Вернадский научная мысль как планетное явление краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Книги 4, Наука]

Книга триста восемнадцатая

В.И. Вернадский "Научная мысль как планетное явление"
М: Наука, 1991 г., 271 стр.

Больше двадцати лет стояла на полке книга, дожидалась. Это еще не срок - вот дарвиновское "Путешествие натуралиста" уже скоро как сорок лет ждет, а если считать с момента, как увидел ее в книжном шкафу деда - уж более сорока. Ничего, дождется.

Мы знаем Вернадского как если не изобретателя понятия "ноосфера", то как ученого, придавшего ему внятный смысл и сделавшего его ключевым для своего мировоззрения. Эта книга - как раз про ноосферу. Книга не совсем научная - в смысле научности она скорее научно-популярная, т.е. не предполагает у читателя специальных биологических или геологических знаний, однако общая научная эрудиция требуется. Книга не научная в том смысле, что тут ученый высказывает свое мировоззрение, а это уже ближе к философии. Тем и интересно.

Признаюсь, я в некотором затруднении - как писать об этой книге? Да, она замечательно показывает научную картину 1930-х (написана в 1938 году), что-то для меня было открытием - неужели фильтрующиеся вирусы открыли еще в конце XIX века? Как они без электронных микроскопов? В общем, интересно. Да и экскурсы в историю хороши - несколько страниц, посвященных Аристотелю - прям-таки гимн ему.

Но обо всем этом писать не буду. Потому как сейчас это представляет чисто исторический интерес - да, вот такая научная картина мира была восемьдесят лет назад. Но сейчас мы знаем больше, так что научно-популярные книги стоит читать более свежие. С другой стороны, восемьдесят лет еще не срок, чтобы изменилась картина мира - вот когда читаешь книги середины-конца XIX века, там иной взгляд на мир, книги снова интересны - приходится восстанавливать их мировоззрение, любопытная задача. Так что через пару десятков лет и эта книга Вернадского станет снова интересной, уже иначе интересной. Впрочем, надо учитывать мой возраст - мое мировоззрение сформировалось в восьмидесятые, так что от написания книги меня отделяет на восемьдесят лет, а меньше пятидесяти; так что возможно, что поколению моей дочери эта книга уже интересна экзотичностью взгляда на мир.

Напишу я о ноосфере. Взгляд Вернадского необычен тем, что это взгляд геолога: сначала была безжизненная земля на которой шли только геологические процессы; позже появилась жизнь и эта жизнь стала активно преобразовывать планету; в конце концов появился разум и более конкретно - научная мысль (все выделения - авторские):

"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубокие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедляться в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber - не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.
Цивилизация "культурного человечества" - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.

Собственно, основное сказано: есть единый геологический процесс, у него есть этапы биосферы, потом - ноосферы. Почему научная мысль, создающая ноосферу, не может прерваться? - потому что это этапы гигантского геологического процесса. Другого обоснования в книге нет и заметно, что автору оно и не нужно - это его credo. По сути, здесь мы имеем марксистскую теорию закономерно сменяющихся общественно-экономических формаций, транспонированную в область геологии (даже едва ли не космологии - геология тут рассматривается с момента образования Земли).

Кстати, ноосфера это именно сферическая оболочка, как и биосфера. Точнее, это эллипсоид вращения - геоид - и на сколько вверх и вниз распространяется область воздействия живого вещества (биосфера) и научного воздействия человека (ноосфера). Биосфера в глубину на 11 километров, в высоту - на 20 км (похоже, на этой высоте обнаружены какие-нибудь бактерии на пыли); для ноосферы высоту он дает побольше - наверное, по высоте стратосферных зондов в то время. Важно отметить, что ноосфера у Вернадского вполне материальна, это не "сфера мысли", а именно сферический слой Земли, подвергающийся воздействию вооруженного наукой человека.

Выше я сказал, что Вернадский не доказывает направленность развития к ноосфере, кроме как рассматривая как этап глобального геологического процесса. Это не совсем так - Вернадский доказывает, что в науке прогресс несомненен:

В результате долгих споров о существовании прогресса, непрерывно проявляющегося в истории человечества, можно сейчас утверждать, что только в истории научного знания существование прогресса в ходе времени является доказанным. Ни в каких других областях человеческого быта, ни в государственном и экономическом строе, ни в улучшении жизни человечества - улучшении элементарных условий существования всех людей, их счастья - длительного процесса с остановками, но без возвращения вспять, мы не замечаем. Не замечаем мы его и в области морального философского и религиозного состояния человеческих обществ. Но в ходе научного знания, т.е. усиления геологической силы цивилизованного человека в биосфере, в росте ноосферы, мы это ясно видим.

К сожалению, основной тезис о прогрессе в науке не совсем корректно обосновывается - сама методика измерения не предполагает возможности движения вспять. Если какое-то научное знание забыто, а потом оно снова вошло в научный оборот - это не регресс, а приостановка.

Все страхи и рассуждения обывателей, представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу.

Вот, кстати, интересный вопрос: а вот эта геологическая сила науки, она целеориентирована? Грубо говоря, ноосфера преобразует планету разумно? Вопрос любопытный, поскольку для Вернадского ответ настолько очевиден, что он об этом прямо и не говорит:

Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанных с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня. Движение повернуто быть не может, но оно носит характер жестокой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса. [. ] В том переходном состоянии, среди интенсивной борьбы, в которой мы живем, кажутся мало вероятными также и длительные остановки идущего процесса перехода биосферы в ноосферу.
Научный охват биосферы, нами наблюдаемый, является проявлением этого перехода.

И только в дополнении "несколько слов о ноосфере", написанном в 40-х, есть недвусмысленное указание:

Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

Здесь упоминаются "интересы мыслящего человечества" - вернемся к ним позже; итак, Вернадский считает, что научная мысль изменяет биосферу сознательно и в интересах человечества. Если же посмотреть, что происходит на самом деле, то картинка несколько иная - даже если оставить в стороне глобальное потепление (антропогенная его природа не доказана), но большинство человеческих воздействий геологического масштаба имеют характер побочных явлений, не они были целью. Это всевозможные загрязнения, локальные изменения климата и т.п. К примеру, недавно прочел, что к концу этого столетия коралловые острова вымрут. Не то, что сверху, а сами кораллы, создающие эти острова - в воде слишком много органики (стоки), кораллы жить не могут. В цепочке Наука-Технология-Изменения середина выпала из рассмотрения Вернадского. Грубо говоря, наука создает технологию, но применяют технологию отнюдь не ученые. И обеспечить разумность применения технологии - большой вопрос:

Выступает новая идея, неизбежно, рано ли, поздно ли но в государственно-реальное время побеждающая - идея о государственном объединении усилий человечества. Она может иметь место только при широком использовании средств природы на благо государства, по существу - народных масс. Это возможно только при коренном изменении положения науки и ученых в государственном строе. В сущности это государственное проявление перехода биосферы в ноосферу.

Республика ученых, ага. С другой стороны, если разработанная наукой технология находится под контролем государства, то это определенная гарантия ее правильного применения. К примеру, к военным можно относиться по-разному, но они имеют уже более чем полувековой опыт применения, а главное - неприменения атомного оружия. Более того, даже "грязные бомбы" - обычная бомба, начиненная радиоактивными отходами - мы видим только в кино, на практике таких инцидентов не было (кроме недавнего анекдотического - в Южной Америке где-то угнали грузовик с радиоактивными отходами; спецслужбы стали на уши - угроза "грязной бомбы"; быстренько нашли - оказалось, угонщики позарились на грузовик, что за груз не знали и получили лучевую болезнь). Серьезные атомные проблемы произошли как раз на гражданских объектах - Чернобыль, Фукусима.
Значит ли это, что контроль за применением (и неприменением) науки надо передать военным? С благом народа это не сильно связано (вспомним СССР), а технологии в руках неопределенно-большого круга лиц как раз и создают геологические по силе неконтролируемые и нецелеориентированные воздействия. Полагаю, что воздействие на биосферу автомобилей превышает воздействие всей атомной отрасли (пока не случится атомная война, разумеется).

Так что надеяться на науку как однозначно благую силу я бы поостерегся - мы еще можем исчезнуть или скатиться в каменный век благодаря результатам воздействия науки на биосферу.

И последнее в рассмотрении ноосферы - отложенный выше вопрос о "целях мыслящего человечества". Вернадский тут не мудрствует лукаво:

Разум может максимально проявиться [. ] только при максимальном развитии основной формы биогеохимической энергии человека, т.е. при максимальном его размножении.

Это даже комментировать не хочется.

Возможно, в рассмотренных выше цитатах Вернадский выглядит как очень заблуждающийся человек. Это не было моей целью, но это вполне закономерно - я подбирал цитаты, в которых он высказывает свое credo, свои мировоззренческие аксиомы, а они как раз и не защищены, защитить можно только выводы, следствия. Человек, высказывающий во что он верит, неизбежно подставляется. И мне не хотелось бы заканчивать так, а потому рассмотрю точку зрения Вернадского на философию и ее отношения с наукой.

С одной стороны, науку Вернадский ставит выше всех остальных сфер умственной деятельности человека (что логично, коль скоро она геологическая сила). С другой стороны, когда Вернадский рассматривает деятельность ученого, он неоднократно говорит, что некоторые выводы философии ученому полезны - особенно это касается физики, поскольку там философы достаточно глубоко осмыслили основные физические понятия, а у ученого нет на это времени и сил. А вот с биологией дела обстоят совсем иначе:

Вековые философские искания философов и биологов об отличии живого и косного не дают нам научно важных указаний для признания его существования (сходства или отличия). [. ]
Натуралист-ученый в своей научной работе должен это учитывать. [. ] Он не может без вреда для своей работы принимать готовые философские представления только тогда, когда они не стесняют его творческую мысль или когда они кажутся ему истекающими из наблюдаемой научной реальности.
Он, считаясь с ними, неизбежно вносит в свою научную работу следствия, которые он не сознает и предвидеть без углубленной критики, которая ему непосильна, он не может.
Правильным путем будет для натуралиста оставить эти философские представления в своей работе в стороне, с ними не считаться.
От этого его научная работа только выиграет в четкости и ясности.


Т.е. философы, не лезьте пока в биологию, пусть сначала биологи сами разберутся; а как они разберутся, определятся с основными понятиями и законами (как было в физике), тогда вы, философы, сможете эти понятия логически осмыслить, провести их углубленную критику, и придти к каким-то выводам, которые будут полезны биологам. А пока - вам рано.

Публикуется (со значительными сокращениями) по книге: Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

В. И. Вернадский рассматривает проблемы геологии, эволюции биосферы, сложнейшие социальные вопросы, расовое неравенство, дает обоснование новой психологии людей и необходимости новой демократии, анализирует проблемы войны и мира и десятки других тем. При таком комплексном всестороннем охвате явлений совершенно четко наблюдается постановка глобальных проблем, которые встают перед цивилизацией в настоящем и будущем планеты.

Следует особо подчеркнуть, что во всей мировой литературе этот труд

В. И. Вернадского — первый опыт обобщения эволюции нашей Земли как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В этой работе вскрывается ведущая преобразующая роль научной мысли, науки как важнейшей силы преобразования и эволюции планеты.

Актуальное значение имеет и предвидение великим ученым выхода человека в ближайшее космическое пространство, освоение ядерных источников энергии, гигантские по своим масштабам геологические преобразования поверхности нашей планеты и др.

Составление С. Капелуш

Литературно — художественное издание Мой 20 век

Вернадский Владимир Иванович Пережитое и передуманное

A. Г. Николаевская мл. РЕДАКТОР Д. В. Савиных

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР С. А. Виноградова

ТЕХНОЛОГ С. С. Басипова

ОПЕРАТОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКИ М. Е. Басипова

ОПЕРАТОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКИ ПЕРЕПЛЕТА И БЛОКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ B. М. Драновский

КОРРЕКТОРЫ Н. В. Семенова, Л. В.Кузьмина, Л. Ф.Уланова

Подписано в печать 21.09.2007 Формат 60x90/16 Тираж 3000 экз.

Отдел реализации издательства: (495)510–56–09,510–56–10

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 14

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА V НАШ БЫТ И НАУЧНАЯ РАБОТА

ГЛАВА V НАШ БЫТ И НАУЧНАЯ РАБОТА Распорядок дня. – Граммофон. – Состязания в стрельбе. – Субботняя уборка. – Зимовка в Антарктике уже не страшна. – Ацетиленовая установка. Научные занятия. – Моряки-ученые. – Метеорология и биология. – Вылазки на плоскодонке. – Только

Научная мысль как планетное явление[134] Отдел первый

Научная мысль как планетное явление[134] Отдел первый Научная мысль и научная работа как геологическая сила в биосфереГлава IЧеловек и человечество в биосфере как закономерная часть ее живого вещества, часть ее организованности. Физико — химическая и геометрическая

Научная литература

Научная братия

Научная братия Раздавшиеся у подножья горы голоса вырвали меня из плена воспоминаний. С минуты на минуту они окажутся здесь и нарушат одиночество, которым я наслаждался в компании с молчаливыми каменными Голиафами острова Пасхи. Я пошел навстречу людям, пробираясь между

Научная реклама

Научная реклама На протяжении десятилетий эта книга являлась не только одним из бесспорных бестселлеров на рынке изданий, посвященных рекламе, но настоящей Библией для нескольких поколений рекламистов. Признанный мастер, гений продаж, Хопкинс провел много лет в самом

Первая научная.

Первая научная. Заведующий обсерваторией профессор В. Н. Оболенский вскоре действительно поручил новому сотруднику самостоятельное исследование. И тема его по поразительному совпадению оказалась близкой к тому, с чем в дальнейшем связал свою жизнь Курчатов. Ему

22. Первая научная статья

Глава 30. Моя научная судьба

Глава 30. Моя научная судьба Вскоре после моего возвращения в Москву приехал и Евгений Алексеевич, сначала один, без семьи. Он позвонил мне сразу после приезда и пригласил заглянуть к нему. В тот день нам с Эльбрусом пришлось побывать на огороде, который находился в Кусково,

Научная и преподавательская деятельность

Научная и преподавательская деятельность Путешествие в ЛапландиюПрофессор Рудбек много рассказывал Линнею о путешествии в Лапландию, которое он совершил еще в молодости.И молодой человек тоже загорелся идеей совершить подобное путешествие. Домоседом и кабинетным

Научная работа

Научная работа В 1966–1970 годах он работал научным сотрудником в Кембриджском университете (Англия). В 1970-е Стиглиц пишет несколько статей в соавторстве с Майером Ротшильдом (см. очерк 03. Майер Ротшильд).До 1974 года он являлся профессором экономики в Йельском университете.

Научная деятельность

Научная деятельность В учебном институте главным является обучение студентов, для молодых преподавателей стимулом к росту является научная работа. Преподаватель ВУЗа без учёной степени и звания — никто, по социальному статусу недалеко ушёл от лаборанта (к

Научная работа

Научная работа Я еще только-только устроился работать в больницу.Сидел в кабинете и скучал. Точнее, отдыхал и радовался тому, что все так спокойно и безоблачно. Я был готов послужить здоровью и долголетию. Не так, чтобы порвать себе полые органы, но готов.- К вам придет

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РИМЕ

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РИМЕ Кипучая теоретическая деятельность Ферми, со времени опубликования работы по статистике (1926) до конца 1933 г, когда он начал работать в области ядерной физики, шла по трем главным направлениям.Во-первых, Ферми в течение нескольких лет осваивал

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Вернадский B. И. Научная мысль как планетное явление - пример

Вернадский B. И. Научная мысль как планетное явление

(биосфера как основная отрасль научного знания; биогеохимическая энергия и новая форма: энергия человеческой культуры, которая создает ноосферу). Вернадский совершил кардинальную коррекцию устойчивой картины мира, где не было места живому, разработал учение о живом веществе, биосфере, ввел понятие всюдности жизни, давления жизни, его скорости и сгущения. Биогеохимическая энергия - свободная энергия, образующаяся жизнедеятельностью природных организмов; вызывает миграцию химических элементов биосферы и тем формирует ее историю.

Появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит к использованию новых средств - психического, духовного порядка. Эволюция в первой мыслящему существу породила небывалое орудие дальнейшего развития - ум, обладающий самосознание, с возможностью бездна познавать и преобразовывать себя и мир.

С первой мысли человека о мире и о себе, с первого малого практического изобретения, идея и проект которого стали передаваться, совершенствоваться дальше, начался тот информационный поток сведений, опоясал сейчас всю планету, поток знаний, концепций, теорий, который дает представление о новой специфическую оболочку Земли (ноосфере), которая бы накладывается на биосферу, но не сливается с ней, а все больше похожа на биосферу преобразующий влияние. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы и уровни организации биосферы. Ученый связал учение о биосфере с деятельностью человека с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу. Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек сосуществует внутри природы и является частью ее. Человечество само по себе есть природное явление и закономерно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на состоянии мыслей. Но не только природа влияет на человека, существует и обратная связь.

Причем он не поверхностный, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, он гораздо глубже. Таким образом, человек есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве и времени. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, что подготовленное всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. Вернадский считал необходимым создать "интернационал ученых", что культивировал бы сознание нравственной ответственности ученых "за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели. В. высоко ценил значение философии для научного исследования, указывал на необходимость систематической разработки логики и методологии естествознания.

Читайте также: