Тютчев альпы анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

ГлаваII Вокально-хоровой анализ……………………………………………………6

В данной курсовой работе я провожу анализ поэтического текста и музыкально- теоретический разбор произведения, выявляю вокально- хоровые трудности и предлагаю свои методы достижения качественного музыкального исполнения.

Чесноков Павел Григорьевич- русский хоровой дирижёр, композитор, профессор Московской консерватории. До революции- видный регент, учитель школьного пения; дирижировал концертами Русского хорового общества, исполнял произведения Танеева и других.

Характерным для Чеснокова является мастерство хорового письма, выявление красочных возможностей хора, стремление к акустическому благозвучию. Его хоры отличаются широтой, использованием низких басов (октавистов). Хоры Чеснокова доступны высококвалифицированным коллективам; лучшие его сочинения нашли своё применение и в педегогической практике.

Ощущение катастрофы бытия, не позволяющее искать спасение в идеалах и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием литературных течений рубежа XIX-XX веков, прежде всего символизма.

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво- Идей, указующие на своё тайное сродство с ними. Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный.

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.

Музыкально- теоретический анализ.

Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари.

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец —
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья.

Данное стихотворении состоит из двух строф( 16 строк). Написано в размере четырёхстопного хорея, стопа двухсложная с ударением на первом слоге.

Первая и вторая строфы представлена восьмистишием.

Динамика меняется незначительно; эти изменения носят прежде всего агогический характер.

Второе предложение наполнено имитациями. Тенора и сопрано вступаёт поочерёдно, в то время, как альтовая партия звучит как подголосок.

Контрастность второй части проявляется не только в тональном плане, но и в метро- ритмическом плане. Этому способствует новый темп. Такие изменения диктуются образом литературного текста. Вступления из затакта, элементы имитации в теноровой партии, приносят торжественный и устремлённый характер. Басовая партия, как и в начале произведения, не звучит.

Вокально- хоровой анализ.

Тип хора- смешанный. Вид хора- a capella ( с использованием divisi во всех голосах)

Смешанный хор выбран композитором не случайно. Соединение мужских женских голосов может донести и раскрыть множество художественных образов. Все партии хора находятся в достаточно мягких тесситурных условиях.

Сопрано: ре первой октавы- ля второй октавы

Альты: до первой октавы- си первой октавы

Тенора: ре малой октавы-соль первой октавы

Басы: ля контр октавы-си малой октавы

Необходимо добиться внутри долевой пульсации. Нужно, чтобы певцы одновременно начинали и заканчивали произведение в целом и отдельные его части, постоянно ощущали его метрическую долю, чётко и точно передавали ритмический рисунок, удерживали темп и совместно меняли его, исходя из указаний автора и художественно- исполнительских задач. Особого внимания заслуживает фермата в 24 такте- снимаемая фермата, то есть после неё наступает цезура ( перерыв звучания, дыхание). Она связанна с изменением темпа и завершением определённой мысли, как музыкальной, так и литературной

В соответствии с передачей форм музыки композитор меняет темпы, от медленного до оживлённого, более энергичного. Агогические оттенки мы наблюдаем на смысловых акцентах, в кульминационных разделах и окончании произведения принесут в исполнение этой партитуры долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный и литературный образ произведения, наиболее точно передать настроение, помогут более чётко нарисовать картину в воображении слушателя.

Дикция – это важный компонент хорового звучания. Она способствует хорошему звуковедению и правильной интонации.

В вокально-хоровой музыке самое главное- это слово. В данном произведении не мало трудностей, связанных с произнесение поэтического текста. Все гласные формируются по- разному, поэтому дирижёр должен следить за тем, чтобы каждая хоровая партия формировала их одинаково, не было открытого звука. При штрихе legato хор должен произносить текст следующим образом: все гласные максимально пропеваются, а согласные с конца слова присоединяются к началу следующего слова. Шипящие произносить как можно чётко и коротко.

Полезным упражнением перед пением произведения со словами будет проговорить текст или пропеть его в темпе на одной ноте, выравнивая все неточности.

Надо обратить особое внимание на вступление каждой партии. В четвёртом такте надо уделить внимание партии басов. Их вступления приходится на сильную долю, в низкой тесситуре, следовательно дирижёрский жест должен быть глубоким. Нужно давать чёткий ауфтакт для вступления партий, когда у них начинается имитационное проведение. Вступление приходится на вторую и третью долю. Жесты должны соответствовать динамике части и её характеру: быть широкими на f, а на mf менее широкими и плавными с чёткими сильными долями.

Поэт, воспевающий природа и чистоту мысли, Фёдор Тютчев затрагивал в своих произведениях философские проблемы. Для него важно, как для писателя и творческого человека, понять суть жизни, выделить главные ценности. Он считал, что, только обращаясь к природе, можно постичь душу человека или хотя бы приблизиться к ней. Именно окружающая среда способна соприкоснуться с внутренним миром человека.

В стихотворении "Альпы" изображён горный пейзаж. С его помощью автор создаёт двоемирие. Окружающая природа - это мир идеальный. Горы - это также посредники между низменностью и возвышенностью, между тем, где находиться человек, и тем, чего ему не достичь. Ведь они стояли на земле, но при этом устремляются ввысь, к чистоте и небу. Именно в этом пространстве обитают высшие силы, духи, которых нельзя постичь обыкновенному земному человеку. Однако если в дневное время - небо светлое, то вечером оно таит в себе тайны и опасности, которые страшат людей. Перед глазами читателя возникают устрашающие застывшие взоры гор. Они наполнены холодностью и ужасом, но при этом они продолжают заманивать путников своими чарами. Во второй строфе автор развеивает ужасный образ гор. Ведь именно тогда наступает солнечный, золотой день, который прогоняет страх и опасность.

Многие исследователи и литературоведы, в том числе и Наум Беркович, считают, что Тютчев видел мир как некое пространство без четких границ и линий. Для него не было ничего окончательного. Поэтому каждое мгновение должно подтверждать само себя. В "Альпах" таким мгновением, которое появляется заново, словно рождается, является утренний рассвет. Тяжёлая устрашающая власть высшей, словно царской, силы овладевает всем миром. Для Тютчева ночь всегда была той порой, когда вокруг всем управляют тёмные силы. Однако с первыми рождающимися лучами солнца мир возвращается в привычно идеально возвышенное состояние. Возродились горы и засияли золотым светом.

Многие современники увидели в "Альпах" политические взгляды. По их мнению, тьма и сумрак - это народ, который бурлит и кипит от несправедливости. Он хочет действовать, хочет вернуть заслуженные права, однако, в конце концов, наступает рассвет и озаряет горы, озаряет пейзаж. Все это объясняется близостью Тютчева с кружком славянофилов. Тесное знакомство с их идеями сильно повлияло на мировоззрение поэта, на его ощущение к власти и к народу.

Картинка к стихотворению Альпы

Альпы Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Автором стихотворения является всеми известная Анна Ахматова. Её творение увидело свет в 1940 году. Это никак не стабильное время. Время Войны, ужасного горя, больших потерь и героического мужества. Ещё сильнее усугубляет ситуацию недавно

Поэзия Федора Тютчева очень разнообразна и в то же время абсолютно неповторима. Каждая стихотворение мастера лирики наполнена глубоким философским содержанием. Это касается как любовных произведений, так и пейзажных

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала.

В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе – “Утихла биза… Легче дышит…”, “Утро в горах”, “Хоть я и свил гнездо в долине…”.

Изображая горные пейзажи, Федор Иванович раскрывал идею двоемирия природы. Горы в его поэзии одновременно укоренены в земле и устремлены в небеса. Мир вершин человеку чужд, в этом пространстве обитают духи.

Днем оно светлое, ночью становится опасным, страшным. Образ гор раскрывается в стихотворении “Альпы”,

Первая строфа текста посвящена ночным горам. Перед читателями предстают помертвелые очи Альп, объятые льдистым ужасом и находящиеся под властью гибельных чар. Свергнуть зловещие оковы им удается во второй части стихотворения, когда наступает день и на свет появляется “вся воскресшая семья”, блестящая в венцах из золота.

По мнению советского литературоведа Наума Яковлевича Берковского, для Тютчева мир не имеет окончательных очертаний. Все предметы каждый день должны рождаться заново, подтверждать

себя. В “Альпах” Федор Иванович показывает процесс рождения утра в горах: тяжкий распад, происходивший ночью, сменяется блистательным пейзажем.

Темное время суток в лирике Тютчева – это почти всегда страшная пора, когда человек сталкивается с бездной, когда царит хаос, когда открывается возможность постичь тайны мироздания.

Некоторые исследователи творчества Федора Ивановича, в стихотворении “Альпы” видят не только яркое описание пейзажа, но и политический подтекст. Согласно их концепции, цепь горных вершин – аллегорическое изображение славянских народов. Приходящий с востока рассвет сначала озаряет самую высокую гору, то есть старшего брата. Скорей всего, здесь имеется в виду Российская империя.

Подобный взгляд на “Альпы” не лишен здравого смысла. Дело в том, что Тютчев хорошо общался с братьями Киреевскими – известными славянофилами. Дружба с ними оказала огромное влияние на мировосприятие поэта.

Славянские симпатии Федора Ивановича стали еще сильнее после знакомства с Вацлавом Ганкой – чешским деятелем национального возрождения. Его Тютчев считал “апостолом единения славян”, ему посвятил два стихотворения: “Ганке” (“Вековать ли нам в разлуке. ”, 1841) и “Так взывал я, так гласил я…” (1867).

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари,
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари.

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец –
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья.

Читайте также: