План урока самопознание 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое разработки

План урока самопознания

Тема: Мир и согласие – путь человечества.

Ценность: Ненасилие

Качества: дружелюбие, уважение, терпимость по отношению ко всему окружающему.

-  развитие умения мирно взаимодействовать с окружающими людьми;

- воспитание чувства уважения друг к другу, уважение ко всем религиям и культурам.

аудиозапись, слайдовая презентация

Орг.момент. Позитивный настрой.

Проверка домашнего задания. стр. 172, 174 - 173

- Согласны ли вы с утверждением, что толерантность - это гармония многообразия?

- Почему в современном мире имеет место агрессивность, экстремизм и конфликт?

- Как вы думаете, чему будут способствовать наличие качеств толерантной личности?

- Каким вы видите День толерантности в вашей школе, в вашем городе?

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (цитата).

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- В чем в вашем понимании ценность жизни?

- Какое чувство вы испытывали при просмотре этого ролика?

- Каждый ли человек может попасть в подобную ситуацию, и смогли бы вы повторить поступок детей?

И в подтверждение обратимся к высказыванию У. Теккерея:



Рассказывание истории (беседа). Подарок.

Однажды миролюбивые жители Земли попросили одного чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролитие на планете.

— Прекрасно! — воскликнули люди.

Взмах волшебной палочки — и дело сделано.

Дня три на планете царил мир, пока большинство из тех, кто склонен повоевать, искали и не могли найти своего оружия. А поняв, что потеряли его навсегда, они смастерили копья из молодых деревьев и возобновили войны.

Когда это печальное известие дошло до волшебника, он сказал:

— Не беспокойтесь. Я уничтожу все молодые деревья, и эти драчуны больше не смогут воевать.

После двух-трёх дней бесплодных поисков молодых деревьев, пригодных для изготовления копий, воинственно настроенные люди, начали валить деревья-великаны, делать из них дубинки и опять возобновили кровопролитие. Волшебник истребил все большие деревья. Тогда люди изготовили ножи и мечи из металла. Он уничтожил весь металл на планете. Люди смастерили пращи и начали метать друг в друга камни. Пришлось уничтожить и камни. И тогда забили тревогу сторонники мира: ещё бы — пропали все деревья, не стало металлов и камней. Как теперь жить, что есть? Скоро совсем не станет растительности, и люди умрут, даже не воюя. Нет, это не решение проблемы.

— Даже и не знаю, что теперь делать. Я бы уничтожил всё человечество, но, к сожалению, это пока не в моей власти!

Миротворцы впали в уныние, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребёнок.

— Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость. Тогда наверняка никто не станет причинять боль другому, потому что сразу же сам почувствует боль и будет вынужден остановиться.

Все прониклись величием мысли, изречённой устами младенца, а волшебник в точности воплотил его идею в жизнь. Он вернул все деревья, металлы и камни, и даже оружие, которое люди вскоре переделали в орудия труда.

С этого дня никто на планете не причинял страданий соседу, потому что тогда и ему самому пришлось бы испытывать боль. Напротив, люди принялись помогать друг другу, потому что им нравилось чувство радости, которое они испытывали при этом. И зажили они в гармонии и радости.

Вопросы:

- Какая идея заложена в данной притче?

- В чем мудрость младенца?

- Что является важнейшим в сохранении мира и согласия между людьми?

- Как нужно относиться к окружающим, чтобы процветали мир и любовь?

Творческая деятельность, групповая работа.

Творческая работа, работа в парах.

Групповое пение.

OPEN KIDS - МИР БЕЗ ВОЙНЫ (И ДЕТИ ЗЕМЛИ)

Музыка и слова - Екатерина Комар.

Что-то в мире случилось такое

Сердце стало у всех ледяное

О любви и мечте забываем

И все чаще близких теряем

За идею слепую не близкую нам

Мы не слышим и спорим друг с другом,

Но опомнись и протяни руку

Ведь не важно какого-то ты цвета

На каком ты конце планеты

Ведь для нас для всех Земля одна

Дети всей Земли

Если б ваши сны

Мир наш изменить смогли

Жили что б не врозь

Небо что б без слез

В мире без войны

Предательства и вины

Мы все изменить должны, должны

Если будем мы в светлое верить

Станет в мире немножко добрее

Мы не будем жалеть со слезами

Будут в дома папы и мамы

И все дети счастливее станут чуть - чуть

Люди всей Земли

Будь те же детьми

Что б мир изменить смогли

Жили что б не врозь

Небо что б без слез

В мире без войны

Предательства и вины

Мы все изменить должны, должны…

Будьте же дітьми

Щоб світ змінити теж змогли

Жили разом скрізь

Небо щоб без сліз

В світі без війни

People on the Earth

Keep your souls unclosed

Change the world i`m begging please

Hide away your fears

Skies without a tears

Living lasting peace

Без страха и без вины

Мы все изменить должны

этот мир без войны

Домашнее задание.

Заключительная минута тишины.

Вот и подошел к концу наш с вами разговор. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили? Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?

Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата : _________________ № 7

Тема Найти себя.

Ценность истина Качества поиск знаний, вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела

Педагог Коротаева ВМ Класс 11 Кол-во уч-ся _______

Цель: Углубление представлений об истине как общечеловеческой ценности, которая составляет смысл жизни человека.

Задачи :

-Учить отличать вечное от временного, реальное от нереального; помочь понять, что в поисках истины поможет вера в себя;

-Развивать умение определять свою жизненную позицию;

-Воспитывать чувство ответственности за свои мысли, слова и дела.

Ресурс ы : (материал ы , источники )

- Приветствие учеников ( 3 мин)

Встанем, поприветствуем гостей и друг друга.

С әлеметсізбе, оқушылар!

G оо d morning , bo у s а nd girls !

Сегодня прекрасный день и я желаю каждому из вас успехов.

– Оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки, тетради для цитат. Дисциплина.

Учитель: Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому – нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат.

Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые нас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу.

А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.

- Кто хочет поделиться впечатлениями?

- Какие чувства вы испытали?

- Что интересного и необычного увидели?

- Удалось ли ощутить тишину, покой и счастье?

2.Проверка домашнего задания .

Проверить задание 1 в тетради, на стр. 19.

1) Стремление жить в соответствии с долгом и совестью;

2) В соответствии с установленными законами и нормами;

3) Стремление активно участвовать в строительстве жизни.

(Заполняют карточки)

Анализ: Как справились с данной работой? Смогли разделить список на три группы?

Примечания

Постановка целей, определение темы.

-Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

hello_html_m63576f15.jpg

-Каковы цели нашего урока?

-О чем мы сегодня будем говорить?

Заполните дерево предсказаний. Напишите предположения и аргументы.

Выступления детей.

3.Позитивное высказывание (цитата) .

Правдивое сердце — главное оружие истины.

Чтение цитаты хором, затем девочки, потом мальчики.

Какая ценность является основой высказывания?

Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- Запишите цитату в тетрадь.

4.Рассказывание истории (беседа). Подарок от учителя.

(Учебник с.44 рассказ)

С.Садвакасов

Подумайте. Ведь и поэты, и философы, и музыканты, и изобретатели, и художники, и учителя, врачи и инженеры делятся с людьми тем, что умеют.

А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. И люди называют это подвигом. Что же движет человеком. Необычайная сила духа, духовность личности?

А что движет человеком, способным забрать жизнь другого человека, других людей. Люди дали и этому явлению свое название - преступление. Кто способен преступить запрет, закон, заповедь?

Бездуховный человек - это человек без души. Вот и получается, что смысл жизни определяется нравственным, духовным выбором человека. А в процессе жизни малые поступки перерастают в большие дела, становясь благом для самого человека и других людей или злом для всех, подвигом или преступлением.

А) О каких ценностях жизни размышляет журналист?

Б) В чем, по вашему мнению, заключается смысл жизни человека?

В) Что придает ценность вашей жизни?

Г) Что значит бездуховный человек?

Д) Правда и Истина – это одно и то же? Обоснуйте свой ответ.

Е) Были ли в вашей жизни случаи, когда вы, несмотря ни на что, были честны с собой и окружающими? Что вы при этом чувствовали?

5.Творческая деятельность, групповая работа.

Жизненное предназначение - ____________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_m3ccb702a.jpg

4 Задание. Напишите стихотворения о смысле жизни.

hello_html_m7ca0bf12.jpg

Время выполнения каждого задания- 5 мин

6.Групповое пение.

музыка-Евгений Крылатов, слова-Леонид Дербенев

1.Сыграть мы пьесу были рады,
И все старались искренне,
И все что видели вы, - правда,
И все что слышали вы, - правда,
Правда, да не истина.
Припев:
Есть правда скромная, есть правда гордая,
Такая разная всегда она,
Бывает сладкая, бывает горькая,
И только истина всегда одна.
Есть правда светлая, есть правда темная,
Есть на мгновенье и на времена,
Бывает добрая, бывает твердая,
И только истина всегда одна.
2. Порой восстанет брат на брата,
Безжалостно, неистово,
И все, что первый крикнет, - правда,
И что второй ответит, - правда,
Правда, да не истина.

Припев.

3.Сражались мы неоднократно
С неправдой ненавистною,

Но часто нам мешала правда,
Земная маленькая правда,
Правда, да не истина.

Припев.

7.Домашнее задание.

Учебник. Стр. 48, отрывок из письма Анны Степановны Тарасовой.

Тетрадь ученика. Стр.20, задание 3. Оцените свои способности.

- Я хочу подарить свою звезду . за .

hello_html_158849a.jpg

Оценивание работы в группе.

Заключительная минута тишины.

-Закройте глаза и вспомните, что вы узнали нового сегодня на уроке, пропустите эти знания через сердце. Пусть истина навсегда поселится в вашей душе и будет путеводной звездой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.

Учащиеся, концентрируясь на позитивном настрое, расслабляются и настраиваются на глубокое размышление.

Учебник, методическое пособие для учителя, аудиозапись

Солнечное утро. Музыка Сергея Чекалина.

2. Проверка опережающего домашнего задания (3-5 мин)

Вопросы для беседы:

1. Чему Сантьяго научился

2. Как вы думаете, действительно ли судьбы всех людей связаны между собой?

4. Что изучает древняя наука алхимия? Почему Сантьяго полагал, что алхимии можно научиться в повседневной жизни?

5. Как учился Англичанин?

Что произошло, когда Сантьяго и Англичанин решили поменяться способами обучения?

6. Какой способ обучения вам ближе? Чему вы научились у жизни?

7. Прокомментируйте последний абзац отрывка. Что значит искать свой путь? Почему те люди, которые ищут свой путь, достойны уважения?

Учебник по самопознанию

3.Позитивное высказывание (цитата) (3-4 мин)

"Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало"

*Как вы понимаете смысл изречения?

*Почему понимание цели дает нам внутреннюю силу, а отсутствие цели ослабляет нас?

Учитель предлагает записать цитату в тетрадь.

Учащиеся обсуждают смысл высказывания французского писателя-романиста 19 века В.Гюго, повторяют его несколько раз и записывают в тетрадь

ПК, презентация, слайд.

4. Рассказывание истории (беседа)

В качестве подарка учитель рассказывает притчу о предназначении и жизненных путях человека.

Пять мудрецов

Вопрос учащимся: Как вы думаете, он был прав? Или вы считаете настоящим мудрецом кого-то другого из пятерых?
Затем учитель продолжает притчу:

Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.
Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека.

- О чем спорили мудрецы?

- Почему мудрецы решили разделиться и пойти своей дорогой?

- Почему каждый человек должен пройти свой путь?

- Как вы думаете, у каждого ли человека есть свое предназначение жизни, своя миссия?

- В чем отличие миссии человека и таланта человека?

- Почему важно осознавать, что какой-бы путь мы не избрали, он должен быть неразрывно связан с бескорыстным служением?

- Как вера в себя помогает найти свое предназначение?

- Прислушиваетесь ли вы к своей интуиции, внутреннему голосу в выборе своего жизненного пути? Расскажите об этом.

Учащиеся после прослушивания притчи, глубоко размышляют над истинным предназначением жизни человека, которое связанно с бескорыстным служением, отвечая на вопросы учителя.

5. Творческая работа/

Затем учащиеся делятся на 5 групп согласно выбранной ценности. В группе учащиеся показывают профессии, сущность которых определяет эта ценность.

Любовь - учитель, воспитатель

Истина – прокурор, депутат

Праведное поведение - следователь, военный.

Покой - инструктор йоги, психолог

Ненасилие - врач, эколог

в группах должны прислушаться к своему внутреннему голосу и понять какую общечеловечес-кую ценность они хотели бы реализовать на своем жизненном пути, затем соотносят их с профессиями, и презентуют плакат (постер) отражающий их понимание изученной темы.

Постер, карандаши

6. Домашнее задание (1-2 мин)

Учащиеся записывают домашнее задание.

7. Групповое пение.

Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!
Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!

Сочиняй, удивляй, удивляйся, люби,
Без сомнений встречай повороты судьбы.
Смысл жизни ищи и в сомнениях любых,
Помни, что ты сильнее, сильнее, сильнее люби.

Выбирай только сердцем своим
И раскрашивай счастьем своим каждый миг.
Без боязни, напротив течения плыви,
Пробуй новое, светлое. Помни, что здесь…

Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!
Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!

Никогда не сдавайся, забудь о ничьих.
И для этого есть сотни тысяч причин.
Полыхай и искрись, словно звезды в ночи.
Обязательно птицу-мечту распишись -получи.

Доверяй только чувствам своим.
Оставайся собой, а не кем-то другим.
Если просят о помощи, то помоги.
Если силы кончаются, помни, что здесь…

Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!
Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!

Не отдавай свою свободу!
Не отдавай свою свободу!
Не отдавай свою свободу!

Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас.
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!
Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас.
Ничего в мире нет такого…

Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!
Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам!

Не отдавай свою свободу!
Не отдавай свою свободу!
Не отдавай свою свободу!

Учащиеся совместно с учителем исполняют песню.

Текст песни выводится на экран.

Автор слов и музыки: Алексей Ракитин.

8. Заключительная минута урока

Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и вспомнить то, что понравилось на уроке, сохранить это в своем сердце.

Дорогие ребята, запомните прекрасное высказывание П. Коэльо:

Поэтому ничего не бойтесь, ищите свое жизненное предназначение, слушайте свою интуицию и верьте в себя!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:, формированию миро­воззрения, индивидуальных особенностей, стремлений, поиска истины в себе.

Задачи: дать понятия об отличий временного от вечного, реального от нереального,;

- способствовать делать самоанализ;

- содействовать правильному профессиональному самоопределению, выбору профессии;

- развивать позитивное мышление.;

- развивать навыки планирования и моделирования ситуаций, творческого мышления и воображения, анали­тических способностей;

- развитие умения отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений;

- воспитывать чувство ответственности и уважение ко всем религиям.

Ресурсы:(материалы, источники)

Орг.момент. Позитивный настрой.

Мысленная прогулка в лесу.(Замечание: если этот урок проводится на открытом воздухе, то воображаемую прогулку можно начать с какого-нибудь места в саду, а не из класса).

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

2.Проверка домашнего задания.

Чтение текста журналиста С. Садвакасовой застав­ляет учащихся задуматься, может, ценность жизни есть в том, чтобы делиться с людьми тем, что любишь. В результате обсуждения делается вывод, что смысл жизни определяется нравственным, духовным выбором человека, и по мере развития жизни малое перерастает в большое и становится или благом для самого человека и других людей, или злом для всех. Или подвигом, или пре­ступлением.

Учебная информация вводит понятие жизненное предназначение и определяет признаки его присутствия в жизни человека: это, прежде всего, внутреннее неудовлет­ворение от своей деятельности, от своих успехов и резуль­татов своей работы. И чувство, что жизнь как будто проживается без смысла, проходит впустую, тратится на разную ерунду.

3.Позитивное высказывание (цитата).

Годы юности - самые трудные годы. Ибо это - годы выбора.

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

Н.Н. Миклухо-Маклай.

Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою. жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто.

Знание человеком своего предназначения прямо или косвенно влияет и на всю целиком жизнь человека и на ее отдельные составные элементы, факторы успеха, самореализации, счастья.

Рассказывание истории (беседа). Вот пример творческой судьбы талантливого шотланд­ского химика Джеймса Хэннея, попытавшегося в конце XIX века синтезировать искусственные алмазы! История эта закончилась трагически. Никто не поверил его успешным опытам! Глубоко уязвленный непониманием коллег, он полностью прекратил занятия наукой и окончил свои дни в психиатрической больнице.

А началось все в 1797 году, когда английский химик С.Теннант произвел поистине королевский опыт - сжег алмаз в закрытом золотом сосуде, чем экспериментально доказал, что алмаз является прямым родственником графита и печной сажи. Вскоре ученые предположили, что алмазы образуются при высоких давлениях и темпера­турах. Первые серьезные эксперименты по синтезу алмазов произвел русский ученый В.Н. Каразин в 1823 году, но они окончились неудачей. С этого момента началась захва­тывающая 130-летняя история попыток синтезировать алмазы.

Основатель физики высоких давлений, лауреат Нобелевской премии П.У. Бриджмен как-то заметил по поводу этой истории: "Попытки добиться успеха в этой захватывающей проблеме обнажили весь спектр человечества: люди, от блестящих ученых до откровенных шарлатанов и жуликов, дарили ей свой ум и страсти".

Вот в такой атмосфере начинал Джеймс Хэнней свои удивительные эксперименты. Химией он увлекся еще в детстве, когда помогал взрослым делать фейерверки. Начал читать книги по химии, проводить опыты в домашней лаборатории. В 17 лет Джеймс поступил работать на Шоуфилдский химический завод в Глазго. Уже через год, в 1873 году он опубликовал первые шесть научных статей по химическому анализу. В 21 год Хэннея избирают членом Королевского общества, и он поступает в колледж.

С 1877 года подающий большие надежды молодой ученый начал публиковать свои наиболее важные научные работы.

И вдруг, неожиданно для всех, в 1879 году оставил должность ассистента в Манчестерском колледже, органи­зовал за свой счет небольшую лабораторию и начал упорные поиски способа синтеза алмазов. Что побудило его на этот шаг?!

В сентябре 1879 года, после многочисленных неудачных опытов, Хэнней разработал очередную методику экспери­мента. В закрытую с одной стороны стальную трубу заливали смесь из 90% парафина, 10% костяного масла и нескольких граммов лития. Открытый конец трубы наглухо заковывался, и трубу укладывали в печь. Там она нагрева­лась до красного каления и выдерживалась при такой температуре 14 часов. Давление в трубе поднималось до 2000 атмосфер. Затем трубу медленно охлаждали и извлекали из нее черную спекшуюся массу. Если идея верна, то в ней должны обнаружиться синтезированные алмазы.

Несовершенная техника того времени превращала идею эксперимента в задачу за гранью возможного. Чего стоило только предотвращение выкипания смеси при заковывании раскаленного до бела конца трубы. Трубы почти непре­рывно взрывались. Приходилось заново перекладывать печь! Эксперименты быстро подтачивали и без того небольшое состояние химика. Несмотря на все трудности, Хэнней продолжал работать.

Во время 63-го эксперимента в печь положили пять труб. Две из них скоро взорвались, спустя некоторое время - еще две. Но последняя труба выдержала длительный нагрев. После медленного охлаждения ее вскрыли, Хэнней принялся под микроскопом изучать содержимое. И вот блеснуло несколько маленьких прозрачных кристалликов. Это было чудо! Оказалось, что они царапали даже твердый сапфир. Неужели опыт удался?!

Окрыленный долгожданным первым успехом, Хэнней провел еще 17 экспериментов. Только в двух из них трубы уцелели, и в них снова образовались мелкие прозрачные кристаллики. Несомненно, Хэнней продолжал бы экспери­менты, но кончились деньги. Изучение полученных кристал­ликов показало, что они на 98% состоят из углерода, имеют плотность 3,5 и очень высокую твердость. Хэнней отбросил последние сомнения: получены искусственные алмазы!

Кое-кто подозревал, что ради желания прославиться Хэнней раздробил на мелкие осколки редкий бриллиант. По те, кто знал его - а среди его близких друзей были такие известные химики, как Уильям Рамсей, - не допус­кали и малейших сомнений в честности Хэннея. Кроме того, сегодняшние знания о фазовых переходах углерода позво­ляют предположить, что в условиях эксперимента Хэннея возможно образование алмазов.

Итак, вероятно, именно Джеймс Хэнней впервые полу­чил искусственные алмазы, причем высшего, ювелирного качества. Понадобилось почти сто лет, чтобы повторно синтезировать искусственные алмазы высшего качества, способные конкурировать с природными ювелирными.

Эта история наводит на недоуменные размышления: почему уникальный взлет человеческого гения и упорства остался в забвении, в то время как не менее (но и не более!) удивительные и ошеломляющие работы современников Хэннея, такие, как фонограф Т.Эдисона, радио А.С.Попова и т.п., были оценены по достоинству? В чем состояла ошибка Хэннея? Мог ли он избежать столь несчастной судьбы.

Перенестись бы на Машине Времени в прошлое, прожить там лет тридцать, а затем, умудренному жизнен­ным опытом, вернуться в свое время и начать все сначала! Но Машины Времени у нас нет: ее изобретатель, великий писатель-фантаст Герберт Уэллс не раскрыл нам свои секреты.

В творчестве нет места однообразию и скуке!

Попытки самостоятельного решения нескольких творческих задач помогут вам получить представление о приключениях мысли - и не бойтесь начать, не огорчайтесь неудачами!

Сначала подумайте, какие несовместимые требования могут содержать эти задачи. Затем постарайтесь решить их так, чтобы ваши решения удовлетворяли обоим требованиям.

После переезда в новую квартиру приходится сверлить множество отверстий в стенах, чтобы подвесить настенные шкафы, книжные полки и т.д. При сверлении из отверстия вылетает мелкая пыль. Отмыть от нее полы нелегко, да и хлопотно. Как обойтись без этого? То есть необходимо, чтобы и отверстия сверлились по-прежнему, и при этом полы оставались чистыми.

Нелегко ручной пилой ровно обрезать торец толстого деревянного бруса или бревна. Обычно линию будущего реза предварительно обводят карандашом. Но требуется немалая сноровка, чтобы придерживаться этой линии. Пила все время норовит повернуть в сторону, и рез получается косым. Усовершенствуйте способ пиления, чтобы любой новичок без труда мог ровно обрезать торец бруса. Спо­соб должен быть предельно простым. Ваши предложения?

Не слышны в саду даже шорохи,

Все здесь замерло до утра.

Если б знали вы, как мне дороги

Речка движется и не движется,

Вся из лунного серебра.

Песня слышится и не слышится

В эти тихие вечера.

Что ж ты милая, смотришь искоса,

Низко голову наклоня?

Трудно высказать и не высказать

Все, что на сердце у меня.

А рассвет уже все заметнее.

Так, пожалуйста, будь добра,

Не забудь и ты эти летние

Заключительная минута тишины.

Качества____Самоанализ человека ______

Цель:, формированию миро­воззрения, индивидуальных особенностей, стремлений, поиска истины в себе.

Задачи: дать понятия об отличий временного от вечного, реального от нереального,;

- способствовать делать самоанализ;

- содействовать правильному профессиональному самоопределению, выбору профессии;

- развивать позитивное мышление.;

- развивать навыки планирования и моделирования ситуаций, творческого мышления и воображения, анали­тических способностей;

- развитие умения отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений;

- воспитывать чувство ответственности и уважение ко всем религиям.

Ресурсы:(материалы, источники)

Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленное путешествие в подводное царство.(Попросите учеников сесть в круг, руки на коленях или на столе, ноги не скрещиваются. Следите за тем, чтобы они держали спину прямо. Включите негромкую спокойную музыку).

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушай­тесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда . это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

3.Позитивное высказывание (цитата).

Годы юности - самые трудные годы. Ибо это - годы выбора.

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

Н.Н. Миклухо-Маклай.

Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою. жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто.

Еще рывок, и ты победил,

Еще шаг, и ты дошел.

Ты птицу удачи за крылья схватил.

Себя в этом мире бескрайнем нашел.

Ты много терял, не жалея потери,

Ты много искал, не надеясь найти,

Того, что другие искать не хотели,

Что просто теряли на долгом пути.

Ты видел, как честью бросаются глупо,

Ты видел, как совесть за рубль продают,

Ты видел, как в грязь опускаются тупо,

Как топчут себя, на себя как плюют.

Ты сам это все испытал на себе,

Ты все это видел своими глазами,

Но ты победил, и теперь в стороне,

Хоть руки умыл ты чужими слезами.

Рассказывание истории (беседа).

На первом месте среди вопросов, волнующих подростков, несомненно, стоит проблема выбора профессии. Безусловно, каждому важно выбрать для себя дело, которому он готов посвятить свою жизнь .

. У большинства подростков более точное решение сформировывается в старшем школьном возрасте. У них уже есть собственные предпочтения. Некоторым нравится какой-либо предмет в школе, и именно с ним они хотят связать будущую профессию. Кто-то занимается любимым делом во внеурочное время: посещает музыкальную школу, художественную или театральную студию.

. Самым нежелательным, на мой взгляд, является вос­приятие работы в качестве беспрекословной обязанности, которую нужно выполнять только в целях заработка денег. Профессия должна стать призванием, чтобы человек мог реализовать в ней свой творческий потенциал.

. Мне кажется, самая распространённая ошибка молодых людей состоит в том, что они гонятся за про­грессом, выбирая, например, такие профессии, как программист, маркетолог или менеджер, но не до конца понимают, чем они будут заниматься. Такой выбор может совершенно не оправдать ожиданий этих людей, и со временем придёт понимание того, что престиж - это не главное.

. Наиболее важным является соответствие выбранной профессии характеру человека. Естественно, раздражи­тельному не подойдёт профессия, связанная с работой с людьми (например, психолог, учитель, врач), активному и творческому не удастся проявить себя как бухгалтер или экономист, а медлительный человек не сможет работать в сфере обслуживания (кассир, продавец). Каждый человек знает свои особенности и, исходя из них, должен поста­раться выбрать себе подходящую профессию.

В мире существует более 2000 профессий, так что сделать выбор и принять решение довольно трудно.

Творческая деятельность, групповая работа. Учитель может провести с детьми следующие задания. Они помогают осознать не только значимость этого шага, но все его трудности.

1. Определение мотивации - один из наиболее важных этапов поиска работы, поскольку именно внутренние мотивы задают направление поиска и определяют его стратегию.

высокая зарплата;

возможность завоевать авторитет;

потенциал карьерного роста;

интересная работа;

работа повышает уровень самоуважения;

возможность профессионального роста.

Задача: Рассмотрите пути поиска работы. Какие из них рекомендуют использовать ваши родители? Что выбираете вы?

• Еще один путь - это воспользоваться информацией в специализированных газетах и журналах. В каждом летном киоске таких изданий много и они пестрят объявлениями: нужен, нужен, нужен. Но будь на чеку. Среди объявлений много недобросовестных. Не соблазняйся, если предлагается большая зарплата без указания характера работы. Тебя должно насторожить, если не указан прямой номер телефона, а, например, только мобильный. Обещания раскрыть секрет больших заработков в обмен на 10 долларов, которые ты должен выслать по указанному адресу, рассчитано на наивных претендентов. А ты - не такой. Учись читать между строк и отсеивать такие объявления с первого взгляда.

Объявления представителей сетевых структур также тебя будут преследовать везде. Они ищут бесплатных работников, а ты ищешь оплачиваемую работу. Следовательно, вам не по пути.

Сейчас модно искать работу через Интернет. Основное достоинство такого поиска - это оперативность информации о вакансиях, что предоставляется. Ты можешь позвонить по телефону потенциальному работодателю сразу же, как только его объявление появится в сети, и опередить своих конкурентов.

Читайте также: