Ученики выпускают газету о жизни школы является ли такая группа органом ученического самоуправления

Обновлено: 04.07.2024

Цель: выявить представления учащихся о самоуправлении.

Ход проведения

Посмотрев эти сценки, вы поймёте, какие представления о самоуправлении сформированы у ребят.

Предложите на обсуждение учеников ряд примеров и ситуаций. Обсуждать их можно в микрогруппах. После высказываний микрогрупп прокомментируйте обсуждение. Комментарии приведены после каждой ситуации.

Задания на проверку понимания сущности самоуправления

Ситуация 1 . Ученики создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам.

Такая группа не относится к школьному самоуправлению. Её деятельность направлена не на решение проблем учеников, а на решение проблем ветеранов — то есть, на решение социальной проблемы вне школы.

Ситуация 2. Ученики открыли в школе общественную приёмную по проблемам школы.

Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению. Приёмная, в которой школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения и пр., является исполнительным органом школьного ученического самоуправления. Приёмная не имеет никаких властных полномочий, но оказывает влияние на решение школьных проблем.

Ситуация 3 . Ученики создали в школе дискуссионный клуб.

Если этот дискуссионный клуб не оказывает влияние на то, что происходит вне его стен, то он не может считаться формой школьного самоуправления. Органы школьного самоуправления работают не для тех, кто в них входит, а для учеников (педагогов, родителей) в целом.

Поэтому, даже если дискуссионный клуб обсуждает школьные проблемы, но эти обсуждения остаются внутри клуба, такой клуб нельзя считать формой школьного самоуправления. В том случае, если материалы и результаты дискуссий выносятся на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации, можно говорить о стремлении клуба повлиять на ситуацию в школе. Следовательно, такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.

Ситуация 4. Ученики выпускают газету о жизни школы.

Если в этой газете ставятся проблемы школы, то такую детскую редакцию можно считать органом школьного ученического самоуправления — налицо стремление ставить вопросы, которые необходимо решать, влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе. Но если эта газета не рассматривает школьных проблем, а пишет о школьных праздниках, конкурсах, увлечениях учеников, вряд ли её можно считать формой школьного самоуправления.

Ситуация 5 . Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками.

Такой отряд вожатых можно считать органом ученического самоуправления — старшеклассники объединились для того, чтобы работать в интересах младших школьников, решать их проблемы, улучшать школьную воспитательную систему.

Ситуация 6. Ученики создали школьную команду КВН.

Команду КВН нельзя считать формой школьного самоуправления. Несмотря на то, что она может выступать перед школьниками, её главной целью является не решение проблемы досуга школьников, а подготовка хороших КВНовских программ, победа в фестивалях и пр. Основная деятельность этой группы лежит вне школьной проблематики.

Ситуация 7. Ученики создали школьный актив, который следит за порядком.

Школьный актив нельзя считать формой самоуправления. Органы самоуправления не могут осуществлять властных

Ситуация 8. Ученики создали штаб досуга.

Ситуация 9 . Ученики сами организуют дежурство по школе.

Ситуация 10 . Ученический совет создал финансовую комиссию, которая контролирует расходование директором средств родительского фонда.

В принципе, такую комиссию можно считать формой школьного самоуправления — она работает в интересах учеников школы. Но было бы более корректно, чтобы расходование этих средств контролировали родители — именно они платят добровольные взносы в школьный фонд. Если же родители приняли решение о том, что их деньги должны расходоваться с согласия

учеников, такая комиссия в школе вполне уместна. Перед тем, как тратить деньги родительского фонда, директор будет запрашивать согласие ученической финансовой комиссии.

Ситуация 11. Ученический совет создал аналитическую группу, которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников.

Аналитическую группу можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.

Ситуация 12 . Ученики создали правозащитный комитет, который помогает ученикам защищать нарушенные права.

Правозащитный комитет является органом школьного самоуправления: он работает в интересах учеников и решает проблему соблюдения прав человека в школе.

Ситуация 13. Ученики создали Комитет по общественным связям.

Комитет по общественным связям является формой школьного самоуправления: он развивает сотрудничество школы с другими организациями, привлекает ресурсы общественных, государственных и других организаций к решению школьных проблем.

Ситуация 14. На педагогический совет вызываются ученики, которые грубо нарушают школьные правила.

Ситуация 15 . Представителя от родителей класса в родительский комитет направляет классный руководитель.

Такой родительский комитет не может считаться органом родительского самоуправления. Родители сами должны избирать своих представителей в родительский комитет. При этом, родительский комитет должен не выполнять просьбы директора, как это бывает во многих школах, а влиять на политику школьной администрации в интересах родителей.

Задания на определение умения оценивать процедуры работы органов самоуправления

Ситуация 1. Заседания ученического совета ведёт учитель.

Ученический совет — это орган ученического самоуправления, который формируется учениками из числа учеников. Его работой не может руководить учитель. Педагог может участвовать в работе ученического совета на правах консультанта с согласия ребят. Доверить ему ведение заседаний ребята могут только на первых порах, пока они не научатся делать это самостоятельно.

Ситуация 2 . Заместитель директора школы по воспитательной работе дал задание ученическому совету провести школьный праздник.

В этом случае, можно говорить о подчиненности органа самоуправления школьной администрации. Если ученический совет выполняет задания школьной администрации, то он автоматически перестаёт быть независимым представителем интересов учеников — выходит из области самоуправления. Заместитель директора может попросить у ученического совета оказать помощь в проведении праздника, но решение об этом остаётся на усмотрение самого ученического совета.

Ситуация 3. Ученический совет выступает с отчетом о своей работе на планёрке учителей.

Ученический совет не может отчитываться перед учителями. Он может выступить перед педагогами с информацией о своей работе, но не с отчетом. Отчитываться ученический совет может перед теми, кто его избрал, то есть перед учениками.

Ситуация 4. В ученическом совете большинство составляют девочки.

Нарушений принципов самоуправления здесь нет. Ученики избирают в совет тех, кому они больше доверяют, независимо от того, юноша это или девушка. Установление каких-либо пропорций представительства мальчиков или девочек в органе школьного самоуправления, на наш взгляд, недопустимо.

Ситуация 5 . В ученический совет разрешено избирать только тех, кто учится без двоек.

Право участвовать в управлении школой не зависит от успеваемости. Следовательно, подобных ограничений быть не может, как не может быть ограничений на количество мальчиков или девочек. Подобные ограничения означали бы дискриминацию, а допускать её — нельзя.

Ситуация 6. Ученический совет обязан показывать свою газету директору школы, прежде чем вывесить её на школьный стенд.

Если ученический совет может вывешивать свою газету только с разрешения директора, это означает его подконтрольность школьной администрации, следовательно, нарушение принципов самоуправления. Ученический совет имеет право вывешивать свою газету, но он же несет ответственность за то, чтобы в газете не было оскорблений, призывов к насилию и других нарушений закона.

Школьные активисты имеют право свободно высказывать своё мнение, не переступая черту закона. Если, к примеру, в школьной газете будут опубликованы призывы к насильственному свержению власти, то директор совершенно

обоснованно снимет эту газету со стенда — в конечном итоге, именно он несет юридическую ответственность за всё, что происходит в школе, поэтому в подобных случаях он обязан принимать меры. Если директор опасается, что со школьной газетой могут возникнуть проблемы такого рода, то было бы более приемлемо предложить ребятам другие варианты решения этой проблемы, кроме прямой цензуры (которая, кстати, запрещена Конституцией). Например, для редакции газеты могут быть организованы занятия по теме журналистской этики и правового регулирования свободы слова. Можно также предложить ребятам пригласить в качестве консультанта педагога, который не будет влиять на позицию ребят, но будет консультировать по вопросам корректности материалов с точки зрения действующего законодательства. В любом случае, за ученическим советом остаётся окончательное решение, а за директором — право наказывать учеников за нарушение школьного устава.

Ситуация 7. Заседания ученического совета проводятся только в присутствии заместителя директора по воспитательной работе.

Ученический совет может самостоятельно решать, есть ли необходимость приглашать на заседания представителя администрации школы. Если ребятам запрещено проводить заседания без представителя администрации, то это является нарушением принципов самоуправления.

Ситуация 8 . Ученический совет повесил на стенд заявление, в котором критикует приказ директора школы.

Ученический совет вполне может выбрать такую форму общения с учениками — он должен информировать учеников о своей работе и её результатах. Никаких нарушений принципов самоуправления в этом примере нет. Если заявление ученического совета будет снято со стенда представителями администрации, то можно говорить о нарушении свободы мнений. Директор не может сорвать со стенда ученического

совета материал, который его не устраивает. Он может пригласить ученический совет обсудить эту проблему, а если мнения не совпадут — то также довести до учеников своё видение ситуации.

Ситуация 9 . Ученический совет опубликовал в местной газете статью с критикой школьных порядков.

Нарушения принципов самоуправления в этом примере нет. Ученический совет может привлекать к школьным проблемам внимание общественности, особенно если прямые обращения ученического совета к директору школы не увенчались успехом.

Ситуация 10 . Ученический совет, при необходимости, может знакомиться с личными делами учеников.

В этом примере есть нарушения не только принципов самоуправления, но и прав школьников. Персональная информация об учениках или работниках школы не может предоставляться ученическому совету в силу того, что ученики и педагоги имеют право на неприкосновенность частной жизни. Если представители ученического совета обратятся к директору школы с просьбой познакомить их с личным делом ученика Иванова, то директор обязан ответить отказом.

Ситуация 11 . Совет школы принял решение о запрете курения на территории школы.

Орган самоуправления не может выполнять административных функций и принимать решения, обязательные для учеников, педагогов и родителей. Запрет на курение на территории школы уже имеется в действующем законодательстве. Контролировать выполнение школьных правил и поддерживать порядок должна администрация школы. Как правило, подобные решения органов самоуправления появляются именно по инициативе администрации. Перекладывать свою ответственность на самоуправление проталкиванием подобных решений бесполезно — это только дискредитирует самоуправление и ничего не меняет в решении проблемы.

Ситуация 12 . В школе создана детская общественная организация, в которую вступили все школьники. С согласия директора, организация взяла на себя полномочия органа ученического самоуправления.

В этом примере допущено нарушение принципов самоуправления. Общественная организация не является формой школьного самоуправления. Право участвовать в управлении школой не должно зависеть от того, является ли ученик (педагог, родитель) членом какой-либо общественной организа-, ции. В нашем примере, выход ученика из организации означал бы, что теперь он лишается возможности участвовать в управлении своей школой.

Ситуация 13. Завуч школы ведет список учеников, явившихся на ученическую конференцию. Фамилии неявившихся будут переданы классным руководителям.

Ученическая конференция — это орган ученического самоуправления. Администрация школы не имеет права принуждать учеников участвовать в работе органов самоуправления: самоуправление — это право, а не обязанность. Не явившиеся делегаты — эта проблема самих учеников: в следующий раз изберут других, более ответственных.

Ситуация 14. Ученический совет участвует в расследованиях по жалобам учеников на нарушение их прав со стороны учителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участникам предлагают ситуации, которые необходимо объяснить и раскрыть.

Ситуация 1. Ученики создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам.

Ситуация 2. Ученики открыли в школе общественную приёмную по проблемам школы.

Ситуация 3. Ученики создали в школе дискуссионный клуб.

Ситуация 4. Ученики выпускают газету о жизни школы.

Ситуация 5. Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками.

Ситуация 6. Ученики создали школьную команду КВН.

Ситуация 7. Ученики создали школьный актив, который следит за порядком.

Ситуация 8. Ученики создали штаб досуга.

Ситуация 9. Ученики сами организуют дежурство по школе.

Ситуация 10. Ученический совет создал аналитическую группу, которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников.

Ситуация 11. Ученики создали правозащитный комитет, который помогает ученикам защищать нарушенные права.

Ситуация 12. Ученики создали Комитет по общественным связям.

Ситуация 13. Представителя от родителей класса в родительский комитет направляет классный руководитель.

Задания на определение умения оценивать процедуры работы органов самоуправления

Ситуация 1. Заседания ученического совета ведёт учитель.

Ситуация 2. Заместитель директора школы по воспитательной работе дал задание ученическому совету провести школьный праздник.

Ситуация 3. Ученический совет выступает с отчетом о своей работе на планёрке учителей.

Ситуация 4. В ученическом совете большинство составляют девочки.

Ситуация 5. В ученический совет разрешено избирать только тех, кто учится без двоек.

Ситуация 6. Совет школы принял решение о запрете курения на территории школы.

Ситуация 7. В школе создана детская общественная организация, в которую вступили все школьники. С согласия директора, организация взяла на себя полномочия органа ученического самоуправления.

Что такое Ученическое самоуправление?

№ слайда 1

Что такое Ученическое самоуправление?

Классная руководительницаМариваннаПрофесор Дорога (очень интетесуется вопросами

№ слайда 2

Классная руководительницаМариваннаПрофесор Дорога (очень интетесуется вопросами ученического саоуправления)

Вася Активистов (учится в школе, где действительно работает ученическое самоупра

№ слайда 3

Вася Активистов (учится в школе, где действительно работает ученическое самоуправление)Федя Пессимистов ( учится в обыкновенной школе)

Федя, может быть, ты расскажешь нам, что же в твоей школе понимают под ученическ

№ слайда 4

Федя, может быть, ты расскажешь нам, что же в твоей школе понимают под ученическим самоуправлением?

Ну, так и быть. Как раз недавно у нас был классный час. Мариванна, наша классная

№ слайда 5

Ну, так и быть. Как раз недавно у нас был классный час. Мариванна, наша классная, говорит:


№ слайда 6

"Начнем - ка, дети, создавать самоуправление! Отныне вы все будете делать сами. Давайте выберем старосту. Он будет руководить дежурствами, проводить классные часы и собирать дневники на проверку. Я думаю, старостой будет Маша Отличникова.Все за? Отлично!

Еще нам нужен культмассовый сектор, чтобы проводить вечера и утренники. Вот ты,

№ слайда 7

Еще нам нужен культмассовый сектор, чтобы проводить вечера и утренники. Вот ты, Затевахин, и будешь этим сектором! Теперь учком. Он будет двоечников подтягивать. Учкомом выберем Светочку Заучкину. И наконец, редактор. Он будет выпускать классную газету "Учеба - наш главный труд". Так-с, редактором будет Петя Рифмоплетов. Ну, а в школьном парламенте у нас - Федя Пессимистов. Молодцы, все по домам!"

Очень любопытно! Вася, как ты считаешь, действительно ли в Федином классе появил

№ слайда 8

Очень любопытно! Вася, как ты считаешь, действительно ли в Федином классе появилось самоуправление?

Ага! Только учительница, наверное, думает, что

№ слайда 9

Ага! Только учительница, наверное, думает, что "самоуправление" - это когда она сама управляет, без учеников. Мариванна просто назначила себе помощников, чтобы они ей жизнь облегчали! Нет, я не спорю, ученики должны помогать учителям. И в нашем классе тоже есть староста. Но, по-моему, ученическое самоуправление - это совсем другое!

Что же тогда, Вася, ты понимаешь под

№ слайда 10

Что же тогда, Вася, ты понимаешь под "ученическим самоуправлением"?

Я понимаю так: ученическое самоуправление - это когда ученики решают вопросы сво

№ слайда 11

Я понимаю так: ученическое самоуправление - это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе не по указке учителей, а сами.

Древо понятия САМОУПРАВЛЕНИЕ САМ УПРАВЛЕНИЕ Я ЛИЧНОСТЬ

№ слайда 12

Древо понятия САМОУПРАВЛЕНИЕ САМ УПРАВЛЕНИЕ Я ЛИЧНОСТЬ

Нормативные документы: Всеобщая декларация прав человекаКонвенция о правах ребён

№ слайда 13

Школьное самоуправление состоит из четырёх блоков: Общешкольное самоуправление -

№ слайда 14

Школьное самоуправление состоит из четырёх блоков: Общешкольное самоуправление - ученики, педагоги, родители (конференция)Родительское самоуправление – родители (родительские комитеты)Педагогическое самоуправление - педагоги (педсовет)Ученическое самоуправление – ученики (классное собрание, совет старшеклассников, ученическая конференция)


№ слайда 15

Нужно ли в школе ученическое самоуправление?

№ слайда 16

Нужно ли в школе ученическое самоуправление?

Нужно ли в школе ученическое самоуправление?

№ слайда 17

Нужно ли в школе ученическое самоуправление?

ученическое самоуправление

№ слайда 18

Обоснуйте, что у нас в школе есть ученическое самоуправление.Обоснуйте, что у на

№ слайда 19

Обоснуйте, что у нас в школе есть ученическое самоуправление.Обоснуйте, что у нас в школе нет ученического самоуправления.

Разбор ситуаций 1 ситуация.Ученики 3в класса создали в школе добровольческую гру

№ слайда 20

Разбор ситуаций 1 ситуация.Ученики 3в класса создали в школе добровольческую группу помощи ветеранам. Относится ли такая группа к школьному ученическому самоуправлению?Деятельность группы направлена на решение не проблем учеников, а на решение проблем ветеранов - то есть на решение социальной проблемы вне школы.

3 ситуация.Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с млад

№ слайда 22

3 ситуация.Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками. Можно ли такой отряд считать ученическим самоуправлением?Такой отряд можно считать ученическим самоуправлением, так как он решает проблемы младших школьников и улучшает школьную воспитательную систему.

4 ситуация:Совет старшеклассников республики СОНИД осуществляет деятельность по

№ слайда 23

4 ситуация:Совет старшеклассников республики СОНИД осуществляет деятельность по организации досуга учащихся. Можно ли такую деятельность считать ученическим самоуправлением?Если эти мероприятия решают проблемы организации досуга учащихся школы, то такую деятельность можно считать самоуправлением.

5 ситуация Совет старшеклассников контролирует выполнение законодательства о зап

№ слайда 24

5 ситуация Совет старшеклассников контролирует выполнение законодательства о запрете курения на территории школы. Является и это проявлением ученического самоуправления?Как правило, такое решение органов ученического самоуправления принимается по решению администрации. Данная деятельность не является самоуправлением, а вот если стоит проблема о запрещении проведения дискотек из-за курения учащихся, то контроль за исполнением данного законодательства, по решению Совета старшеклассников, во время дискотеки, будет ученическим самоуправлением.

6 ситуацияЗаместитель директора по ВР даёт задание ученическое самоуправление пр

№ слайда 25

6 ситуацияЗаместитель директора по ВР даёт задание ученическое самоуправление провести новогодний праздник для начальной школы. Является ли проведение праздника формой ученического самоуправления.Если ученическое самоуправление автоматически подчиняется школьной администрации, то оно перестаёт быть независимым представителем интересов учеников и перестаёт быть ученическим самоуправлением. Заместитель директора может попросить помощи у Совета старшеклассников, но решение об оказании помощи они должны принять сами, тоже - самое можно сказать и в отношении классных мероприятий, которые проходят не по инициативе учеников, а по инициативе классного руководителя или родителей.

7 ситуацияУченики самостоятельно организуют дежурство в классах. Можно ли считат

№ слайда 26

7 ситуацияУченики самостоятельно организуют дежурство в классах. Можно ли считать это деятельностью ученического самоуправления?Нет. Это форма самообслуживания, которую контролирует актив класса.

8 ситуацияВ школе проведён День дублёра. Докажите, что это является ученическим

№ слайда 27

8 ситуацияВ школе проведён День дублёра. Докажите, что это является ученическим самоуправлением.Если ученики данное решение приняли самостоятельно, а целью стало желание учащихся улучшить взаимоотношения с педагогами и создать благоприятный психологический климат, то такое мероприятие можно считать ученическим самоуправлением.

Участвуете ли вы в работе органов ученического самоуправления?

№ слайда 28

Участвуете ли вы в работе органов ученического самоуправления?

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе.

№ слайда 29

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе.

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе 1-4 классы

№ слайда 30

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе 1-4 классы

Проблемы организации ученического самоуправления:5-6 классы Нет преемственности.

№ слайда 31

Проблемы организации ученического самоуправления:5-6 классы Нет преемственности. Классные руководители 5-х классов не знают возможностей детей начальной школыБольшая загруженность учащихся. Невозможно собрать вместе.Нет системы классных часов посвящённых ученическому самоуправлению. Расписание составлено так, что классному руководителю трудно найти время для встречи с учениками.Все социальные партнёры работают сами по себе. Нет системы. Нужен хотя бы 1 день для работы школьного самоуправления.Нет системы подготовки школьного актива.

Проблемы организации ученического самоуправления:7-8 класс Создавать ситуации ус

№ слайда 32

Проблемы организации ученического самоуправления:7-8 класс Создавать ситуации успеха.Разрабатывать стимулы для работы в органах ученического самоуправленияОрганизовывать конкретные дела (ученики должны видеть результаты своей деятельности)Давать возможность для самореализации личностиВоспитывать в детях ответственность за свои поступкиВ органы ученического самоуправления попадают случайные ученики

Проблемы организации ученического самоуправления:9-11 классы Не все старшеклассн

№ слайда 33

Проблемы организации ученического самоуправления:9-11 классы Не все старшеклассники не понимают своей роли в школьном самоуправлении.Непонимание сути ученического самоуправления.Низкая инициатива Нежелание нести ответственность за свои инициативы. Занятость учащихся ( … чтец, и жнец, и на дуде игрец)В органы ученического самоуправления попадают случайные ученики

1-4 классы Моделирование и становлени5-6 классы Усиление и активизация 7-8 класс

№ слайда 34

1-4 классы Моделирование и становлени5-6 классы Усиление и активизация 7-8 классыАктивизация и совершенствование 9-11классыСовершенствование и использование


№ слайда 35


№ слайда 36

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Сегодня ученикам предоставляют гораздо больше свободы в принятии решений, но и ответственность на них лежит серьезная. В этой ситуации задача взрослых – не выпускать ситуацию из-под контроля, не подавляя креативности и инициативы ребят. Если найти удачный баланс между этими составляющими, самоуправление пойдет школе только на пользу.

Что такое школьное самоуправление и кому оно нужно

Зачем же нужен ученический совет как орган школьного ученического самоуправления?

Одним из органов школьного самоуправления может стать ученический совет, который формируется из наиболее активных представителей каждого класса, и занимается решением школьных вопросов, исходя из традиций конкретного учебного заведения и интересов школьников. Ученический совет участвует в организации школьных и внешкольных мероприятий (дежурства, соревнования, конкурсы, выставки), сотрудничает с клубами и общественными организациями, способствует развитию информационного пространства школы. В зоне ответственности ученического совета – соблюдение правил поведения в школе, помощь в контроле за внешним видом учеников, состоянием учебников и школьного имущества, поддержание в чистоте территории, закрепленной за каждым классом.

Наличие ученического совета позволяет привлекать школьников к решению насущных вопросов. Ученики могут вносить свои предложения по усовершенствованию работы столовой, обновлению инвентаря в спортзале, обустройству прилегающей к школе территории. Дети и педагоги совместно решают, на что тратить деньги, которые вносят родители в фонд помощи школе. Школьникам ученический совет дает возможность выдвигать свои идеи и предложения, отстаивать свои права – словом, формирует основы понимания демократического общества. Ученики приобретают опыт управленческой работы, развивают в себе лидерские качества и способность общаться и взаимодействовать друг с другом в пределах единой команды.

Важно удерживать баланс

Помимо очевидных плюсов от существования ученических советов, есть также мнение о возможных сложностях. Некоторые учителя считают, что если самоуправление выйдет из-под контроля педагогов, ученики почувствуют вседозволенность, из-за чего пострадает дисциплина. Чтобы избежать неожиданных последствий, стоит помнить о некоторых важных моментах.

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление и ученические советы – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя.

Читайте также: