План урока по финансовой грамотности 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.



Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8 – 9 классы общеобразовательной организации



Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

Специально для учителя . Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по финансовой грамотности 9 класс.


Урок финансовой грамотности по теме "Страхование" с использованием технологии малых кейсов. .


Самоанализ урока финансовой грамотности для обучающихся 9 класса. Урок способствовал развитию интереса учеников к системе налогообложения. .

Урок финансовой грамотности для учащихся 9-11 классов

Личное финансовое планирование

Жизнь в современном мире невозможно представить без денег. Чего ни коснись - еда, лечение, одежда, развлечения, - всё требует денег. Для кого-то они становятся мерилом счастья, для кого-то - жизненной необходимостью. И ещё. Денег всегда не хватает.

Тот, кто живёт одним днём, рискует остаться у разбитого корыта, как старуха из сказки про Золотую рыбку. Нам необходимо иметь резерв, который защитит нас в случае потери дохода, болезни и т.д. Это означает, что своё потребление необходимо ограничивать и часть дохода откладывать про запас на чёрный день. Но даже этого мало. Мы должны задумываться о дополнительном источнике дохода, осознавая, что в любой момент можем лишиться работы, попав под сокращение или экономический кризис. А уж на стипендию или государственную пенсию вряд ли стоит полагаться.

Дополнительный доход вам могут принести заблаговременно сделанные инвестиции. И здесь стоит задуматься о том, куда можно вложить хотя бы десятую часть своего ежемесячного дохода. Это может быть получение дополнительного образования, открытие собственного бизнеса или инвестиции в финансовые инструменты. Важно понимать, что это может быть небольшая сумма - тысяча или десять тысяч рублей. Наличие крупной суммы денег не есть залог финансового успеха. Только при совокупности трёх важнейших факторов, а именно: ума, энергии и потом уже денег, - инвестиции станут успешными.

Личное финансовое планирование начинается с формулирования цели. При этом важно определиться с тем когда и какая сумма вам понадобится для их достижения. Цели могут быть стратегическими - например, обеспечить достойную пенсию. Тогда вам нужно ответить на вполне конкретные вопросы: в каком возрасте вы хотели бы выйти на пенсию и какую сумму ежемесячно вы хотели бы получать?

Цели могут быть тактическими - накопить на новый телевизор или сноуборд. Тогда вам нужно знать размер необходимой суммы и поставить для себя примерный срок покупки. Следующий шаг финансового планирования - определение источника искомой суммы. А для этого нужно знать свои активы и пассивы. Активы - это то, чем вы владеете: банковские депозиты, драгоценности, квартира, машина, дача, авторские права и т.д. Пассивы - это ваши обязательства: банковский кредит, долги друзьям, квартплата и т.д. Баланс активов и пассивов нужно подводить ка минимум раз в год, чтобы иметь представление о структуре своего капитала. Это позволит вам понять, насколько достижимы ваши цели.

Активы могут быть потребительскими или инвестиционными. У потребительских активов основная цель - поддержание уровня жизни. Это телефон, телевизор, машина и т.п. Они не предназначены для получения дохода, а наоборот, требуют дополнительных расходов на их содержание. эта категория активов необходима в повседневной жизни, но быстро теряет в стоимости. Например машин, только что выехавшая из автосалона, сразу теряет минимум 10%, а после первого года эксплуатации - около 20% стоимости.

Инвестиционные активы имеют другую цель - получение текущего дохода и/или дохода за счёт роста стоимости при последующей продаже. к этой категории относятся депозиты, ценные бумаги, инвестиционная недвижимость.

Некоторые активы могут являться одновременно потребительскими и инвестиционными.

Протокол №01 от02 2019 Председатель ПЦК Игнатович Н.Л.

№ _______ Методист Сизова Т.В.

Учебно-методическая карта учебного занятия ……………………..4

План - конспект учебного занятия …………………………………..8

Пояснительная записка

В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Данное учебное занятие учит студентов не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе урока, студенты закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

- Контроль полученных знаний (опрос);

- Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

- Подбор и определение необходимой литературы;

- Подготовка наглядных пособий;

- Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;

- Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.

- Определение домашнего задания.

Для реализации данного учебного занятия, необходимо:

1. Учебно-методическая карта учебного занятия

Всего часов

по плану: 108

Учебная дисциплина:

Тема: Финансовая грамотность

Цели занятия

(с указанием ОК, ПК):

Образовательная:

Определить бюджет семьи и обосновать статьи расходов (ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по финансовой грамотности).

Познакомиться с основными способами ведения домашнего учета (ПК 2.1.)

Выявить возможности ведения семейного бюджета без привлечения заемных средств (ПК 2.1.).

Сформулировать понятия инфляции, безработицы (ПК 2.1.).

Выявить экономические возможности успешного ведения домашнего хозяйства (ПК 2.1.)

Воспитательная:

Способствовать воспитанию грамотного применения экономического ресурса на производстве – труд.

Развитие устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК1)

Развитие умений работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК7)

Развивающая:

Развитие умений сравнивать, выделять, главное, делать выводы.

Межпредметные связи:

менеджмент, психология общения.

Методическая характеристика учебного занятия

Тип занятия

(изучение нового материала, закрепление знаний, комбинированный урок, урок обобщения)

Комплексное применение знаний

Вид занятия

(лекция, семинар, зачет, контрольная работа, практическое занятие, лабораторная работа)

Методы обучения по источнику знаний: (словесные, наглядные, практические)

Урок построен в виде деловой игры с использованием приемов моделирования решения задач из реальной жизни.

Методы обучения по активизации познавательной деятельности (информационно-развивающие: объяснительно-иллюстративный и метод самостоятельной работы; проблемно-поисковый, исследовательский)

информационно-развивающие: объяснительно-иллюстративный и метод самостоятельной работы, элементы игровой технологии

Организация работы студентов на уроке (фронтальная работа, работа малыми группами, индивидуальная работа)

фронтальная работа, работа малыми группами, индивидуальная работа

Методы и формы контроля и усвоения знаний (устный опрос: фронтальный, индивидуальный, комбинированный; письменный опрос, контрольная работа, лабораторная работа, курсовая, дипломная работа, программированный опрос, зачет и др)

Материальное и информационное обеспечение занятия (дидактический материал, наглядный материал, учебники и др.; ТСО, оформление доски)

персональный, компьютер, проектор, экран;

презентация – сопровождение лекции;

дидактический материал: описание речевых ситуаций

Ход занятия

Деятельность студента

Организация начала занятия.

Постановка задач (целеполагание).

1. Определить основные понятия финансов и финансовой грамотности

2. Познакомиться с принципами формирования расходов и доходов семейного бюджета

3. Выявить требования к расчету бюджета.

4. Сформулировать понятие инвестиций.

5. Выявить основные виды дополнительных возможностей пополнения семейного бюджета.

Актуализация.

(о значимости темы занятия профессиональной деятельности, в жизни, в период обучения в техникуме)

4. Усвоение новых знаний.

План лекции

Финансы и финансовая грамотность.

Пять основных навыков формирования семейного бюджета.

Четыре полезные привычки финансовой грамотности.

Виды расходов семейного бюджета.

Способы пополнения семейного бюджета.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в группах.

1. На какие группы принято делить статьи расходов в семье?

2. Какие возможности для дополнительного дохода в семье?

3. Как можно избежать потери от инфляции при сбережении средств на отпуск?

6. Подведение итогов занятия.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Записывают цели, комментарий

участие в беседе.

участие в беседе,

ответы на вопросы,

сравнение понятий, выявление соотношений понятий, проигрывание деловой ситуации.

Ответы на вопросы

Определение уровня достижения целей

Записывают в тетрадь

2. План - конспект учебного занятия

1. Организационный момент

«Если у Вас нет плана, как стать богатым,

то, скорее всего, Вы планируете быть бедным.

Что такое финансы?

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.

Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы.

Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг).

Что такое финансовая грамотность?

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

С чего начать обучение финансовой грамотности?

Выработайте у себя правильные финансовые привычки. Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки:

Начните вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам.

Всегда сразу после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10% полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные расходы, начиная с самых важных.

Ниже Вашему вниманию предоставлен список из пяти основных навыков, которые должен освоить каждый человек, который хочет научиться уметь считать деньги.

2. Планирование и учет финансов. Необходимо начать вести учет доходов и расходов каждый день (благо современные технологии значительно упростили эту задачу), освоить планирование и учет личных финансов, Вы должны научиться составлять и планировать бюджет предприятия, личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Это нужно для того, чтобы всегда быть в курсе своих финансовых результатов, рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать сбережения и капитал для инвестирования. И обязательно, в целях безопасности, на случай форс-мажора нужно скопить фонд, размера которого должно хватить на 6-12 месяцев Вашего привычного уровня жизни в случае потери бизнеса или работы!

3. Сотрудничество с финансовыми учреждениями. Обязательное условие финансовой грамотности, как простого обывателя, так и предпринимателя – это освоение взаимоотношений с финансовыми учреждениями. Сегодня, чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег.

4. Дополнительные источники дохода. Финансовая грамотность населения продолжает оставаться на низком уровне еще и потому, что подавляющее большинство людей, воспринимают работу по найму как единственно возможный способ пополнения личного или семейного бюджета, предприниматели вкладывают все деньги только в своё предприятие.

Поэтому, осваивая азы финансовой грамотности, Вы должны понимать, что возможен не только активный заработок, но и пассивный доход, что способы заработка следует диверсифицировать, чтобы надежнее защитить бюджет предприятия, личный или семейный бюджеты от возникновения форс-мажорных ситуаций (например, на случай увольнения).

Уметь диверсифицировать источники дохода. Иметь всего один источник дохода в наши дни очень опасно, особенно если от этого источника зависите не только Вы, но и Ваши близкие. В этом случае Вы подвергаете себя и свою семью слишком большому риску. Когда у человека есть несколько различных источников дохода, ему живётся гораздо комфортнее. Ощущение стабильности, безопасности и уверенности в будущем своей семьи бесценно.

И обязательно некоторую часть дохода нужно выделять на повышение собственной квалификации, на саморазвитие. Повышение разряда сварщика или получение дополнительных смежных профессий поможет Вам быть востребованным на рынке труда. Это инвестиции, которые обязательно окупятся в перспективе!

5. Инвестиции. Каждому человеку необходимо знать, вне зависимости от того занимается он предпринимательской деятельностью или нет, что деньги способны создавать другие деньги, и их можно не проедать, а заставлять работать и приносить пассивный доход. При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

В наши дни существуют различные сервисы для учёта доходов и расходов. Все они позволяют буквально за пару минут в день с экрана телефона вносить информацию о расходах и доходах.

Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным МS Excel. Важно при этом осуществлять планирование расходов на следующий месяц, а так же проводить анализ, сравнивать планируемые показатели с фактическими. 30 минут в месяц, уделённых планированию и анализу личного бюджета позволяют найти дыры в бюджете, определить куда именно утекают деньги, и принять правильные решения для увеличения количества денег в Вашем кошельке.

Планировать своё будущее на 10 – 30 – 50 лет вперёд и следовать своему личному финансовому плану. Личный финансовый план – это ваш лучший друг и помощник в реализации ваших финансовых целей. Те люди, которые следуют личному финансовому плану, гарантированно достигают финансового благополучия.

Читайте также: