Учится или учиться в школе как правильно

Обновлено: 05.07.2024

Безошибочны обе формы – учиться и учится.

Какое правило применяется?

Мы видим перед собой разные словарные формы одного и того же глагола.

Примеры предложений

Ребенок вырастет и пойдет учиться в школу.

Он лучше учится на чужих ошибках, чем на своих.

Как неправильно писать

Ошибочно графически изображать словоформы таким образом – учитца, учидца, учицца.

Как показывает практика, написание глаголов, которые оканчиваются на "тся" и "ться", вызывает большие затруднения у многих. Соответственно ошибки в таких словах встречаются очень часто. Так в каких случаях писать "тся" и в каких - "ться"? Запомнить это очень легко. Главное - определиться, какой вопрос можно поставить к слову - "что делает (ют)?" или "что делать?". В первом случае пишем "тся", во втором - "ться".

Пример - со словами "учится" - "учиться".

"Я учусь, и он - . ". Выбираем подходящий вопрос из пары "что делает?" - "что делать?". То есть он - что делает? - учится! Поскольку в выбранном вопросе на конце (после "т") нет мягкого знака, то и в нашем примере "он учится" - после "т" его тоже нет. То есть в этом случае - учиТСЯ.

А если надо сказать "я хочу пойти. " (учится или учиться?). Опять же ставим вопрос - такой, какой сюда подходит. "Я хочу пойти. (что дела ть ?)". После "т" - мягкий знак. Таким образом, в этом случае пишем "учиТЬСЯ" с мягким знаком: "я хочу пойти учиться".

Еще пример - со словами "катается" и "кататься".

"Мы смотрим по телевизору, как фигурист катаеТСЯ на коньках". (Что делает?). Но! "Мы собираемся покатаТЬСЯ на коньках". (Что сделать?).

И еще. Бывает, что в предложении нет подлежащего . В этих случаях опять же пытаемся поставить вопрос. "Любишь ката ться - люби и саночки возить!". Любишь - что дела ть ? Пишем слово "кататься" с мягким знаком. А если вопрос поставить нельзя? К примеру, такая поговорка: "учиться - всегда пригодится!". К слову учиться можно поставить вопрос: что дела ть ? Пишем с мягким знаком - "учиТЬСЯ". А вот к слову "пригодится" - нет, вопрос не подберешь. В таких случаях - когда предложение без подлежащего и вопрос к глаголу не поставишь - всегда выбираем вариант без мягкого знака - "тся"! В нашем примере - пишем "пригодиТСЯ".

Данное слово является несовершенным глаголом, который употребляется в значении “получать знания и навыки, приобретать полезный опыт “. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “учи ть ся”, где перед “-ся” пишется мягкий знак,
  • “учи т ся”, где перед “-ся” не пишется мягкий знак.

Как правильно пишется: “учиться” или “учится”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от формы глагола.

Мы пишем мягкий знак перед постфиксом “-ся”, если слово стоит в начальной форме.

В данном случае инфинитив будет отвечать на вопрос “что делать?”.

Что дела ть ? – учи ть ся

Так как в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет присутствовать.

Запомните, что в глаголах неопределенной формы (инфинитиве) всегда пишется мягкий знак на конце слова. Мягкий знак сохранится и перед постфиксом “-ся”.

Мы не пишем мягкий знак, если глагол употребляется в форме 3-го лица настоящего времени. В этом случае глагол отвечает на вопрос “что делает?”.

Что делае т ? – учи т ся

Поскольку в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не нужно писать.

Давайте вспомним на конце каких глаголов пишется мягкий знак.

Мягкий знак пишется:

  • на конце глаголов неопределенной формы (инфинитива),
  • на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих букв (ж, ш, ч, щ),
  • на конце глаголов повелительного наклонения после шипящих и мягких согласных,
  • в постфиксе “-сь”, если перед ним стоит гласная буква.

Если в глаголе пишется мягкий знак на конце слова, то он сохраняется и перед постфиксами “-ся” и “-те”.

учи́ ть ся – это инфинитив

у́чи т ся – это форма 3-го лица настоящего времени

Обратим ваше внимание на то, что в данных глаголах ударение падает на разный слог.

  • Этимология слова
  • Необходимость смягчения
  • Второй вариант
  • Знак после шипящих
  • Повелительное наклонение
  • Возвратные суффиксы
  • Разбор лексемы
  • Примеры использования

Этимология слова

Этимология слова

Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.

Необходимость смягчения

Инфинитив

Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.

Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.

Второй вариант

Книга

В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.

Знак после шипящих

Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.

Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:

Повелительное наклонение

  • инфинитивы;
  • повелительное наклонение;
  • второе лицо единственного числа.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:

Повелительное наклонение глагола

  • советы;
  • просьбы;
  • приказы;
  • запреты;
  • призывы;
  • предупреждения.

Возвратные суффиксы

В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:

Возвратные суффиксы

  • прикосновение к предмету;
  • действие для себя;
  • состояние или эмоции;
  • свойства существ и предметов;
  • действия, направленные друг на друга.

Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.

А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.

Если основа слова кончается на согласную букву, то к ней добавляют суффикс -ся: решиться, покрыться. А к гласным звукам присоединяется -сь: забылась, построилось. Окончание может быть разным — ться или тся. Для определения правописания к слову задают вопрос. Если в нем есть мягкий знак, то его пишут и в глаголе. Когда смягчения нет, оно не нужно в конструкции. Примеры для обоих случаев: ложиться, подняться, забавляется, угнетается.

Разбор лексемы

Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.

Транскрипция лексемы: [у ч' и ц: а]. Фонетический разбор:

Фонетический разбор

  • у: [у] - гласный, безударный;
  • ч: [ч'] - согласный, мягкий, глухой;
  • и: [и] - гласный, ударный;
  • т: [ц:] - согласный, твердый, глухой;
  • ь: [-] - не образует звука;
  • с: [-] - то же самое;
  • я: [а] - безударный гласный.

Примеры использования

На уроке

Книги

Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.

Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.

Читайте также: