Взаимодействие доу с учреждениями социума как залог успешной реализации фгос до

Обновлено: 05.07.2024

5 ЗАДАЧИ: 1. разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами; 2. создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями; 3. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения; 4. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации; 5. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины; 6. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ * Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов. * Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира. * Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. * Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами. *Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов района; * создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада; * обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района о деятельности дошкольного образовательного учреждения; *создание единой воспитательной системы - для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ; - формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; - воспитания уважения к труду взрослых. КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: - добровольность сторон; - уважение интересов друг друга; - соблюдение законов и иных нормативных актов; - учета запросов общественности;

6 - сохранения имиджа учреждения в обществе; - установление коммуникаций между детским садом и социумом; - обязательность исполнения договоренности; - ответственность за нарушение соглашений. В организации взаимовыгодных отношений с социальными институтами руководитель занимает центральное место. Цель руководителя создание системы взаимосотрудничества с микросоциумом в воспитании детей дошкольного возраста. Задачи руководителя: 1. Привлечение социальных институтов к сотрудничеству с ДОУ; 2. Заключение договоров о сотрудничестве; 3. Осуществление контроля за выполнением условий договоров; 4. Планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий; 5. Организация совместных совещаний; 6. Проведение мониторинга качества совместной работы. Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом: Игровая Познавательная Творческая Самореализация Мотивация для педагогов: Творческая самореализация Успешное прохождение Повышение детей аттестации педагогического рейтинга Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом: Демонстрация талантов и способностей своих детей Укрепление детско- родительских отношении Творческая самореализация Таким образом, мотивация деятельности является необходимым условием развития творческой активности и инициативности при взаимодействии ДОУ с социальными объектами. Выбор наиболее оптимальных для нас форм, раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов: - учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей; - реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения; - соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей; -смежность темы выставки, конкурса с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка-дошкольника.

7 В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества. Во главу становится педагогическая функция: как воспитывать, как учить, как развить ребёнка, чтобы он легко адаптировался к школьному обучению. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, мы должны пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути индивидуализации развития каждого ребёнка. Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В настоящее время очень актуальна проблема социализации детей. Нужно отметить, что самую главную роль в решении этой проблемы решает педагог и педагогический коллектив. Взаимодействие не может проходить только через одного педагога, так как сам процесс организации социального партнерства подразумевает деятельность всего педагогического коллектива ДОУ. Нам, педагогам, необходимо сохранить индивидуальность каждого ребёнка, обеспечить гармоничное физическое и психическое развитие детей. Проблему социализации ребёнка можно решить использованием практических методов и форм работы. Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста. Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности, опыта в ДОУ, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников. Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека гражданина новой России может осуществляться в условиях социального партнерства. Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего ДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными институтами:

9 * анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; *установление контактов с организациями и учреждениями муниципального района; *определение направлений взаимодействия, *разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия; * договоров о совместной работе * * СОДЕРЖАНИЕ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Формирование нормативно-правовой базы поиск социальных партнёров Пакет нормативно-правовых документов Положение о социальном партнёрстве Информационный банк Создание информационного банка опыта работы Определение степени участия каждого социального партнёра в реализации проекта Формирование мотивационной готовности всех участников проекта Презентация: Рекламные проспекты; Сотрудничество со СМИ; Трансляция информации на сайте в Интернете; Дни открытых дверей; Праздник с рекламой ДОУ. Консилиум с участием ближайших социальных партнёров Популяризация деятельности ДОУ Разработка проекта Систематизация опыта работы ДОУ по проблеме Второй этап практический (июнь 2014г.-май 2015г.) Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: *формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; *разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; *разработка методических материалов для реализации данных проектов; *разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.

12 Третий этап- оценочно-рефлексивный (июнь 2015г.-сентябрь 2015г.) Его цель : подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума. СОДЕРЖАНИЕ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Анализ качества социального партнёрства всех участников образовательного пространства Мониторинг Интервью родителей Наблюдение Анкетирование Проектные методы, позволяющие выявить представления социальных партнеров о деятельности дошкольного образовательного учреждения; Методика определения степени участия социальных партнеров в деятельности дошкольного образовательного учреждения Создание открытой системы взаимодействия социальных партнёров Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения; Установление связей со структурами, оказывающими информационные, методические, консультативные экспертные услуги; Установлена обратная связь с группами общественности, обеспечивающими руководство информацией о дошкольном учреждении. СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА *Активное участие детей, родителей и педагогов в запланированных мероприятиях; *Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений; *Совместные совещания по итогам учебного года; Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами состоит из нескольких аспектов и включает: 1. работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; 2. взаимодействие с органами здравоохранения; 3. взаимодействие с учреждениями образования, и культуры; 4. интеграцию общественного и семейного воспитания. Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(слайд1) Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения

с социумом в рамках реализации задач ФГОС.

Солоникина Ольга Павловна,

воспитатель 1 категории

(слайд2 ) «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

(слайд 3) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед работниками дошкольных учреждений следующие задачи:

охрана и укрепления физического и психического здоровья

детей (в том числе их эмоционального благополучия);

сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

(слайд 4) формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

(слайд 5) Но, конечно же, современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. “Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости” (П.Н. Третьяков).

Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому главным условием развития нашего детского сада стало активное взаимодействие с социумом. Психологами замечено, что именно детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период (с рождения до восемнадцати лет) приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Прежде чем, рассказать о сотрудничестве ДОУ с социальными партнерами, я хочу сообщить вам о месторасположении нашего детского сада.

(слайд 6) Находится он в живописном месте, окруженном сопками, которые весной бывают розовыми от цветущего на них багульника.

(слайд 7) Это река Зея, до берега которой 100 м от учреждения, множество озер с карасями, ротанами, сазанами и другой рыбой.

(слайд 8) Полевые цветы, которые дети могут видеть, как на территории садика, так и на прогулке с родителями на природе. Всё это наша малая Родина – село Белогорье.

Из-за отдаленности села от города Благовещенска, расстояние составляет 40, возникают трудности посещения с детьми музеев, представлений, театров и др.

(слайд 9) В связи с этим наш детский сад успешно и плодотворно сотрудничает с общественными и государственными организациями села.

(слайд 10) Детский сад является одним из подразделений школы, взаимодействие их заключается в рамках преемственности.

(слайд 11) Экскурсии в школу, взаимопосещения различных мероприятий создают благоприятные условия для более успешной адаптации, для дальнейшего обучения детей в школе.

(слайд 12) Сотрудничество детского сада и Дома культуры приобщает детей к искусству, обогащает эмоциональные переживания.

(слайд 13) Занятия в кружках, совместные праздники, участие в концертных программах Дома культуры формирует у них раскрепощённость, веру в себя, в свою значимость для окружающих, помогает усвоить основы культуры поведения.

(слайд 14) В праздничных концертах, посвященный Дню Матери, Дню Защитников Отечества, Международному Женскому Дню, Дню Победы, Дню села и др. принимают участие не только воспитанники ДОУ, но и их родители, учащиеся школы искусств. В летний период дети два раза в неделю посещают ДК для просмотра мультфильмов. 1 июня они участвуют в праздновании Дня Защиты детей. (слайд 15)

(слайд 16) Дошкольники старшей и подготовительной группы посещают занятия школы искусств села. Занятия проводятся по трем направлениям: художественное(лепка, рисование), хореография, вокальное. Занятия проводятся педагогами не только на базе школы искусств, но и, согласно договора, на базе детского сада.

(слайд 17) Дети участвуют в отчетных концертах ШИ, их работы размещаются на выставках. Это способствует не только разностороннему развитию ребенка, но воспитанию у них эстетического вкуса, но и способствует развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

(слайд 18) Сотрудничество детского сада с библиотекой села осуществляется не только в рамках передвижной библиотеки на базе ДОУ, но и в помещении библиотеки. Использование библиотечного фонда для занятий, выставок, викторин, беседы с библиотекарем о писателях, тематические встречи, знакомство с историей родного края удовлетворяют потребность детей в общении, в познании духовных ценностей, обогащают внутренний мир ребёнка, расширяют кругозор, приобщают к культуре чтения художественной литературы.

(слайд 19) После посещения библиотеки, воспитанники ДОУ приглашают своих родителей посетить с ними библиотеку, чтобы взять для чтения то или иное произведение.

(слайд 21) Руководитель сельского музея, всегда рад видеть в гостях дошкольников, которые нередко приходят к нему в гости.

(слайд 22) В музее представлена и история развития родного села, экспозиция о сельчанах – участниках Великой Отечественной Войны, участниках боевых действий (Чечня, Афганистан).

(слайд 23) У ребятишек от удивления широко открываются глаза, когда они слышат знакомые фамилии, узнают новые факты из жизни села. Дети с нетерпением ждут новых встреч, чтобы сделать новые открытия в своей жизни.

Администрация села никогда не остается в стороне от проблем ДОУ, организует и осуществляет контроль за проведением мероприятий, которые проводятся в селе.

(слайд 28) Было бы неправильно не упомянуть про Благовещенский завод строительных материалов, руководство которого с вниманием и пониманием всегда подходят к проблемам детского сада, являясь спонсорами ДОУ. Оказывая посильную помощь в ремонте и подготовке детского сада к началу учебного года, ремонте и благоустройству участков и спортивной площадки.

Вся работа по социальному партнерству строится на основании общего плана мероприятий села и планов взаимодействия ДОУ и организациями села.

(слайд 29) Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.

В результате совместной работы детского сада с другими организациями нам удалось повысить качество образовательных услуг, удовлетворить потребность и запросы родителей, улучшить материально-техническую базу учреждения, поднять престиж детского сада в глазах общественности.


Ключевые слова: взаимодействие дошкольного учреждения с социумом, партнерство, сотрудничество, ознакомление детей с субъектами социальной сферы.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Сложившаяся социально-политическая ситуация диктует определенный социальный заказ образовательным учреждениям, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей.

В условиях современного общества, когда педагоги дошкольного образования, руководствуясь требованиями ФГОС, особое внимание социализации подрастающего поколения. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение детьми достаточным количеством знаний о социальном мире, в котором они живут. Вследствие этого одной из актуальных задач, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования, становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей.

Как помочь ребенку войти в окружающий мир? Мы считаем, что важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения города, в котором они живут, научить ребенка свободно ориентироваться там, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться. И, что немаловажно, одновременно воспитывать любовь и бережное отношение к своей малой родине, формировать ценностное отношение детей к культуре, через посещение библиотек, музеев, выставок.

Начиная со средней группы, воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. Родители дошкольников оказывают помощь при подготовке продолжительных экскурсий и целевых прогулок, сопровождают группу детей. По темам прогулок и экскурсий в дошкольном учреждении организуются фотовыставки, открытые обобщающие занятия и досуговые мероприятия, создаются альбомы, макеты.

Последний этап очень важен в данной работе, так как позволяет ребенку принять и ввести в свою жизнь полученный социальный опыт. Основными формами на данном этапе являются беседы, игры-путешествия, развлечения, экскурсии, викторины, КВНы, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В основу всех форм работы положен прием максимального и всестороннего погружения детей в тему. Большое значение уделяется продуктивной детской деятельности: создаются коллажи, альбомы, детские книжки, словари, сочиняются сказки, рассказы, изготовляются макеты и др.

Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка. Мы отмечаем, что наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, любознательными, внимательными, дружелюбными, почти готовыми выйти в большой взрослый мир, имея за плечами небольшой, но позитивный практический опыт общения с окружающим миром.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, подрастающее поколение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, знание, окружающий мир, социальный мир, духовное развитие, природный творческий потенциал.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Наш детский сад заинтересован в разрушении стереотипа о работе только с семьями воспитанников.

Сотрудничество с каждым учреждением позволяет повысить спрос на образовательные услуги для детей дошкольного возраста, помогает подготовить детей к более легкой адаптации в новой социальной среде, развивает коммуникативные качества, повышает уровень творческого саморазвития участников воспитательно-образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный процесс будет более эффективным, если ДОУ систематически и качественно ведет работу с социальными учреждениями города. Опыт работы нашего МДОУ показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, плодотворным и непринужденным, а самое главное качественным.

Создание партнерских отношений с социальными институтами нашего города позволит использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, значительную помощь внесло в решение многих образовательных задач, тем самым повысит качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума показывает, что у педагогов, детей и родителей появился стимул к сотрудничеству, желание видеть мир вокруг себя, участвовать в жизни города, улучшать его. Активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным

Цель проекта: Создание системы партнерства ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

1. Разработать и внедрить механизм взаимовыгодного социального партнерства ДОУ и окружающего сообщества.

2. Совершенствовать систему воспитательно- образовательной работы с дошкольниками.

3. Совершенствовать интеграцию различных организационных форм сотрудничества с социальными институтами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.

4. Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации детей в обществе, их социализации и личностного развития.

5.Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе ДОУ.

6.Формировать положительный имидж ДОУ в местном социуме.

Ожидаемые результаты проекта.

В ходе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

· Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.

· Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

· Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

· Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

· Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов;

· создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

· обеспечение информационной осведомленности социальных институтов о деятельности дошкольного образовательного учреждения;

· создание единой воспитательной системы

Ожидаемая практическая значимость проекта:

1. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка

2. Развитие коммуникативных способностей детей, духовно-богатой личности ребенка.

Читайте также: