Как должно проходить дистанционное обучение в школе в связи с карантином

Обновлено: 03.07.2024

С 23 марта по 12 апреля в столице закроют все школы, чтобы не допустить распространения коронавируса. Это не каникулы: детям предстоит учиться на удаленке. Мы изучили методические материалы для учителей, а также поговорили с педагогом, много лет занимавшим пост директора столичной школы №1298, ныне — уполномоченным по правам ребенка в городе Москве Ольгой Ярославской, чтобы ответить на вопросы о дистанционном обучении, о том, какие сложности с этим связаны и что предстоит пережить родителям.

Что значит "дистанционное обучение"? У ребенка будут все уроки по обычному школьному расписанию, но онлайн?

Нет. Школа не может требовать, чтобы ребенок по 45 минут без перерыва сидел у экрана. Онлайн-уроки для детей ощутимо короче обычных школьных — длятся не более 20 минут. Каждая школа, каждый учитель составляет свое расписание для конкретного класса, проводит с ребятами онлайн-конференции, индивидуальные уроки, общается с ними по телефону. Важно: дистанционное образование — это когда во время урока дети общаются с учителем, а не когда вместо занятий получают в электронном дневнике задание от учителя прочитать несколько параграфов и сделать конспект. Дистанционное обучение — это всегда вербальное общение с учителем. Если детям дают задания, а потом их проверяют — это самостоятельное электронное обучение, а не дистанционное.

Учитель также может использовать в работе с ребенком материалы Московской электронной школы (МЭШ) — масштабного образовательного проекта, состоящего из сотен онлайн-уроков от лучших российских педагогов, из творческих заданий и тестов. Они разбиты по темам и классам. Но если ребенок посмотрел такой урок, он все равно должен получить разъяснение и от своего учителя.

В интернете также доступен образовательный телеканал Мособр.ТВ, на котором в режиме прямого эфира можно смотреть ролики с уроками и лекциями по разным предметам.

Сервис "Яндекс.Учебник" предоставляет школьникам 1–5-х классов более 35 тыс. заданий разного уровня сложности, которые учитель и ученик могут использовать в работе.

Дистанционное обучение подразумевает индивидуальный подход к ребенку. Каждый учитель знает своих сильных, средних, слабых учеников. На удаленке у него есть возможность больше общаться с ребенком тет-а-тет, составляя задания специально для него. Сложившаяся ситуация новая и для детей, и для учителей. Кто-то из детей поймет, что ему интереснее и удобнее учиться именно так. А для учителей это вызов проявить себя и свои компетенции в IT-сфере, которым его учили не один год.

Как учителя будут контролировать усвоение детьми материала? Это вообще возможно на удаленке?

Возможно, детей будут делить на небольшие группы в зависимости от их успеваемости и заниматься сразу с группой через онлайн-конференциии. Это экономит учителю время и позволяет понять, кто понял материал, а кто нет. Если ребенок не усвоил тему, учитель может позаниматься по Skype индивидуально. Дети также будут выполнять самостоятельные работы, задания, которые позволят оценить их знания.

А ставить оценки и задавать домашние задания будут?

На дистанционном обучении дети выполняют много самостоятельной работы — по сути, она и есть домашняя. Малышам оценки обычно не ставят. Оценивать ли детей постарше — решает школа, учитель.

А что с дисциплиной? Учитель будет отмечать, кто был на уроке, а кто не был?

Во время дистанционного обучения ребенку важно организовать и соблюдать режим дня.

"Не надо спать до полудня, а потом приступать к урокам, — говорит Ольга Ярославская. — Родителям лучше поднимать ребенка примерно в то же время, что и обычно. Встали, покормили завтраком, переодели — не обязательно в школьную форму, но не должно быть никаких уроков в пижаме, с бабушкой или мамой, которые периодически подставляют на рабочий стол еду или ведут разговоры на посторонние темы".

Если родители не смогут создать дома рабочую обстановку и атмосферу, ничего не получится. Нужно объяснить ребенку, что просто это новый формат учебы. "Вот твое расписание, вот тебе будильник, часы. До часа дня ты работаешь. Потом обед. Потом свободное время".

"Ребенок тоже еще не знает, что значит учиться на удаленке, — отмечает Ярославская. — Не исключаю, что многим детям понравится так работать и они захотят остаться на дистанционном обучении и дальше. Но для этого нужна высокая организованность всей семьи".

Важно не забывать о физической активности. Ребенок может выходить на прогулку с собакой, пойти с родителями, с братом или сестрой в ближайший парк или сквер. Главное — не собираться с друзьями, одноклассниками, сократить контакты до минимума.

Нужно ли родителям теперь больше заниматься с детьми, объяснять темы вместо учителя?

Да, скорее всего, сейчас ребенку понадобится больше помощи, чем обычно. Увеличиваются объемы самостоятельной работы, а значит, будет больше вопросов, на которые ребенок захочет получить ответы.

И если в точных науках не все родители могут помочь, то выполнение заданий по русскому, литературе, истории, географии — повод для обсуждений, бесед, игр с ребенком.

Ольга Ярославская предостерегает родителей от соблазна делать задания за ученика:

"Часто нам проще сесть и быстро все сделать самим, чем объяснять, проверять, тратить на это время и эмоции. И все же лучше стараться мотивировать ребенка, стараться его заинтересовать и подвести к тому, что он справится с заданием сам".

Вопросы по организации дистанционного обучения для детей родители могут задать как учителю ребенка, так и на бесплатной горячей линии Министерства просвещения России. Здесь же представлена подробная информация о ресурсах, которые предназначены для учебы на удаленке.

Какие будут сложности?

"Сейчас проект "Московская электронная школа" проходит серьезную проверку, потому что так массово дети к нему пока не обращались, — объясняет Ольга Ярославская. — Ситуация длительного карантина выявит слабые места, над которыми надо работать.

Есть вопросы, с которыми мы сейчас сталкиваемся и над которыми работаем: как будут получать образование дети, у которых нет гаджетов? Выдержит ли интернет? Он должен быть высокоскоростным для виртуального общения, готовы ли школьные серверы к тому, чтобы сразу охватить большое количество учеников?

На учителя сейчас возрастает нагрузка. Это проверка и педагогов, их готовности так работать с большим количеством детей. Учитель — первый человек, который заинтересован в том, чтобы все получилось, потому что школьной программы никто не отменял и потом именно с учителя спросят, если у детей в знаниях будут пробелы. Уверена, что для талантливого учителя карантин — дополнительная возможность проявить креативность, придумывать нестандартные решения".

Как школе перейти на дистанционное онлайн-обучение? Пошаговые инструкции опубликовало министерство просвещения в своих рекомендациях для регионов.

1. Для начала школа разрабатывает свой локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения. В том числе в нем должен быть определен порядок индивидуальных консультаций и проведения контрольных.

2. Затем нужно сформировать расписание занятий на каждый день по каждому предмету. При этом предусмотреть сокращение времени урока до 30 минут.

3. Школа знакомит учеников и их родителей с новым форматом работы: с расписанием занятий, графиком контрольных, консультаций.

Фото: iStock

4. Нужно обеспечить выставление оценок в электронной форме.

5. Родители должны подтвердить выбор дистанционного обучения своим заявлением.

6. Школа вносит корректировки в рабочие программы и учебные планы (например, вводит онлайн-консультации).

7. Организовывает занятия, консультации, вебинары на школьном портале или другой цифровой платформе. Например, с помощью "Скайпа".

8. Учителям рекомендуется создавать простейшие, "нужные для обучающихся ресурсы и задания". А еще - выражать свое отношение к работам школьников в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций.

9. Директору школы нужно мониторить каждый день: кто из детей фактически все-таки приходит в школу, кто учится дистанционно, и кто болеет и учиться вообще не может.

- При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного, - говорится в рекомендациях министерства.

На время вынужденных каникул российские издательства открыли бесплатный доступ к базе электронных учебников

Напомним, ранее министерство просвещения рекомендовало школам уже с 23 марта и до 12 апреля уйти на каникулы. Или ввести в это время дистанционное обучение детей. Конкретные меры каждый регион определяет сам. Кроме того, минпросвещения уже договорилось с провайдерами связи о расширении доступа к ключевым образовательным интернет-ресурсам. И рекомендовало самые интересные и полезные из них. Например, Российскую и Московскую электронные школы, "Яндекс.Учебник", "Учи.ру" или, например, "ЯКласс". Ведущие российские издательства - "Просвещение" и "Российский учебник" - уже открыли бесплатный доступ к огромной базе своих электронных учебников.

Вслед за рекомендациями для школ министерство просвещения направило во все регионы практические рекомендации, как могут и должны организовать онлайн-обучение техникумы и колледжи.

- Допускается работа обучающихся в "виртуальных группах", в том числе с помощью систем видео-конференц-связи, - говорится в документе.

При этом колледжи и техникумы смогут сами выбрать удобные для учебы электронные ресурсы и приложения.

Что еще важно? Если перевести студентов колледжей на онлайн-обучение не получится, можно предусмотреть возможность предоставления им каникул либо перевода обучающихся на индивидуальные учебные планы.

А теперь пошагово: что могут сделать колледжи?

1. Издать приказ о временном переходе на дистанционное обучение в связи с особыми обстоятельствами.

2. Назначить ответственного за консультирование педагогов и студентов по использованию электронных образовательных технологий.

3. Обеспечить создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ студентов, организацию текущей и промежуточной аттестации.

4. Разместить на своем официальном сайте инструкцию для студентов и педагогов о том, как получить или восстановить свой логин и пароль, а также инструкции по организации работы в "виртуальных" и "совместных" группах.

5. Самостоятельно отобрать и рекомендовать цифровые сервисы для проведения вебинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования.

6. Определить, какие учебные дисциплины могут быть реализованы с помощью онлайн-курсов, какие из них потребуют присутствия студента перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме.

7. Опубликовать на своем сайте расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.

8 .Перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.

9. Локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году, и внести изменения в основные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

С 23 марта и до 12 апреля все школы, колледжи и техникумы ушли на удлинённые каникулы. Каждой образовательной организации дан выбор: отпустить детей на отдых или организовать дистанционное обучение.

Вполне возможно, что и после 12 апреля каникулы будут продлены. Тогда включаться в дистанционное обучение нужно будет всем, чтобы успеть пройти программу до конца учебного года.

Министерство просвещения опубликовало методические рекомендации по организации такого обучения (а в ближайшее время министерство подготовит соответствующий приказ).

Я изучил для вас нормативные акты из этой сферы и расскажу, как удалённое обучение будет проходить, а также какие права и обязанности у участников процесса.

Как идут уроки

Первое отличие — занятия проводятся по той же программе и по тому же расписанию, но в сокращённом виде. Продолжительность одного урока — не более 30 минут.

К дистанционному учебному процессу предъявляются те же требования, что и к обычному:

  • нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели;
  • максимальное количество уроков в день: 4 — для 1 класса, 5 — 2-4 класс, 6 — 5-6 класс, 7 — 7-11 класс;
  • между уроками должны быть промежутки, чтобы ребёнок мог отдохнуть.

Организовывать дистанционные уроки можно в различных формах: как путём видеоконференций (рекомендуется использовать Скайп), так и в виде выдачи заданий для самостоятельной работы.

Важно знать, что если детям дают только задания для самостоятельной работы и потом проверяют результат — это самостоятельное обучение, а не дистанционное.

Дистанционное обучение обязательно предусматривает вербальное общение с детьми. В противном случае образовательный процесс идёт с нарушениями.

За школой и педагогом остаётся право оценивать или не оценивать результативность учеников во время дистанционного обучения. В первом случае школа обязана организовать возможности для электронной проверки заданий и выставления оценок.

Учителям рекомендуется давать на задания учащихся не только числовую оценку, но и текстовые или аудиорецензии, а также организовывать онлайн-консультации.

Формат общения

Педагог волен сам выбирать, как ему удобнее выдавать задания и общаться с детьми: через Скайп, мессенджеры, по телефону или с помощью других средств, в том числе специальных интернет-порталов.

Можно организовывать занятия со всем классом, с отдельными группами или с учениками индивидуально.

Посещаемость и дисциплина

Руководство школы обязано ежедневно контролировать число учеников, фактически принимающих участие в дистанционном обучении.

С понятием карантина знаком почти каждый. В школах во время введения карантина действует особый режим и организуется дистанционное обучение. Ограничительные мероприятия или карантин — административные, медико-санитарные, иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения. Карантин в школе — это мероприятие, которое также заключается в организации целого комплекса необходимых мер. В каких формах может осуществляться обучение в школе во время карантина? Могут ли время карантина считать временем очередных каникул? Какие действия обязательно должны быть предприняты для предотвращения распространения заболевания в школе? Ответы на вопросы можно найти в законодательной базе, в части касающейся карантинного режима в образовательных учреждениях.

Если в школе объявлен карантин, на основании приказа директора школы о применении ограничительных мероприятий, то школьный медработник составляет систему ограничительных мероприятий, комплекс которых призван предотвратить инфекционное заболевание.

Администрация школы следит за соблюдением особого режима в школе, устанавливает режим работы образовательного учреждения во время карантина. Медицинский работник готовит журнал медосмотра контактных детей, журнал инструктажа работников и обучающихся в условиях карантина, лист медицинского наблюдения за детьми.

Обучающиеся не посещают образовательное учреждение во время ограничительных мероприятий, но учебный процесс продолжается. Обучающиеся во время карантина выполняют задания педагогов, получают оценки. Особенно стоит отметить, что карантин не является временем каникул. Каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком. Примерно такое же определение каникул дано в соответствующих санитарных правилах и нормативах. Каждый обучающийся имеет право на каникулы. Периодичность каникул устанавливается календарным учебным графиком, являющимся частью образовательной программы. Изменение учебного плана, календарного учебного графика недопустимо. Карантин является ограничительным мероприятием административного характера, направленным на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Очевидно, что каникулы как плановые перерывы для отдыха не имеют ничего общего с периодом карантина, в течение которого образовательный процесс может продолжаться в формах, не связанных с посещением детьми образовательных организаций. То есть период карантина никак не может подменять период каникул.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели.

  1. Полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
  1. Частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника.

Читайте также: