских сценах используется специально разработанная во Франхофском институте медиа-технологий акустическая система, чем-то похожая на Dolby Digital. Поэтому звук здесь распределяется очень равномерно, как в кинотеатре.

Кто же те создатели самых смелых сценических концепций, которые поражают наши умы? В феврале 2020 в Россию впервые приедут с тренингом специалисты британского университета Backstage Academy, которые занимаются обучением специалистов в сфере ивент индустрии и разрабатывают креативные концепции мировых шоу, показанных выше. Те самые люди, которые создали образовательные стандарты индустрии и каждые 3 года выпускают из своих стен лучших специалистов отрасли

Резюмируя

Нам удалось рассмотреть основные вехи развития сцены, однако современные технологии быстро меняются и дают все больше возможностей для творческой и коммерческой деятельности представителей шоу-индустрии. Мы призываем коллег смотреть вперед, задавать высокую планку, учиться у лучших, и, кто знает, может быть вам удастся создать событие, которое войдет в историю.

Партнёрский материал. Фото предоставили: Лекторий Event-SREDA и Александр Корчагин.
Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Орфография и пунктуация автора сохранены.


Греция, особенно древний период ее истории не перестает восхищать как историков, так и интересующихся - нас с вами.

Современная западная цивилизация буквально выросла на наследии древнегреческой культуры, наши корни - здесь, в Греции. Даже история театра началась не где-нибудь, а в Афинах почти 2500 лет назад.

Истоки греческого театра в культовых церемониях, сопровождавшихся песнями и плясками. Подобные магические и религиозные действа встречаются в культуре каждого народа. Но только древним грекам удалось с течением времени возвести эти игры до уровня искусства, положив тем самым начало театру европейскому. Так появились на свет комедия и трагедия.

В истоке древней комедии лежит игра двух спорящих хоров, собственно, суть древней комедии - спор, шутливая песенная перебранка. В самом начале спектакля к хороводу граждан
присоединялись актеры со своими сценками и запевками, привнося в театральную игру весь ассортимент колких шуток и, конечно же, балаганных масок - хитрого простака, хвастуна и шарлатана. С течением времени именно актеры стали заводилами в песенной перебранке полухорий, отобрав сию почетную обязанность у предводителей хоров. Пьесы наполнились актерской суматохой, беготней, прыжками и различными выкрутасами. В ранних комедиях Аристофана, единственного автора древне-аттических комедий, чьи сочинения сохранились до наших дней, так же явно прослеживается влияние культовых действий. Комедии тогда состояли из нескольких чет (актов) симметрично составленных из песен полухорий и сценок актеров, в них и раскрывалась тема. В ранних комедиях Аристофана это была преимущественно тема войны и мира, что неудивительно, учитывая тяжкое время, переживаемое Грецией. В середине комедии всегда звучала - пара-база - хоровая чета, а во второй части проводилось традиционное жертвоприношение, в финале же устраивался зажигательный маскарад. В своих поздних сочинениях Аристофан почти полностью умалил роль хора и убрал симметричную композицию.


Другой жанр, трагедия, вероятней всего вышел из культового церемониала, где жрец Диониса, облаченный в торжественные одеяния в маске бога, представал перед верующими. Первоначально создатель трагедии был и режиссером постановки, и композитором, и постановщиком танцев, и первым актером. Со временем театральное действо усложняется. Великий драматург Эсхил вводит в действие второго актера, его коллега Софокл -третьего, правда, дальше трех актеров в древнейший период своей истории греческий театр не пошел. Все-таки это было самое начало, когда еще сильны влияния хоровых церемониалов. У того же Эсхила в ранних трагедиях они прослеживаются четко.

И даже у Софокла все еще силен порядок церемониала.
Трагедия времен Софокла состояла из песен и плясок хора в сопровождении диалога героев, и заканчивалась обязательным жертвоприношением. А вот его преемник Еврипид сделал ставку на актерский профессионализм, и свел роль хора лишь к музыкальному сопровождению постановки. Еврипид ввел интригу, что сделало трагедию более занимательной для публики. Позже, с гибелью независимых Афин, гражданский хоровод окончательно вытесняется наемной труппой актеров.

Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от первых постановок, современные версии древних спектаклей, которые можно увидеть в афинском Театре Ирода Аттического или в Театре Эпидавра, производят на зрителей сильнейшее впечатление, оставаясь одним из самых незабываемых воспоминаний о Греции.

Марго Зингер
Источник "Наша газета"
Перепечатка данного материала ЗАПРЕЩЕНА на основе договора с правообладателем "Наша газета"

Читайте также: