Как повысить эффективность управления школой

Обновлено: 03.07.2024

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Стало понятно, что положительные изменения перечисленных параметров зависят от ряда факторов, но, как нам представляется, необходимо начать с повышения качества управления образовательным учреждением, формированием системного видения целесообразных преобразований. Ключевая роль при этом принадлежит четкому целеполаганию (деятельность административной команды в целом, видение педагогами их собственной деятельности по обучению и воспитанию), работе с внешней средой, формированию положительного имиджа школы, деятельности по созданию условий для улучшения нравственно-психологического климата.

Как изменить сложившееся положение вещей? Как построить школу, привлекательную для родителей и учащихся организацией учебного процесса, высоким профессионализмом педагогов и средой, обеспечивающей развитие ребенка? Следовательно, желаемое состояние нашей школы - это школа, обеспечивающая высокое качество обучения и воспитания, а целью нашей является переход школы из состояния функционирования в состояние развития.

Проблема состоит в трансформации образовательного учреждения из состояния не слишком эффективного функционирования в состояние развития, что обеспечит желаемое качество обучения и воспитания.

Проект ориентирован на корректировку образовательного процесса и учитывает положительные элементы уже существующей организации образовательного процесса, такие как стабильность функционирования школы; результативное сотрудничество с ТОСом микрорайона, районным Советом Ветеранов, городским психологическим центром, учреждениями дополнительного образования детей, спортивной школой гандбола; участие школы в работе Университетского округа при ВШЭ.

В проекте представлены механизмы решения актуальных проблем качества образования в школе. Наиболее важными и результативными для нашего образовательного учреждения из представленных в проекте направлений работы являются следующие:

В результате деятельности по данному проекту были получены следующие запланированные результаты:

В результате реализации проекта достигнуты следующие показатели эффективности:

  • исполнение муниципального задания по русскому языку и математике;
  • повышение качества обучения выпускников по результатам ЕГЭ;
  • место в рейтинге ОУ города Перми.

Управление проектом осуществляется руководителями проектных линий, каждая из которых курируется соответствующим заместителем директора по направлению основной работы. Общее управление осуществляется директором.


В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной организации.

Ключевые слова: эффективность, условия, управление, общеобразовательная организация, руководитель, взаимодействие

В наше время, всё чаще встаёт вопрос о значительных изменениях, которые претерпевает система образования. В связи с этим, требования к качеству образования повышаются, а это в свою очередь ведёт к актуализации проблемы повышения эффективности деятельности общеобразовательной организации. Проблема эффективности образования разрабатывается и изучается достаточно долго. Майоров А. Н. выделяет 3 подхода эффективности:

– основанная на общенаучных исследованиях эффективность, показывает соотношение между результатами какой- либо деятельности и конечной заданной целью. Критики считают, что для образования этот подход не очень подходит, из-за трудностей и несоответствия целей и результатов.

– предполагается соотношение результатов и затрат. Такой подход сможет спровоцировать получение высокой эффективности, за счёт снижения затрат. В этом случае, образование может перестать выполнять свои социальные функции, оставаясь весьма эффективным.

– подход исходит из понимания эффективности, как большей действенности результативности. Эффективность рассматривается в двух аспектах: учебном(качество подготовки учащихся); социальном(реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой, как социальным институтом). [Майоров]

Не смотря на разногласия в трактовках, в образовательных организациях создаются условия, для их эффективной деятельности. В начале восьмидесятых годов в США была разработана модель 5 факторов для эффективной деятельности школ: сильное административное руководство; благоприятный психологический климат в коллективе; ориентация на базовые академические навыки; ожидание более высоких результатов от обучающихся со стороны преподавателей; система контроля по достижениям учащихся.

Чиркин В.Е, более полно раскрывает понятие эффективность управления общеобразовательной организацией — это результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией — это результат достижения целей общеобразовательного учреждения. Говорить об эффективном управлении школой можно в том случае, если необходимые цели и результат достигаются быстро и с экономией ресурсов [7].

Рассуждая о повышении эффективности работы общеобразовательной организации, необходимо обратиться к характеристике личности руководителя. Эффективный руководитель современной школы должен конкретно ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, грамотно распределить должностные обязанности между работниками, а, главное, уметь находить пути их решения. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителя, изменяя стиль руководства, можно не только повысить эффективность работы образовательной организации, но и усовершенствовать жизнедеятельность школы в целом.

Зайцева И. К. отмечает, что одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня компетентности управленческого состава [1]. Эффективное управление осуществляется посредством взаимодействия между субъектом и объектом управления, которое позволяет реализовать управленческие отношения.

Для эффективного функционирования системы управления общеобразовательной организацией требуется создать комплекс необходимых условий. Остановимся на характеристике тех, условий, которые на наш взгляд являются наиболее необходимыми именно в системе образования. Все условия представлены на рис. 1.


Рис. 1. Условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

Рассмотрим более подробно каждое из представленных на рисунке условий:

Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (взаимопонимание, психологическая совместимость). Если такого соответствия не будет, окажется трудно их “состыковать”, они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Более того, субъект и объект управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результат работы.

В рамках единства, субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего, нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, так как удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами, и так далее препятствуют этому. Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим негативные результаты для объекта. Наконец, когда в качестве объекта управления выступают живые люди, обладающие собственными интересами, стремлениями, взглядами на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди либо перестанут проявлять активность, либо предпримут все меры, чтобы добиться своего, Если всего этого не учитывать, последствия взаимодействия субъекта и объекта могут быть самыми неприятными.

Субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

Как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один — в отдаче в данной ситуации команд, другой — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, следовать поступающим командам. Подобная ситуация возникает в том случае, если личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. То есть степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей самого объекта. И это составляет самую большую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности [2].

Для устойчивого развития школы, необходимы постоянные организационные изменения и движение вперед. Необходимо постоянно поддерживать творческий настрой и разумный энтузиазм педагогического коллектива, в связи с этим, можно обратиться к стратегии по преодолению всего спектра возникающих различных препятствий на пути повышения эффективности деятельности.

На взгляд Лепешевой Е. М., самые распространенные препятствия, которые могут снижать эффективность деятельности общеобразовательной организации, можно разделить на три группы:

– препятствия, порожденные внешней средой: отсутствие ориентации на рыночные факторы; стремление общественности видеть немедленные результаты и пренебрежение скромными постепенными результатами, желание сохранить заведенный порядок, недопонимание сути и значения эффективности, законодательные ограничения, существующая процедура принятия решений в области финансирования;

– препятствия, порожденные собственной организацией: бюрократизация, дефицит ответственности, несовершенная поощрительная система, сопротивление отдельных педагогов, неопределенность целей, неспособность отказаться от неоправдавших или исчерпавших себя инновационных проектов, низкий уровень аналитической культуры, неадекватная информация о проводившихся инновациях и нежелание использовать имеющуюся информацию, завышенная самооценка, завышенные ожидания;

– препятствия, порожденные людьми, — ошибки, мнения, поведение, которые не позволяют добиться повышения эффективности или вовсе отбивают желание добиваться этого, а также дефицит времени, ложные представления, стремление избежать риска [3].

Не сложно доказать, что некоторые проблемы надо относить не к одной группе, а к другой. На самом деле многие из них относятся сразу к двум группам, а возможно и к трем.

На эффективность управления общеобразовательной организацией влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, их способности выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации, профессиональная культура руководителя, а именно наличие у него соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности; социальная ответственность, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации; умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление; умение формировать предпринимательское организационное поведение, создавать инновационную среду и оказывать поддержку сотрудникам; умение использовать эффективные методы и технологии управления, наличие развитой инфраструктуры, включающей законодательную, информационную и консультативную базу [5]. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, повышение эффективности управления общеобразовательной организацией, связано с множеством факторов и условий. На современном этапе развития общества, несомненно, важно при управлении образовательными системами создавать все обозначенные выше условия, на наш взгляд, лишь при включении всех слоев образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений представляется возможным выяснить необходимые сферы для модернизации и определить пути совершенствования. Но, как известно, многие не компетентны в вопросе управления и влияния на него, поэтому необходимо повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников системы управления школой. При соблюдении этих условий управление образовательными системами будет действительно эффективным.

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, управление, субъект управления, повышение эффективности управления, управленческая деятельность, эффективность управления, друг друга, организационная структура, управленческий процесс, эффективное управление.

Aжибeкoв К.Ж. 1 Жeтписбaeвa Г.O. 1 Ермаханова Ш.Н. 1 Тoгaтaй М.М. 1 Aсылбaeвa Ж.У. 1 Ермаханов М.Н. 1

Задачей руководства является создание атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада сотрудников в общее дело, поддержка открытых и честных взаимоотношений в компании. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей работников и эффективному решению задач в области качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами процесс достижения целей в сфере качества.


2. Пимeнoвский В.Я. Трeбoвaния к личнoсти учитeля в услoвиях высoкoтeхнoлoгичeскoгo oбщeствa // Пeдaгoгикa. 1997. – № 5. – С. 97–103.

4. Одерышев Б.С., Фролова О.И. Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом. – Санкт-Петербург, 2007. – 29 с.

5. Шипунoв В.Г., Кишкeль E.Н. Оснoвы упрaвлeнчeскoй дeятeльнoсти: упрaвлeниe пeрсoнaлoм, упрaвлeнчeскaя дeятeльнoсть, упрaвлeниe нa прeдприятии. – М.: Высшaя шкoлa, 1999. – 304 с.

Как известно, образование – это та основа, с которой начинается социализация человека, начинается его самостоятельная жизнь в обществе. Пожалуй, именно от образования и зависит дальнейшая судьба индивида, его место в жизни государства, его приоритеты и внутренние правила. В этом отношении первостепенной задачей государства является обеспечение наилучшего качества образования. Не стоит жалеть ни средств, ни времени на повышение его качества, ведь это работа на перспективу. Благополучие страны напрямую связано с тем, насколько образованны и квалифицированны ее жители.

Решение задачи управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.

Внедрение и функционирование систем управления деятельностью учебных заведений, ориентированных на качество образования, будет способствовать обеспечению конкурентоспособности системы образования в целом и повышению конкурентоспособности отдельных учебных заведений, в частности. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. По своей природе организаторская деятельность человека – деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка хода и результатов конкретного дела.

Все личностные качества руководителя проявляются в его стиле управления. Стиль управления – это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля руководства обусловлен множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести такие как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, социально-психологический климат в коллективе и др. К субъективным факторам следует отнести типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений, знаний, опыт, убеждения. Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных.

Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время – основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке, как учителей, так и администрации школы.

Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

В самом общем виде можно определить те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать руководитель, претерпел существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории.

Итак, эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Читайте также: