Ученые о проектной деятельности в школе

Обновлено: 03.07.2024

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

  • соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
  • совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
  • пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
  • развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
  • обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

  1. Проект — это всегда что-то новое.
  2. Проект решает чью-то проблему.
  3. У проекта всегда есть социально востребованный результат.
  4. У проекта есть временные рамки.

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

  • новые знания, оформленные в статью;
  • устройство или прототип;
  • художественный объект;
  • технология или инновации.
  • вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
  • hard skills;
  • soft skills;
  • внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

  • школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
  • педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
  • наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др

Принятые новые образовательные стандарты предполагают преобразование основной цели образовательной системы, что в свою очередь, потребовало существенных изменений в деятельности учителя. В настоящее время учитель должен не только передать существующие знания, но, что более важно в новой образовательной парадигме, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. Поиск новых педагогических технологий, которые могли бы реализовать поставленные перед образовательной системой задачи, привел к возрождению проектно - исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основу были положены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Он отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни [1].

Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал и внедрил в процесс обучения метод проектной деятельности учащихся. У.Х. Килпатрик подчеркивал, что метод проектной деятельности предоставляет обучающимся абсолютную свободу в выборе проблемы, в решении и воплощении ее, что формирует активную позицию учащихся

  • отечественной педагогике метод проектной деятельности, как один из вариантов развития учащихся, начал развиваться в 1905 году, когда была создана группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого. Однако свое развитие идеи проектного обучения получили только в 20-е годы ХХ века.

Проектная деятельность в этот период была взаимосвязана с методикой комплексного изучения различных явлений.

  • основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в глобальном мире обеспечить целостность педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создать условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечить переход, как метафорично отмечает А. А.

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность в этом плане дает учителю и ученикам самые широкие возможности. "Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности" [3].

Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, Н.В. Матяш и других ученых России.

Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, В.В.Пасечник, И.Н. Пономарева, В.А.Самкова, Т.И.Шамова и др.). Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач. (Полат Е.С., Сергеева И.С. и др) [4].

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то она предполагает взаимодействие проблемных, исследовательских, поиск новых, творческих задач. В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

Проектную деятельность учащихся можно рассматривать как особого рода многоуровневую задачу, требующую для ее решения метапредметных умений. Тем самым, проектная деятельность воплощает в себе приоритетные тенденции современного образования к интеграции предметных дисциплин.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности. В связи с этим мы можем выделить несколько видов научно-проектной деятельности учащихся.

По количеству участников, включенных в проект:

малогрупповой (до 5 человек);

групповой (до 15 человек);

коллективный (класс и более в рамках школы);

сетевой (в рамках сложившейся партнѐрской сети, в том числе в Интернете).

По длительности:

длительный проект (от нескольких недель, в рамках изучения конкретной темы, до вертикального многолетнего проекта).

По дидактической цели:

ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;

обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;

поддержка мотивации в обучении;

реализация потенциала личности.

Но какой бы вид проектной деятельности не был реализован, необходимо чтобы сама деятельность по реализации проекта была бы некой интригой, вызывающей интерес учащихся. Участие в проекте должно стать для них событием, а не просто еще одной скучной обязанностью. Поэтому проекты должны быть не научными, а носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.


Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов.

Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Ещё в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель). Разработки студентов обычно не внедрялись, поэтому можно считать, что это было первое понимание проекта в педагогическом контексте.

В педагогической энциклопедии и у Б. Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи — В. Х. Килпатриком (1871–1965). В. Х. Килпатрик выделил четыре типа проектов: воплощение мысли во внешнюю форму; получение эстетического наслаждения; решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; получение новых данных, усиление степени познания, таланта. По мнению В. Килпатрика, проектом может быть: постановка пьесы в школьном театре; рассматривание и обсуждение картины; освоение какой — либо деятельности.

М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, П. Ф. Каптерев, В. В. Игнатьев, считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности.

Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности.

В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из — за рубежа только в 80 — е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей, ускорили внедрение метода проектов в практику работы российских образовательных учреждений.

В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования.

В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается как средство приобщения детей к миру информационных технологий (Т.К Смыковская), как технология формирования информационной компетентности (А. Л. Ховякова), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), как важная сфера познавательной деятельности (Е. Н. Веракса, Л. Д. Морозова).

Проектная деятельность — это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать [1, с. 11].

Проектная деятельность включает в себя: задания для детей сформулированные в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою индивидуальность, особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представление о себе, отстоять свою позицию в дискуссии со сверстником и взрослым;

- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Организация проектной деятельности наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать [3, с. 5].

Использование технологии проектирования в дошкольном учреждении подразумевает соответствующую организацию предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания ребёнка-дошкольника. В процессе проектной деятельности дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения, лепят и рисуют. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Особую значимость метод проектов имеет для часто болеющих, ослабленных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Участвуя в реализации проектов, у них появляется возможность почувствовать свою значимость, проявить индивидуальность, ощутить себя полноправным участником общего дела, завоевать определённое положение в группе и получить награду за храбрость, волю к победе и настойчивость.

Выделяются общие дидактические требования, связанные с проведением проектов в образовательных учреждениях. Первое требование — время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного решения проблемы. Второе требование касается оценки деятельности ребёнка. Третье требование заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой определённую последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.

Умение педагога пользоваться проектным методом — показатель его высокой квалификации, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Используя проективные методики, педагог должен:

- подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать навыки и развивать инициативу детей;

- постоянно пополнять свои знания по тематике проектов;

- обеспечить базу для выполнения проектов (демонстрационные, справочные и наглядные средства, специальные инструменты, материалы);

- создать положительный эмоциональный фон при выполнении проекта (дизайн, музыка);

- осуществлять консультирование детей;

- подсказывать в ходе работы над проектом лишь общее направление и главные ориентиры маршрутов поиска решения проблемы.

При организации проектной деятельности для педагогов также важны:

- навыки планирования (определение замысла или постановка цели, которые задают видение будущего результата; определение чётких действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации);

- навыки сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование);

- экспертно-аналитические и прогностические умения (предвидение предполагаемого результата).

Проектирование требует и от педагога, и от ребенка, участвующего в проекте, индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Применительно к ребенку проективные методики позволяют реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из детей в образовательном процессе.

1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Центр педагогического образования, 2013. — 144 с.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ, Сфера, 2006. — 64 с.

3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / Н. П. Битютская. — Волгоград: Учитель, 2013. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проектный метод, ребенок, проект, метод проектов, Россия, Олимпийское движение, педагог, проектное обучение, дошкольное учреждение.

Авторы технологии проектной деятельности

Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чем же суть проектного обучения?

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Цели использования проектной технологии

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Типология проектов

Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

Подготовка детей к проектной деятельности

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.

1) Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации « дефицита информации или способов действий);

- умение управлять голосом ( говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

- умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщённости умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 класс в ходе рабы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приёмы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

3) Опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Организация проектной деятельности младших школьников

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человечеству отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.

Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организуя доступ к информационным ресурсам, даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:

ЗАДАЧИ: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

МЕТОДЫ: виды деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:

- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

- умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Читайте также: