Тютчев последний катаклизм анализ стихотворения кратко

Обновлено: 06.07.2024

На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.

николай ломакин

Ученик (78), закрыт 6 лет назад

Просветленный (30063) 7 лет назад

Дым за дымом бездна дыма

Тяготеет над землей.

Жанр, направление, размер

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.

Федор Тютчев — Еще шумел веселый день

Еще шумел веселый день, Толпами улица блистала, И облаков вечерних тень № 4 По светлым кровлям пролетала.

И доносилися порой Все звуки жизни благодатной — И все в один сливалось строй, № 8 Стозвучный, шумный и невнятный.

Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, № 12 Но странно было пробужденье.

Затих повсюду шум и гам, И воцарилося молчанье — Ходили тени по стенам № 16 И полусонное мерцанье.

Украдкою в мое окно Глядело бледное светило, И мне казалось, что оно № 20 Мою дремоту сторожило.

И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений Из пышно-золотого дня № 24 Увлек, незримый, в царство теней.

Yeshche shumel vesely den, Tolpami ulitsa blistala, I oblakov vechernikh ten Po svetlym krovlyam proletala.

I donosilisya poroy Vse zvuki zhizni blagodatnoy — I vse v odin slivalos stroy, Stozvuchny, shumny i nevnyatny.

Vesenney negoy utomlen, Ya vpal v nevolnoye zabvenye; Ne znayu, dolog li byl son, No stranno bylo probuzhdenye.

Zatikh povsyudu shum i gam, I votsarilosya molchanye — Khodili teni po stenam I polusonnoye mertsanye.

Ukradkoyu v moye okno Glyadelo blednoye svetilo, I mne kazalos, chto ono Moyu dremotu storozhilo.

I mne kazalos, chto menya Kakoy-to mirotvorny geny Iz pyshno-zolotogo dnya Uvlek, nezrimy, v tsarstvo teney.

Tot ievtk dtctksq ltym, Njkgfvb ekbwf ,kbcnfkf, B j,kfrjd dtxthyb[ ntym Gj cdtnksv rhjdkzv ghjktnfkf/

B ljyjcbkbcz gjhjq Dct pderb ;bpyb ,kfujlfnyjq — B dct d jlby ckbdfkjcm cnhjq, Cnjpdexysq, ievysq b ytdyznysq/

Dtctyytq ytujq enjvkty, Z dgfk d ytdjkmyjt pf,dtymt; Yt pyf/, ljkju kb ,sk cjy, Yj cnhfyyj ,skj ghj,e;ltymt///

Pfnb[ gjdc/le iev b ufv, B djwfhbkjcz vjkxfymt — [jlbkb ntyb gj cntyfv B gjkecjyyjt vthwfymt///

Erhflrj/ d vjt jryj Ukzltkj ,ktlyjt cdtnbkj, B vyt rfpfkjcm, xnj jyj Vj/ lhtvjne cnjhj;bkj/

B vyt rfpfkjcm, xnj vtyz Rfrjq-nj vbhjndjhysq utybq Bp gsiyj-pjkjnjuj lyz Edktr, ytphbvsq, d wfhcndj ntytq/

Темы и настроение

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.

Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.

Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.

«Была ль другая перед нею —

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака — ея;

Она ни следу не находит

«Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

«Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь —

И к жизни божеско-всемирной

Произведение написано перекрестной, точной, как, мужской, так и женской рифмой. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, строфика — сонет.

Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.

Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.

Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.

Основная идея

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

1. Когда пробьет последний час природы,

2. Состав частей разрушится земных

3. Все зримое опять покроют воды,

4. И божий лик изобразится в них.

Дым за дымом бездна дыма

Тяготеет над землей.

Средства художественной выразительности

Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:

История создания

Тютчев понимал: природа – храм, но его испортили люди. Поэт думал о том, что когда-то природа устранит людей, как язву со своего тела. Тогда всё вернется в водные массивы, а лик бога проявится на водной глади. Необычные мысли, но Тютчев всегда старался постичь мирозданье, приоткрыть его тайны.

Читайте по теме:

В центре повествования стоит природный катаклизм. Не просто же так называет стихотворение Тютчев.

Композиция

Стихотворение является философской лирикой. Каждая строка наполнена смыслом. Не каждый поэт может в малых объемах создавать настоящие шедевры.

Средства выразительности

Читайте по теме:

Эпитеты

Последний час – эпитет. Звучит мрачно, но раскрывает суть настроения стихотворного шедевра.

Олицетворения

Пробьёт последний час – олицетворение, которое использует поэт.

Метафоры

Данный троп отсутствует. Но и без метафор образность произведения на высоте. Поэт ориентировался на то, чтобы заставить задуматься тех людей, которые читали бы данное стихотворение. Природу нужно беречь, иначе её ответ последует.


Кто помнит это стихотворение? Наверное, таких мало. Ибо одно из самых запоминающихся произведений Ф. И. Тютчева "Silentium". А между тем, в стихотворении "Последний катаклизм" заложен очень глубокий философский смысл. Хотите узнать - какой? В статье подробно рассказано.

Оно состоит из одного четверостишия. Что хотел донести Тютчев до читателя в таком коротком произведении? Почему оно было написано? Как отражает мировоззрение поэта?

Давайте искать ответы на эти вопросы. Они лежат на поверхности. Читайте статью и убедитесь сами.

Что представляет собой?

"Последний катаклизм" - это философская миниатюра. Она посвящена теме Всемирного потопа. Почему поэт обращается к этой библейской теме? Он предчувствует новую катастрофу. Но какую? Будет ли она повторением предыдущей? Может, да, а может, и нет.

Федор Иванович Тютчев

Обратимся к Книге Бытия

Согласно ветхозаветной истории, Бог прогневался на людей. До такой степени, что решил уничтожить Свое же творение. Но был среди людского моря благочестивый человек по имени Ной. Его-то и предупредил Бог о грядущем потопе, велев построить судно. В этом судне можно было спастись от потопа.

Работа над строительством длилась много лет. Наконец ковчег был готов. Ной с семьей вошли на его борт, прихватив с собой и животных. Каждой твари по паре. Сразу после этого хлынул дождь.

Сорок дней и ночей шел ливень. И около года понадобилось Ною, чтобы выйти на сушу. Ковчег причалил к горе Арарат. Благочестивый Ной благодарил Бога за спасение. После чего Бог обещал, что никогда больше не повторится Всемирного потопа.

Последний катаклизм

Тютчев о новой катастрофе

В стихотворении "Последний катаклизм" Федор Иванович говорит о грядущей катастрофе. Он предчувствует ее, как было сказано выше. Но в то же время Федор Иванович рассматривает новый потоп как источник жизни. Звучит довольно странно. Однако, по мнению Тютчева, после наводнения мир вернется к своим истокам. К началу времен. Вода поглотит все живое, но вместе с этим станет источником новой жизни. Максимальное разрушение становится максимальным созиданием. Земля ввергается в хаос, это ее начальное состояние.

Таким образом, "Последний катаклизм" - это не что-то пугающее. Не мрачное предсказание конца света, а отображение источника новой жизни, вечного движения.

Здесь начала и концы

С политической точки зрения

Федор Иванович не стеснялся своих политических взглядов. Иногда высказывал их в стихотворениях. Литературоведы считают, что стих Тютчева "Последний катаклизм" - это олицетворение социальных потрясений, ожидающих мир. К революциям и переворотам Федор Иванович относился довольно скептически. С его точки зрения существовало две силы: консерватор Россия и Европа-революционер.

Известно, что поэт был старшим цензором. Его деятельность позволяла запретить распространение манифеста коммунистической партии на территории Российской империи.

Учитывая политические взгляды поэта, вполне логично, что стих "Последний катаклизм" - это предупреждение о мировых социальных потрясениях. Они, как известно, приводят к катастрофическим последствиям зачастую.

Разочарование

Что еще может крыться в "Последнем катаклизме" Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.

Федор Иванович - известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.

Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая. Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее "последний катаклизм" не вечен. Он пройдет, а на смену придет "белая жизненная полоса".

Возвращаясь к Богу

Последняя строка стихотворения: "И Божий лик изобразится в них". В ней заложен глубокий философский смысл. Все бытие, начиная от сотворения мира и до Второго пришествия, основано на Боге. Все происходит по Его воле. И ничего не совершается без Его ведома.

Божественный лик непостижим для людей в силу греховности. Но люди и Бог взаимосвязаны. Первым нельзя жить без веры. Вера - в Боге. И только после катастрофы истинный лик Божий отобразится в водной глади. Он воплощен в этой картине, присутствуя там.

Бог - это основной поэтический образ стихотворения. В этом стихотворении нет личного человеческого "я". Философия его подчеркивается обобщенным употреблением лексики.

Бог показан на водной глади. В стихотворении совмещены понятия несовместимые. Бог бесплотен, но здесь он обретает образ. Вода - это образ зеркала. В стихотворении скрыто сравнение вод с зеркалом.

Интонация стихотворения "Последний катаклизм" неспешная. Заставляет вдуматься в строки произведения.

Господь Бог

Стиль написания

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Окончания как женские, так и мужские. Рифмы различные: перекрестные, открытые и закрытые. И это добавляет стихотворению ощущение неоднозначности. Создается впечатление, что здесь присутствуют два совершенно разных мира.

Книга поэта

Резюмируем

"Последний катаклизм" написан в 1829 году. Это философское стихотворение, содержащее в себе то, что долгое время способны исследовать литературоведы. Незримый разум, мысли и мировидение Федора Ивановича Тютчева.

Заключение

В статье был сделан анализ стихотворения "Последний катаклизм". Кто-то увидит в стихотворении нечто близкое. Согласится мысленно с его автором. А кому-то этот стих чужд. И этот человек воскликнет: "Я не согласен!", - таким образом вступая в мысленный спор с поэтом. Для того и нужны философские стихотворения, чтобы каждый мог по-своему увидеть этот мир. Подобного рода стихи дают толчок к размышлениям. Они помогают высказывать свою точку зрения, не бояться вступать в спор и отстаивать собственную позицию. Помогают развиваться личности человека.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

Это стихотворение Тютчева написано в 1829 году.

Я считаю, что в основе этого стихотворения лежит личное, разочарованное во всем земном, неудовлетворенное душевное состояние автора, которым частично объясняется элегический настрой стихотворения; желание предугадать страшное будущее, ждущее человечество; размышления над концом света, который когда-нибудь наступит.

Стихотворение состоит из одной строфы – катрена. (Этого оказалось для поэта достаточным, чтобы выразить свою философскую идею!) Но по смыслу эту строфу можно разделить на две части - первые два стиха и последние два. Если в первых строчках идёт речь об умирании, разрушении, то присутствие Бога во второй паре строк говорит о воскрешении вместе с Богом этого мира (ведь Бог вечен, и вечны те, кто верит в Него).

Ф.И. Тютчев – признанный поэт-философ. У него ничего не бывает лишним, каждое слово имеет какой-то определённый философский смысл.

В стихотворении две вечные стихии - земли и воды (именно они, как начало и конец жизни). Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. В этом обращении к данному мифу есть указание на одновременные явления - гибель и спасение.

Интонация этого стихотворения неспешная, спокойная, задумчивая.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с мужскими и женскими окончаниями. Рифмы в стихе точные, перекрестные, открытые и закрытые. Это придаёт стихотворению ощущение неоднозначности, присутствия двух противоположных миров.

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) -- катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части -- первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии -- земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением -- отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики -- не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы. ";

"Когда последний час природы пробьет . "

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором -- оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными -- "земных", "них") и женскими (безударными -- "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы -- воды), так и неграмматические (земных -- них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный):

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" -- "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является "ключом", с помощью которого можно "открыть" любой поэтический текст.

Читайте также: