Учебный процесс в школе кто контролирует

Обновлено: 04.07.2024

Современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, и поэтому для решения задач его функционирования и развития необходимо решить одну из главных задач – правильно организовать внутришкольный контроль.

Оценить 1908 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №4

Жилина Татьяна Юрьевна

г.Ногинск 2018 г.

Внутришкольный контроль-система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе…………………………………………

Цели и принципы внутришкольного контроля……………………………..

Формы и методы внутришкольного контроля………………………………

Компоненты внутришкольного контроля……………………………………

Современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, и поэтому для решения задач его функционирования и развития необходимо решить одну из главных задач – правильно организовать внутришкольный контроль.

Внутришкольный контроль - система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе.

Организация внутришкольного контроля не только в отдельно взятой школе, но и в системе образования РФ в целом поможет повысить объективность оценки качества образования и скорректировать учебные планы для достижения максимальных результатов. Когда мы говорим про общероссийскую систему оценки качества образования, мы должны различать фактически три уровня оценки. Первый – это независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся, выпускников образовательных учреждений. Второй – это оценка образовательного учреждения, включающая, в первую очередь, оценку качества образования учащихся, которое оно обеспечивает. Третий – это оценка качества образования, которое обеспечивает система на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В этой связи особую значимость на современном этапе приобретает внутришкольное регулирование и контроль.

Контроль осуществляется в соответствии с:

– Федеральным государственным образовательным стандартом;

– Новой системой оплаты труда;

– Законом “Об образовании в РФ”;

– Конвенцией о правах ребенка;

– Типовым положением об образовательном учреждении;

– Письмом Министерства образования РФ “Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности”;

– Образовательной программой и Программой развития школы;

– Положением о внутришкольном контроле;

– Положением об учете динамики индивидуальных достижений учащихся;

– Положением о мониторинге качества образования;

– Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы. Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки, самооценки труда учителя, учащихся,родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества. Каждый руководитель образовательного учреждения должен четко преставлять как развивается школа,как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверность можно получитьтолько с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

Однозначного толкования сущности и назначения ВШК ни в теории, ни в практике сегодня нет. Ю.А.Конаржевский считает, что внутренний контроль выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И.Третяков рассматривает ВШК как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом (об этом речь пойдет ниже) и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе.[5] Есть и такая точка зрения, согласно которой ВШК-это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и ее оценку с целью принятия конструктивных решений и оптимизации управления и самоуправления в школе. Однако качество деятельности педагогов - это только одно из звеньев системы образования.

ВШК выполняет многозначную функцию.[1] ВШК (инспектирование, проверка) -это главное, с чего начинается управленческая деятельность. Он помогает обеспечить профессиональную помощь и поддержку субъектам в реализации поставленных целей изадач на оптимальном уровне.[3].

Внутришкольный контроль -это:

А) оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства;

Б) взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированнное на повышение эффективности образовательного процесса;

В) вид деятельности руководителей совместно с педагогическим коллективом и общественностью по установлению соответствия качества образования общегосударственным требованим на диагностической основе.

ВШК направлен на оценивание состояния всех систем, компонентов, ступеней УВП, выявление причин достижений и недостатков в работе, т.е. выявление проблем,изменение условий(коррекция) деятельности того или иного объекта.[3] Инстпектирование имеет как теоретическое так и практическое значение,поскольку на его основе фиксируются недостатки в управлении,успехи в развитии.

- управление контролем и контроль управления;

-процесс контроля и контроль педагогического процесса;

-результат контроля и контроль результатов.

Управление контролем не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведение его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления. Контроль процесса педагогической деятельности не должен носить стихийный, нерациональный характер. Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или иного вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных,разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Цели и принципы внутришкольного контроля.

Основные цели внутришкольного контроля:

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля:

1. Установить уровни соответствия реальной подготовки школьников принятой “модели выпускника”;

2. Соотнести результаты с поставленными задачами;

3. Выявить пути и условия повышения эффективности и качества образовательного процесса;

4. Корректировать управленческую и педагогическую деятельность;

5. Осуществить переход на финансирование в виде подушевых субсидий на выполнение государственного задания и введение новой оплаты труда.

Основными принципами внутришкольного контроля следует считать:

-планомерность - проект внутришкольного контроля нарабатывается в течение текущего года,темы контроля намечаются на основании предшествующих инспектирований и решений(выводов) по ним. Планомерность внутришкольного контрорля обеспечивает создание комфортных психологических условий для развития всех объектов ОУ:

-обоснованность -четкое представление, понимание того, что контролировать, когда и во имя чего;

-полнота -охват всех компонентов, направлений системы жизнедеятельности школы, а также результативность их взаимодействия в достижении поставленных целей и задач;

-Теоретическая и методическая подготовленность - достаточный уровень компетентности тех людей, кто готовится к предстоящему инспектированию;

-результативность - принятое решение (вывод) должно быть выполненным,конкретным,направленным на положительные изменения,рост);

-перманентность- непрерывность - особенно важен этот принцип при отслеживании результатов труда учителя,что делает процесс формирования его профессиональной компетентности непрерывным. [7]

Полноценный контроль должен охватывать все объекты системы образования:

-качество знаний и воспитания;

-качество организации методической работы;

-работа с родителями;

-безопасность жизнедеятельности образовательного процесса;

-психологическое состояние и условия.

-дидактическая деятельность учителя;

-воспитательная деятельность учителя;

-развитие учащихся средствами учебного предмета;

- уровень педагогического мастерства;

-работа с документацией (учебной,нормативной и т.д .)

-выполнение санитарно-гигиенического режима;

По каждому из направлений устанавливается сфера ответственности и компетенции субъектов контроля. Существенными в инспектировании образовательной системы школы являются условия, определяющие его объем, широту и направленность - это ресурсы времени, кадров, материально- техническая база. Сюда можно отнести и компетентность руководителей, отдаленность школы от органов управления образования, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, уровень развития учащихся и т.д.

Формы и методы ВШК.

ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.

При организации фронтального контроля

При организации комплексного контроля

осуществляя тематический контроль

мы проверяем состояние всех объектов контроля.

проверяем состояние одного или нескольких объектов.

проверяем состояние одного из элементов объекта.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.

по проверке отдельных направлений.

может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.

проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)

ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

организуя его, мы выявляем состояния для предотвращения нарушения.

способствует изучению и установлению отклонений в организации деятельности.

проводится для оценки состояния после коррекции объекта

Естьгруппа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Внешняя экспертиза проверка осуществляется приглашёнными экспертами.

Административный контроль осуществляют представители администрации

Общественно-профессиональныйконтроль – проводят комиссии, представленные работниками школы и общественными организациями

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

– высокая компетентность; – достаточный уровень научно-теоретической подготовки; – хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии; – способности объективно оценивать результаты; – умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи, с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

Общественно-профессиональный контроль организуется с привлечением общественности: руководителей методического объединения, кафедр, учителей-предметников, профсоюзного комитета и членов Управляющего совета.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии. Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

Положение о внутришкольном контроле.

Положение о внутришкольном мониторинге.

Положение о стимулировании.

Модель качества образования.

План внутришкольного контроля.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. – противопожарные мероприятия; – мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев; – мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности; – организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Компоненты внутришкольного контроля

По приоритетным направлениям ВШК можно разделить на следующие компоненты:

Первый компонент(базовый). Обслуживает структуры управленческой системы ОУ.Это тот контроль,который сохраняет целостность учебно-воспитательного процесса школы,гарантирует государственный стандарт образования. Базовый контроль обеспечивает функционирование образовательного учреждения.

Второй компонент(инновационный). Дает возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программ развития образования, технологизации учебно-воспитательного процесса, повышение конкурентоспособности образовательных услуг, т.е. это тот ВШК,который обеспечивает развитие образовательного учреждения.

Возможен третий компонент контроля, вызванный сложившейся ситуацией- ситуативный блок.

Такое разделение на компоненты позволяет отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их взаимозависимость.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

- система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности;

- опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта;

- обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне; - приоритет позитивного характера, успешности;

- формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.;

- широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.

Список использованной литературы

2.Лизинский В. Внутришкольный контроль: можно ли сделать его не

3. Мигаль В.И.. Управление современной школой. Выпуск 1.

Внутришкольный контроль и сетевое планирование. – Ростов-на-Дону:

5.Третьяков П.И.. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента – М.: Новая школа, 1997.

6 .Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые подходы. – М.: Скрипторий 2003, 2004.

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества.

Каждый руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

ВШК – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и ее оценку с целью принятия конструктивных решений и оптимизации управления и самоуправления в школе.

ВложениеРазмер
ВШК 265.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Зеленовская сош Рассказовского района, брошюра 2

Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом

Директор школы Сергеева В.П.

Внутришкольный контроль – система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе …………………………………………….

Цели и принципы внутришкольного контроля ………………………………..

Формы и методы внутришкольного контроля ……………………………….

Компоненты внутришкольного контроля …………………………………….

Вовлечение коллектива в инспектирование ………………………………….

Приложение 2. Справка о результатах контроля состояния
преподавания основ безопасности жизнедеятельности ………………………

Приложение 5. Справка по результатам проверки эффективности работы научного общества учащихся …………………………………………………..

Приложение 6. Справка по результатам проверки действующих в ОУ
локальных актов на их наличие и соответствие требованием
действующего законодательства в сфере образования в
соответствии с номенклатурой дел …………………………………………….

Приложение 7. Положение о проблемно-методической группе

Приложение 8. Результаты дня ДРК по проблеме «Рациональное

педагогическому совету «Поиск оптимальных путей воспитания

познавательной самостоятельности школьников, вооружение их

Приложение 9. План совещаний при директоре на 2006-2007уч. год ……….

Внутришкольный контроль – система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества.

Каждый руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что внутришкольный контроль выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И. Третьяков рассматривает внутришкольный контроль как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом (это очень важное направление ВШК, о чем речь пойдет ниже) и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитатльной работы школы на диагностической основе. [5]

Есть и такая точка зрения, согласно которой ВШК – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и ее оценку с целью принятия конструктивных решений и оптимизации управления и самоуправления в школе. Однако качество деятельности педагогов – это только одно из звеньев системы образования. ВШК выполняет многозначную функцию. [1]

ВШК (инспектирование, проверка) – это главное, с чего начинается управленческая деятельность. Он помогает обеспечить профессиональную помощь и поддержку субъектам в реализации поставленных целей и задач на оптимальном уровне. [3]

Внутришкольный контроль – это:

- оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства;

- взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса;

- вид деятельности руководителей совместно с педагогическим коллективом и общественностью по установлению соответствия качества образования общегосударственным требованиям на диагностической основе .

ВШК направлен на оценивание состояния всех систем, компонентов, ступеней УВП, выявление причин достижений и недостатков в работе, т.е. выявление проблем, изменение условий (коррекция) деятельности того или иного объекта. [3]

Инспектирование имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку на его основе фиксируются недостатки в управлении, успехи в развитии .

- управление контролем и контроль управления;

- процесс контроля и контроль педагогического процесса;

- результат контроля и контроль результатов.

Управление контролем не может осуществлятся без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведение его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления.

Контроль процесса педагогической деятельности не должен носить стихийный, нерациональный характер.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или иного вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Цели и принципы внутришкольного контроля

Задачами внутришкольного контроля являются сбор и обработка информации о состоянии образовательного процесса и о реализации управленческих решений. Без этого вести речь о развитии школы неуместно.

- получение объективной информации о состоянии педагогического процесса в школе;

- установление степени соответствия фактического состояния педагогического процесса в школе к программируемому;

Основными принципами внутришкольного контроля считаем:

- планомерность (проект плана внутришкольного контроля нарабатывается в течение всего текущего года, темы контроля намечаются на основании предшествующих инспектирований и решений (выводов) по ним. Планомерность внутришкольного контроля обеспечивает создание комфортных психологических условий для развития всех объектов ОУ);

- обоснованность (четкое представление, понимание о том, что контролировать, когда и во имя чего);

- полнота (охват всех компонентов, направлений системы жизнедеятельности школы, а также результативность их взаимодействия в достижении поставленных целей и задач;

- теоретическая и методическая подготовленность (достаточный уровень компетентности тех людей, кто готовится к предстоящему инспектированию);

- результативность (принятое решение (вывод) должно быть выполнимым, конкретным, направленным на положительные изменения, рост);

- перманентность – непрерывность ( особенно важен этот принцип при отслеживании результатов труда учителя, что делает процесс формирования его профессиональной компетентности непрерывным). [7]

Полноценный контроль должен охватывать все объекты системы образования:

- качество знаний и воспитания;

- качество организации методической работы;

- работа с родителями;

- безопасность жизнеобеспечения образовательного процесса;

- психологическое состояние и условия.

- дидактическая деятельность учителя;

- воспитательная деятельность учителя;

- развитие учащихся средствами учебного предмета;

- уровень педагогического мастерства;

- работа с документацией (учебной, нормативной и т.д.);

- выполнение санитарно-гигиенического режима;

По каждому из направлений устанавливается сфера ответственности и компетенции субъектов контроля. Существенными в инспектировании образовательной системы школы являются условия, определяющие его объем, широту и направленность- это ресурсы времени, кадров, материально-техническая база. Сюда можно отнести и компетентность руководителей, отдаленность школы от органов управления образования, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, уровень развития учащихся и т.д.

Формы и методы внутришкольного контроля

Можно выделить следующие формы контроля:

- административный (инициатор и организатор администрация);

- взаимоконтроль (инициатор администрация, а организатор-педагог (руководитель проблемно-методической группы) или инспектор по охране труда, прфком и т.д.);

- самоконтроль (инициатор и организатор педагог). [4]

Эти формы инспектирования подразделяются на:

  • классно-обобщающий контроль. В нашей школе эта форма контроля применяется традиционно в 1, 5 классах. Изучается поведение учащихся в школе, их активность на уроках, взаимоотношения ученик – учитель - родитель- школа, проверяется освоение стандартов за курс начальной школы (5 класс), уровень развития (1 класс) и т.д. Инспекторами являются администрация, классный руководитель, психолог (приложение 1);
  • фронтальный или предметный контроль – изучение состояния преподавания какого-либо предмета по причине очень низкого или высокого качества знаний, или нового предмета, или работы классного руководителя (приложение 2);
  • тематический контроль – самая распространенная форма. Имеет место в связи с конкретно выявленной проблемой в ОУ - это все виды текущего контроля (приложение 3);
  • персональный контроль проводится с целью оказания методической помощи конкретному учителю, изучения системы работы учителя, внедряющего новые технологии или аттестующегося. [3]

Чаще всего в качестве субъектов и объектов контроля выступают люди.

По существу, по отношению к участникам УВП, контроль делится на два вида: разрушающий и созидательный. Последний – это системная диагностика педагогической деятельности для определения затруднений и выращивания успешности педагога, ученика. Это положительно результативный контроль. [2]

Результативность ВШК зависит и от правильно подобранных методов в зависимости от цели, назначения и вида контроля. Наиболее распространенными являются:

- наблюдение (чаще всего за ходом урока или внеклассного мероприятия);

- изучение документации (учителя, классного руководителя, ученика, общешкольной);

- опрос-беседа по программе или контрольные срезы различного вида;

- оперативный разбор сразу после посещенного урока или мероприятия;

Внутришкольный контроль должен быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников УВП. С одной стороны, его результатом должно быть качественное улучшение отношений внутри отдельной группы и между ними, с другой -степень профессионального роста педагогов и успехов учащихся.

Компоненты внутришкольного контроля

По приоритетным направлениям ВШК можно разделить на следующие компоненты.

Первый компонент (базовый) обслуживает стабильные структуры управленческой системы ОУ. Это тот контроль, который сохраняет целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантирует государственный стандарт образования. Базовый контроль обеспечивает функционирование образовательного учрежденя (приложение 4).

Второй компонент (инновационный) дает возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы развития образования, технологизации учебно-воспитательного процесса, повышение конкурентоспособности образовательных услуг, т.е. это тот ВШК, который обеспечивает развитие образовательного учреждения (приложение 5).

Возможен третий компонент контроля, вызванный сложившейся ситуацией – ситуативный блок (приложение 6).

Такое разделение на компоненты позволяет отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их взаимозависимость. Безусловно, лишь полное выполнение базового компонента позволяет разворачивать инновационную деятельность. При этом контролируемые объекты и направления могут перемещаться из инновационного блока в базовый, когда инновация становится традицией.

Вовлечение коллектива в инспектирование

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность, самокритичность проверена практикой и неоднократно подтверждалась высокой результативностью различных срезов, добротными знаниями учеников. Таких учителей, проявляющих особую активность в работе, принципиальных, мы привлекаем к различным формам изучения деятельности коллег, направлений УВР в школе.

С чего началась работа этих групп? С изучения анализа учебно-воспитательной работы школы, выявления наиболее значимой проблемы, наработки нормативно-правовой базы (положение о ПМГ, функциональных обязанностей и плана работы ПМГ (приложение 7), в который входит обязательно и повышение методического мастерства учителя. А для того, чтобы методучеба принесла конкретные плоды, была наиболее адресной, мы провели диагностику оценки ключевых компетенций педагогов школы.

В результате выявлено, что организационно-коммуникативными и социально-личностными компетентностями обладает большинство учителей школы, что совпадает с высокими показателями профессионализма. Несколько иная картина по самообразовательным, исследовательским, конструктивно-проектировочным и адаптивным компетентностям.

Таким образом,организация работы по выполнению плана ПМГ помогает улучшить показатели по исследовательским компетентностям, а именно по анализу состояния проблемного поля в теории и практике – а это главное назначение групп.

Администрация школы уверена, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и контроля. Единоначалие в инспектировании снижает его результативность.

Руководители ПМГ совместно с коллегами готовят практическую часть к педсоветам на диагностической основе, в системе проводят дни ДРК (приложение 8).

Любой контроль осуществляется в определенной последовательности:

- обоснование (планирование по конечным результатам);

- алгоритм контроля (план);

- сбор и обработка информации;

- анализ результатов контроля, выводы;

- обсуждение итогов или выход;

Для подведения итогов контроля используем такие формы:

- административное совещание (при директоре, завуче) (приложение 9);

- заседания методического совета;

- приказ по школе, справки, собеседования с учителями;

Администрация школы, планируя ВШК, исходит из существующих проблем. Целесообразным считаем контроль, цели которого вытекают из целей деятельности школы, средства – из принципов деятельности и контроля, а результат – из целей контроля. Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д.

Важным условием эффективности ВШК является информированность всех участников образовательного процесса о его содержании (планирование), сроках, результатах и планирумых решениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Одна из важнейших управленческих функций, связанных с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать

Цели ВШК

совершенствование учебно-воспитательного процесса;

отслеживание динамики в результатах обучения учащихся, реализации их образовательного потенциала, учитывая индивидуальные особенности, интересы, образовательные возможности, состояние здоровья каждого ученика.

Задачи ВШК

- диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса;

- осуществлять систематический контроль за качеством преподавания учебных предметов, соблюдением требований ФГОС;

- обеспечивать единство урочной и внеурочной деятельности;

- оказывать помощь учителям в совершенствование ими педагогического мастерства;

- повышать ответственность педагогов при внедрении продуктивных технологий.

Основные направления контроля

- организация образовательного процесса

- организация условий обучения, сохранения здоровья

-качество организации методической работы

- качество образовательных результатов

- состояние воспитательной работы

Локальные акты ОО

положение о внутришкольном контроле;

положение о внутренней системе оценки качества образования;

положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;

положение о режиме учебных занятий;

положение об обучении на дому ;

положение об интегрированном обучении учащихся с ОВЗ;

положение о постановке на ВШУ;

положение о профилактике пропусков уроков;

положение о ведении электронных журналов;

положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

положение об организации безопасности образовательного процесса.

Ежедневный контроль

Информация о работающих педагогах (завуч)

Посещаемость уроков (соцпедагог)

Текущее состояние дисциплины(деж педагог)

Безопасность в ОУ (руководитель)

Еженедельная информация ( на контроле)

- питание школьников ( кл рук, завхоз)

-результаты дежурства по школе(педагог-организатор)

- внеклассные и внешкольные мероприятия(педагог-организатор)

- работа с педагогическими кадрами ( курсы,аттестация, мероприятия- методист)

-Работа с родителями (педагоги, кл руковод, администрация)

Ежемесячная информация (совещание при директоре)

- состояние преподавания предметов, подготовка к ГИА

- анализ контрольных работа, ведение документации

- организация внеурочной деятельности

- безопасность в ОУ

- состояние охраны труда

- работа с молодыми специалистами

-работа школьной столовой

- организация массовых мероприятий

Четвертная информация ( педсовет, совещание при директоре)

- выполнение учебного плана

- подготовка к ГИА

- выполнение плана воспитательной работы

- состояние учебно-материальной базы

- работа школьной библиотеки

- работа с родителями

Документационное обеспечение внутришкольного контроля

Документационное обеспечение внутришкольного контроля основано на

Алгоритм документационного обеспечения процедур внутришкольного контроля

Разработка плана и утверждение внтришкольного контроля и руководства на основе анализа образовательной деятельности за учебный год

Издание распорядительного документа ( приказа директора школы).

Разработка плана-задания каждой проверки

4.Организация работы по осуществлению проверки

5.Оформление отчетного документа по итогам проверки (справки, отчеты, анализы, докладные записки)

6.Рассмотрение результатов проверки (собеседование, совещание при директоре, педсовет)

7.Издание распорядительного документа ( приказа директора школы).

8.Организация (отслеживание, корректрировка, методическая помощь, повторные проверки) исполнения приказа.

Содержание контроля

План внутришкольного контроля нашей школы в этом учебном году представлен следующими разделами:

Контроль над качеством осуществления образовательного процесса и выполнением всеобуча

Контроль состояния преподавания учебных предметов и выполнения обязательного минимума содержания общего образования.

Контроль за состоянием методической работы в школе и повышения квалификации работников

Контроль за состоянием воспитательной работы и дополнительным образованием обучающихся

Контроль за состоянием школьной документацией

Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями ,контроль за деятельностью школы по ОТ и ТБ, за сохранением здоровья обучающихся

Контроль за состоянием работы социально – психологической службы и другие

Каждый из этих разделов имеет свои специфические особенности с точки зрения организации и содержания работы, поэтому обладает некоторой самостоятельностью. Но в то же время все они тесно взаимосвязаны и в своей совокупности составляют единую систему и структуру внутришкольного контроля.

Организация внутришкольного контроля

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: исходя из анализа определить объект, тему, вид, цели, задачи контроля; оп­ределить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить про­грамму контроля, изучить предварительно необходимую документацию, свя­занную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы; организовать рассмотрение результатов; принять объективные управленческие меры.

В школе контроль организован так, что он опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ в единстве рассматриваются условия, процесс и результат мониторинга.

Объекты контроля

Объектами, а в последующую очередь субъектами внутришкольного контроля являются все участники образовательного процесса: администрация, руководители школьных методических объединений, классные руководители, учителя-предметники, ученики.

Методы контроля.

Основные методы осуществления контроля выбраны согласно теории В.П.Симонова и включает в себе:

Наблюдения за деятельностью учителей-предметников и классных руководителей:

а) посещение и анализ учебных занятий;

б) посещение и анализ внеучебных мероприятий;

в) посещение и анализ деятельности кружков, факультативов, спортсекций.

Диагностические методы - изучение и анализ документации: журналы дневники, тетради, изучение передового педагогического опыта, поурочных планов и.т.д.

Беседы с учителями-предметниками и классными руководителями по итогам каждой четверти и анализ данных, полученных в результате собеседования.

Беседы с учащимися и анализ полученной информации.

Беседы с родителями и анализ этих бесед.

Социологические методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа и их анализ.

Проведение письменных контрольных работ и их анализ.

Таким образом, анализ - это основной метод контроля. Ведущая роль качественных показателей ни в коей мере не умаляет значение показателей количественных. В руках опытного руководителя цифровые показатели являются надежным средством, с помощью которого можно обнаружить определенные тенденции и закономерности педагогического процесса. Нужно только, чтобы цифра не превратилась в самоцель, не заслонила существа дела, не отодвинула на второй план серьезный качественный анализ наблюдаемых явлений.

Наиболее сложный этап работы при педагогическом анализе - это аналитическая обработка полученной информации.

Конечно же основную роль в получении объективной информации о УВП является проверка подготовки и проведения уроков и внеклассных занятий -периодическое посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Учителя не любят проверок и проверяющих. Это происходит в том случае, когда проверка не приносит учителю сколько-нибудь ощутимой пользы, а сами проверяющие не готовы ни к проверке, ни к анализу и квалифицированным рекомендациям учителю. С урока начинается школа, с урока начинается учитель, воспитывающий ученика как не просто носителя определенной суммы знаний, но и как гражданина. Чтобы добиться лучших результатов в обучении и воспитании, нужно глубоко знать все сильные и слабые стороны в ведении уроков каждым учителем школы с тем, чтобы активно вмешиваться в процесс обучения и воспитания.

Перед тем, как идти на урок руководитель должен изучить пояснительные записки к программе, познакомиться по классному журналу с материалом, пройденным на предыдущем уроке, и домашним заданием, изучить или просмотреть разработки уроков по данной теме.

После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.

Для анализа и коррекции показателей уровня обученности и преподавания необходимо подробное изучение и наблюдение за деятельностью учащихся и учителя на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения. При этом анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Но все же для обеспечения системного изучения деятельности учителя и учащихся на уроке мы используем различные карты посещения (наблюдения) урока и программы посещения уроков.

После урока, если учитель и руководитель психологически и методически готовы к разбору урока после его окончания, то это наиболее оптимальный вариант. Если имеются сдерживающие факторы (возбужден учитель, руководителю необходимо посоветоваться со специалистами, недостаточно времени), то можно перенести разговор на 2-3 дня. Но обязательно надо дать учителю краткий, оценочный анализ урока.

Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.

В любом случае завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.

Все усилия проверяющего должны быть направлены на то, чтобы учитель показал, на что он способен, каковы его потенциальные возможности, а также на то, чтобы уроки учителя становились лучше, эффективнее, а знания учащихся прочнее и глубже. В этом и заключается эффективность внутришкольного контроля.

Виды ВШК

Вид контроля - это совокупность форм, методов, средств, объектов контроля, его целей и задач.

В школе все формы контроля осуществляются через следующие виды ВШК:

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или стар­шей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержа­ние тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глу­боко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое.

В школе применяются следующие различные формы внтришкольного контроля, которые разделяются на две группы :

1. Понятие о внутришкольном контроле.Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.

В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.

2. Принципы внутришкольного контроля:

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

- теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля:

- стратегической направленности контроля;

- соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

- соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);

- контроля по критическим точкам;

- действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

- своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;




принцип гласности и открытости контроля. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля.

Объекты внутришкольного контроля:

- научная и экспериментальная деятельность,

- психологическое состояние детского и педагогического коллективов,

- обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Виды внутришкольного контроля:

- по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);

- по охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).

Методы внутришкольного контроля:

- посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,

- анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

- проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;

- анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Формы контроля: обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.

Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.

Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.

Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.

Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).

Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.

Условия эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность контроля.

2. Ориентация на результаты.

3. Своевременность контроля.

4. Экономичность контроля.

5. Достоверность информации о положении дел в школе.

6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.

7. Высокая культура проверяющих, их компетентность

Контроль за результатами.

1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?

2. Насколько модель соотносится с реальностью?

3. Какие параметры не совпадают?

4. Почему? В чем причина?

5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?

6.Какие коррективы нужно внести в процесс?

7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?

8. Что нужно внести в текущее планирование?

Недостатки контроля руководителя:

- несформированность системного подхода к явлениям и процессам;

- недостаточная компетентность (эрудиция);

- неумение выделять проблемы и их решать.

Неумение работать с людьми:

Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

4. Контролируйте не только любимый участок.

5. Контроль – не проформа.

6. Не контролируйте из недоверия.

7. Не держите своих выводов при себе.

1. Понятие о внутришкольном контроле.Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.

В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.

2. Принципы внутришкольного контроля:

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

- теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля:

- стратегической направленности контроля;

- соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

- соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);

- контроля по критическим точкам;

- действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

- своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контроля. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля.

Объекты внутришкольного контроля:

- научная и экспериментальная деятельность,

- психологическое состояние детского и педагогического коллективов,

- обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Виды внутришкольного контроля:

- по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);

- по охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).

Методы внутришкольного контроля:

- посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,

- анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

- проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;

- анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Формы контроля: обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.

Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.

Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.

Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.

Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).

Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.

Условия эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность контроля.

2. Ориентация на результаты.

3. Своевременность контроля.

4. Экономичность контроля.

5. Достоверность информации о положении дел в школе.

6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.

7. Высокая культура проверяющих, их компетентность

Контроль за результатами.

1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?

2. Насколько модель соотносится с реальностью?

3. Какие параметры не совпадают?

4. Почему? В чем причина?

5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?

Читайте также: