Почему хлодвиг принял христианство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вскоре после покорения алеманнов произошло еще более важное событие — обращение Хлодвига в христианство. Церковная традиция связывает эти два события, представляя дело так, что Хлодвиг решил принять религию своей супруги, если одержит победу. Возможно, в этом есть некая доля правды. Но мы должны понимать, в каких обстоятельствах жил Хлодвиг. Христианство уже начало прививаться у франков. Его родственник король салических франков Харарих к этому времени стал христианином. Две сестры, одна из которых вышла замуж за остготского короля Теодериха, были христианками, хотя с уклоном в арианство, еще одна осталась язычницей. Его супруга Хродехильда (Клотильда) была католичкой (в описываемое время разделения церкви на католическую и православную не было. Имеется в виду ортодоксальная церковь, соответствующая решениям Вселенских соборов. — Ред.). Хотя ее дядя король Гундобад исповедовал арианство. Вероятно, католиком (ортодоксальным христианином. — Ред.) был ее отец. Таким образом, накануне обращения короля даже в его собственном доме существовали противоречивые веры — такое положение дел было нередким в варварских королевствах. Столь умный человек, как Хлодвиг, не мог не видеть, какую огромную поддержку он получит от галло-римской церкви в случае принятия христианства. Его политика по отношению к церкви, как видно из инцидента с суасонской чашей, означает, что он понимал важность ее поддержки. Но было также очевидно, что его христианство будет более бесполезным, если это будет христианство арианское. Хотя принятие арианской веры представлялось очевидным вариантом — ведь все его германские соседи — вестготы, остготы, бургунды — были арианскими христианами. Тем не менее это было бы роковой ошибкой, и мы можем быть уверены, что избежать ее Хлодвигу помогли именно политические убеждения, а не собственные религиозные предпочтения или случайность. Было бы абсурдным предполагать, что он тщательно взвесил достоинства и недостатки доктрин арианства и католичества (ортодоксального христианства. — Ред.) и принял решение в пользу той, что больше отвечала его внутренней сущности. Варвары обращались в христианство не так. С другой стороны, влияние его супруги Клотильды, несомненно, было сильным, и можно утверждать, выбор Хлодвигом веры объяснялся тем, что Клотильда не была арианкой. Полагаю, мы можем свободно приписать быстрое обращение Хлодвигу влиянию Клотильды — аналогичные случаи есть в Кенте и Ломбардии, но я сомневаюсь, что это влияние было случайным. Если мы вспомним, что бургунды в основном были арианами, король Гундобад тоже придерживался этой веры и было бы удивительным, если бы выбор Хлодвига пал на практически единственную католичку по чистой случайности. Я склонен думать, что он выбрал Клотильду именно потому, что она была католичкой. И если я прав в этом предположении, вся политика Хлодвига и его обращение в новую веру представляются в новом свете. Он сомневался, стоит ли принимать христианство, но, не умаляя могущества церкви, видел, что супруга-католичка поможет ему завевать доверие церковников, станет бесценной при ведении переговоров с ними. В этом свете брак Хлодвига с Клотильдой связан не так с его взаимоотношениями с бургундами, как с его отношением к галло-римской церкви. Он намеренно планировался с целью принятия христианства самим королем. Таким образом Хлодвиг давал понять, какую форму христианства примет, если решится на это. Но почему он сомневался? Здесь пора упомянуть о другом влиянии, которое весьма часто встречается в государственном управлении того времени, — влиянии предрассудков. Хлодвиг нисколько не сомневался в существовании Бога христиан, но в существование своих богов он верил тоже, и возникал резонный вопрос, кто из богов сильнее? Может ли он отказаться от собственных богов, ничего не опасаясь? Ему потребовалось несколько лет, чтобы принять решение. Вероятно, он долго прикидывал, что потребуется от него и что он получит взамен. Говорят, что первенец Клотильды был крещен с согласия отца, но потом заболел и умер. Что ж, это был своего рода эксперимент, который закончился для Хлодвига не в пользу Бога Клотильды. Возможно, обстоятельства заставили его считать, что победа над алеманнами достигнута с помощью христианского Бога, и это в конце концов подвигло короля принять католичество. Хлодвига крестили — некоторые считают, что это было в церкви Святого Мартина в Туре — в 496 году. Он как раз отобрал этот город у вестготов — факт, подтвержденный лишь недавно. Но преобладает мнение, что короля крестили в Реймсе.

Огромная важность принятия Хлодвигом католической (ортодоксальной. — Ред.) веры признается практически всеми историческими авторами. Они неизменно подчеркивают, что это событие мирового значения — Welthistorische Bedeutung. Но они не видели того, что это событие не случайное и не является результатом внезапного озарения. Это было, как я себе представляю, венцом последовательной расчетливой политики, поступком, достойным умного государственного деятеля. Предположить, что Хлодвиг не осознавал политических аспектов того, что сделал, верить, что бросок костей или простое стечение обстоятельств решило, принять ему католичество (ортодоксальное христианство) или арианизм, значит принижать умственные способности Хлодвига, которые были очень высоки, чему свидетельство — его великие достижения. Понять, что поступок Хлодвига никоим образом не был случайным, и распознать зачатки будущих великих свершений можно сразу, с первого взгляда. Он стал результатом широкого государственного взгляда на политическую ситуацию, трезвой оценки условий, в которых существовало его королевство, стремления проводить политику, способствующую его консолидации. Такие проблемы часто возникали и решались. Но решение Хлодвига было глубоко продуманным и взвешенным. Мы нередко неправильно понимаем и оцениваем интеллектуальный уровень таких государственных деятелей, как Хлодвиг, потому что варвары, франки времен Хлодвига, да и сам Хлодвиг были наивны, и эта некоторая простоватость и даже инфантильность вкупе с хитростью есть то, что главным образом отражено в традициях, записанных Григорием Турским и Фредегарием. Таким образом формируется идея об отважном воине, примитивном и по-детски непосредственном, способном на хитрость и ловкость, но не имеющем качеств большого политика, способного создать великое государство и управлять им. Так получилось и с Хлодвигом. Недостаточность документальных материалов о нем позволила такой ошибке возникнуть и существовать.

Итак, если эта точка зрения верна, мы встречаемся с существенной трудностью. Почему церковная традиция, прославляющая Хлодвига как первого христианского короля франков, вредила его репутации, представляя его язычником в течение первых пятнадцати лет его правления, если он в действительности почти весь этот период был христианином? Это представляется мне серьезной трудностью, и я не могу не думать, что общий смысл церковной традиции должен быть верным. Но как же нам тогда интерпретировать письмо? Должны ли мы сказать, что тон послания и выражения, подразумевающие христианство Хлодвига, являются лишь мнимыми? И епископ имел намерение навести на мысль, что Хлодвиг не был удовлетворен изъявлением доброй воли по отношению к христианству и теперь должен принять новую религию лично? Предвидя возможность конечного обращения короля, епископ мог принять решение и обратиться к нему так, словно тот уже был христианином. Это объяснение возможно, но я не думаю, что без точных свидетельств мы должны считать его единственно верным.

Конечно, самый простой выход — сказать, что Secunde Belgice — всего лишь вариант исправления. Однако вероятность этого исправления очень высока. Контекст требует обозначения территории провинции, и, поскольку в манускрипте указано Secundum bellice, сразу приходит на ум именно Secunde Belgice. Невозможно избавиться от мысли, что епископ хотел указать именно это название, тем более что его собственный приход — Реймсский — находился в этой провинции. По моему мнению, мы должны признать, что епископ Ремигий в этом письме ссылался на провинцию Белгика Секунда, но я не готов принять вывод Гундлаха как единственный возможный. Наоборот, я считаю, что свидетельства указывают на другой вывод, чрезвычайно важный и интересный. Если считать в целом верной церковную традицию, утверждающую, что обращение Хлодвига имело место после 496 года, значит, упомянутое выше письмо Ремигия тоже написано после 496 года. То есть именно после этого года Хлодвиг взял на себя управление провинцией Белгика Секунда.

Следовательно, после победы при Суасоне в 486 году Хлодвиг не сразу взял в свои руки управление провинциями, включенными в так называемый regnum Сиагрия. Он оставил управление имперским функционерам, позволил старой организации остаться неизменной и удовлетворился общим контролем.

Христианство зародилось в I веке в Палестине. В канун Средневековья оно становится господствующей религией Римской империи. Какие причины побудили принять крещение короля франков Хлодвига, исповедавшего язычество? Какое место занимала христианская церковь в управлении государством в раннем Средневековье? Какую роль сыграло принятие христианства франками в развитии Западной Европы? Ответить на эти вопросы, узнать интересные факты об этом переломном периоде поможет данный урок.

План урока:

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:

Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.

Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:

  1. Церковь поддерживала авторитет королей среди подчиненных;
  2. Во владении церкви находилось большое количество земель и доходов;
  3. При помощи христианской религии можно было направлять жителей на противостояние врагам, внушать смирение и подчинение;
  4. Вера в единого Бога Христа объединяла людей;
  5. Христианская церковь в средние века оказывала колоссальное влияние на людей.

Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.

Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.

Какой религии придерживались франки ранее? Они поклонялись идолам, множественным богам, то есть были язычниками. После того, как франки приняли христианство, они стали верить в одного бога - Иисуса Христа.

Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.

Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.

После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.

Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.

Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.

Значение принятия христианства Хлодвигом:

  • укрепление авторитета Хлодвига среди местных жителей;
  • политика Хлодвига поддерживается христианской церковью;
  • развитие римской культуры и ее распространение среди франков;
  • усиление влияния церкви на захваченных франками землях.

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев - духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

Иерархическая структура церкви

  1. Церковь – это религиозная организация, а также объединение последователей религии на основе общности вероучения;
  2. Церковь – здание для совершения богослужения.

Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.

Папа Римский - глава христианской церкви

Епископы – управляющие церковными областями

Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.

Аббаты – наместники монастырей

Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.

Священники и монахи

В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.

Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.

Монах, давший обет, должен был:

  • полностью отказаться от своего имущества;
  • отречься от семьи;
  • посвятить свою жизнь молитвам;
  • жить в бедности и трудиться;
  • выполнять все повеления настоятеля - аббата.

Почему человек принимал решение стать монахом?

В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.

Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.

Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.

Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.

Монах переписывает рукопись

Средневековые книги внешне напоминали современные, но имели гораздо больший размер. Книги писались на пергаменте, листы которого были сложены и переплетены. Создание одной книги - кропотливый и долговременный труд нескольких монахов. Один человек занимался написанием текста каллиграфией при помощи птичьих перьев; второй – расписывал заглавные буквы красной строки; другие – украшали страницы витиеватым орнаментом. Ценность средневековой рукописной книги была очень высока, она считалась дорогим преподношением, достойным королей и знатных персон. Главной книгой, которую необходимо было изучить всем верующим, была Библия.

Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.

ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.

Возникновение папской области

Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.

Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.

ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.

В IV веке римляне подчинили германские племена франков, разрешив им расселиться на территории современной Бельгии с условием защиты границ Римской империи. Последующий тесный контакт с галло-римским населением привел к постепенной романизации франков. Отец Хлодвига, Хильдерик I , был верным союзником римлян во время войн с другими германскими племенами.

Франки делились на две группы – рипуарских, живших на востоке реки Маас, и салических, расселившихся у морского побережья. Из княжеских династий наиболее сильными являлись Меровинги, правившие у салических франков.

К тому времени падение Западной Римской империи привело к тому, что за власть над Галлией, бывшей римской провинцией, протянувшейся от Рейна на севере до Пиренеев на юге, развернулась борьба между варварскими племенами, жившими на ее территории.

Хлодвиг, разумеется, включился в эту борьбу, и первым делом в 486 году захватил Суассон и всю Северную Галлию вплоть до Луары, разбив последнего римского наместника этих территорий Сиагрия. Позже франки подчинили алеманнов на востоке, а в 507 году победили вестготов в битве при Пуатье, захватив Аквитанию.

Таким образом, королевство франков уже в начале VI века занимало большую часть Галлии, кроме Бретани, Бургундии и Септимании. Он же, Хлодвиг, сделал Париж столицей своего королевства.

С целью укрепления власти, а также чтобы получить поддержку галло-римской аристократии и христианского духовенства, он принял христианство, крестившись вместе со своей военной дружиной в 496 году. Во всяком случае, так утверждает Григорий Турский.

Впрочем, с датировкой крещения Хлодвига не все так просто. Поскольку хроники не упоминают конкретную дату, часть историков полагает, что король франков принял христианство не ранее 507 года.

На месте церкви, в которой крестился король франков Хлодвиг, столетия спустя был построен кафедральный собор в Реймсе, где позже короновались монархи Франции. Крещение короля принесло ему ощутимые политические дивиденды: франкское государство при Хлодвиге получило признание не только галло-римской знати, но и папы Римского, а также императора Восточной Римской империи.

Церковь, помогая укрепить власть и династию Меровингов, обретала сильного союзника в борьбе с арианством – ересью, которую исповедовали многие германские племена, обращенные из язычества в христианство. Таким образом, крещение Хлодвига стало обоюдовыгодным политическим актом.

О том, что Хлодвиг принял христианство ортодоксального католического образца, так сказать, по расчету, свидетельствуют его дела, никак не вписывающиеся в евангельскую благую весть о мире. Те же средневековые хроники сообщают об истреблении королем многих родственников, которые в будущем могли оспаривать престол у сыновей Хлодвига.

В сентябре 1996 года в Реймсе папа римский Иоанн Павел II и с ним около 200 тысяч человек собрались, чтобы отпраздновать 1500 лет со дня обращения Хлодвига, короля франков, в христианство. Нередко крещение Хлодвига называют крещением Франции. Правда, с подобным утверждением согласны далеко не все историки.

Некоторые указывают на историческую неточность: во-первых, галло-римское население задолго до Хлодвига приняло христианство, во-вторых, Франция, скорее, родилась после распада империи Карла Великого в 843 году, когда французским королем провозгласили Карла Лысого.




Как бы то ни было, но традиция продолжает связывать христианизацию Франции с королем Хлодвигом. О чем свидетельствуют многочисленные произведения искусства: средневековые миниатюры, витражи, более поздние гравюры, картины и скульптуры.

Хлодвиг I – великий французский король, известный многочисленными завоеваниями и принятием франками христианства. При его жизни времена были непростыми, но, будучи правителем, он расширил границы владений и получил расположение многих государств, создав надежную почву для будущей политики Франции.

Король Хлодвиг Первый

Хлодвиг первый был самым известным правителем из династии Меровингов.

Кто такой Хлодвиг?

Известнейший из династии Меровингов и наиболее успешный – Хлодвиг Первый. Появился на свет в г. Турне, Бельгия, в 466 г. Франция тогда была разделена на две большие части – салических и репуарских франков, которые имели более мелкие ветки во главе с королями-военачальниками.

Сын Хильдерика I, Хлодвиг, стал королем в 15 лет и правил с 481 (482) по 511 год.

Жизнь этого короля прошла в сражениях. Он был удачлив, владел тактикой боя, стратегией, часто побеждал. История запомнила его как решительного и жестокого военачальника, поэтому собственное войско, враги, другие государства его боялись. Умер основатель франкского государства в 511 г., погребен в храме Апостолов Петра и Павла, в Париже.

Правление – каким был король Хлодвиг?

Правление Хлодвига I, особенно военная политика, неплохо изучены. За годы правления Хлодвиг сделал немало, но присоединение новых земель приходилось проводить силой. В 486 году он пошел против Саргия и через несколько лет завоевал его территории. Затем разбил тюрингов, совершающих набеги на франков.

Битва франсксого государства за расширение территории

Король Хлодвиг значительно расширил границы франкского государства.

После заключения брака Хлодвиг увидел новые возможности и увеличил королевство от Сены до Луары, укрепляя власть. В 500 году воевал против Гундобальда. В 506 году пошел против вестготов, расширив свои территории в Галлии. А после победы в готской войне определил столицу государства в Париже, где и продолжил объединение франкских земель.

Почему Хлодвиг принял христианство?

Бургундская принцесса Хлодехильда

Женитьба на Клотильде сплотила государство франков с Бургундией.

Длительное время Бургундия и Франция были не в лучших отношениях. Но брак с принцессой менял положение и позволил заполучить сильного союзника. После женитьбы на Клотильде началась новая веха в правлении короля. Ведь она была не просто принцессой известного государства, но и христианкой.

Клотильда длительное время убеждала супруга принять христианство, но Хлодвиг отказывался. Правитель был упрям независимо от уговоров. Принять крещение его сподвигла интересная история.

Король часто воевал с алеманами, и, как правило, побеждал. Но в ходе одной из битв удача начала изменять. Войско теснили, никакие подношения языческим богам не помогали. В надежде король взмолился Иисусу Христу и поклялся, что, если франки одержат победу, он примет христианство. Вера была слабой, войско Хлодвига разгромило алеманов.

Хлодвиг принимает христианство

Христианская вера помогла Хлодвигу разгромить войско алеманов.

Войны с алеманами были частыми в те времена, поэтому сложно сказать, когда произошла эта битва. По одним источникам в 496 г, по другим – в 507 г. Король обещание сдержал и принял новую веру. Его крестил епископ Ремигий. А затем христианство приняло и войско. В средневековье этот ход стал возможностью получения поддержки духовенства и галло-римского населения. А в будущем неоднократно был причиной успехов франкского государства Хлодвига.

Хлодвиг I – это легендарный правитель франков, принадлежавший к знаменитой династии Меровингов (длинноволосых королей). Период его властвования приходится на 481–511 гг. Хлодвиг прославился тем, что отказался от язычества, искоренил его на территории Европы и официально принял христианскую веру. Также он поспособствовал существенному расширению границ Франкского государства.

ритуал

Биографические сведения

Основные сведения о жизни Хлодвига I имеются в трудах епископа Григория Турского, жившего спустя несколько десятилетий после этого короля. Будущий правитель франков появился на свет около 466 г. Он был сыном короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. После смерти своего отца 15-летний наследник сразу вступил на трон.

Политика молодого короля

В период властвования Хлодвига франки не были единым народом и разделялись на две группы – рипуарских, живших на побережье реки Маас, и салических, расположившихся рядом с морем. Поначалу новый король правил небольшой территорией, расположенной рядом с современной Бельгией. Вскоре он стал вести завоевательную политику, захватив Суассон и всю Северную Галлию, подчинив алеманнов на востоке и присоединив Аквитанию. Благодаря такой тактике уже в начале VI века королевство франков стало занимать большую часть Галлии. При Хлодвиге город Париж был выбран столицей.

Жены и наследники

В молодости Холдвиг жил с гражданской супругой по имени Эвохильда, которая происходила из кельтских франков. Скорее всего, эта женщина была дочерью короля рипуаров Сигиберта Хромого. Эвохильда родила своему супругу сына Теодориха, который впоследствии получил немалую часть владений отца.

Ближе к 30 годам Хлодвиг осознал необходимость в выборе более достойной партии. Король обратил внимание на принцессу Бургундии Клотильду, славившуюся своим умом и красотой. Она была младшей дочерью бургундского короля Хильперика II, которого убил при разделе власти его брат Гундобад. Именно к последнему Хлодвиг отправил своих послов с просьбой выдать за него Клотильду. Гундобад не посмел отказать воинственному королю, и вскоре была сыграна громкая свадьба.

У Хлодвига и его молодой жены родилось несколько сыновей. По просьбе супруги короля первый из них, Ингомер, был окрещен в христианской вере, которую Клотильда еще ранее приняла под влиянием своей матери Каретены. Вскоре малыш умер, в чем его отец обвинил крестильный обряд. Через небольшой период времени королева родила второго наследника – Хлодомира. Младенца также крестили, после чего он начал серьезно болеть. Отец связывал это с христианским обрядом, однако Клотильде удалось отстоять свою веру и спасти жизнь малыша усердными молитвами.

Крещение Хлодвига

После смерти первенца Клотильды правитель франков еще долгое время настороженно относился к христианству. Несмотря на это, молодая королева постоянно просила его принять учение Спасителя. Язычник Хлодвиг долго колебался и не поддавался на уговоры, поскольку был решительно настроен против чуждой ему религии и считал своих богов самыми сильными помощниками.

Причины принятия христианства

Со временем Хлодвиг изменил свое предвзятое отношение к христианству. Будучи талантливым правителем, он понимал, что для укрепления власти и объединения франков должна существовать единая вера со строгими правилами. Также он желал получить могущественную поддержку галло-римской аристократии и христианского духовенства.

Решение креститься во Христе имело под собой и другие основания. По легенде, во время очередного боя с алеманнами (древнегерманским племенем) войско Хлодвига стало терпеть поражение. Молитвы к языческим богам не оказали никакого воздействия, и тогда правитель франков, вспомнивший наставления своей супруги, обратился с горячей просьбой к Иисусу Христу.

Епископ Григорий Турский описывает, как происходили эти события. Во время молитвы Спасителю воинственный король поклялся, что примет новую веру, если Он поможет ему победить врагов. Сразу после этого воины Хлодвига ощутили серьезный перевес и в итоге одержали победу. После правитель франков решил как можно скорее исполнить данный обет и стать христианином.

Проведение священного ритуала

Хлолвиг принял обряд крещения и стал христианином ортодоксального католического образца вместе со своей шеститысячной военной дружиной. Выражая солидарность с королем, в новой вере покрестились обе его сестры – Альбофледа и Лантехильда.

Точная дата этого исторического события неизвестна. Существует два предположения относительно того, когда проходило крещение Хлодвига. По мнению историков, оно могло состояться как в 496 г., так и в 507 г. Основная версия говорит о том, что крещение проводилось на католическое Рождество (25 декабря). Фредегар, франкский летописец середины VII века, считает, что крестильный обряд мог проходить на Пасху.

изображение

Крещение правителя франков состоялось в Реймсе при участии епископа Ремигия. В дальнейшем при проведении раскопок под Реймским собором обнаружили баптистерий, относимый к V столетию. Именно здесь, по мнению историков, имело место крещение франков.

Согласно старинной легенде, незадолго до этого священного ритуала Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с ароматным миром. Этим маслом крестили Хлодвига, его подданных и родных. Утверждается, что в дальнейшем многие французские короли были помазаны таким миром, бережно передающимся представителями духовенства из поколения в поколение.

С крещением Хлодвига связана и другая легенда, которая рассказывает о том, откуда произошла геральдическая лилия – знаменитый символ французских королей. По преданию, ее принес Хлодвигу ангел Господень, явившийся ему во время одной из битв. Посланник небес велел правителю франков сделать ее королевским знаком и завещать потомкам.

Последствия крещения Хлодвига для королевства франков

Приняв крещение, правитель франков получил многие преимущества:

  • смог значительно укрепить и расширить свою власть;
  • заручился поддержкой галло-римского населения;
  • добился благожелательного отношения со стороны византийского духовенства.

правитель

Немаловажное значение имело то, что Хлодвиг принял христианство в ортодоксальной форме, по византийскому образцу. Это подразумевало почитание учения Спасителя как единственно верного, утверждение веры, требующей неукоснительного соблюдения всех заповедей и канонов. Галло-римские епископы считали такой выбор короля огромным достижением и настоящей победой. Также на этой почве возникли благоприятные условия для романо-германского единства, дальнейшего развития европейской культуры.

Смерть короля франков

В последние годы жизни Хлодвиг продолжал расширять территории франкского государства, захватывая мелкие королевства и области. В результате этого на левом побережье Рейна постепенно не осталось ни одного независимого владения.

Правление Хлодвига длилось на протяжении 30 лет. Умер король в возрасте 46 лет в Париже. Датой его смерти принято считать ноябрь 511 года. Правителя похоронили по христианскому обычаю в построенной им церкви Апостолов Петра и Павла. В XVIII веке на этом месте был воздвигнут Пантеон.

Королева Клотильда пережила своего супруга на 32 года. После смерти Хлодвига она приняла решение навсегда оставить королевские чертоги и посвятить себя служению Богу. Когда Клотильда скончалась, ее похоронили рядом с могилой Хлодвига.

Наследники короля приступили к разделу власти сразу после его смерти. Это привело к затяжным междоусобным войнам и постепенному развалу франкского государства.

Причины, по которым Хлодвига не причислили к лику святых

Супруга Хлодвига и мать его детей была канонизирована, однако сам он, несмотря на свои значительные заслуги перед католической церковью, не оказался среди французских святых. После подведения итогов правления короля стало очевидно, что он принимал крещение с прагматичными целями. Именно поэтому христианская вера не привела к изменению личности правителя в лучшую сторону и к покаянию в совершенных грехах.

Известно, что Хлодвиг, уже будучи христианином, без сомнений расправлялся со своими родственниками. Так он стал прямым виновником гибели Синиберта Хромого, короля рипуарских франков, а впоследствии приказал убить и его сына Хлодериха. После их гибели Хлодвиг присоединил освободившиеся земли к собственным владениям и заявил о полной непричастности к произошедшим трагическим событиям. Также он захватил территории своего союзника Рагнахара, уничтожил других родственников, которые, по его мнению, могли в будущем стать соперниками или покуситься на его жизнь.

Читайте также: