Противоречия межличностных отношений план урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока : рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения.

Задачи урока

2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли.

3. Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Развитие навыков анализа ситуаций

3. Развитие коммуникативной компетенции

1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим

I этап. Организационно-мотивационный

Учитель: Посмотрите на доску и выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договориться с другими людьми, общаться, и выпишите их. Продолжение этот список. Объясните свой выбор. (Слайд 1)

Как эти качества человека проявляются в общении с другими? Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке?(Может привести к конфликту)

Учитель : Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение

слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения

человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутрен-

ним и внешним конфликтам.

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? ( о конфликтах)

II. Актуализация темы. (Слайд № 2)

Постановка проблемной ситуации

Учитель: Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации?

III. Этап изучения нового материала

1. Структура межличностного конфликта

2. Поведение субъектов конфликта

3. Способы разрешения конфликта

II этап. Изучение нового материала

Учитель: Вы правы. (Слайд №5)

Конфликт- это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель : Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов. (Слайд № 6)

Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд № 7). Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект.

Субъекты конфликта

Прямые участники

Непосредственные участники

Те, чьи интересы оказались недостижимыми в неизменном виде в результате конфликтной ситуации

Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий

Учитель: А теперь исследуем динамику конфликта. Работая с материалом учебника на странице 73-74 , познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их. ( по мере проверки задания на доске появляется таблица) (Слайд № 8)

Этапы протекания конфликта (Слайд№9)

Это совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон

Принимаются меры для окончательного устранения противоречий

Учитель: И так вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут.

Задание (идентично для каждой группы):

1. Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта.

2. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

Ситуация : Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект

Физкультминутка (зарядка для глаз):

Учитель: Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Учитель : Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про-

должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые

есть на партах у каждой группы, а на доске таблица с разновидностями конфликтов и их характеристиками. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.

Классификация конфликтов (Сдайд№11)

Межличностный

Межгрупповой

внешней средой

На уровне сознания индивида, т.е.

Разногласия между двумя и более членами одной

Индивид испытывает давление извне (прежде всего со стороны социальных норм и предписаний)

Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Поделитесь своим опытом.

Учитель: Ученые –исследователи выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Исследуем их и мы. Рассмотрим разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии?

Учитель: Перед вами таблица. Внимательно изучите ее и приведите в соответствие терминов с их характеристиками ( работа в парах) 3 мин.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте (Слайд № 12)

Стратегия поведения

Характеристика

А. Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов

Б. Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

В. Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержании интересов каждой из сторон входит удовлетворении основных интересов другой стороны

Г. Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

Д. Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это минимальный, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов

(ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1)

II I. Подведение итогов урока в виде заполнение кластера (Слайд № 17)

Учитель: В завершении нашего урока еще раз обратимся к проблеме нашего урока. Может ли месть стать методом решения конфликта? Почему?

(Возможный ответ учащихся: Нет, не исчерпана причина конфликта)

И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.

I V. Постановка домашнего задания.(Слайд №18)

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

ВложениеРазмер
mezhlichnostnyy_konflikt.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

- Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

- драка, ссора, конфликт

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

Изучение нового материала

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

Варианты поведения и характеристика

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран

- разногласия между людьми

- ступени конфликта; - этапы конфликта

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

-чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Первичное осмысление и закрепление

?какова причина конфликта?

?Каким было поведение участников?

?что послужило инцидентом?

?этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

? каков исход конфликта?

-внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей

? какова причина конфликта?

? каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

? что послужило инцидентом?

? каков вид данного конфликта?

? охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить. – Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Неконструктивный, закончился дракой

Прерывание конфликтных действий

Противоположные желания и интересы

Мальчик обрызгал водой

Различия, связанные с положением в обществе

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

Записывают д\з в дневники

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Оцените свою работу в группе смайликом:

😐 делал то, о чем просили

☹ внимательно наблюдал за работой других

Варианты поведения и характеристика

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

может быть полным или частичным.

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

  1. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Урок обществознания в 6 классе

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;

метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2015. – 111 с.

Основные стадии (этапы) конфликта

Способы поведения в конфликтной ситуации.

I. Организационный момент.

Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.

Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.

?Какая ситуация возникла между ребятами?( драка, ссора, конфликт)

? Так какую тему мы сегодня изучим?( Конфликты)

- Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?( Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте)

-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?( при общении)

? какие средства общения вам известны?( речь, невербальное общение)

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?( конечно могут)

III. Изучение нового материала

Ребята Что же такое конфликт?

Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.

Вывод учителя: Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?( ступени конфликта; - этапы конфликта)

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

Рассмотрим этапы конфликта на конкретном примере. Еще раз обратимся к фильму

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Виды конфликтов

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики на стр. 79 .Ознакомтесь.

Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Компромисс.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Вопрос к классу

- Почему люди могут избегать конфликтов?(Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т.д.)

Класс делится на группы. Группы должны обсудить и подготовить в театрализованный форме конфликтную ситуацию.

Любой конфликт в конце концов разрешится. т.е. наступает его последний этап.

- Проходят ли конфликты бесследно?

-Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказа: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждвй раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"

В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели науился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.

Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.

Отец одвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше."

- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Вопросы классу

-В чем смысл притчи?

-Оставляют ли конфликты следы?(Ответы учеников)

Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.

V. Домашнее задание.

П.9 прочитать, выполнить задания в рабочих тетрадях.

- Чему научил вас урок?

- Что такое конфликт?

- Почему возникают конфликты?

- Как ведут себя люди во время конфликта?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Оцените свою работу в группе смайликом:

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

Осознание конфликта

Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия: 1) переход к конфликтному поведению;

2) стремление предотвратить конфликт, т.е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер

Проявление конфликтного поведения

Переход к конфликтному поведению. Т.е к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующее варианты поведения: 1) открытая борьба, столкновение сторон; 2)отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно); 3) компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний)

Углубление конфликта

Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений: конструктивного и неконструктивного. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

Формула успешного решения школьных конфликтов

Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

Разговор по существу.

Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения.

Соблюдение чужого персонального пространства.

Правильный выбор роли.

Умение слушать и слышать друг друга.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций /(Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016 г.

Изучение нового материала

Задачи урока

Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

Содействовать развитию культуры отношений в группе, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре к собеседнику деятельности.

Основные стадии (этапы) конфликта

Способы поведения в конфликтной ситуации.

Методы и формы обучения

Методы: технология развития критического мышления.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Личностно значимая проблема

Основные понятия

конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.

Коммуникативные : участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.

Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения.

проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания

Стадии урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .Стадия вызова

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- определять и формулировать проблему;

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологические высказывания;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Эта басня поможет нам определить тему урока. Предположите, о чём пойдёт сегодня речь.

Определим задачи для достижения цели. На какие вопросы мы должны ответить сегодня?

Конфликты сопровождают всю историю человечества. Если бы конфликт был чем-то только отрицательным, то люди бы старались от них избавиться, но конфликты происходят и сегодня. Может быть потому что человечество не может прожить без конфликтов? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта?

Слушают, выдвигают предположения, определяют тему, пишут в тетрадь

Что такое конфликты? Какими они бывают? Из-за чего происходят? Можно ли предотвратить конфликт? Как выйти из конфликта?

II . Стадия осмысления

- выделяют существенную информацию из текста;

- выбирать наиболее эффективный способ решения задания;

извлекать необходимую информацию из текста;

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

отстаивать свою точку зрения;

- формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить рассуждения, делать выводы;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

Сравним наши предположения со словарём. Работаем с определением на стр. 108.

Всё верно. Исходя из количества сторон, можно выделить несколько видов конфликтов: межличностный, межгрупповой, глобальный. Дополним кластер. Какой вид конфликта описан в басне?

Итак, на первые два вопроса мы ответили. Переходим к следующему вопросу. Ели вы сталкивались с конфликтом в своей жизни, предположите, что может быть причиной его возникновения.

Работаем с презентацией, приводим примеры.

Каким бы ни был конфликт, он всегда проходит одни и те же стадии. Работаем с учебником стр. 76.

Перед вами стадии конфликта. Как вы думаете, почему эти стадии изображены в виде ступеней?

Попробуем определить, что происходит на каждом этапе. Работаем с текстом ( Гена и Влад – одноклассники и друзья. После уроков Гена предложил пойти в кино, а Владу очень хотелось пойти поиграть в приставку. В итоге мальчики поспорили, а потом и поругались. Гена назвал Влада плохим другом, Влад толкнул Гену и в итоге они подрались. Но друзьям скучно друг без друга, поэтому они помирились уже на следующий день, договорившись в следующий раз всё делать вместе ). Далее учитель объясняет стадии конфликта с проявлениями, обучающиеся сравнивают с проделанной работой.

Такие стадии можно выделить в каждом конфликте. Вспомним басню И.А. Крылова, которую мы смотрели в начале урока. Выделите стадии конфликта в данной ситуации.

Давайте придумаем другое окончание басни. Можно ли было разрешить данный конфликт?

Как вы думаете, можно ли было вообще избежать конфликта? На какой стадии?

Хорошо. Какой способ вам кажется наиболее продуктивным и почему?

Верно. Тогда ответьте на вопрос – всегда ли конфликт носит негативную окраску?

Правильно. Таким образом мы можем сказать, что существует два вида конфликта – конструктивный, который ведёт к положительному итогу и деструктивный, который не ведёт к положительному результату, это так называемый спор ради спора. (на презентации слайд, где перепутаны картинки, если обучающиеся не заметили ошибку, то можно попросить кого-то прокомментировать ещё раз вид конфликта и объяснить).

Итак, кто помнит проблемный вопрос урока? Можно ли обойтись совсем без конфликтов?

Подбирают слова по ассоциации.

Делают предположения на основе имеющегося опыта.

Дети называют характерные черты: несколько сторон, несогласие, борьба, спор, столкновение.

Да, можно назвать конфликтом – есть участники, между ними спор, который привёл к борьбе.

Предполагают: обидные слова, неадекватные действия, непонимание, разные интересы и т.д.

Вероятно из-за того, что все эти стадии следуют друг за другом в таком порядке по нарастающей.

Читают текст, подчёркивают и обозначают цифрами разные стадии конфликта.

Дети работают устно, но возникает затруднение – нет стадии разрешения конфликта. Делают вывод.

Ребята делают вывод, что есть путь выхода. Предполагают, предлагают выход из ситуации.

Обучающиеся отвечают и делают вывод, что конфликта можно было избежать на любой стадии, можно было вообще не доводить ситуацию до конфликта.

Компромисс: сегодня воз тянет лебедь, завтра рак, послезавтра щука.

Сотрудничество: участники конфликта сели за стол переговоров и решили, что лучше тянуть воз в сторону дороги.

Приспособление: рак был самым сильным, поэтому с ним никто не стал спорить и все потянули воз в его сторону.

Избегание: участники спора разошлись в разные стороны.

Сотрудничество. Потому что все участники обсудили проблему, все друг друга выслушали и выбрали самый лучший вариант.

Нет, если конфликт завершается сотрудничеством, то это положительный конфликт.

Высказывают свою точку зрения.

- использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения;

- слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре (в группе);

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь;

- применять алгоритм в самостоятельной деятельности;

- адекватно воспринимать оценку;

- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

По очереди заполняют строчки синквейна (2,3,4) при заполнении 5 строчки обсуждают и находят общее мнение.

высказывают свои варианты

По желанию: стр. 83, задание 2 письменно

/data/files/g1591782115.pptx (презентация к уроку "Конфликт в межличностных отношениях")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные стадии (этапы) конфликта

Способы поведения в конфликтной ситуации.

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Целеполагание к изучению новой темы.

Ребята, посмотрите внимательно выступление моих помощников, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока. Ребята выступают по ролям.

Как-то нога, устав однажды,
Почувствовала себя важной:
"Какое делаю я дело -
весь день ношу я это тело. "

Рука ноге тут возразила:
"Что о себе ты возомнила?!
и что ты можешь, недотепа?
только стоять или же топать. "

А нос сказал руке: "Постой!
Я - выше! В дружбе - с головой!
Тебе ли щас тут задираться.
Ты - примитив. Пора признаться!"

Тут глаз решил не промолчать -
давай троих всех оскорблять!
Слепцами глупыми назвал!
"Важнее всех здесь Я!" - сказал.


Решило ухо не смолчать:
"Вы все друг другу здесь под стать!
Я ближе к мозгу - я основа
для зарожденья в мозге - слова!"


Тут, громче всех, как заорёт,
Во гневе негодуя, рот:
Вы МНЕ должны воздать все честь -
Я всех важней для тела есть.

От перебранки - долго ль дело? -
В конфликте разделилось тело!
Каждый стал делать, что хотел.
И.. человек вдруг - заболел.
И чуть не умер.

Тут голова, им всем в укор,
сказала: "Бросьте этот спор!
Вы все равны, нужны друг другу,
Не ссорьтесь, делая услугу!

Все мы - едины, все мы - ТЕЛО!
И делаем одно мы дело!
Здесь важно мир иметь, любовь,
В единстве и без лишних слов!

О чём данный сюжет?

Исходя из просмотренного, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему и поставить цель урока.

План изучения нового материала

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Изучение нового материала

Обсудим вместе: Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ.

Это конфликт? Почему вы так решили?

Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты.

В словаре Ожегова конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Работа над понятием:

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

(записывают в тетради)

Для закрепления знания рассмотренных терминов и пополнения вашего обществоведческого словаря выполним в рабочих тетрадях задание №1.

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.

Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).

Абсолютно верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами:

Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);

Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?

Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);

Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия?

Всем понятны причины конфликтов? Тогда обратимся к рабочей тетради и выполним задание №5 (читаем басню с классом по ролям, а на 1 вопрос отвечаем самостоятельно).

Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции? ….. Абсолютно верно, мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения.

Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:

Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)

Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходиться пожертвовать)

Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)

Избегание (стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).

Попробуем рассмотреть на конкретных примерах:

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта.

Закрепление изученного

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение –приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить. – Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегиякомпромиссапозволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

Чему научил вас урок?

Что такое конфликт?

Почему возникают конфликты?

Как ведут себя люди во время конфликта?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Подведение итогов

Читайте также: